• Название:

    Восемь частей йоги Патанджали

  • Размер: 0.04 Мб
  • Формат: DOC
  • или



Восемь частей йоги Патанджали.
1. Яма - ограничения во взаимоотношениях с людьми и с природой.
Общие нравственные требования, великие этические заповеди, истинные для всех религий, народов и времен: ненасилие (ахимса), правдивость (сатья), неворовство (астея), целомудрие (брахмачарья), нестяжательство (апариграха).
Несоблюдение этих заповедей порождает насилие, хаос, ложь, зависть и воровство,болезни.2. Нияма - Предписания образа жизни.
Дисциплина.
Правила индивидуального поведения.
Существует пять ниям: чистота (шауча), изучение Я (свадхьяя), удовлетворенность (сантоша), рвение (тапас) и преданность Богу (ишвара пранидхана).3. Асаны - гимнастические упражнения, позы, которые дают человеку здоровье и подвижность, снимают усталость, успокаивают нервы и способствуют концентрации ума.
Асаны совершенствовались в течение веков так, чтобы воздействовать на каждый мускул, нерв и железу организма.
Во время выполнения асан тело человека принимает формы, напоминающие различные существа.
Асаны носят имена животных, птиц, растений, насекомых, например: лотос (падма), скорпион (вричика), рыба (матсия), цапля (бака), собака (швана), верблюд (уштра) и т. д.
Освоив асаны, человек переходит к четвертой ступени йоги — пранаяме.4. Пранаямы - дыхательные упражнения, связанные с набором энергии, управление дыханием, контроль над ним, предполагающий управление всеми дыхательными функциями: вдохом (пурака), выдохом (речака) и задержкой дыхания (кумбхака).
Учение предполагает, что человеческая жизнь измеряется не количеством дней, а количеством дыханий.
Медленное и глубокое дыхание укрепляет дыхательную систему, успокаивает нервы и ослабляет желания, способствуя освобождению и концентрации ума.5. Пратьяхара.
Освобождение ума от власти чувств и внешних объектов.
На этой ступени йоги человек учится контролировать свои чувства.
Согласно учению йоги, ум, привязанный к объектам желаний, приносит рабство, отрешение же от них — приносит освобождение. 6. Дхарана.
Концентрация.
Когда человек освоил и закалил свое тело асанами, ум пранаямой, а чувства — пратьяхарой, он достигает шестой ступени йоги — дхараны.
На этом этапе он полностью сосредотачивается на одном объекте или задаче.
Для достижения такого состояния ум должен быть абсолютно успокоен.7. Дхьяна - медитация, регулируемый поток сознания;

8. Самадхи. - измененное, экстатическое состояние сознания.
Вершиной медитации является состояние самадхи.
Чувства и тело человека отдыхают, как во сне, а ум действует, как при бодрствовании.
Состояние самадхи словами выразить невозможно, человек достигший вершины медитации, расстается с материальным миром и погружается в Вечность.
Эти восемь ступеней или этапов, называемые восьмеричным путем, составляют классическую систему йоги.
Можно видеть, что это учение охватывает как бы три больших пласта, три, казалось бы, самостоятельных направления развития человека.
Во-первых, это этическая, нравственная сфера (яма и нияма), во-вторых, это физическое развитие, совершенствование тела (асана и пранаяма) и в-третьих, это развитие психических сил человека (последующие четыре ступени).
В системе Патанджали отражены практически все основные аспекты йоги.
Первая и вторая ступени, то есть Яма и Нияма, составляют Крия-йогу.
Асана и Пранаяма, то есть третья и четвертая ступени, объединяются в Хатха-йогу.
Пятая, шестая, седьмая и восьмая ступени, а именно:

Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна и Самадхи, составляют Раджа-йогу.
Таким образом, развитие человека на восьмеричном пути носит всесторонний, гармонический характер.
Эта целостная система ведет человека к достижению идеального здоровья, ведь “здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека, а не только отсутствие болезней и физических недостатков”. Именно так определяет здоровье Всемирная организация здравоохранения.
Если представить себе восьмеричный путь в виде лестницы, то ее фундаментом будут служить духовные внутренние ценности - твердые моральные устои, принципы и нормы межличностных отношений.
От них путь индивидуального развития ведет через совершенствование физического тела к достижению удивительных способностей и особых состояний сознания.
Последняя ступень восьмеричного пути - это самадхи, творческое озарение, особое состояние тела и ума, когда перед человеком исчезают границы, отделяющие его от большого мира, в котором он живет, когда он чувствует и осознает себя неразделенным, единым совсем человечеством, всей природой” всем космосом.
Некоторые авторы так и называют это состояние - космическое сознание.
Те, кто хоть раз испытывал такое состояние, пусть даже считанные секунды, описывают его как лучшие, наиболее значимые мгновения своей жизни.
Состояние экстаза, транса испытывали основатели мировых религий и их последователи, великие мудрецы прошлого, ученые, писатели и поэты.
Однако число таких людей невелико, к тому же состояние самадхи у них проявлялось спонтанно, неожиданно для самих себя.
Йога же учит сознательному достижению состояния самадхи.
Достижение самадхи является вершиной восьмеричного пути, поэтому йогом в полном смысле слова можно называть человека лишь тогда, когда он может уверено выходить в такое экстатическое состояние.
Без этого его можно считать лишь учеником, изучающим науку йоги.
Не будет преувеличения сказать, что освоение людьми состояния самадхи способствует развитию человечества как вида, поэтому можно говорить о йоге не только как о системе личного оздоровления и самосовершенствования, но и как о системе эволюции человека.
Исторически сложилось так, что восьмеричный, классический путь йоги Патанджали был практически закрыт для продвижения учеников.
В мире господствовала Кали-юга, черный период, который длился около четырех с половиной тысяч лет.
Распространение йоги в нашей цивилизации было связано с выделением из единой некогда системы йоги отдельных направлений, акцентуирующих внимание на каком-либо частном звене этого учения.
При этом ученик мог выбирать то или иное направление личного самосовершенствования в зависимости от своих индивидуальных особенностей и склонностей.