Лит10 Нос Гоголь

Формат документа: doc
Размер документа: 0.05 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

Литература. 10 класс. 21.09.2020

Тема: Правда, ложь, реальность и фантастика в повести Нос Н.В. Гоголя


Прочитайте материалы урока и ответьте на вопросы.
В состав Петербургских повестей Н.В.Гоголя включают повести, написанные в 1834-1842 гг. Часть из них впервые была опубликована в сборнике Арабески: Невский проспект (1834), Портрет (1834-1842) и Записки сумасшедшего (1834). Остальные произведения – повести Нос (1836) и Шинель (1842) – дополняют образ Петербурга, объединивший все эти произведения. Петербургские повести предваряют появление центрального произведения писателя – поэмы Мёртвые души.
Гоголь расстался с украинской темой и обратился к изображению жизни столицы Российской империи – Петербурга. Петербург Гоголя противоречив. В нём соседствуют роскошь и беднота, нищета. В городе царит казённая атмосфера: Никакой дух не блестит в народе, все погрязли в бездельном труде. Люди, жители Петербурга, разъединены. Гоголь объединяет их лишь по признакам социальной принадлежности. Петербургское население состоит из совершенно отдельных обществ: аристократы, служащие, чиновники, ремесленники, англичане, немцы, купцы – все составляют совершенно отдельные круги, редко сливающиеся между собой.
Петербург лишает людей человеческих качеств, человеческого лица. Это люди-марионетки, лишённые души, индивидуальности, включённые в бездушный механизм столичной жизни. Боже, какие есть прекрасные должности и службы! Как они возвышают и услаждают душу!. За восхищением Гоголя стоят злая ирония, сарказм.
Невский проспект – выставка всех лучших произведений человека: щегольской сюртук, греческий нос, пара хорошеньких глазок, шляпка, перстень, галстук, усы и т.д. Не люди, не лица, а детали одежды, лица. Даже улыбка не натуральна, а верх искусства. Такая отделённость деталей от носителей создаёт ощущение фантастичности, фантасмагоричности Петербурга.
Фантасмагория – нечто нереальное, причудливые видения, бредовые фантазии.
Всё ложно, всё обманчиво, продажно: О, не верьте этому Невскому проспекту!; Он лжёт; Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется. Ночью демон зажигает лампады, для того только, чтобы показать всё не в настоящем виде.
Фантастика, фантасмагория сочетаются в повестях с реалистическими деталями. Гоголь – основоположник критического реализма, натуральной школы с её пристальным вниманием к мельчайшим деталям. В Петербургских повестях причудливо смешиваются, переплетаются реальное и фантастическое, грустное и юмористическое, сатирическое.
Анализ содержания повести Нос:
- Как Гоголь описывает ужасную потерю носа героем повести?
(Перечитайте отрывок: Коллежский асессор Ковалев проснулся довольно рано…, потянулся, приказал себе подать небольшое стоявшее на стене зеркало. Он хотел взглянуть на прыщик, который вчерашнего вечера вскочил у него на носу; но, к величайшему изумлению, увидел, что у него вместо носа совершенно гладкое место!)
- Что огорчает коллежского асессора Ковалёва, когда обнаруживается пропажа носа?
(Перечитайте отрывок: Вы посудите, в самом деле, как же мне быть без такой заметной части тела? Это не то, что какой-нибудь мизинный палец на ноге, которую я в сапог – и никто не увидит, если его нет. Я бываю по четвергам у статской советницы Чехтаревой; Подточина Палагея Григорьевна, штаб-офицерша.., и вы посудите сами, как же мне теперь… Мне теперь к ним нельзя явиться).
- По мнению самого майора Ковалёва, зачем ему нос?
- Зачем он приехал в Петербург?.
(Перечитайте отрывок: Майор Ковалев прибыл в Петербург по надобности, а именно искать приличного своему званию места: если удастся, то вице-губернаторского, а не то – экзекуторского в каком-нибудь видном департаменте.
(Экзекутор – чиновник в присутственном месте, на котором лежали полицейские и хозяйственные обязанности. Вице – первая часть сложного слова со значением заместитель, помощник).
- Прилично своему званию… А какое же у Ковалёва было звание? (Из первого отрывка)
- Почему он просил всех называть себя майором?
(Перечитайте отрывок: Ковалев…два года только еще состоял в этом звании и потому ни на минуту не мог его позабыть; а чтобы более придать себе благородства и веса, он никогда не называл себя коллежским асессором, но всегда майором).
(Потомки русских и иностранцев, зачисленные по Табели о рангах в первые 8 рангов (до майора и коллежского асессора включительно), причислялись к "лучшему старшему дворянству во всяких достоинствах и авантажах, хотя б они низкой породы были". Благодаря тому, что служба всем открывала доступ к дворянству, изменился генеалогический состав сословия).
Перечитайте отрывок: Нужно заметить, что Ковалев был чрезвычайно обидчивый человек. Он мог простить всё, что ни говорили о нем самом, но никак не извинял, если это относилось к чину или званию.
-- Какое значение он придавал собственному чину?
- Что больше всего поразило майора Ковалёва при совершенно фантастической встрече с его собственным носом?
(Перечитайте отрывок: Вдруг он стал как вкопанный у дверей одного дома; в глазах его произошло явление необъяснимое: перед подъездом остановилась карета; дверцы отворились; выпрыгнул, согнувшись, господин в мундире и побежал вверх по лестнице. Каков же был ужас и вместе изумление Ковалева, когда он узнал, что это был собственный его нос!.. Он был в мундире, шитом золотом, с большим стоячим воротником; на нем были замшевые панталоны; при боку шпага. По шляпе с плюмажем можно было заключить, что он считался в ранге статского советника.)
- Вы обратили внимание, какой чин у Носа? - А майор Ковалёв обратил?
- Почему у Носа именно такой чин? Сам-то герой о каком чине мечтает? Кем видит себя в будущем?
- Почему вы решили, что он мечтает быть статским советником? (Нос в этом чине.)
- Кроме амбиций стать хотя бы статским советником, сделать в Петербурге карьеру есть ли у майора Ковалёва ещё какие-нибудь желания, интересы?
- Если у него даже нос имеет чин, даже в носу – и там чин, тогда что же для него нос? (Средоточие амбиций – незаслуженных притязаний героя. Смысл жизни. Суть героя. Он весь – в носе.)
- Тогда что же он представляет собой без носа?
- Какой же образ-символ в результате вырисовывается у Гоголя? Что такое у автора Нос?
- Какие человеческие пороки изобразил Гоголь в образе Носа?
- А обычные человеческие носы бывают такими большими, как у гоголевского героя?
- Зачем автор его увеличил в глазах читателей?
- Какой художественный приём использовал автор, создавая образ Носа? (Приём гротеска - непомерное преувеличение какого-либо предмета или явления )
- Как этот приём использовал художник Сергей Алимов, иллюстрируя повесть Гоголя Нос?(см. презендацию).
- В чём его уродство? Из чего он состоит?
- Расшифруйте метафору художника: состоит из мундира и носа. В чём сущность такого человека?
- На каком фоне мы видим этого героя? Почему?
- Что требует Петербург от человека? Что нужно, чтобы преуспеть, какие две вещи?
- Ещё что-нибудь требуется?
- Чем становится Нос в повести Гоголя в художественном смысле? Как называется иносказание, скрытое сравнение?
- Зачем Гоголю, а за ним и художнику Алимову эта метафора? Что они хотели с её помощью сказать?
- Возможна ли в реальной жизни история, рассказанная Гоголем в повести Нос?
- Как называется ситуация, которой просто не может быть? (Абсурд.)
(Конечно, пропажа носа – абсурд. Но с точки зрения общечеловеческих ценностей, ещё абсурднее, когда в погоне за успехом иногда люди способны потерять всё человеческое. Продать душу за мундир. Нос – это всё, что в нём есть заметного.)
-Как вы считаете, в чём смысл барельеф с носом майора Ковалёва на Вознесенском проспекте?.
Подведём итоги.
- Что для человека страшнее самого невероятного абсурда?
- Что страшнее: потерять привычную человеческую внешность или человеческую суть?
- Каков же главный нравственный урок, преподанный нам Гоголем? О чём нельзя забывать ни при каких обстоятельствах?

Домашнее задание.
1) Письменный ответ на последний итоговый вопрос урока.
2) Подготовиться к контрольной работе по разделу Из литературы первой половины XIX века.
(Обратите внимание на поэмы Медный всадник, Демон, повести Нос, Невский проспект, стихотворения, которые должны были выучить наизусть: Отцы пустынники… А.С.Пушкина, Выхожу один я на дорогу М.Ю.Лермонтова).





X