Менюшские отроки

Формат документа: doc
Размер документа: 0.04 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

Менюшские отроки

О поездке под названием "К менюшским отрокам" я узнала в июне прошлого года, когда с моей приятельницей решили, что надо поездить хотя бы в одно-, двухдневные поездки по святым местам, коли не имеем (по разным причинам)возможности поехать летом подальше и на подольше. Стали смотреть программу той службы, где подвизается столь уважаемый в среде православных паломников С.Ф.. "Шелонская пятина". – Звоним: Мест нет, автобус укомплектован. "Деревская пятина". - Мест нет. Почти на месяц вперед смотрим:"Менюшские отроки"На наш звонок отвечают, что на эту поездку автобус укомплектован давным-давно, т.к. эта поездка бывает лишь раз в году, 7 июля, на Рождество Иоанна Крестителя. Но вот в Варламо-Хутынский монастырь да еще с заездом в Ксенофонтову пустынь 11 июля нас записали. И эта поездка, как те, в которые мы хотели бы поехать, да опоздали, - авторские программы С.Ф. Ну вот. Дождались 11 июля, поехали. Интересная была поездка, Сергей кое-что рассказал о том, как они 7 июля совершали паломничество по болотам. Но на просьбу - рассказать о менюшских отроках, в чем там дело, - он сказал: "История интересная, загадочная, полудетективная, но расскажу во время поездки 7 июля на будущий год". Тем летом я еще трижды ездила с Сергеем, были и еще попытки расспросить об истории с менюшскими отроками - ответ был тот же. Еще и совет дал - записаться на поездку заранее, чуть ли не тем же летом. Кстати, я и оплатила свою нынешнюю поездку за полгода вперед - так хотелось поехать в Менюшу.И вот я отправилась 7 июля к менюшским отрокам. Автобус был большой, паломников набралось человек 50, но пара мест, даже 3-4, все же оставались свободными.Выехали как обычно, в 7 утра, от Казанского собора. Долго ехали, часа 4 с половиной, а то и все 5. Уже и к Шимску подъезжаем, а Сергей так ничего и не рассказал об отроках. Поговорили об Иоанне Крестителе (конечно, говорил Сергей, как и полагается в этих поездках), вспомнили очень многих новгородских святых, о недавних поездках рассказал, всем встречающимся храмам пел тропари (святым или праздникам, в честь которых эти храмы освящены). Мы пытались его повернуть на разговор об отроках, прямо спрашивали:"Что там с отроками?" Нет, не говорит. И так выдерживал нас, пока в Шимске не забрали последнюю нашу паломницу, и тут уж рассказал житие праведных отроков Иоанна и Иакова.Приехали в Менюшу, служба уже подходит к концу, а служит владыка Лев, архиепископ Новгородский и Старорусский. Закончилась литургия, пошли крестным ходом вокруг храма Троицкого, который до сих пор в очень плачевном состоянии. Начался молебен, во время которого приехала новгородская власть (губернатор и еще кто-то, а телевидение и пресса новгородские были уже тут). Это я непросто так на них отвлеклась. Потом преосвященный владыка сказал проповедь, ну тут губернатор выступил. Он пообещал помощь в восстановлении храма - что очень важно. А потом мы спустились в крипту, где под спудом почивают мощи святых отроков. Попили, а некоторые и набрали с собой водички из колодца, который наполняется проточной водой, вытекающей из пещеры из-под раки святых мощей. Затем уже на автобусе своем доехали до с.Верхнее Веретье, оттуда пошли к болоту, а по болоту уже и к озеру, название которого Каменное -Святое. Шли более 2 км, гать проложена на протяжении почти всего пути следования, но неоднородная. У начала болота свалены старые доски, большая куча. Тем, кто идет на болото, предлагается взять с собой кто сколько досок может - для улучшения пути. И в начале болота, действительно, хорошо идти, т.к. много настелено или просто брошен досок, но потом... Не знаю, бывает ли, чтобы кто не провалился. По щиколотку с середины пути я постоянно проваливалась, по колено же только один раз. Хорошо, что сзади в тот момент шел какой-то парень - помог выбраться. Самой очень трудно. У берега озера совсем топко, берега и нет как такового. Просто болото переходит сразу в озеро. Вот там все купаются, ну а не умеющие плавать (а это я!) только окунаются с лесенки. Стоять на дне невозможно - дно как бы отсутствует: ты вроде и встал, но тут же ноги куда-то уходят – из-под ног дно уходит. Все вплавь пускаются к острову. Кстати, остров, говорят, до недавнего времени тоже плавал. Но сейчас остановился. Озеро не очень большое.
Про отроков. Как сказал мой сын, житие их было очень недолгим. У благочестивых родителей из деревни Верхний Прихон Варвары и Исидора было 2 сына: Иоанн 5 лет и Иаков 3-х лет. Детки были хорошие, послушные, во всем подражали родителям. А дело было во время царствования Иоанна Грозного, около 1580 года. Родители занимались сельским хозяйством. Вот однажды отец заколол барана на глазах у детей, а вскоре он с женой отправился в поле на работу, оставив детей, как это было не раз уже , одних, безо всякого присмотра. И вот отроки начинают играть в то, что недавно видели. Старший отца изображал, он взял палку и ею ударил младшего по голове, который был "бараном". Дети подражали всегда и во всем своим родителям. А в результате - младший погиб. Иоанн, видя, что брат не встает, что он умер, конечно, напугался и … спрятался в печь. Вернулись родители. Увидели мертвого Иаков а - пришли в отчаяние, плачут, рыдают, но еще больше отчаялись, когда поняли, что старшего ребенка нигде нет. Зовут, ищут - нет Ионна. Тут понадобилась печь, в которой лежали дрова для просушки. Затопили, а когда печь прогорела, нашелся и Иоанн. Он был, конечно мертв, но не тронут огнем нисколько. Можно представить горе родителей. Но делать нечего. Отец сам смастерил гробики, детей обмыли. уложили, стали приходить родные и знакомые прощаться . И вот какая-то родственница пришла, чей сын не ходил, т.к.ноги у него были "скляченные"
Эта женщина сразу почувствовала благоухание в доме, а когда она со своим ребенком наклонились, чтобы отдать последнее целование покойным детям, раздался треск, какой бывает, когда ломают доски, - это у ее сына распрямились ноги. С тех пор ребенок выздоровел и стал ходить. Вскоре и другие люди пошли в дом к Исидору и Варваре для получения исцеления больным детям. Отроков не давали похоронить, но все же по решению священноначалия, до которого дошла вся эта история, младенцев (отроков) похоронили. Но не здесь, а в деревне Медведь, где был погост и была церковь. Прошло какое-то время. Однажды охотники (а крестьяне окрестных деревень занимались еще и охотой) заблудились в лесу около Каменного озера и двое суток не могли найти дорогу. И тут они увидели плавающие по озеру 2 гробика. Все окрестные жители были наслышаны о погибших отроках, поэтому охотники сразу поняли, чьи это гробики. И они взмолились к отрокам, чтобы те помогли им выбраться из болота. Вскоре отыскалась тропинка, которая привела охотников домой. Люди в те времена были набожные и благочестивые в большинстве своем, поэтому охотники сразу поведали о том, что они увидели на озере священникам. И вот крестным ходом духовенство и простые люди пошли на озеро, чтобы забрать гробики и захоронить их снова. Самое интересное, что никто не вынимал, не выкапывал гробов, а они тем не менее оказались на озере. В это время отроки, Иоанн и Иаков, явились кому-то из благочестивых селян и сказали, что не хотят лежать там, где были, а хотят, чтобы их захоронили в пустынном месте (а в Менюше был ранее монастырь, который к тому времени, о котором идет речь, был упразднен и разрушен). Монастырь – это и есть пустынное место, пустынь, другими словами. Так и сделали люди, как велели святые отроки. Обрели на озере гробики с нетленными их телами и похоронили на месте разрушенного монастыря, а потом уже была воздвигнута церковь во имя св.отроков Иоанна и Иакова (их вскоре ведь уже прославили, сначала как местночтимых, а потом и для общего церковного прославления). Потом у церкви придел появился, во имя Живоначальной Троицы. На месте погребения в пещере в 1864 г. устроена мраморная рака с серебряной доской наверху, на которой изображены святые угодники.7 июля, скорее всего, день обретения мощей, а не день преставления, т.к. в житии сказано, что отец по осени заколол барана, а потом ушел в поле работать вместе с женой, да летом не забивают скот. Только с той давней поры существует традиция в этот день, который является днем их памяти, крестным ходом идти на озеро, где были обретены мощи. Ранее крестный ход из окрестных деревень с трех сторон сливался у деревни Верхнее Веретье, а теперь у этой деревни скапливается такое количество машин, автобусов! Люди (в основном это новгородцы и жители новгородской обл.) идут и идут в течение целого дня, но еще 13-го июля, тоже бывает крестный ход по болоту на озеро, т.к. в этот день был прекращен падеж скота по молитвам свв.отроков - так говорит предание. 2 последние фотографии - это уже Михайло-Клопский монастырь, куда мы не собирались заезжать, но нас благословил туда заехать владыка Лев. Этот монастырь только восстанавливается, там живут лишь трудники, а монашествующих - один человек, он и игумен, и благочинный этого района. win koi mac utf
win koi mac utf
так
X