9 класс_Гоголь_Тьма и свет_урок

Формат документа: doc
Размер документа: 0.06 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

Здравствуйте, дорогие моему сердцу девятиклассники!
Давайте продолжим нашу работу. Мы пока не имеем возможности заниматься в обычном для нас формате. Но очень надеюсь на то, что, получив долгожданную свободу, вы поймете всю меру ответственности, которая легла на ваши плечи, и не позволите коронавирусу сытой лени одолеть прекрасные порывы вашей души.

Мы должны начать новый раздел – Творчество Николая Васильевича Гоголя. Гоголь – это особая величина в нашей культуре, именно Гоголь после трагической гибели Пушкина стал главой нашей литературы. Уже стала хрестоматийной фраза великого Достоевского о том, что вся русская литература вышла из гоголевской Шинели. Гоголь, действительно, открыл много новых тем, и вся русская литература развивалась под могучим воздействием гоголевского таланта.
Закончив короткое вступительное слово, я хочу, чтобы вы открыли тетради и записали тему нашего урока: Тьма и свет Николая Гоголя. Название темы настраивает нас на мистическую модальность, и я это сделал не случайно, потому что именно Гоголь представлял социальное и духовное бытие человека как беспрестанный, бескомпромиссный поединок Добра и зла, тьмы и света, жизни и смерти.
Откройте следующий слайд, где я поместил эпиграф. Запишите его. Надеюсь, что вы не только вставите пропущенные запятые, но и поймете, что мои слова о жестком поединке разных полюсов бытия – это не пустые слова, а отражение реальной творческой практики Гоголя. Прочитайте эпиграф. Здесь обозначена особая творческая позиция – художник не просто самовыражается, он исполняет долг перед обществом, человечеством, Богом. Осознание своей особой миссии, своей избранности – это та особенность, которая наполняет творчество Гоголя особым смыслом и особым пафосом. Хорошо, если бы вы уже сейчас вспомнили строки из пушкинского Пророка, в которых, правда, для других творческих целей звучит мысль о том, что есть избранники, которых окликает Бог.
Откройте следующий слайд. Здесь я записал 2 главных тезиса, которые воплощают своеобразие Гоголя как личности и как творца.
Запишите эти тезисы в рабочую зону и откройте следующий слайд. Я опубликовал постеры из популярного и довольного успешного в финансовом отношении киносериала. Сделал это вовсе не в рекламных целях, знаю, что многие из вас эти фильмы посмотрели, а только для того, чтобы зафиксировать ваше внимание на простом факте. Интересные биографии у Пушкина, у Куприна, у Достоевского, у Горького, но никто не стал снимать по фактам их биографии фэнтези. Поэтому здесь примечательной для нас является попытка связать личность писателя с тем миром, который он создал и в котором духовно вынужден был жить. Если вам интересно, то посмотрите хотя бы первый фильм, чтобы получить представление о том, как в современной культуре воспринимается образ Гоголя. Меня каждый год девятиклассники спрашивают: Правда ли, что Гоголя похоронили живым? Я, как вы понимаете, Гоголя не хоронил, поэтому правды не знаю, но здесь любопытным и говорящим является сам вопрос, который возникает в связи с Гоголем. Видимо, всем кажется, что с этим человеком всегда происходило что-то необычное, таинственное, непостижимое.
Откройте слайд. Запишем годы его жизни и странной мистической смерти. Давайте вспомним произведения, которые мы изучали или упоминали до этого. Немного забегая вперед, я сейчас скажу, а потом повторю, что главной темой у Гоголя была тема человеческой души.
Откройте новый слайд. Мы уже записали тезис о том, что у Гоголя был мистический талант. Попытаемся понять, что это означает.
Мистика – это вера в существование сверхъестественных сил, с которыми таинственным образом связан человек и способен с ними взаимодействовать.
Если вы попытаетесь посмотреть на мир глазами мистика, то действительность сразу же обретет совершенно иную парадигму причинно-следственных отношений. Мистик, например, может сказать, что пандемию коронавируса устроил его одноклассник, чтобы не сдавать зачет по химии. Несмотря на очевидную абсурдность этого заявления, вам возразить будет нечего, потому что в его картине мира все так и сложилось: он попросил высшие силы избавить его от зачета, высшие силы его избавили. Чемпионат мира по футболу 2010 года проходил в Южной Африке, где очень популярен культ вуду, и местные болельщики объясняли проигрыш своей команды тем, что самый главный жрец перед матчем заболел, то есть соперники наслали на него проклятия.
Если вы поняли, какая картина мира в сознании мистика, то давайте теперь я проиллюстрирую этот феномен примером из жизни Гоголя. Он совершал путешествие на пароходе. Пароход врезался в арку моста. Гоголь в письмах своим друзьям объясняет, почему произошло такое происшествие: он должен был остановиться в Страсбурге и написать письмо графине Вильегорской. Поняли? В сознании мистика любой факт имеет скрытый смысл – он является проявлением некой недоступной могущественной воли, которая может нам подсказывать, внушать, помогать и наказывать.
Мистицизм придавал особый смысл всей жизни Гоголя, не только как писателя, но и как бытовой личности.
Откройте новый слайд. Я попытаюсь проиллюстрировать свой тезис еще одним примером из жизни Гоголя. Его рассказывает друг Гоголя П. Стороженко, который впоследствии тоже станет писателем. Он вспоминает такой момент: они с Гоголем, еще совсем молодые люди, решили прогуляться, но дорогу им преграждала левада – приусадебный участок. Два школяра, недолго думая, перемахнули через ограду, чтобы срезать себе путь. Но их увидала хозяйка – дебелая, гренадерского вида молодица. В руках у нее маленький мальчик, который поедает пирог с вареньем.
Эта молодица своим истошным голосом спрашивает:
- Куда вы претесь?
Гоголь, не меняясь в лице, спокойно ей говорит:
- Нам сказали, что тут живет мальчик, похожий на порося.
Молодица пришла в неистовую ярость, стала осыпать школяров бранью, зовет мужа.
- Послушай, Остап, что говорят эти висельники: они говорят, что у нас сын похож на поросенка.
Муж, апатичный подкаблучник, ей со вздохом говорит:
- Может, они и правы! Ты же меня называешь кабаном!
Тут молодица рассвирепела еще больше, бросилась на мужа, а школяры удалились. Когда им нужно было возвращаться, то Стороженко говорит Гоголю:
- Давай обойдем леваду, от греха подальше.
Но Гоголь пожал плечами:
- Зачем давать такой крюк. Вернемся, как шли.
Они идут, а молодица уже их ждет. В одной руке ребенок, перепачканный вареньем, в другой большая палка.
- Подойдите ко мне, школяры поганые, я вас палкой огрею?
Гоголь без страха к ней подходит и спрашивает невинным голосом:
- За что нас бить?
- Как за что? А кто назвал мое дитя поросенком?
И Гоголь ласковым голосом ей отвечает:
- Да разве твое дитя похоже на поросенка. Шуток не понимаешь? Ты погляди, какой он у тебя ладный и красивый… Ты погляди сама, какие у него глазки. Он у тебя будет унтером. Приедет на побывку, весь в золоте, с медалями, кожаные ремни скрипят, шитье блестит…Увидят соседки и начнут спрашивать: Чей это такой красивый парень? Тебя как звать?
- Марта! – отвечает молодица.
- А это Мартин сыночек! Все так и ахнут! Ты погляди, какой у нашей Марты сын, да какой он красивый и приглядный….
Гоголь начинает ярко, в красках описывать этого юношу, который у всех вызовет восторг и гордую радость у мамы. И молодица, зачарованная этими словами, покраснела, глаза засияли, увлажнились. Она увидела мужа и шепчет:
- Остап, ты слушай, что этот парень про нашего сыночка говорит!
Вы даже не можете представить лицо Остапа! Это лицо человека, который увидел чудо. Он смотрит на свою жену, покоренную, прирученную, лишенную дикой силы бешеной тигрицы, а потом смотрит на парня, который магией слов ее преобразил.
- Я три года на ней женат, но такого не видел… Как ты, паныч, это сделал? Что такое с ней сотворил?!
Возможно, этот факт вызовет улыбку, но я хочу, чтобы вы поняли, какой могучей властью обладало слово Гоголя!
Меня всегда мучила эта моя профессиональная беспомощность: я никогда не мог показать гоголевскую силу, я могу только о ней рассказывать, но сделать так, чтобы вы, как вот эта неграмотная молодица, ощутили покоряющую магию его языка, увы, не могу.
Называя талант Гоголя мистическим, я говорил о том, что у мистика особая картина мира, особое представление о месте человека и цели его жизни.
На следующем слайде вы увидите кульминационный момент всей духовной жизни так, как ее представляет мистик. Бессмертная душа человека – это главный приз для Тьмы, и между Богом и Дьяволом идет борьба за человека. Вся человеческая жизнь в ее бытовой обыденности представляет собою войну за душу человека.
Вот почему для Гоголя тема человеческой души является магистральной темой его творчества. На слайде у вас записаны произведения Гоголя. В каждом из них звучит тема человеческой души.

Берегите свою душу от искушений многоликого Зла! - этот завет можно написать большими буквами на обложке всех книг Гоголя.


Мы коротко познакомимся с первым сборником повестей – Вечера на хуторе близ Диканьки. Мы читали повесть Заколдованное место, знакомились с повестью Вечер накануне Ивана Купала, но боюсь, что вы ее уже забыли. Влюбленный юноша нуждается в деньгах, чтобы жениться на девушке из богатой семьи. Силы зла тут как тут: они обещают скорую и бескорыстную помощь. Парень поверил. В результате осквернил себя детоубийством, золото превратилось в черепки, убийце красавица жена не нужна. Зло умеет искусно маскировать свою сущность, и если человек не имеет твердой веры, то он становится легкой добычей бесов. Вспоминаем Грушницкого.
Одна из самых ярких повестей Гоголя, которую раньше читали в пятом классе, - Ночь перед Рождеством, где показан чуть ли не единственный положительный пример, когда человек смог совладать с Тьмой.
Давайте познакомимся с главными героями. Обращаю внимание на то, что кузнец Вакула является иконописцем, который своей деятельностью сильно навредил бесу. Прочитайте фрагмент на слайде:
Кузнец был богобоязливый человек и писал часто образа святых. Но торжеством его искусства была одна картина, намалеванная на стене церковной в правом притворе, в которой изобразил он святого Петра в день Страшного суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа; испуганный черт метался во все стороны, предчувствуя свою погибель, а заключенные прежде грешники били и гоняли его кнутами, поленами и всем чем ни попало. В то время, когда живописец трудился над этою картиною и писал ее на большой деревянной доске, черт всеми силами старался мешать ему: толкал невидимо под руку, подымал из горнила в кузнице золу и обсыпал ею картину; но, несмотря на все, работа была кончена, доска внесена в церковь и вделана в стену притвора, и с той поры черт поклялся мстить кузнецу.
Изобразить черта смешным, гадким, мерзким – значит показать мерзкую сущность зла, которая иногда прячется под красивую, ароматную, пленительную личину. Изображение черта, конечно, вызывает ярость у сил Зла.
Вакула любит капризную, гордую девушку Оксану. Я хочу, чтобы вы внимательно прочитали диалог кузнеца с его девушкой.
— Правда ли, что твоя мать ведьма? — произнесла Оксана и засмеялась; и кузнец почувствовал, что внутри его все засмеялось. Смех этот как будто разом отозвался в сердце и в тихо встрепенувших жилах, и со всем тем досада запала в его душу, что он не во власти расцеловать так приятно засмеявшееся лицо.
— Что мне до матери? ты у меня мать, и отец, и все, что ни есть дорогого на свете. Если б меня призвал царь и сказал: Кузнец Вакула, проси у меня всего, что ни есть лучшего в моем царстве, все отдам тебе. Прикажу тебе сделать золотую кузницу, и станешь ты ковать серебряными молотами. — Не хочу, — сказал бы я царю, — ни каменьев дорогих, ни золотой кузницы, ни всего твоего царства: дай мне лучше мою Оксану!

Мне бы хотелось, чтобы вы вспомнили Андрия из повести Гоголя Тарас Бульба. Герои Гоголя просто так не болтают, их влюбленность не знает пределов, не знает границ, они ради любви готовы отдать все на свете: мать, отца, родину и… душу? Или душу не готовы?
Откройте следующий слайд.
Оксана, желая перед подругами покрасоваться своей властью, дает Вакуле невыполнимое поручение.
— Э, Одарка! — сказала веселая красавица, оборотившись к одной из девушек, — у тебя новые черевики! Ах, какие хорошие! и с золотом! Хорошо тебе, Одарка, у тебя есть такой человек, который все тебе покупает; а мне некому достать такие славные черевики.
— Не тужи, моя ненаглядная Оксана! — подхватил кузнец, — я тебе достану такие черевики, какие редкая панночка носит.
— Ты? — сказала, скоро и надменно поглядев на него, Оксана. — Посмотрю я, где ты достанешь черевики, которые могла бы я надеть на свою ногу. Разве принесешь те самые, которые носит царица.
— Видишь, какие захотела! — закричала со смехом девичья толпа.
— Да, — продолжала гордо красавица, — будьте все вы свидетельницы: если кузнец Вакула принесет те самые черевики, которые носит царица, то вот мое слово, что выйду тот же час за него замуж.
Девушки увели с собою капризную красавицу.

Этот разговор слышит вездесущий черт. Он торжествует, ему кажется, что сейчас душа Вакулы в его руках. Надо ему предложить сделку: Черт поможет кузнецу добыть черевики, а тот отдаст ему свою душу.
Однако ж чёрт, сидевший в мешке и заранее уже радовавшийся, не мог вытерпеть, чтобы ушла из рук его такая славная добыча. Как только кузнец опустил мешок, он выскочил из него и сел верхом ему на шею.

Посмотрите, как ласков и нежен черт, как быстро он захотел стать другом кузнеца.

Но чёрт, наклонив свое собачье рыльце ему на правое ухо, сказал: „Это я — твой друг, всё сделаю для товарища и друга! Денег дам, сколько хочешь“, пискнул он ему в левое ухо. „Оксана будет сегодня же наша“, - шепнул он, заворотивши свою морду снова на правое ухо. Кузнец стоял размышляя.

Но кузнец, в отличие от других персонажей гоголевских повестей, знает, что главное орудие зла – это обман. Поэтому он взнуздывает черта. Черт его отвозит в Петербург, там Вакула вместе с запорожцами попадает к царице на прием и просит у нее черевики.

Откройте слайд 23. Мы видим, что Вакула благополучно возвращается домой, приносит девушке требуемый заказ. Но посмотрите, что он делает с бесом.
Еще быстрее в остальное время ночи несся черт с кузнецом назад. И мигом очутился Вакула около своей хаты. В это время пропел петух. Куда? — закричал он, ухватя за хвост хотевшего убежать черта, — постой, приятель, еще не все: я еще не поблагодарил тебя. Тут, схвативши хворостину, отвесил он ему три удара, и бедный черт припустил бежать, как мужик, которого только что выпарил заседатель. Итак, вместо того чтобы провесть, соблазнить и одурачить других, враг человеческого рода был сам одурачен.

Вакула не просто наказывает беса. Он показывает систему ценностей: да, важна любовь, да, ради любви человек готов пойти на любую жертву. Орфей пошел в аидово царство за своей Эвридикой. Ради любимой можно делать все, только нельзя продавать душу. Если продать душу, то человеку без души любимая девушка уже будет не нужна.
Поэтому повесть Ночь перед рождеством, хотя и относится к числу ранних произведений, очень наглядно отражает иерархию, как принято говорить, гоголевских приоритетов. Высшим человеческим даром, главным атрибутом человека является его бессмертная душа, которую ему дал Бог.
В конце урока снова повторю главный завет Гоголя:
Берегите свою душу от искушений многоликого Зла!

Давайте на этом закончим наше занятие. Надеюсь, что вы несильно утомились, надеюсь, что я смог раскрыть содержание тех двух главных тезисов, которые, как мне кажется, отражают своеобразие Гоголя как художника слова.

Прочитайте поэму Н. В. Гоголя Мертвые души. Главы 1 – 2. Очень советую посмотреть экранизацию этой поэмы – 5-серийный фильм (режиссер М. Швейцер).
Берегите себя! Не забывайте кормить и поить душу новыми знаниями.


X