• Название:

    Княжна Марья

  • Размер: 0.04 Мб
  • Формат: DOC
  • или



Княжна Марья — идеологическая героиня Толстого.
Из всех лиц… ближе всего душе автора, несомненно, княжна Марья Болконская с ее глубокими лучистыми глазами и такой же душой, — подтверждал Н. Н. Гусев.

В образе княжны Марьи гораздо меньше литературной типичности и гораздо больше живой трепетной души и человеческой привлекательности, чем у других женских персонажей романа.
Прототипом княжны Марьи была мать Толстого.
Писатель не помнил матери, ее портреты даже не сохранились, и в своем воображении он создал ее духовный облик.
Я молился ее душе, — говорил Толстой, и эта молитва всегда помогала ему в трудные минуты жизни.

Себе девушка казалась некрасивой, когда смотрела на себя в зеркало, светским щеголям она казалась дурною.
Княжна Марья живет со своим отцом, сиятельным екатерининским вельможей, сосланным при Павле и с тех пор никуда не выезжающим, безвыездно проживает в имении Лысые Горы.
Ее отец — Николай Андреевич — человек не из приятных.
Это педант, он часто брюзглив и груб.
Княжна Марья не выезжает на балы, потому что одиноко живет в деревне, обществом пустой и глупой компаньонки, строгого отца смертельно боится, но ни на кого не обижая.
Княжна обладает несокрушимой внутренней силой и четкими нравственными ориентирами.
Толстой показал княжну Марью совершенной, абсолютно цельной нравственно человеческой личностью.
Гармоничности, богатстве внутреннего мира Марьи Ростовой говорит и ее дневники, посвященные детям, и ее облагораживающее влияние на мужа.

Героиня умна, романтична и религиозна.
Она покорно переносит иксцентрическое поведение своего отца, его издевки и насмешки, не переставая бесконечно глубоко и сильно любить его.
Княжна любит и маленькую княгиню, и своего племянника Николая, и предавшую ее компаньонку-француженку, и своего брата Андрея, и Наташу и даже порочного Анатоля Курагина.

Именно княжна Марья высказывает главные идеи о войне и мире.
В начале романа, еще до 1812 года и всех его ужасов, в письме Жюли Марья пишет, что война — это знак того, что люди забыли Бога.
К той же мысли после многих жестоких сражений, после встречи со Смертью лицом к лицу, после плена и тяжелых ранений приходит ее брат.
Княжна Марья предсказывает князю Андрею, что он поймет, что есть счастье прощать.
И Андрей, повидавший Восток и Запад, переживший счастье и горе, составлявший законы для России и диспозиции сражений, философствовавший с Кутузовым, Сперанским и другими лучшими умами, перечитавший множество книг и знакомый со всеми великими идеями века, поймет, что его младшая сестра, проводившая жизнь в захолустье, ни с кем не общавшаяся, трепещущая перед отцом, разучивавшая сложные гаммы и плакавшая над задачами по геометрии, была права.

Именно княжна Марья предсказала участь самого князя Андрея.
Она знала, что он не погиб под Аустерлицем, и молилась за него, как за живого, чем, наверное, и спасла.
Она поняла и то, что на счету каждая минута, когда, не имея о брате никаких сведений, решилась на трудный путь из Воронежа в Ярославль по лесам, в которых уже встречались отряды французов.
Княжна Марья знала, что Андрей идет на смерть, и предсказала ему, что перед смертью он простит своего злейшего врага.
В сцене богучаровского бунта права именно робкая княжна Марья, никогда не управлявшая имением, а не мужики, предполагающие, что им будет лучше под властью Наполеона.
Княжна Марья высказывает свои опасения за Пьера, неожиданно ставшего богачом, предвидит большие соблазны и искушения наего пути, и действительно, вся дальнейшая жизнь Пьера — искушения, взлеты и ошибки.

Толстой наделяет девушку удивительной судьбой.
Для нее он реализует любые, самые смелые романтические грезы провинциальной барышни.
Княжна Марья переживает измену и смерть близких, ее спасает от врагов бравый гусар Николай Ростов — ее будущий муж.
Долгое томление взаимной влюбленности и ухаживаний и, наконец, — свадьба и счастливая семейная жизнь.
Кажется, что автор изящно и умно пародирует многочисленные французские романы, которые были неотъемлемой частью женского мира и оказывали значительное влияние на формирование духовного мира русских девушек начала XIX века, но Толстой особыми литературными приемами всякий раз выводит княжну Марью за пределы сюжета.

Каждый раз здраво и логично княжна осмысливает любое романтическое или близкое к этому сочетание событий.
Ее ум позволяет ей крепко стоять на земле.

Княжна Марья живет напряженным самопожертвованием, которое возведено ею в моральный принцип.
Христианская мораль, усвоенная княжной Марьей, обязывает любить всех и прощать всем, но это возможно, как показывает Толстой, только на пороге неминуемой смерти.
В жизни христианская мораль даже при высоких душевных качествах Марьи оборачивается неизбежным насилием над собой.
Смирению и самопожертвованию княжны Болконской сопутствуют бескорыстные нравственные чувства и напряженная духовная работа.
Это — именно то строгое, серьезное лицо, которое должно торжественно вынести на себе идею романа из хаоса его подробностей… дать всему смысл и значение , — писал о роли образа княжны Марьи в романе П. В. Анненков

. С первого взгляда, Марья Болконская производит на нас не самое лучшее впечатление.
Это некрасивая девушка с “тяжелой походкой”. Но потом мы видим “лучистые” глаза героини, в которых отражаются ее богатый духовный мир и нерушимая вера.
Именно эти глаза, несмотря на внешность, делают Марью очаровательной и милой.
Марк Аврелий писал: “Человека хорошего, благожелательного и искреннего можно узнать по его глазам”.

В то же время семья Болконских неполноценна – мать Андрея и Марьи давно умерла, а отец воспитывает своих детей так, как считает нужным.
В их мире преобладает рационально-умственное, волевое начало.
Они видят жизнь сквозь призму своих воззрений.
Болконским в наибольшей степени свойственна философская рефлексия (княжна ведет дневник), которая иногда придает им некоторую ограниченность, неспособность встать выше своих убеждений.
В их домашнем быту степенность, порядок, при общении между собой сдерживают положительные эмоции.
В этой семье преобладает мужское начало.

Может быть, именно поэтому княжна Марья долго и мучительно открывала в себе женщину (тяжело ступая, перешла к столу)

Своеобразным исключением в семье Болконских является дочь старого князя Болконского – Марья, которая живет только ради самопожертвования, которое уже перешло в моральный принцип, определяющий всю ее жизнь.
Марья – человек чистой души, набожный, терпеливый и добрый.
Отец не показывал своих чувств к ней, так как это было не в его правилах.
Марья понимает все капризы князя, относится к ним безропотно, так как знает, что отцовская любовь к ней спрятана где-то в глубине его души.
Старый князь, не имея возможности излить свою любовь, замыкается в себе, поступая подчас жестоко.
Княжна Марья не перечит ему: умение понять другого человека, войти в его положение – вот одна из главных черт её характера.
Эта черта часто помогает со-хранить семью, не дает ей распасться.

В семьях, описываемых Толстым, как бы снимается противоположность между супругами, в общении между ними взаимодополняется ограниченность любящих душ.
Такова семья Марьи Болконской и Николая Ростова, где соединяются в высшем синтезе столь противоположные начала Ростовых и Болконских.
Прекрасно чувство гордой любви Николая к графине Марье, основанное на удивлении перед ее душевностью, перед тем почти недоступным для него, возвышенным, нравственным миром, в котором всегда жила его жена.
И трогательна покорная, нежная любовь Марьи к этому чело-веку, который никогда не поймет всего того, что она понимает, и как бы от этого она еще сильнее, с оттенком страстной нежности, любила его.