Отрывок. Айламазьян А.М., Шлягина Е.И., Вишнева А.Е. Программа Художественная работа с детьми во время лечения и реабилитаци..

Формат документа: doc
Размер документа: 0.05 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.




Теги: МГУ
  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

Задачи организации художественной работы с детьми в больнице

"Задача художника не столько превратить занятия в больнице в уроки рисования (тем более, учитывая кратковременность пребывания детей в стационаре), сколько пробудить интерес к творчеству: к возможности пользоваться красками, карандашами, создавать рисунки т.п. Оценка, указания на ошибки и неудачи в подобной работе исключаются. Поэтому, прежде всего, рекомендуется использовать наработанные в мировой практике приемы инициации творчества (Дж. Родари, 1978).
С другой стороны, именно художник может поработать с ребенком над художественной формой рисунка, добиваясь выразительности, помогая использовать различные приемы и разнообразя цветовую палитру. При этом художник пользуется такими критериями и категориями, как: завершенность, целостность рисунка, центрированность, заполненность пустых пространств, композиция и др. ... Его задача - поддержать позитивные творческие устремления ребенка и создать у него позитивный образ мира. При таком подходе понимающее, сотрудничающее участие художника в рисовании возможно и оправдано.
Проведение художественных занятий в лечебных учреждениях предполагает сотрудничество художников и психологов..., дающих сведения о психологических особенностях и физических возможностях детей, также включающихся в процесс занятий. Психологу необходимо вести наблюдение за поведением ребенка во время занятий...
Рисунки детей необходимо датировать, а также помечать имя, возраст, пол.

Родственники, находящиеся вместе с ребенком в больнице, также могут привлекаться к художественному творчеству. Совместное участие детей и родителей в художественном процессе создает благоприятные условия для расширения сферы их общения.
Групповые формы работы повышают эффективность занятий: поддержка, которая идет от художника и других взрослых, включенных в процесс, а также от детей, является мощным средством мобилизации собственных сил ребенка, преодоления чувства неуверенности, беззащитности, тревоги (с.10-13)".
Литература

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер. 2008.
Венгер А.А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности. М., 1972.
Выготский Л.С. Педология подростка // Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти томах. Т.4. Детская психология/ Под ред. Д.Б.Эльконина. – М.: Педагогика, 1982. – С.5-242.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.
Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. М.: Детство-пресс, 2005.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995.
Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. М.: Прогресс, 1978.
Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика. 1989.



Приложение
(Отрывок из книги Н.П.Боброва "Сашенька. Записки отца.", М.: Генезис, 2004)

"Первое впечатление от больницы (в Германии) было ошеломляющим. Она напоминала все, что угодно, но не больницу. Скорее санаторий, дом отдыха — расцветкой стен, картинками на стенах, но главное — персоналом. Белых халатов здесь не было вовсе. Были люди, обычно одетые, — в рубашках, брюках, свитерах. Пришел такой врач, на врача непохожий, - молодой парень в ковбойке, стал записывать данные о Саше, заполнять анкету.
Поразило нас отношение к детям — доброжелательное, открытое, равное; сами дети — раскованные, веселые, несмотря на то, что тут были и совсем больные — на костылях, на колясках. Здесь же находились многие родители пациентов, которых порой трудно было отличить от персонала, — столь же доброжелательные и равные со всеми детьми. Я даже не мог понять сначала, какова вообще функция персонала: лечить или развлекать детей? Лишь потом я увидел, что за всем этим лежит серьезная врачебно-педагогическая и духовная работа, что среди персонала есть те, кто занят с детьми вне медицины, — рисуют, лепят с ними, делают кукол, прядут на настоящих прялках, плетут коврики, вырезают узоры из бумаги и многое, многое другое; есть опытные медицинские сестры и братья, на которых лежат сложные процедуры лечения и ухода; есть их помощники — молодые ребята, которые приходят на полдня и только гуляют с детьми на улице или, при плохой погоде, играют с ними в какие-либо настольные игры.
Сашу, со страхом ожидавшую, конечно, химиотерапию и так настрадавшуюся от нее в Онкоцентре в Москве такая картина, безусловно, успокаивала. Иногда здесь штангу с компьютером (для слежения), с бутылью для капельницы накрывали цветным платком, сверху надевали парик с косами — получалось нечто вроде большой куклы или пугала; привозили такую куклу в палату, смеялись над ней, спрашивали, как ребенок хочет назвать эту куклу, и потом только подключали трубку к катетеру".


Айламазьян А.М., кандидат психологических наук, Шлягина Е.И., кандидат психологических наук, Вишнева А.Е. Программа "Художественная работа с детьми во время лечения и реабилитации". Рукопись. М., 2009.













X