Реферат_Панасенко_Магистр1_зо

Формат документа: doc
Размер документа: 0.17 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

Донецкий Национальный Университет
Исторический факультет





Реферат
на тему: Жизнь и научная деятельность А. Эйнштейна





Выполнил: магистрант 1 курса
заочного отделения
Специальность: История
Панасенко Дмитрий
Преподаватель:
Красноносов Юрий Николаевич













Донецк
2019



План
Введение
1. Биография
1.1. Ранние годы
1.2. Начало научной деятельности
1.3. Специальная теория относительности
1.4. Статистика Бозе-Эйнштейна
1.5. Эмиграция
2. Политические убеждения
3. Религиозные взгляды
Заключение
Список литературы















Введение
Альберт Эйнштейн- физик; один из основателей современной физической теории; создательСпециальнойиОбщейтеорий относительности; лауреат Нобелевской премии по физике1921 года.Эйнштейн жил вШвейцариис1893 г., Германии с1914 г. иСШАс1933 г. Создал специальную (1905 г.) и общую (1907-1916 гг.) теории относительности; открыл закон взаимосвязимассыиэнергии, хотя авторство Эйнштейна ставится под сомнение. Автор основополагающих трудов поквантовой теории: ввёл понятиефотона (1905 г.), установил законыфотоэффекта, основной законфотохимии(закон Эйнштейна), предсказал (1916г.)индуцированное излучение. Развил статистическую теорию броуновского движения, заложив основы теории флуктуаций, создал квантовую статистику Бозе-Эйнштейна. С1933г. работал над проблемамикоcмологиииединой теории поля.В 30-е годы эмигрировал из Германии в США и позже в знак протеста противнационал-социализмаотказался от немецкого подданства и вышел из состава Прусской и Баварской Академий наук. Также выступал против войны, в 1940-х - против применения ядерного оружия. В1940г. подписал письмо президенту США об опасности создания мощного ядерного оружия в Германии. Горячо поддерживал идею созданияеврейского государства.









1.Биография
1.1. Ранние годы
Альберт Эйнштейн родился14 марта1879 г. в немецком городеУльмев небогатойеврейскойсемье Германа и Паулины Эйнштейн. Герман Эйнштейн (1847—1902), обладавший незаурядными математическими способностями, владел небольшим предприятием, но постоянно стоял на грани разорения. Мать, Паулина (1858—1920) происходила из семьи состоятельного торговца кукурузой Юлиуса Дерцбахера (в1842 годусменил фамилию на Кох) и Йетты Бернхаймер. У Эйнштейна была младшая сестра Мария (Майя, 1881—1951). Дом, в котором родился ученый, был разрушен во время бомбардировок1944года и не был восстановлен. Будучи ребёнком нерелигиозных родителей, Альберт Эйнштейн посещалкатолическую начальную школу вМюнхенеи до 12-ти лет был довольно глубоко верующим подростком, хотя и не разграничивал христианское и иудейское вероучения. Однако, чтение научно-популярных книг вскоре сделало его вольнодумцем и навсегда породило в нём недоверие к авторитетам. Мальчик рос замкнутым и необщительным и не демонстрировал каких-либо значительных успехов в школе. Распространённым является мнение, что в детстве Альберт Эйнштейн был не способен к обучению. В качестве доказательств приводятся низкие показатели, которые он демонстрировал в школе, а также то свидетельство, что будущий гений весьма поздно начал ходить и говорить. Однако такая точка зрения оспаривается многими исследователями биографии Альберта Эйнштейна. Действительно, учителя критиковали Эйнштейна (преподаватель немецкого языка даже утверждал, будто из Эйнштейна никогда не выйдет ничего путного) за медлительность и плохую успеваемость, однако объяснение низкой успеваемости и сложностям в учёбе Эйнштейна следует искать не в лени или плохих способностях ученика, а в элементарной скромности, невосприятии устаревших педагогических методов, применявшихся в немецких школах конца XIX-начала XX веков, возможнойдислексииили специфической структуре мозга Эйнштейна. Когда Альберту было пять лет, его отец впервые показал емукомпас. Это первое впечатление от знакомства с техникой у Эйнштейна сохранилось на всю жизнь и, как он сам признавал, определило его увлечение разнообразными механизмами и наукой. В1889г. знакомый студент-медик познакомил Эйнштейна с классическойфилософией, в частности, с Критикой чистого разума Иммануила Канта. Сочинение Канта также в значительной степени побудило будущего учёного к изучениюматематики, физики и философии. Кроме того, в детстве по настоянию матери он с шести лет начал заниматься игрой на скрипке. Увлечение музыкой также сохранялось у Эйнштейна на протяжении всей жизни, и в1908г.он даже выступал в квинтете музыкантов-любителей (совместно с математиком, полицейским, юристом и переплётчиком). Уже находясь вСШАвПринстоне, в1934г.Альберт Эйнштейн дал благотворительный концертМоцартадля скрипки в пользу эмигрировавших изнацистской Германииучёных и деятелей культуры. Обучаясь в Луитпольской гимназии, Альберт Эйнштейн впервые обратился к самообразованию: в возрасте 12 лет в1891г. он начал самостоятельно изучать математику с помощью школьного учебника погеометрии. Хотя часто утверждается, будто Эйнштейн был некомпетентен в математике, но это также не соответствует действительности. В гимназии он уже был в числе первых учеников в изучении точных наук, однако укоренившаяся система механического заучивания материала учащимися, которая, как он сам считал, наносит вред самому духу учёбы и творческому мышлению, как и относительно тираническое отношение учителей к ученикам вызывало у Альберта Эйнштейна неприятие, поэтому он часто вступал в споры со своими преподавателями, продолжавшими считать его бесперспективным учеником. После окончательного разорения отца семейства в1894г. Эйнштейны переехали из Мюнхена в Италию в Павию близМилана. Сам Альберт оставался вМюнхенеещё некоторое время, чтобы окончить все шесть классов гимназии. Не получив аттестата зрелости, в1895г. он присоединился к своей семье в Милане. Осенью 1895 г. Альберт Эйнштейн прибыл в Швейцарию, чтобы сдать вступительные экзамены в Высшее техническое училище (Eidgenssische Technische Hochschule) вЦюрихеи стать преподавателем физики. Блестяще проявив себя на экзамене по математике, он в то же время провалил экзамены поботаникеифранцузскому языку, что не позволило ему поступить в Цюрихский Политехникум. Однако директор училища посоветовал молодому человеку поступить в выпускной класс школы в Аарау (Швейцария), чтобы получить аттестат и повторить поступление. ВАарауАльберт Эйнштейн посвящал своё свободное время изучению электромагнитной теорииМаксвелла. В сентябре1896г. он весьма успешно сдал все, за исключением экзамена по французскому языку, выпускные экзамены в кантональной школе Аарау, и получил аттестат, а в октябре 1896 г. был принят в Высшее техническое училище в Цюрихе на педагогический факультет. Здесь он познакомился с родившейся вВенгрии сербской студенткой факультета медицины Милевой Марич, впоследствии ставшей его женой. В этом же году Эйнштейн отказался от своего гражданства и сталапатридом. Чтобы получить швейцарское гражданство, ему требовалось выплатить 1000 швейцарских франков, однако бедственное материальное положение его семьи не позволило ему сделать это во время учёбы. Стиль и методика преподавания в Политехникуме обнаруживали существенные различия с закостеневшей и авторитарной прусской школой, поэтому дальнейшее обучение давалось Альберту куда проще. Однако определённые трудности всё же возникали. В частности, за годы учёбы в Цюрихе у Эйнштейна предельно осложнились отношения с возглавлявшим кафедру физики профессором В. Г. Вебером (однофамильцем знаменитого физика Вильгельма Эдуарда Вебера). Вебер, занимательный лектор и одарённый экспериментатор, оставался чересчур консервативным в своём неприятии новых теорий в электротехнике. В частности, Вебер негативно относился к теории поля Максвелла, будучи сторонником концепции дальнодействия, и в этом плане у него возникали разногласия с молодым учеником, который интересовался трудами Майкельсона и независимо, не зная об опытах Майкельсона, предложил собственную интерференционную методику, но из-за несогласия преподавателя так и не смог провести задуманные им опыты.

1.2.Начало научной деятельности
В1900г.Эйнштейн закончил Политехникум, получив диплом преподавателя математики и физики. Хотя его успеваемость не была образцовой, однако он серьёзно заинтересовался целым рядом наук, в том числе геологией, биологией, историей культуры, литературоведением, политической экономией. Хотя в следующем, 1901 году Эйнштейн получил и гражданство Швейцарии, но вплоть до весны 1902г. не был способен найти постоянное место работы, он мог лишь подрабатывать, заменяя учителя в Винтеруре. В армию он призван не был из-за плоскостопия и расширения вен. Вследствие отсутствия заработка Альберт Эйнштейн буквально голодал, не принимая пищу по несколько дней подряд. Впоследствии это стало причиной болезни печени, с которой учёный жил до конца жизни. Несмотря на лишения, преследовавшие его в 1900-1902 гг., Эйнштейн находил время для дальнейшего изучения физики. В1901г.берлинскиеАнналы физики опубликовали его первую статью Следствия теории капиллярности, посвящённую анализу сил притяжения между атомами жидкостей на основании теории капиллярности.

На некоторое время Эйнштейну удалось устроиться учителем математики и физики в Шафхаузене, в пансионате для иностранцев, поступавших в высшие учебные заведения Швейцарии. Один из друзей Эйнштейна, математик Марсель Гроссман, бывший одновременно и отцом одного из его учеников, рекомендовал Эйнштейна на должность эксперта третьего класса в федеральное Бюро патентования изобретений с окладом 3500 франков в год. Великий физик работал в Бюро патентов Швейцарии с июля1902г.по октябрь1909г., занимаясь преимущественно патентованием изобретений, связанных с электромагнетизмом. С 1903г. он был постоянным работником Бюро. Характер работы позволял Эйнштейну посвящать свободное время исследованиям в области теоретической физики. 6 января1903 г.Эйнштейн женился на двадцатисемилетней Милеве Марич. Влияние Милевы Марич, дипломированногоматематика, на труды её мужа до нашего времени остаётся нерешённым вопросом. Тем не менее, их брак был скорее интеллектуальным союзом, и сам Альберт Эйнштейн называл свою жену созданием, равным мне, таким же сильным и независимым, как и я. Между Эйнштейном и Марич всегда существовало определённое расстояние, так как великий учёный часто нуждался в одиночестве для проведения своих исследований. Интересно, что советский физикАбрам Фёдорович Иоффе, лично знакомый с Эйнштейном, назвал последнего в некрологе Эйнштейном-Маричем, и этот факт часто приводится в качестве доказательства совместности научной деятельности выдающегося физика и его жены. Тем не менее, высказываются предположения, что Иоффе добавил к фамилии Эйнштейна фамилию его жены только потому, что считал это традицией, принятой в Швейцарии.




1.3. Специальная теория относительности
Ещё в1904г.Анналы физики получили от Альберта Эйнштейна ряд статей, посвящённых изучению вопросов статистической механики и молекулярной физики. Они были опубликованы в1905г., открыв так называемый Год чудес (лат.Annus Mirabilis), когда четыре статьи Эйнштейна совершили революцию в теоретической физике, дав началотеории относительностикоторая была разработана на основании "теории относительности" в геометрии, созданной Николаем Лобачевским, (в которой Эйнштейн заменил частицысобытиямии рассматривал материю не как часть конечного материала мира, но просто как удобный способ связывания событий воедино) и перевернув представления о фотоэффекте и броуновском движении. Физическое сообщество в целом согласно с тем, что три из них заслуживали Нобелевской премии (которая в итоге досталась Эйнштейну лишь за работу по фотоэффекту — довольно примечательный факт, если учесть, что учёный лучше всего известен именно благодаря его теории относительности, тогда как ему так и не удалось согласовать её положения сквантовой механикой).

1.4.Статистика Бозе-Эйнштейна
В1924молодойиндийскийфизикШатьендранат Бозев кратком письме обратился к Эйнштейну с просьбой помочь в публикации статьи, в которой выдвигал предположение, положенное в основу квантовой статистики. Бозе предложил рассматривать свет в качестве газа фотонов. Эйнштейн пришёл к выводу, что эту же статистику можно использовать для атомов и молекул в целом. В1925Эйнштейн опубликовал статью нанемецком языке, в которой излагал модель Бозе, применимую к системам тождественных частиц с целымспином, называемыхбозонами. На основании данной квантовой статистики, известной ныне какстатистика Бозе — Эйнштейна, двое физиков ещё в середине 20-ых годов теоретически обосновали существование пятогоагрегатного состояния вещества—конденсата Бозе — Эйнштейна.
Суть конденсата Бозе-Эйнштейна состоит в переходе большого числа частиц идеального газа в состояние с нулевым импульсом при температурах, приближающихся к абсолютному нулю, когда длина волны де Бройля теплового движения частиц и среднее расстояние между этими частицами сводятся к одному порядку. Начиная с1995 г., когда первый подобный конденсат был получен в университете Колорадо, учёные практически доказали возможность существования конденсатов Бозе-Эйнштейна из водорода,лития,натрия,рубидияигелия. Аутентичные наброски данной теории, выполненные Эйнштейном, были обнаружены в библиотеке Лейденского университета в августе2005. Занимаясь разработкой статистики Бозе-Эйнштейна, Альберт Эйнштейн одновременно содействовалЭрвину Шрёдингерув разработке уравнения Шрёдингера, объясняющего свойстваволн де Бройляс позиций классической механики, что соответствовало статистике Больцмана. Вместе с тем, Эйнштейн считал, что исследования в данном направлении сочетания классической и квантовой моделей идеального газа менее перспективны, чем дальнейшее развитие статистики Бозе-Эйнштейна, поэтому отказался от соавторства.

1.5. Эмиграция
По мере нарастанияэкономического кризисавВеймарской Германии усиливалась политическая нестабильность, содействовавшая усилениюантисемитскихинационалистическихнастроений. В результате, усилилась и травля одного из величайших учёных современности со стороны антисемитских и консервативных кругов, называемых самим Эйнштейном Компанией теории антиотносительности. После прихода к властинацистовв1933г.физик покинул Германию навсегда, выехав вСоединённые Штаты Америки. В скором времени в знак протеста против преступленийфашизмаон отказался от немецкого гражданства и членства в Прусской и Баварской Академиях наук. После переезда в США Альберт Эйнштейн получил должность профессора физики в недавно созданном институте фундаментальных исследований вПринстоне, штатНью-Джерси. В Принстоне он продолжал работу над исследованием проблем космологии и созданиемединой теории поля, призванной объединить теорию гравитации иэлектромагнетизм. В США Эйнштейн мгновенно превратился в одного из самых известных и уважаемых людей страны, получив репутацию гениальнейшего учёного в истории, а также олицетворения образа рассеянного профессора и интеллектуальных возможностей человека вообще. Ежедневно он получал множество писем разнообразного содержания. Будучи естествоиспытателем с мировым именем, он оставался доступным, скромным, нетребовательным и приветливым человеком. Физик, перевернувший представления человечества о Вселенной, Альберт Эйнштейн умер18 апреля1955г.в 1 час 25 мин. в Принстоне отаневризмы аорты. Не воспринимая никаких форм культа личности, он запретил пышное погребение с громкими церемониями, для чего пожелал, чтобы место и время захоронения не разглашались.19 апреля1955г. без широкой огласки состоялись похороны великого учёного, на которых присутствовало всего 12 самых близких друзей. Его прах был сожжён в крематории Юинг-Симтери, а пепел развеян по ветру…





2. Политические убеждения
Альберт Эйнштейн был убеждённым демократическим социалистом, гуманистом, пацифистом и антифашистом. Авторитет Эйнштейна, достигнутый благодаря его революционным открытиям в физике, позволял учёному активно влиять на общественно-политические преобразования в мире. Вэссепод названиемПочемусоциализм?(Зачем нужен социализм?), изданном в качестве статьи в крупнейшем марксистскомжурнале США Ежемесячное обозрениев мае1949г., Альберт Эйнштейн изложил своё видение социалистических преобразований. В частности, великий физик обосновал нежизнеспособность экономической анархии капиталистических отношений, являющихся причиной социальной несправедливости, а главным пороком капитализма называл пренебрежение человеческой личностью. Осуждаяотчуждениечеловека при капитализме, стремление к наживе и приобретательству, Эйнштейн отмечал, чтодемократическоеобщество само по себе не может ограничить своеволие капиталистическойолигархии, и обеспечениеправ человекастановится возможным только в условияхплановой экономики. Следует отметить, что статья была написана в разгармаккартистскойохоты на ведьм по просьбе марксистского экономистаПола Суизии выражала смелую гражданскую позицию учёного.Альберт Эйнштейн выступал за построение демократическогосоциализма, который соединил бы социальную защиту населения и планирование экономики с демократическим режимом и правами человека. Он не одобрял тоталитарные методы построения социалистического общества, наблюдавшиеся в сталинскомСССР, однако всегда оставался другом Советского Союза и противником конфронтации западных демократий и социалистического лагеря. Одновременно он отвергалнационализмв любых его проявлениях и называл его корью человечества Эйнштейн поддерживал ненасильственные средства борьбы за права народных масс, особо отмечая заслугиМахатмы Ганди:Я считаю воззрения Ганди наиболее выдающимися из всех политиков-наших современников. Мы должны стараться совершать поступки в этом духе: не использовать насилие для борьбы за наши права. Он был одним из соучредителейлеволиберальной Немецкой демократической партии и членом связанной сАмериканской федерацией трудаАмериканской федерации учителей. Также он активно содействовал борьбе темнокожего населения США загражданские права, будучи на протяжении двух десятилетий близким другом известного и в СССР темнокожего певца и актёраПоля Робсона. Так, Альберт Эйнштейн и Поль Робсон были сопредседателями Крестового похода за отмену линчевания. Из-за своих политических убеждений и национального происхождения Эйнштейн принимал активное участие в борьбе с фашизмом и нацизмом, а его племянникКарл Эйнштейн, бывшийанархо-синдикалистом, воевал на сторонереспубликанцевна фронтах Гражданской войны в Испании. В ответ на антифашистскую деятельность эмигрировавшего в 1933 году Эйнштейна в гитлеровской Германии теория относительности официально считалась частью вымышленного еврейского заговора в физике. Альберт Эйнштейн также известен как сторонник создания еврейского государства. Будучи сторонником левогосионизма, он содействовал организацииЕврейского университета в Иерусалимев1925г.и государстваИзраильв1947г. В1952г.к нему даже поступило предложение статьпрезидентом Израиля, от которого учёный отказался. Считается, что Эйнштейн был первым за всю историю американским гражданином, которому предлагали стать главой иностранного государства.


3.Религиозные взгляды
Отношение Эйнштейна к вере и религии менялось в течении его жизни. В1921году Эйнштейн получил телеграмму от нью-йоркского раввина Герберта Гольдштейна: Верите ли вы в Бога тчк оплаченный ответ 50 слов. Эйнштейн уложился в 24 слова:Я верю в БогаСпинозы, который проявляет себя в закономерной гармонии бытия, но вовсе не в Бога, который хлопочет о судьбах и делах людей. В1934году Эйнштейн становится почетным членом Ассоциации рационалистской прессы, также он работал в комиссии экспертов Первого гуманистического общества Нью-Йорка. В1940году он описал свои взгляды в журналеNatureв статье под названиемНаука и религия.Там он пишет:по моему мнению, религиозно просвещённый человек — это тот, кто в максимально возможной для него степени освободил себя от пут эгоистических желаний и поглощён мыслями, чувствами и стремлениями, которых он придерживается ввиду их сверхличностного характера… безотносительно от того, делается ли попытка связать это с божественным существом, ибо в противном случае нельзя было бы считатьБуддуилиСпинозурелигиозными личностями. Религиозность такого человека состоит в том, что у него нет сомнений в значимости и величии этих сверхличностных целей, которые не могут быть рационально обоснованы, но в этом и не нуждаются… В этом смысле религия — древнее стремление человечества ясно и полностью осознать эти ценности и цели и усиливать и расширять их влияние.Он утверждает, что все конфликты между наукой и религией происходили в результате фатальных ошибок, в результате непонимания того, чтосферы религии и науки сами по себе ясно разграничены.В то же времямежду ними существует сильная взаимосвязь и взаимозависимость.Наука без религии хрома, религия без науки слепа… Подлинного конфликта между религией и наукой не может быть.
В то же время, он даёт понять, что не верит в персонифицированного Бога, и утверждает, чтоне существует ни господства человека, ни господства божества как независимых причин явлений природы. Конечно, доктрина Бога как личности, вмешивающейся в природные явления, никогда не может быть в буквальном смысле опровергнута наукой, ибо эта доктрина может всегда найти убежище в тех областях, куда научное знание ещё не способно проникнуть. Но я убеждён, что такое поведение части представителей религии не только недостойно, но и фатально.
В1954году, за полтора года до своей смерти, Эйнштейн так охарактеризовал свое отношение к религии:Слово бог для меня всего лишь проявление и продукт человеческих слабостей, а Библия – свод почтенных, но все же примитивных легенд, которые, тем не менее, являются довольно ребяческими. Никакая даже самая изощренная интерпретация не сможет это (для меня) изменить.












Заключение
В архивах Нобелевского комитета сохранилось около 60 номинаций Эйнштейна в связи с формулировкой теории относительности, однако премия была присуждена только в результате номинации шведского физикаКарла Вильгельма Озеена, в связи с объяснением фотоэлектрического эффекта. Озеен особенно подчеркивал, что на этот раз он номинирует Эйнштейна не в связи с теорией, которая представлялась спорной членам Нобелевского комитета, а в связи с объяснением природного явления, несомненно наблюдаемого в эксперименте. В результате этой номинации Эйнштейн получил премию за 1921 г. задним числом одновременно сНильсом Боромосенью 1922 г.












Список литературы
Альберт Эйнштейн в библиотеке сайта журнала Скепсис
Куприянов, Алексей (2006)Научное сообщество против Академии: Как 85 лет назад Эйнштейн не получил Нобелевскую премию.
Нюхтилин В. Будущее настоящего прошлогоГлава Дом, который построил Альберт
Стовпюк М. Ф. Бор и Эйнштейн (сравнительные соционические портреты)
Статья Альберта Эйнштейна Почему социализм?
Чему равно Е. Две книги об Энштейне.












HYPER13PAGE HYPER15


5




X