А. Шевцов. Глава 3. Память и образ мира

Формат документа: doc
Размер документа: 0.04 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.


Из книги А. Шевцова Введение в Науку думать

Глава 3. Память и образ мира


Воображение творит образы, память их хранит, разум использует для обеспечения выживания, для решения жизненных задач.
Память хранит образы, это кажется очевидным. Как очевидно и то, что в сознании и в памяти нет ничего, кроме образов. Все воспоминания - это образы. Но верно ли то, что хранит их память?
Вопрос выглядит, пожалуй, странным, но вдумайтесь: если образы творятся из той среды, которая называется сознанием или парой, то могут ли они храниться вне её? Где еще? В мозговых клетках? Это невозможно. Если образ сделан из вещества сознания, он должен храниться в той же среде, иная его просто не сохранит. Как песок не сохранит воду. Даже естественная наука признает, что образы идеальны. Значит, и среда их существования должна быть идеальной.
Образы живут в своей собственной среде, как живут воздушные вихри в воздухе. Следовательно, хранятся они все в той же среде. А что же память?
Похоже, что память не есть собственно хранилище или объем, заполненный образами. Память - это способность не хранить, а использовать или обеспечивать использование образов.
Именно поэтому мы говорим о хорошей или плохой памяти.
Хранилище, которое мы при этом имеем в виду, не может быть плохим или хорошим. Оно абсолютно. И подтверждением этого является то, что даже однажды забытое обязательно вспоминается и никогда окончательно не пропадает. При определенном усилии или с помощью некоторых приемов можно вспомнить все. Значит, хранилище это таково, что плохим быть не может.
Что же плохо?
Наша способность извлекать из него нужные воспоминания.
А вот это действительно страдает и даже может быть улучшено и обучено.
Следовательно, память -это не хранилище, а способность. И способность отнюдь не запоминать образы. Запоминаются они так же жестко, как и творятся. Если уж на то пошло, то вообще не запоминаются.
Совершенно нет нужды запоминать вещь, если ты ее создал и имеешь.
Она просто есть. И где-то лежит, готовая к использованию.
Улучшить запоминание нельзя, можно улучшить лишь способность извлекать вещи-образы, которые нам необходимы для жизни, то есть улучшить использование. И нельзя забывать, что сознание обладает определенной вещественностью, как впрочем, и душа, если верить святым Феофану Затворнику и Игнатию Брянчанинову. Вещественность эта очень тонкая, но достаточная для того, чтобы не только делать полные подобия вещей плотного мира, но и хранить все эти подобия в определенных пространствах сознания. Именно сознание и является собственно хранилищем памяти.
Это значит, что у сознания есть устройство, которое позволяет это хранение. Устройство это двойное: первое мы уже разобрали - сознание обладает разной плотностью и поэтому создает образы разного уровня обобщения. Второе - сознание связано с человеком, а точней, с его душой. Оно и само выстроено по подобию некоего смерча, уложенного вокруг души. Можно сказать, вращающегося вокруг нее.
Поэтому у сознания появляются разные пространства, в которых могут храниться разные образы. Одни ближе, другие дальше. Одни более доступны, другие - менее. Очевидно одно: прямо там, где душа сталкивается с восприятием, работает воображение, и значит, там должен быть источник чистого сознания, из которого и ведется творение образов. А вот заполненные образами слои сознания должны отступать все дальше, из-за чего становятся менее различимы, что ощущается забыванием...
Время лучший врач. Это высказывание означает, что по мере накопления новых образов, старые оттираются от того места, которым мы чувствуем, которым страдаем, то есть от души. И если вначале мы в состоянии прямо переживать происшедшее, то есть переживать душой, то со временем нам приходится производить усилие, чтобы вытащить переживания из памяти и представить их перед глазами души.
Таким образом, памятью становится то, что извлекается из сознания с помощью памяти, с помощью усилия воспоминания. Но это уже иное значение слова память, что надо обговорить.
Когда мы говорим память, хорошая память, добрая память, горькая память... мы говорим не о хранилище, а о его содержании, о том, что вспоминается. И когда мы говорим: извлек из памяти, мы в действительности имеем в виду не извлечение из хранилища, а извлечение из числа прочих воспоминаний, из некой кучи или из некоего ряда, которые и зовутся памятью. Но и куча, и ряд находятся внутри хранилища и являются лишь его содержанием.
Однако не вся память хранится так, как описано, то есть постоянно отодвигаясь от настоящего, от души в прошлое, прочь от места воображения и переживании чувств. Это лишь самое общее устройство сознания, но не устройство хранения памяти.
Устройство, в котором память хранится и относительно которого и происходит постоянное течение воспоминаний от настоящего в прошлое, называется Образом мира.
Образ мира - это отражение мира, как мы его познаем с первого своего вздоха. А точнее, еще из утробы. Психологи очень плохо представляют себе, что это такое. Именно поэтому они увлекаются рассуждениями о всяческих моделях и картинах мира. Все эти модели и картины - мелочи внутри Образа мира или Мирового Стода, как говорили мазыки.
Образ мира вбирает в себя совершенно все, что мы воспринимаем и перерабатываем в образы. Задача его - обеспечить наше выживание. Он так же приспособлен к этому миру, как и наше тело, поэтому можно считать, что образ мира - это отнюдь не творение человека, а естественное устройство его сознания во время воплощения - тело сознания.
Образ мира начинает расти отнюдь не из простейших ощущений или восприятий, а из самых философских понятий, какие только доступны человеческому сознанию, Он строится из понятия плотности, которое раскладывается на жесткое – мягкое, любящее – злое, горячее-холодное, сытое - голодное... и так далее.
Образ мира оказывается основой для работы разума и мышления. Как и основой для различных мировоззрений. Мировоззрения, которые так ценятся людьми, на деле не более, чем морщины на ткани образа мира, и так же легко меняются, как волны на море. Море же, или о6раз мира, остается совершенно неизменным и не зависящим от них….
Он только наращивает и наращивает объемы воспоминаний, привязанных к его частям. Сам образ мира не растет от прибавления воспоминаний, они лишь утолщают его, как бахрома пыли, подтверждая, что он верно отражает действительность. Он растет лишь тогда, когда происходит познание чего-то неведомого.
Об образе мира надо рассказывать особо, и я посвящу ему отдельное исследование. Пока же достаточно сказать, что сам по себе он есть основа разума, но вот бахрома образов, которая нарастает на нем, как мох на старых деревьях, к разуму отношения не имеет, хотя и захватывает наше осознавание, заставляя жить внутри себя.
Именно этот образный мох и составляет культуру, которой мы живем.
После того, как приходит понимание, что Образ мира - основа нашего Разума, становится ясно, что он, как психологическое явление, лежит в основе всех наших действий. Он же является основой нашего мышления, потому что все остальные образы или вырастают из него, или к нему приживляются.
При этом мы должны разделить основу Образа мира, которая создается в детстве из образов простейших взаимодействий с окружающими, от той его части, которую мы добавляем впоследствии в виде готовых образов, которые называются Знаниями. Знания географии, знания астрономии, знания физики, иначе говоря, знания, казалось бы, о том, как устроен наш мир, у большинства людей не имеют почти никакого отношения к психологическому Образу мира, хотя и называются этим словом во многих научных сочинениях.
С психологической точки зрения эти знания надо бы назвать представлениями об устройстве мира, то есть способами, какими можно представить себе мир для решения особых задач.
Представления эти, которые дает наука, всегда хранятся в самом поверхностном слое памяти и хранятся вполне осознанно, помнятся. Часто даже с усилием помнятся. Мы стараемся их не забыть, чтобы блеснуть умом и знаниями.
Легко принялось это выражение: блеснуть знаниями? Конечно, ведь оно естественно. И естественно не для языка, а глубже, для нашего мышления. Блеснуть знаниями – значит быть высоко оцененным, то есть оцененным как способный занять более высокое место в обществе. Вот и смысл обладания знаниями. Они не прибавляют способности думать, они просто наша плата за право занять соответствующее место в обществе.
Обратите внимание на выражение плата за право занять место. Раз нам нужно показать обладание большим количеством знаний, чтобы занять достойное место, значит, мы ими за это место платим. Это очевидно. Но не так очевидно, что мы платим и за обретение знаний. Хотя это знает всякий, просто потому, что за учебу платят. И деньгами и не деньгами. А чем? Если ты учишься в обычной бесплатной школе, то платишь ли ты чем-нибудь за обучение? Не родители, а именно ты?
Конечно! Ты же не играешь, не ведешь себя свободно, ты сдерживаешь себя и принуждаешь. Безусловно, это психологическая плата. Но чем ты платишь? Посмотрите по тому, что имеем в итоге, а в итоге мы имеем сознание, заполненное знаниями. Значит, чтобы поместить в свою память знания и умения их использовать, нужно, самое малое, отдать весь этот объем сознания, который они заполнят. Отдать или связать в определенные образы, которые неизменны. И теперь ты больше не хозяин этому сознанию. Это твое сознание, но владеет им общество, которое требует от своих членов хранить в себе его признаки как культуру. А ты вечно таскаешь в себе эту гирю, и крылья тебе больше не нужны... Носильщик культуры, вахана, ездовое животное бога по имени Общество...
И даже переходя в новые возрастные состояния, а это значит, в новые слои Образа мира, мы перетаскиваем свои знания и представления с собой, как груз, как полезные орудия, потому что они - возможность показать свою умность, а отнюдь не то, что обеспечивает возможность жить в этом мире. Образ мира - это так же важно для жизни, как воздух. Поэтому мы его перестаем замечать и помнить уже в раннем детстве. Он - само естество нашего Разума и Мышления.
X