Платон. Учение о знании

Формат документа: doc
Размер документа: 0.04 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

УЧЕНИЕ О ЗНАНИИ

1.

"Так что же такое Эрот" – спрашивает Сократ в своей речи, имеющей решающее значение. В качестве ответа он приводит слова Диотимы ("женщины очень сведущей в этом и во многом другом"): это нечто среднее между бессмертным и смертным... Великий гений, назначение коих быть "посредниками между людьми и богами... Пребывая посредине, они заполняют промежуток между теми и другими, так что Вселенная связана внутренней связью".
Эрос является богом не в том смысле, что стоит над человеком, а потому, что обладает способностью собрать воедино все вещи и всех людей, способностью вдохнуть жизньво все вещи. Под последним я понимаю придание уникальной внутренней формы, которую подлинно любящий находит в любом человеке, – в любой вещи, – и с которой он соединяет себя. Платон продолжает, что Эрос является богом, демиургом, составляющим творческий дух человека. Эрос – это сила, которая влечет человека не только к единению с другим человеком в половой или других формах любви, но и разжигает в человеке жажду знаний и страстное желание единения с истиной. Благодаря эросу мы не только становимся поэтами и изобретателями, но и обретаем высокую нравственность. Любовь, в форме эроса, является генерирующей энергией и генерирует эта энергия "нечто вроде вечности и бессмертия". Это значит, что в моменты такого творчества человек пребывает ближе всего к бессмертию.
Эрос есть стремление к единению и воспроизводству в биологическом царстве. Диотима говорит, что "страсть деторождения" мы наблюдаем у птиц и животных и что даже они "пребывают в любовной горячке", которая начинается со стремления к единству... Человеческое существо постоянно меняется: "...всегда обновляется, что-то непременно теряя, будь то волосы, плоть, кости, кровь или вообще все телесное; да и не только телесное, но и то, что принадлежит душе: ни у кого не остаются без перемен ни его привычки и нрав, ни мнения, ни желания, ни радости, ни горести, всегда что-то появляется, а что-то утрачивается. А еще удивительнее, однако, дело обстоит с нашими знаниями: мало того, что какие-то знания у нас появляются, а какие-то мы утрачиваем и, следовательно, никогда не бываем прежними и в отношении знаний...".
Однако, при всех этих переменах, что же связывает воедино все это разнообразие? Эрос, живущая в нас могучая жажда цельности, стремление придать смысл и общий рисунок нашей многоцветности, придать форму обедняющей нас бесформенности, укрепить наше единство, чтобы противостоять существующим в нас разрушительным наклонностям. Этот аспект ощущения, который является одновременно психологическим, эмоциональным и биологическим, и есть эрос.
"Те, у кого разрешиться об бремени стремится тело... обращаются больше к женщинам и служат Эроту именно так, надеясь деторождением приобрести бессмертие и счастье и оставить о себе память на вечные времена..." Но есть и такие, "которые беременны духовно, и притом в большей даже мере, чем телесно, – беременны тем, что как раз душе подобает вынашивать... разумение и прочие добродетели. Родителями их бывают все творцы и те из мастеров, которых можно назвать изобретательными", то есть первооткрывателями. Мы пребываем в эросе не только тогда, когда ощущаем свою биологическую энергию вожделения, но также тогда, когда способны раскрыться и посредством воображения, а также духовного и эмоционального чувства слиться с формами и смыслами, находящимися вне нас – в мире межличностных отношений и окружающем нас мире природы. Эрос – это преимущественно связующий элемент. Это мост между бытием и становлением, он соединяет факт с его значением для нас. Короче говоря, эрос является извечной творящей силой, трансформировавшейся в силу, которая находится как "внутри", так и "вне" человека.

Философия - это своего рода мистерия любви. Посвящаемый в нее влечется какой-то высшей силой от незнания к полноте знания и приводится в конце пути к состоянию исступления и самоотречения, ибо, окончательно овладевая предметом своей любви - мудростью, философ изступает из себя и перестает уже быть философом, растворяясь в мудреце. Поэтому истинная философия, как и всякая настоящая любовь, есть самопожертвование
Мысль – крылья духа. Но какая мысль? Ум человека двойственен, как двойственна его душа. И лишь мышление, глубокое, направленное к познанию сущности вещей делает сознательной Высшую душу в человеке, то есть дарует бессмертие. Такое постоянное упражнение сознания путём мышления, направляет мысль к познанию божественного, Платон называет философией.
Философия – любовь к мудрости и поиск мудрости должен быть непременным занятием всех людей. Не занимаются, говорит Платон, философией только мудрецы и невежды. Первые – потому что уже обрели мудрость и заняты делами божественными, вторые – так как не способны в силу невежества, рождающего самодовольство.

Так получилось, что любовь духовная, без стремления к половой близости, стала называться платонической по имени великого греческого философа Платона. Не совсем понятно, почему так получилось, ведь сам Платон эротике в человеческой жизни придавал большое значение и не отделял сексуальную любовь от духовной. И если уж пошла речь о платонической любви, то стоит заметить, что неверно считать, будто она присуща только человеку. Возможна подобная любовь и в мире животных.
В речи Сократа Платон говорит, что любовь — это мотивация или импульс, который заставляет нас хотеть понять красоту и испытать ее.Речь идет о любящих формах или вечных, понятных, совершенных идеях, которые выходят за рамки физической красоты. Другими словами, Платон думал, чтолюбовь возникла из нашего желания открыть для себя и испытатькрасоту.Процесс начинается, когда вы цените физическую красоту, а затем переходите к духовному виду.Таким образом, высший уровень — это чистое, страстное и самоотверженное переживание сущности красоты. Платоническая любовь не совсем не романтическая любовь.Это скорее любовь, которая выходит за пределы физической красоты, какой бы тяжелой она ни была.На самом деле здесь нет сексуальных элементов, потому что Платон не думал, что любовь действительно связана с другим человеком.


2.

Платон учил, что всякое знание есть припоминание, а иначе оно немыслимо. Платон объясняет, что душа знает идеи из своего прежнего, потустороннего существования. Идеи не разрабатываются, а усматриваются – они заново вспоминаются. Всякое знание и научение есть припоминание, или анамнесис: душа созерцала идеи до своего очередного рождения, но забыла их, войдя в тело. Если человек способен к какому-либо истинному знанию, то это знание, которое не может быть дано ему извне, составляет его достояние в силу его связи с высшим духовным миром. Внешние впечатления, опыт, учение лишь пробуждают в нем знание, которое сводится к припоминанию. Достигать в своем познании этот запредельный мир человек способен через воспоминание (анемнезис), т. е. благодаря особому свойству души – “вспоминать” идеи, которые она познала в то время, когда еще до соединения с телом свободно существовала в царстве идей. Вспоминать помогает майевтика, правильно задаваемые вопросы. Способом побуждения к припоминанию является диалектическая беседа – рассуждение.Т. обр., способность человека познавать высшее есть припоминание (анамнесис) того, что душа вынесла из запредельных сфер. В частности, по Платону, и мысль о божественном Единстве является именно припоминанием того, что некогда видела наша душа, когда она сопутствовала Богу, свысока глядела на то, что мы теперь называем бытием, и поднималась до подлинного бытия.

Источником истинного знания являются воспоминания бессмертной человеческой души о том, что душа некогда знала. Для истинного познания нужно отрешиться от чувственных ощущений и, погрузившись в глубины своей души, постараться, чтобы она вспомнила то, что знала раньше.


X