Святые отроки в подвале. Праведные отроки Иаков..

Формат документа: doc
Размер документа: 0.05 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

Святые отроки в подвале
Ежегодно 7 июля со всей России на Святое озеро стекаются сотни паломников
Татьяна Корсакова
07.07.2010

Вот уже много веков живет в сердцах людей, которые специально приезжают в этот день в деревню с ласковым названием Менюша, что в нынешнем Шимском районе под Великим Новгородом, печальное предание о гибели в один день двух маленьких братьев – Иоанна и Иакова. Старшему было пять, младшему три. Трагедия произошла около 1580 года в древнерусском селе Верхний Прихон.
Есть в этой лесной стороне обычай: православные родители, у которых рождается первый сын и которые мечтают о втором, называют первенца Иваном, а следующего, непременно, Яковом. Так и бегают по местным деревушкам с травяными тротуарами Ваньки да Яшки. И не случайно это.
В официально признанном РПЦ Житии святых отроков Менюшских (в другом написании Менюжских) говорится о том, что родители –Исидор и Варвара похоронили деток неподалеку, на кладбище села Медведь. Однако всеблагой Господь, зная незлобие и невинность этих младенцев, захотел прославить в них имя Свое, почтив тела их непорочные нетлением и сопричислив их к лику святых Своих. Спустя какое-то время охотники – поселяне, жившие около Менюшского монастыря, – заблудились в лесу, двое суток плутали и вдруг увидели на озере два плавающих гробика. Благодаря молитве к святым отрокам охотники вскоре оказались дома. А св. Иоанн и Иаков, явившись некоторым богобоязненным христианам, повелели похоронить себя не на прежнем месте, а в Менюше.
Чудесное вызволение благочестивых охотников было, по всей видимости, первым чудом святых отроков. Затем заболел неизлечимо и был излечен благодаря вмешательству святых Иоанна и Иакова странствующий монах. А потом чудодейственные исцеления стали происходить одно за другим. Времени со дня кончины маленьких святых прошло очень много. Отжил свое и отошел в мир иной Иван Грозный. Московские государи стали российскими императорами и сменили место жительства на болотистый Петербург. Император Николай I в благодарность жителям уже далеко не пустынного, а богатого и благоденствующего селения Менюша, не пожелавшим осквернить себя бунтом, хотя бы и холерным, повелел построить каменный храм. Зимний храм с тремя приделами, восемью колоннами и печками с дымоходами для сугреву молящегося народа был возведен, и стала деревня селом. Потом пронеслись над матушкой Россией войны, революции, социализм и контрреволюция… А народ как шел к Святому озеру и к могилке святых отроков с верой в исцеление, так и идет. На традицию, как водится, наслоились новые обычаи: например, принято оставлять на берегу после купания в озере кое-что из своего старого бельишка. Ну, наверное, для того, чтобы оставить на этой доброй земле вместе с ношеным и старые болезни.
Мне вовсе не хочется упрекать единоверцев в некоей дремучей суеверности.
Дремучесть общества тут проявляется в другом. И проявляется нешуточно.
Вместе с директором Медведской средней школы, заслуженным учителем России Виктором Николаевичем Ивановым и милой женщиной Марией Владимировной Гусевой, заведующей библиотекой деревни Менюша, идем к храму, в середине XIX века возведенному по повелению императора Николая Павловича. Мария – агроном, несколько лет в конце 80-х она сеяла на менюшских полях лён и сажала картофель, однажды даже завезла из Прибалтики новый сорт Комсомолец, и тот неплохо прижился. Теперь здесь ни льна, ни картошки, ни полей. В Менюше была хорошая восьмилетняя школа, там действовала ученическая производственная бригада, которой юная Маша с удовольствием руководила – сейчас в здании школы находится детдом. А дети Менюши ездят учиться в медведскую школу, но Мария, которая к настоящему моменту успела выучиться на менеджера по государственному управлению, их в покое не оставляет: не может она жить без дополнительного полезного дела и без веры во что-нибудь хорошее. Несколько ребят – члены творческой группы Легенда – выступают как экскурсоводы в музее сельского дома культуры; по благословению священника школьники собирают факты чудесных исцелений, чтобы потом написать книгу; вместе с М.В. Гусевой они составили туристический маршрут Святая славная сторонка, связанный с жизнью и посмертными деяниями святых отроков Иоанна и Иакова. 7 июля, в день святых отроков, который совпадает с днем Рождества Иоанна Крестителя по православному календарю, туристический маршрут становится паломническим.
Людям, приезжающим со всей России, интересно всё, что связано со святыми детьми. Это ведь своего рода исторический и духовный раритет: моложе их нет святых у православных верующих!
Мы шли ко храму за несколько дней до праздника, и я представляла, каким увидят старинное чудо современные паломники. Здание, возведенное по повелению Николая I, произвело, однако, тягостное впечатление. Храм зарос кустами и травой, на нем не осталось ни куполов, ни крестов, три колонны внутри сильно повреждены, нет и следов великолепных икон, росписей, карнизов и рам, позолоченных когда-то червонным золотом, как нет и мраморной раки с серебряной доской, на которой были изображены св. Иоанн и Иаков; в помещении, бывшем много лет складом, до сих пор попахивает минеральными удобрениями. Однако, храм может быть восстановлен! Если возьмемся всем миром. Мария Гусева со своими соратницами Светланой Гусевой, директором сельского дома культуры, Людмилой Васильевой, художественным руководителем, Татьяной Смекаловой, техническим работником, уже совершили чудо, вызволив церковь из полного многолетнего забвения вместе с бабушками-прихожанками и добропорядочными мужиками Менюши. Да что говорить: они вывозили из церкви негодные минеральные удобрения, птичий помет и прочую дрянь всей деревней.
Но вот мы, наконец, подошли к месту, где хранятся мощи святых отроков: к боковой стене храма.
Не хотелось верить своим глазам.
Несколько ступенек в подземелье. Вход прикрыт простенькой голубенькой крышей, как крылечко в дачном домике. Еще с земли видна плоская могилка, трогательно обрамленная бирюзово-зелеными каменными плитками и украшенная яркими бумажными цветами. Она словно светится в полумраке сырого подвала и будет, конечно, светиться всегда. Внизу сыро и мокро, как в забытом погребе. Относительный порядок поддерживается лишь слабыми усилиями прихожанок. Висящие на стене бумажные полувыцветшие иконы с изображением св. отроков Иоанна и Иакова заботливо упакованы в прозрачные файлы, но влага, пропитавшая и воздух, и стены подземелья, вода, стекающая по стенам, делают свое дело.
Мария Гусева пытается возродить храм. Она обратилась к архиепископу Новгородскому и Старорусскому Льву письменно и лично. Владыка уже несколько раз сам проводил крестный ход в День св. отроков. Чувствуется заинтересованность епархии в возрождении Свято-Троицкого собора во имя Менюшских отроков св. Иоанна и Иакова.
Но благое дело это настолько грандиозно, что без активного вмешательства всей Московской Патриархии оно не сдвинется с места, и не будет завершено.
Не пренебрегла Мария Владимировна и обращением к светским властям. Текст, идентичный обращению к архиепископу Новгородскому и Старорусскому Льву, она направила премьер-министру Владимиру Путину, зная его как человека не только крещеного, но и воцерковленного и уважаемого православным народом. Обращаемся к Вам с глубочайшей просьбой, - писала Мария, - помогите нам в восстановлении нашего Храма. Подписалась простодушно: С большим уважением к Вам все жители дер. Менюша и я, член партии Единая Россия с первых дней ее существования Гусева М.В..
В канцелярии премьера сверились со справочниками, выяснили, что храм числится как архитектурный памятник всего-навсего местного значения, и перенаправили письмо в Новгород. А Новгород хоть и Великий, но все ж не всемогущий, как премьер.
Добрая и деятельная Гусева, конечно же, не успокоится и когда-нибудь возродит храм. В конце концов, капля камень точит!
К сожалению, точат водяные капли и реальные кирпичные стены храма, под которыми в таком достойном сожаления неуюте покоятся мощи наших святых отроков…
Специально для Столетия
http://www.stoletie.ru/russkiiy_proekt/svatyje_otroki_v_podvale_2010-07-07.htm

X