+Пиковая дама

Формат документа: doc
Размер документа: 0.07 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

"Пиковая дама" (1890)
1. История создания.
"П.д." – вершина мировой оперной драматургии. Написано во Флоренции за 44 дня. Модест писал либретто и частями посылал его из Петербурга, а Чайковский жил и страдал вместе со своими героями: Я писал П.Д. с небывалой горячностью и увлечением, живо перестрадал и перечувствовал все происходящее в ней, даже до того, что одно время боялся появления призрака П.Д.. Предпоследнее произведение Чайковского, писал параллельно с 6 симф. Писал Модесту: Переживаю загадочную стадию на пути к могиле. Что-то совершается внутри меня для меня самого непонятное. Какая-то усталость от жизни, какое-то разочарование, по временам безумная тоска…
Мрачные настроения композитора тех лет сказались на атмосфере оперы, на постоянном присутствии в ней образа неминуемой смерти:
1) 3 акта оперы - 3 ночи. Все особо важные сцены происходят глубокой ночью.
2) многогранно представлена сфера рока. Это и живые образы (графиня, Сурин, Чикалинский), и мертвые (призрак, смерть), и предметные образы (игра, карты, игорный дом), а также эмоц. образы (страх, скорбь).
3) 2 осн. тональности в опере - h и D (так будет и в VI симфонии), то есть тональности самых драматичных произведений в музыке.
2. Сравнение с первоисточником.
Опера написана по повести Пушкина, в основе которой лежит версия де Ла Мотт Фуке "Пиковая дама. Сообщение из дома умалишенных" (у Пушкина Герман сходит с ума), а также рассказ внука Натальи Голицыной
*(внучка Петра I. Дом, где жила Голицына и где происходили события и сейчас стоит в Петербурге у Исакиевского собора, в проулке Гоголя 10. Совпадение: дом находится прямо напротив здания, где жил в Петербурге Чайковский. Голицына в молодости была первой красавицей, но к старости - … обросла бородой и усами. Портрет молодой Голицыной находится в Саратовской картинной галерее.
Голицына рассказывала, что однажды внук пришел к ней и сказал, что проигрался. Она предложила ему поставить 3 карты, благодаря которым он сумел отыграться. История с картами была рассказана Пушкину самим внуком Голицыной: остальное в повести - вымысел*).
В отличие от "Е. Онегина", эта опера лишь условно связана с мотивами сюжета, повесть и опера – два самостоятельных произведения.
Сюжет оперы: Герман, бедный офицер влюблен в Лизу – наследницу графини, и она отвечает ему взаимностью (хотя у нее есть жених – князь Елецкий). Случайно, от приятеля Герман узнает, что графиня знает тайну, как с помощью 3-х карт можно выиграть и разбогатеть. Понимая, что богатство откроет ему путь к Лизе, он пытается выведать тайну у графини, но она умирает, так ничего ему и не сказав. Однако, позже графиня является к Герману в казарму в виде призрака и называет 3 карты, сказав при этом, что они выиграют только в том случае, если Герман женится на Лизе. Но мысли о картах сразу же овладевают Германом и он тут же бежит в игорный дом. Отвергнутая Лиза, не дождавшись Германа, бросается в реку. Герман проигрывает все и кончает жизнь самоубийством.

Пушкин
Чайковский

1.Д-е в э. Александра I (1801–1825) Начало 19 в.
1.в о. – 18 в., э. Екатерины. Ч. ввел подлинные мелодиии эпохи и создал стилизации.
1)фанфара да здравствует Генрих! исп. в знак приветствия короля Франции.
2)Фрагмент из о. Гретри Ричард=песенка графини в 4 к.
2)хор Радостно-весело на сл. Карабанова.
3)романс Полины стилизован под 18 в.
4) в сцене бала – пастораль в духе Моцарта Искренность пастушки с темой из о. Бортнянского Сын-соперник, т.к. у Пушкина сказано – в комнате у Графини по всем углам стояли статуэтки пастухов и пастушек и Чайковский их словно оживляет!

2. Германн - обрусевший немец, офицер, инженер, жесткий, корыстный чел-к, гл. цель к-го - разбогатеть. В финале повести Г. сходит с ума.
2. Ч. сделал своеобразную монооперу, в центре к-ой – Герман. Он стремится к богатству, чтобы жениться на Лизе=лиризация героя.

3. Лиза – бедная воспитанница графини, а в финале повести она выходит замуж.
3. Лиза – богатая внучка, наследница графини, кончает жизнь самоубийством.

4. Елецкий отсутствует
4. Елецкий – новый герой.

6) Графиня – бабушка Томского.














3. Композиция оперы.
3 д. 7 к.
I д. 1.к. –в Летнем саду, хор гуляющих детей и гувернанток, нянюшек, кормилиц в форме рондо = повторяется 3 р. в первой картине и является фоном, оттеняющим зарождающуюся драму;
- диалог Сурина и Чекалинского, диалоги с Томским и сразу – 2 ариозо Я имени ее не знаю + Ты меня не знаешь = мелодия с вершины источника, возбужденное состояние Германа.
- появление Елецкого, Лизы и графини – квинтет Мне страшно в фа-диез миноре, в котором единственный раз в опере все гл.герои собираются вместе. Асафьев: Жуткий статический момент. Тематического развития в музыке квинтета нет, ибо это не действие, а состояние. Этим квинтетом Чайковский как бы начертал тот заклятый круг, из которого его участникам нет выхода. Музыка квинтета будет звучать в 4 к. в спальне графини.
- баллада Томского – рассказ о трех картах и графине, зарождение конфликта, связь с интродукцией, источник тематического материала оперы.
- сцена грозы = т. Грозы 4 раза по ум. Гарм.буря в природе и в сердце Германа: Мне буря не страшна! Во мне самом все страсти проснулись с такой убийственной силой, что этот гром ничто в сравнении! Она моею будет, моею, или умру.
2 к. – в комнате Лизы.
- дуэт Лизы и Полины (подруги) на тексты Жуковского и Батюшкова, музыка стилизована под 18 в.=движение голосов в 3 и 6, партия ф-но =традиции домашнего музицирования 18 в., пасторальные тембры в оркестре= д/д.
- романс Полины в обрамлении русской песни хора подруг Ну-ка светик Машенька. Романс - подражание бытовому романсу пушкинской эпохи = прелюдирование на клавесине. Романс очень мрачный – ми-бемоль минор, траурно-мерный аккомпанемент = предвосхищение трагической судьбы Лизы.
- ариозо Лизы Откуда эти слезы - пытается уверить себя в любви к князю Елецкому=жениху, во 2 ч. Ариозо О, слушай, ночь - признание любви к Герману=До мажор как в л/м любви Татьяны.
- сцена Лизы и Германа, в ней ариозо Германа Прости небесное созданье+появление Графини (алегро виво, тема 3-х карт из интр. и баллады Томского)
II д. 3 к. –бал во дворце знатного вельможи, где присутствуют Лиза, Герман, Елецкий, Сурин, Чекалинский. Основной контраст всей оперы, отстраняющая функция.
- хор гостей Радостно, весело на сл. Карабанова
- ария Елецкого Я люблю вас безмерно
-сцена Германа = развитие маниакальной идеи. Сурин и Чекалинский поддразнивают Германа, напоминая о трех картах.
- интермедия Искренность пастушки (хор с темой Бортнянского Сын соперник, танцы, в т.ч. сарабанда, дуэт Прилепы и Миловзора, осн.на мел.чешск.песни У меня была голубка, которую также использовал Моцарт в концерте № 25 До-мажор).
- сцена Лизы и Германа (приглашает прийти ночью в дом к ней и графине)+хор Славься, Екатерина Матушка
4 к. – ближе всего к повести Пушкина. Описание комнаты графини: Герман вошел в спальню. Перед кивотом, наполненным старинными образами, теплилась золотая лампада. Полинялые штофные кресла и диваны с пуховыми подушками с сошедшей позолотою стояли в печальной симметрии около стен, обитых китайскими обоями. На стене висели два портрета, писаные в Париже мадам Лебрун. Один из них изображал мужчину лет сорока, румяного и полного, в светло-зеленом мундире и со звездою; другой – молодую красавицу с орлиным носом, с зачесанными висками и с розою в пудренных волосах. По всем углам торчали фарфоровые пастушки, столовые часы работы славного Лерой, коробочки, рулетки, веера, и разные дамские штучки, изобретенные в конце минувшего столетия вместе с Монгольфьеровым шаром и Месмеровым магнетизмом. Герман пошел за ширмы. За ними стояла маленькая железная кровать; справа находилась дверь, ведущая в кабинет; слева – другая, в коридор. Герман ее отворил, увидел узкую, витую лестницу, которая вела в комнату бедной воспитанницы… Он воротился и вошел в кабинет. Врнмя шло медленно. Все было тихо. В гостиной пробило двенадцать, по всем комнатам часы одни за другими прозвонили двенадцать – и все умолкло опять. Герман стоял, прислонясь к холодной печке. Он был спокоен; сердце его билось ровно, как у человека, решившегося на что-нибудь опасное, но необходимое.
- оркестровое вступление: шорохи альтов остинато+тема 3-х карт = рок, Дранишников: Так может звучать черная, жуткая, мрачная тишина родового склепа. Этой теме противостоит второй элемент – слабая щемящая тема страдания=трепетная мелодия скрипок.
- дуэт Лизы и Маши, окруженный хором приживалок Благодетельница наша
- песня Графини – Асафьев называл: воспоминание мертвеца , сумрачный оркестровый колорит, тема взята из оперы Гретри Ричард Львиное сердце. На словах при них я певала - тема песни Да здравствует Генрих IV, исполнением которой приветствовали французских королей.
- сцена Германа и Графини : ариозо Если б когда-нибудь знали вы тайну любви+ угрозы Германа пистолетом+смерть графини. Самое страшное и зловещее в опере проведение темы карт в начале передает неуверенные шаги и трепет остановившегося в нерешительности Германа, резкое проведение виолончелями т. Три карты - момент смертельного испуга Графини при виде Германа. Смятенные пассажи кларнетов, переходящие в судорожную синкопированную ритмику фаготов, играющих терциями с форшлагами, подобны прерывистому дыханию и биению старого сердца, а грозная фраза духовых означает повелительный жест графини, указывающей на дверь; наконец синкопы флейты с форшлагами, с неровным, меняющимся ритмом, замедляющиеся и обрывающиеся резким стаккатированным аккордом труб и тромбонов – последние удары умирающего сердца, внезапная остановка – смерть (ИРМ).
- сцена Германа и Лизы – тема 3-х карт, Лиза понимает, что Герману важнее не она, а тайна карт и прогоняет его.
III д. 5 к. – комната Германа в казарме
Здесь развитие бредового кошмара Германа, Герман в поединке с собственной совестью. Пушкин: Не чувствуя раскаяния, он не мог, однако, совершенно заглушить голос совести, твердивший ему: Ты – убийца старухи!. Герман вспоминает картину похорон: Он решился подойти ко гробу, поклонился в землю и несколько минут лежал на холодном полу, усыпанном ельником. Наконец приподнялся бледный, как сама покойница, взошел на ступни катафалка и наклонился… В эту минуту ему показалось, что мертвая насмешливо взглянула на него, прищуривая одним глазом. Герман, поспешно подавшись назад, отступился и навзничь грянулся обземь.
- встреча с призраком Прочь страшное виденье! (тема 3 карт), Мне страшно! (тема призрака = целотонная гамма)
6 к. – сцена у Канавки
- вступление в характере марша
- ариозо Ах, истомилась интонации плача, причита
- дуэт Лизы и Германа, в котором Лиза отговаривает Германа идти в игорный дом, но он ее отталктвает и Лиза бросается в реку.
7 к. – Игорный дом
Построена по принципу первой картины:
- застольная песня в игорном доме Будем пить и веселиться (те же друзья Германа: Сурин, Чекалинский, Томский, Елецкий)
- Куплеты Томского в духе музыки 18 в. Если б милые девицы
- септет, сцена игры, все время звучит тема 3-х карт, ария Германа Что наша жизнь?
3. Вопросы драматургии и симфонизма в опере.
В опере 7 картин.
– I - 3 картина – Э. образов, завязка и нач. стадия их развития.
– IV картина – центр оперы, генеральная кульминация (с этой картины началось создание оперы) (?а "Е.О."?)
– 3 посл. картины – развязка.
*Начиная с 4 картины, действие ускоряется, картины сжимаются, укорачиваются. Так же было в опере "Цар. невеста"*
Ч.: "В опере необходима сжатость и быстрота действия". Образы развиваются даже в фоновом материале.
В основе драматургии - острые конфликты и контрасты: живое-мертвое, душа-деньги, любовь-судьба, остроконфликтные сцены и бытовые, отстраняющие. Зона зарождения конфликта - баллада Томского. Томский рассказывает саму карточную историю. Она становится тематическим источником оперы. *(три карты..., О, Боже..)*. И связана с интродукцией о.
В опере выделяются 2 ведущие конфликтные сферы:
1) любовно-лирическая (л/т любви, появ. гораздо меньше, чем темы 2 группы);
2) сфера рока (разветвленная система тем и мотивов).

*Эти сферы изначально скреплены интонационно:
"Я имени.." и "3 карты" (амбив. сознания Германа).*










HYPER13PAGE HYPER15


4




X