Игры и игрушки народов Севера

Формат документа: doc
Размер документа: 2.31 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

Игрушки народов Севера
На основе жизненной практики народы Севера выявили могучую воспитательную и оздоровительную силу игр, как комплекса средств психологического, педагогического и физического воздействия. Игры характеризуются универсальностью, комплексностью своего воздействия: они развивают жизненно важные двигательные способности, укрепляют здоровье, формируют характер, знакомят и обучают традиционным видам деятельности.
Игры и игрушки, так же как и их изготовление, являлись частью жизни. У северных народов имеется много своеобразных, развивающих, занимательных игр.
Пивналтуп (жужжалка)

Детская игрушка, очень проста в использовании. На двойную жилу (нить) в центре закрепляется небольшая деревянная палочка, концы жил берутся в руки, несколько раз закручиваются и затем растягиваются в разные стороны. Палочка начинает вращаться и издавать звуки. Считалось, что эти звуки вызывают ветер. Детям не разрешалось баловаться такой игрушкой, но летом, когда гнус одолевал оленей, и ветер являлся в какой-то мере спасением, детская игра приобретала особый смысл.
Материал — дерево, капроновая нить
Нумасты юнтупсэт (для думания игрушки)

Головоломка из шести палочек — Хэт юхуп юнтупсы (1-й вариант).

Головоломка из шести палочек — Хэт юхуп юнтупсы (2-й вариант).

Головоломка из девяти палочек — Яртьянг юхуп юнтупсы.
У каждой хантыйской семьи было несколько избушек: весенняя, летняя, зимняя, осенняя. Переезжая к местам промысла, ханты вынуждены были на длительный срок оставлять свои постройки. Для того чтобы лесные звери не разворошили стойбище, приходилось запирать избушки и лабазы. Но заводских замков в те времена не было, поэтому мужчины придумывали свои приспособления. Позже макеты таких замков стали делать специально для развлечений и называть нумасты юнтупсэт — для думания игрушки.
Необходимо сначала разобрать кубик, а потом придать ему изначальную форму. Самой легкой считается 1-й вариант головоломки из шести палочек, сложной — из девяти палочек.
Материал: дерево.
Ущмаран вухсар (хитрая лисичка) — головоломка

Задача состоит в том, чтобы снять кольцо, надетое на стержень.Материал: кость, кожа (ровдуга).
Щул вус юх пул — палочка для пуговичной петли

Эта головоломка, как и многие другие, ведет свое происхождение от чисто практических вещей. Каждый мужчина носил на поясе приспособление для развязывания узлов, сделанное из небольшой кости. Оно крепилось к поясу на веревочке хитрым способом. В минуты отдыха дети пытались снять с пояса эту иголочку. Забава настолько полюбилась, что в дальнейшем иголочку стали делать из дерева или кости и крепить к пуговичной петле. Отсюда она и получила название — Щул вус юх пул — палочка для пуговичной петли.На первый взгляд задачка проста: снять палочку с петли, не развязывая узелка. Но тем, кто первый раз знакомится с этой головоломкой, придется поломать голову не один час, а то и день.Материал: дерево (или кость), кожа (ровдуга).
Ларынщуп (волчок)

Детская игрушка, сделанная по типу лучкового сверла. Играя такой игрушкой, ребенок развивал мышцы пальцев, точность движений, аккуратность, терпение.
Игрок ставит волчок на ровную поверхность. Одной рукой он удерживает ее в вертикальном положении, а другой начинает двигать вверх -вниз палочку, привязанную к верхней части стержня. Постепенно волчку придается движение, и он по инерции начинает вращаться: то раскручивая веревочку, то закручивая ее вокруг стержня.Материал: дерево, кожа (ровдуга).
Вулы (щепной олень) — детская игрушка для мальчиков

Материал: дерево (щепа).
Вет лов тынуп юх (стоимостью пяти лошадей палочка) — головоломка

Существует легенда о том, как хантыйский охотник загадал эту головоломку русскому купцу, который приехал менять свои товар на пушнину. Купец разгадывал головоломку три дня, но так и не разгадал. Придя к охотнику, купец попросил раскрыть секрет этой головоломки. Старый охотник согласился сделать это в обмен на пять лошадей. Купец отдал ему пять лошадей, с тех пор эта головоломка так и называется стоимостью пяти лошадей палочка.
Задача состоит в том, чтобы, не развязывая узлов, переместить обе косточки на одну из веревочек.
Хоп (лодка) — сувенир

Изготовлена по аналогии с хантыйской лодкой — колданкой, из цельного дерева без использования гвоздей.
Материал: дерево (осина, кедр)
Акань (кукла) из клюва утки

Изготовлена в соответствии с традициями. Материал: сукно, шелк, ситец, кость (клюв утки), бисер, нитки сухожильные (капроновые), нитки шерстяные.
Акань (кукла) из беличьего меха

Традиционная детская игрушка для девочек.Материал: беличий мех, ткань (ситец), бисер, нитки хлопчатобумажные, сукно, бусы.
Акань (кукла) из ткани — игрушка для девочек

Материал: ткань (ситец, сатин), бисер, нитки хлопчатобумажные.

Игры и игрушки коренных народов Севера
Категория:Начальные классы
27.12.2017 07:16
С древности игры и игрушки учили детей труду и правилам поведения. Через игры и игрушки дети открывали для себя мир и ценности своего народа.
Просмотр содержимого документаИгры и игрушки коренных народов Севера
Игры и игрушки коренных народов Севера
В.С. Фадеева
С древности игры и игрушки учили детей труду и правилам поведения. Через игры и игрушки дети открывали для себя мир и ценности своего народа. Кроме этого, они служили отличным средством отдыха и развлечения. На игрушечных нартах, в которые запрягали собак, дети учились правилам упряжки и езды. Иногда игрушечная упряжка оленей делается из кусочков оленьего меха.
С раннего возраста ребёнок получает нож и учится работать топором и другими простыми инструментами. В качестве игрушек часто делали детские луки со стрелами, обычно из прутьев ивняка. В старину мальчики упражнялись в стрельбе по неподвижным целям, они развивали меткость и остроту зрения. Лук с древности был самой любимой игрушкой у мальчиков. Первый лук ребёнку делали взрослые. Но в 6 – 7 лет мальчики уже сами умели делать для себя лук и стрелы. Игрушки – стрелы делались для детской руки легче и короче, чем у взрослых. Но это были настоящие стрелы.
Из национальных детских игрушек наиболее распространенными являются игрушечные изображения оленей, а также нарты, луки, гуделки, куклы.
Игрушечный олень обычно представляет собой деревянный брусочек (10 см х 2 см) с выступом на одном конце (хвост), косым срезом на другом (голова) и отколотыми не до конца, слегка загнутыми лучинками, изображающими рога.

Детская гуделка (вывко) состоит из дощечки (10 Х 4 см), сквозь два отверстия в которой продеты нитки (или нитка) из оленьего сухожилия длиной около 25 см, образующие петлю. При скручивании и раскручивании петли, которую держат растянутой двумя руками, дощечка гудит.
Игрушки девочек состоят из кукол, кукольного гардероба и кукольного хозяйства. У ненцев кукла это продолговатый кусочек сукна с нашитыми на него полосками. У кукол, представляющих мужчин, головой служит клюв гуся. У кукол - женщин голова – клюв утки. Головы кукол делались из клювов водоплавающих птиц, так как считалось, что перелетные птицы ежегодно улетают к Богу (Нум`у) и являются чистыми, невинными. Однако, в настоящее время этим куклам религиозного значения не придается. Их шьют обычно сами девочки. Куклы не имеют ног, рук, лица. Это простой тряпичный свёрток с птичьим клювом. Зато вместо лица, рук и ног кукла имела богато разукрашенную одежду.
Для кукол делают игрушечные люльки, подушечки. Швейные принадлежности хранят в сумочках из меха (падко). Люди стойбища судят об умениях будущей невесты по её детским игрушкам.
Свободное от работы время ненцы охотно уделяют различным настольным играм. От русских ими были заимствованы шашки, шахматы, карты. Как доски, так и фигурки многие ненцы умели вырезать сами, обычно, впрочем, довольно примитивно. Расцветка полей доски заменялась углублением одних полей по сравнению с другими. Правила игры соответствовали общепринятым.
Среди игр и развлечений на открытом воздухе следует отметить национальные виды соревнований.
Из национальных видов соревнований наиболее распространенными считаются гонки на оленьих упряжках, метание тынзея (аркана), топора, прыжки через нарты, перетягивание палки. Ненецкие традиционные спортивные игры сохраняются и в настоящее время.
Гонки на оленьих упряжках — красивое, захватывающее зрелище. Отбираются лучшие олени, упряжь украшается ленточками, полосками радуги, разноцветного сукна. В зависимости от сезона запрягают четыре-шесть оленей. Состязания проводятся на скорость, однако присутствующие неизменно оценивают красоту бега оленей, их окраску (наиболее красивыми всегда считались белые олени).
Тынзей мечут на поставленную вертикально палку, хорей, на головки нарт. Топор бросают на дальность.
Интересны традиционные соревнования по прыжкам через нарты. Несколько нарт (обычно столько, сколько есть свободных пустых нарт) устанавливают параллельно друг другу на расстоянии полуметра. Прыжки совершаются двумя ногами вместе, сначала в одном направлении, затем в обратном, пока хватает сил. Хорошие прыгуны перепрыгивают через 30 и больше нарт без отдыха.
Палку перетягивают сидя, упершись друг в друга ступнями ног (есть варианты). Все эти виды соревнований — мужские. Женщины изредка участвовали лишь в гонках на оленях.
Из других игр и забав на открытом воздухе можно отметить женские игры — в жмурки, колечко, — имеющие отличия от аналогичных русских игр. Так, например, при игре в колечко его часто передавали просто из рук в руки, а не по веревке.
Список литературы
1. География Ямало-Ненецкого автономного округа: Учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского госуниверситета, 2001. 328.
2. Культура народов Ямала / Борко Т. И. Тюмень: Издательство Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002.
4. Вестник института. Выпуск 3. Салехард: ЯНОИУУ, 2001.

Некоторые поверья, запреты, связанные с акань, свидетельствуют о соотнесении с представлениями о душе-тени или двойнике человека. В восприятии взрослых некоторые игры с акань считаются пророческими. По поверьям, игры девочек с тряпичными акань влияли на их будущее семейное счастье и плодовитость. Акань никогда не давали собственные имена членов семьи, что было обусловлено стремлением обезопасить живых людей от установленной возможности связи с судьбой игрушечного двойника. Наряды для акань шились только из обрывков новой ткани. Лицо у кукол обозначалось белым либо светлым тоном. Считалось, что изображение черт лица может оживить куклу и сделать опасной для человека. Чертами лица наделялись лишь деревянные духи-хранители.
Щел — деревянные палочки.

Существует множество вариантов игры с этими палочками. В нее могут играть как дети (от 2-3 лет), так и взрослые.
Если в семье был только один ребенок, обучать его начинала бабушка. Когда появлялись младшие братья и сестры, учителями становились старшие дети.
Для игры в щёл из дерева изготавливаются палочки длиной 15-20 см, диаметром до 0,5 — 0,7 см. Набор палочек может быть достаточно большим: 20-30 штук.
Наиболее интересно рассмотреть эту игру с точки зрения того, как с одним материалом выстраиваются совершенно разные способы работы. Можно сказать, что сохраняя этнические элементы (фигурки птиц, чум, лесная избушка), игра воспроизводит и предельно общие элементы мироустройства (парность, четность, бинарные оппозиции).
Впервые познакомившись с палочками, маленькие дети (от 1,5 — 2 лет) начинают строить из нихпалочный домик — щёл хот. Палочки укладываются как бревнышки, при этом сохраняется традиционная форма лесной избушки. Чем старше становится ребенок, тем аккуратнее получается его домик.

Более сложный вариант этой игры, когда палочки в форме лесной избушки укладываются на специальное основание, особым образом фиксируются поперечными палочками и поднимаются вверх за центральную палочку — стержень. Если домик собран аккуратно, он не рассыпается, и его можно подвесить. В таком виде иногда хранят палочки для игры.

Дети в возрасте 3-4 лет могут играть влебедя — хутанг. Эта игра имеет несколько вариантов.

Первый вариант игры рассчитан на детей, не знакомых со счетом.
Водящий из палочек выкладывает фигуру лебедя: две палочки — голова, одна — шея, три — туловище, по четыре — крылья, пять — хвост. Дети должны запомнить эту фигуру. Затем они отворачиваются, в это время водящий убирает одну из палочек, оставляя другие на своих местах. Развернувшись к фигуре, дети должны увидеть, какой из палочек нет на месте, и назвать эту часть тела птицы. Когда кто-то из детей угадывает правильно, палочка возвращается на место.
Второй вариант игры рассчитан на детей, умеющих считать.
Выкладывается та же фигура лебедя, но игроки теперь сидят к ней спиной. Водящий убирает палочку из головы лебедя и обращается к игрокам с вопросом: Я убрал одну палочку из головы лебедя, сколько там осталось палочек?. Не поворачиваясь, игроки должны ответить, сколько осталось палочек. Затем последовательно вынимаются палочки из шеи, туловища, крыльев, хвоста Если кто-то из игроков отвечает правильно, палочка отдается ему, если нет — оставляется на месте. Игроки сидят спиной к фигуре лебедя на протяжении всей игры. Заканчивается игра, когда вся фигура разобрана.
Эта игра строится на фигуре лебедя не случайно. Лебедь — орнитоморфный облик богини Калтащ — ангки. Являясь матерью — прародительницей, Калтащ — ангки в то же время задает людям основные нормы, образцы и ценности хантыйского мира.
Ребенок должен удерживать в сознании целостный образ, чтобы увидеть моменты его повреждения. Сама по себе эта задача связана глубинным смыслом с выявлением дефекта, для того, чтобы иметь возможность его устранить. В качестве нормы здесь выступает образ лебедя, вынутая палочка — это нарушение образа. Обнаруживая нарушение и получая возможность его исправить, ребенок метафорически осваивает один из основных принципов борьбы с болезнями как с нарушениями некоторой обобщенной нормы.
С другой стороны, если брать прагматическое назначение данной игры, то она тренирует такие базовые способности человека, как воображение, память и внимание. Не имея воображения, ребенок вряд ли сможет за обычными деревянными палочками увидеть лебедя. Тренировка памяти связана с тем, что, видя измененный образ, ребенок должен восстановить в своем сознании образ исходный. Внимание тренируется операцией соотнесения мысленного образа (образа памяти) и образа видимого.
Игра в щёл на ловкость.В эту игру также могут играют как дети, так и взрослые.

Ребёнок, за которым в настоящее время ход игры, кладёт все палочки на ладонь, затем движением руки снизу вверх их подбрасывает. За то время, пока палочки находятся в воздухе, игрок должен перевернуть руку тыльной стороной вверх и поймать палочки этой стороной руки. Затем движением снизу вверх палочки подбрасываются с тыльной стороны руки, рука снова переворачивается, и ребёнок должен поймать палочки в ладонь. Если игрок ловит нечётное количество палочек, то одну забирает себе и ход остаётся за ним. Если в ладони оказалось чётное количество — ход переходит к другому игроку. Цель игры заключается в том, чтобы набрать наибольшее количество палочек.
Когда остаётся последняя палочка, сначала ребенок, за которым ход игры, должен проиграть с нею так же, как описано выше. Затем характер игры меняется. Палочка кладется между большим и указательным пальцем правой руки, подбрасывается и ловится между этими же пальцами. Если игрок не уронил палочку, процедура выполняется между указательным и средним пальцем и т.д. В случае если ребенок справился с задачей, он должен то же самое выполнить на левой руке, а затем в обратном направлении, начиная с мизинца и безымянного пальца левой руки. Цикл этапа игры с одной палочкой должен быть проведен от начала до конца. Как правило, мало кому удается выполнить описанное выше требование игры с первого раза. В случае ошибки, ход переходит к следующему играющему. Каждый игрок, при повторном ходе начинает всю процедуру с самого начала, независимо от того, на какой стадии потерял палочку. Последняя палочка отходит к игроку, который выполнил все операции с палочкой от начала до конца.
Данная игра содержит несколько культурных символических смыслов. Первый смысл — взаимодействие руки и орудия. Орудие в руке (схваченное рукой) противопоставляется орудию, лежащему на руке. Рука в этой игре находится в трех положениях. Первое: палочки лежат на раскрытой ладони, второе — палочки ловятся на тыльную сторону, третье — палочки ловятся в ладонь. В качестве превосходной степени развития ловкости рук в хантыйском фольклоре встречаются описания того, как герой ловит стрелу рукой.
Второй символический смысл — понимание парности. Пара и единичность имеют различные знаковые значения. Парное количество палочек — игрок прекращает игру. То есть, парность — означает достаточность, полноту, цельность. Непарное количество палочек — во-первых, игрок приобретает дополнительное очко (палочку), во-вторых, может продолжить игру. Таким образом, за непарностью закреплено значение — прибыль, достаток, а также неполнота.
Интересно, что в ходе игры в выигрыше остается не тот, кто поймал за один раз в ладонь большее количество палочек, а тот, кто поймал необходимое (в данном случае — непарное). На этом строится важный принцип рационального природопользования, где поощряется умеренность и каждый берет от природы только необходимое, а жадность и неразумное потребление природных благ осуждается традиционной общностью.
Если относиться к этой игре, исходя из развития способностей ребенка, то в ней тренируются такие качества, как умение оценить количество на глаз (что особенно важно для занятий оленеводством), глазомер, ловкость, координация движений. Зачастую дети вырабатывают особую тактику, когда намеренно подбрасывают палочки выше и стараются поймать только одну. В данный вариант игры любят играть и пожилые люди, особенно женщины. С годами, руки утрачивают былую гибкость, игра же в щёл позволяет тренировать и кисти, и пальцы рук, что очень важно для занятий рукоделием.
Игра в щёл на осторожность.

Количество и возраст игроков в данной игре не регламентируются. Иногда эту игру называют чумик, так как исходная позиция палочек в ней напоминает форму чума. Один из игроков берёт все палочки в руку, ставит их вертикально на какое-либо основание. Нижняя часть пучка раздвигается, получается фигура в форме чума. После этого водящий резко разжимает руку, палочки в беспорядке падают одна на другую. Ребёнок, начинающий игру, должен из этого вороха вытянуть одну палочку, но сделать это так осторожно, чтобы не потревожить остальные. Другие дети внимательно наблюдают, не шелохнулась ли какая- либо другая палочка. Если игроку удалось осторожно изъять палочку, то ход остаётся за ним. В случае, если какая-либо палочка, кроме той, которую вытягивает играющий, пошевелилась, ход игры переходит к другому. Конечная цель игры — набрать максимальное количество палочек.
Удачное действие в игре может быть символически описано следующим образом. Человек осуществляет действие в окружающем мире и может контролировать все его последствия. Он ничего не нарушает в природе, но добивается желаемого результата.
Качества, которые развиваются у ребенка в этой игре — это умение оценить ситуацию, принять правильное решение, выработать способ, суметь его физически осуществить. Таким образом, ребенок начинает соотносить действие, которое он намерен осуществить, и свои физические возможности.
Игра в щёл на осторожность и игра в щёл на ловкость имеют одинаковое окончание. У каждого игрока набирается определенное количество палочек. Согласно традиции, пересчет их количества не ведется, тем не менее, имеется способ выявления наиболее ловкого или осторожного. Это выполняется следующим образом. Каждый игрок по очереди кладет по одной палочке на игровую площадку, при этом выстраивается фигурка чума. Когда у кого-то заканчиваются палочки, остальные игроки при выкладывании очередной палочки, награждают его щелчками. Побеждает тот, кто не получил ни одного щелчка.
Игра-фокус — пиллы щел — (без пары палочка).

Берется 15 палочек — щёл. Человека, включающегося в игру, просят расставить пальцы рук. Водящий начинает вставлять по 2 палочки между пальцами игрока: большим и указательным, указательным и средним и т.д., при этом постоянно приговаривает: Пара, пара, пара… Последняя палочка — непарная, вставляется между мизинцем и безымянным пальцем левой руки, что соответственно фиксируется в словах: А эта палочка без пары. Затем водящий начинает последовательно разнимать каждую пару палочек и делить их между собой и игроком, зажимая соответственно в правой и левой руке. Несмотря на то, что палочки разнимаются уже по одной, водящий при дележе по-прежнему приговаривает: Пара, пара, пара…. Когда остается последняя (непарная) палочка, водящий говорит: А эту непарную палочку отдаю тебе. Зажимает ее вместе с другими в правой руке и все палочки отдает игроку, не разрешая пересчитывать, со словами: Теперь у тебя в руке непарные палочки, а у меня — парные. Держи крепко. Я сейчас буду колдовать, и палочка без пары окажется у меня. Игрок держит свои палочки в зажатой руке, водящий тем временем располагает свои палочки вертикально между ладонями, как бы перетирает их и приговаривает: Пиллы щел, пиллы щел, тыв юва, тыв юва (Без пары палочка, иди сюда). Закончив процедуру, водящий говорит: Всё. Твоя палочка без пары ко мне перешла. Теперь у тебя парные палочки, а у меня без пары. Смотри и считай. Игрок парами пересчитывает свои палочки и обнаруживает, что у него их действительно парное количество. Затем водящий демонстрирует свои палочки и показывает, что их не парное количество.
Данная игра-фокус построена на принципе парности. Для этого принципа очень важно правильное определение бинарной оппозиции в каждом конкретном случае: верх-низ, право-лево, женщина-мужчина и т.д. Умение удерживать в сознании именно те оппозиции, которые необходимы в данном конкретном случае, соотносятся с умением правильно и точно воспринимать окружающий мир. В игре специально вводятся отвлекающие моменты, повторяющиеся действия с определенным проговариванием, которые отвлекают внимание от сути происходящего и не позволяют увидеть нарушение принципа парности. Сначала расчет ведется по одним правилам — вкладываются пары палочек, потом расчет ведется по другим правилам — единичные палочки считаются парами. Этот фокус-игру показывают и маленьким детям, и взрослым людям. Угадать, в чем состоит хитрость, с первого раза практически никому не удается.
Способности ребенка, которые развиваются в данной игре — это умение анализировать действия другого человека, видеть принципы его работы и определять, какие именно количества подлежат пересчету в каждом конкретном случае.
Некоторые исследователи, описывающие игры и игрушки северных народов, называют их примитивными, бедными, лишенными всякой художественности. Действительно, многие игрушки изготавливаются из дерева и не раскрашиваются, у них другая функция, не эстетическая. Здесь мы видим, как обычные деревянные палочки, помогают с малых лет развивать ребенка, а взрослым — сохранять форму.
Источникhttp://kazym-museum.ru/research/igrushki

Ненецкие куклы


Куклам издавна придавалась связь с потусторонними силами, они обладали определенной энергетикой. У ненецких народов не принято рисовать куклам глаза, нос, уши, так как кукла не живая и ей нельзя видеть, иначе она может унести душу ребенка. Считалось, что, обретя людские черты, кукла может ожить и напугать малыша.
Своей матерью-прародительницей ненецкие народы считалиптицу, поэтому брали для изготовления кукол клюв птицы. Считалось, что так они ограждают своих детей от зла и различных напастей.
Коми-пермяки делали кукол из травы и соломы, различных щепок. Интересны куклы, сделанные из лоскутков, без использования иголки и ниток. Такие игрушки тоже считались оберегом. В дело шли и полешки, которые оборачивали куском ткани или холста.

У северных народов куклы были в чести, они проявили недюжинное творческое начало при их изготовлении. Ненецких девочек рано выдавали замуж. Считалось хорошим знаком, когда невеста приносила в дом мужа много кукол (случалось и до сотни штук) – это значило, что в семье будет много детей.
Осенью делали кукол из мешочков, набитых зерном. Зимой дети играли такими куклами, а весной зерно шло на посев. Жила вера, что зерно, наполненное положительной детской энергетикой, даст хорошие всходы и большой урожай.
Больным детям давали поиграть с куклами из чесаного льна. По поверьям болезнь уходила в лен, после чего куклу необходимо было сжечь.
Любая игрушка, сделанная своими руками, наделяется энергетикой делающего его человека. Любящая мать, делая куклу, вкладывает в нее частичку своей души. Может быть, именно поэтому ненецкие куклы не только считались, но и были на самом деле оберегом для детей.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИГРУШКА И ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
02.12.2015
Традиции и обычаи, легенды и сказания - вот настоящие сокровища любого народа. Они бережно передаются от поколения к поколению и, собственно, являются непременным условием самого существования любой национальности, которая воспринимает себя самобытным сообществом.
СЗ в канун 85-летнего юбилея Тазовского района представляет своим читателям новый проект "Сокровища ненецкого народа". В нём мы будем рассказывать о традициях и обычаях ненцев, из которых складывается их повседневная жизнь, легендах, сказках и песнях, которые родители, бабушки и дедушки поют и рассказывают своим малышам, в которых последующим поколениям передаётся историческая память народа.
Нашего соавтора проекта Надежду Салиндер особо представлять нет необходимости - поэтесса, писательница, она много лет бережно - как жемчужины - собирает и хранит обычаи и фольклор ненецкого народа. Надеемся, что наш совместный проект будет интересен всем - детям и взрослым, тем, кто только прибыл на ямальский Север, и тем, кто прожил здесь не один десяток лет. Приглашаем к сотрудничеству всех неравнодушных к этой теме тазовчан.

Важнейшим условием развития человеческого общества является передача знаний и опыта подрастающему поколению. Все знания, скопившиеся с раннего возраста, питают нашу жизнь как источник. А детские воспоминания особенно сильно отражаются на наших судьбах. Мы навсегда сохраняем в памяти образы любимых игрушек. А что такое игрушка? Игрушка – это память не одного поколения, а целого народа.
Традиционные игрушки народов Севера отражают их быт и хозяйственную деятельность. Тематика игрушек и содержание игр детей воспроизводят занятия взрослых: охота, рыбалка, события семейной жизни. Художественное творчество в народной жизни никогда не стояло особняком, оно было неотъемлемой её частью и входило в жизнь детей через игру. Кроме этого, игрушка имела и сакральное значение – служила оберегом для ребёнка и даже целителем. Самое главное назначение игрушки – это стартовая площадка для духовного развития ребёнка.

С глубокой древности дошли до наших дней куклы-обереги и куклы-талисманы. Этнографы утверждают, что все изображения когда-то имели культовое значение и только много позже превратились в обычные игрушки. Ненецкие куклы – нгухуко - сделаны из клювов птиц, гусей, уток, лебедей, обшитых сукном. Птицы – чистые небесные существа, и положительная энергия нгухуко должна влиять на духовное развитие ребёнка. На ночь ненцы убирают кукол в специально сшитые для них мешочки. Никаких кукол рядом со спящим ребёнком не должно быть, чтобы игрушка не украла душу и, хуже того, не стала ночью вместилищем злых духов.
Одним из старых оберегов Крайнего Севера принято считать так называемого струганного оленя (ты в переводе с ненецкого означает олень). Он изготавливается из небольшого кусочка дерева, от которого с помощью ножа отщепляют длинные тонкие кудряшки – рога. В древних сказаниях северных народов олень охраняет только что созданную землю от злых духов. Высшие силы дали ему рога, чтоб оленю легче было обороняться. Олень – это основа жизни для тундровика. Дети, играя со струганным оленем, могли сломать ему рога, тогда игрушка приобретала практическое значение, шла на растопку огня в печи. Так олень в процессе игры становился оберегом для ребёнка. Игрушками-оленями служили и вываренные оленьи копыта. Во-первых, они были очень прочными и не ломались во время кочевий. Во-вторых, копыта – это ноги, след оленя. Ведь олень у ненцев – символ жизни. Весной выпадающие оленьи рога пастухи собирали в кучу, и ребёнок мог выбрать рога для игры ярколава. Это подвижная игра, развивающая навыки будущего оленевода: рога втыкаются в снег, а летом в землю, и мальчик ловит арканом этих оленей.

Посредством игры ребёнок постигал азы трудового обучения. Так, девочка, играя на улице в игровой чумик сянако мя, училась ставить шесты. Тут же ставились и другие предметы хозяйства: постели, столы, правда, пока не настоящие, игровые. Таким образом, дети играли на улице в тёплое время года, подражая взрослым: девочки шили, а мальчика ходили на охоту. У девочек был чумик для кукол нгухуко мя, который собирался и разбирался, как настоящий чум. В хозяйстве нгухуко, кроме одежды - малиц и ягушек, была и посуда из рыбьих позвонков. Крупная рыба во время варки нарезалась на более мелкие куски. После поедания звенья скелета позвоночного столба расчленялись, их сушили. Чашки для кукол нгухуко не ломались, а если где-то терялись, никто не сожалел, ведь рыба в рационе ненцев каждый день. Но и тут есть некая духовная связь между позвонком рыбы и игрушками-чашками из них: рыба служила и служит основной пищей для жителей тундры, и чашки для кукол можно рассматривать как источник благополучия, тем самым притягивая к будущей хозяйке чума жизнь в достатке.
Игрой, развивающей зрительное восприятие, была игра в нямдко. Гладкие палочки длиной в 10-15 см и толщиной в карандаш горстью брали в ладонь, подкидывали невысоко, они должны были упасть на тыльную сторону кисти, затем опять подбрасывали, и палочки должны были упасть на ладонь. Эта игра развивала и физически укрепляла пальцы, придавая им гибкость. Такими же свойствами обладала и игра с камешками яра пэкоча, которые подбрасывали по одному вверх, ловили в ладонь, по ходу игры быстро перекладывали, меняя местами. У всех игр были свои требования, вёлся подсчёт очков, были и правила прохождения испытаний. Таким образом, эти игры учили терпению, усидчивости и счёту.
Распространённым занятием мальчиков в тундре является игра в охотника.
Их первое оружие – лук нгын, созданный по подобию древнего дедовского лука со стрелой. В качестве мишени используются небольшие предметы, например: палки, дощечки, комья земли. Также определяются и естественные мишени - маленькие птички-непоседы (воробей, кулик), в которых трудно попасть даже опытному стрелку. Главной целью этой игры является выработка меткости глаз, ловкости рук и тела. К сожалению, в наше время дети играют в войну. Стреляя из пистолетиков, автоматов, они учатся убивать друг друга. Если в прежние времена стрельба из лука не предназначалась для игры в войну, то современный арсенал огнестрельного оружия нацелен на уничтожение человека. Таким образом, в сознание ребёнка закладывается установка на убийство. Парадокс, но это так.

Ещё одна игрушка для мальчиков - лимпя то, в переводе с ненецкого орлиное перо. Небольшая палочка длиной в 30 см, к одному концу привязана бечёвка или тонкий кожаный ремешок. Стрелой служит такая же палочка, выструганная в форме маленькой стрелы с деревянным оперением. Запуск стрелы осуществляется таким образом, что бечёвка на пару витков обматывается вокруг кончика стрелы подобно праще, старинному русскому оружию, и запускается в небо. Далёкие предки использовали его для охоты по летящей дичи.
Волчок сюрна - очень распространённая игрушка во всём мире. Сюрна с ненецкого переводится как вращающийся, их делали из круглых деталей сломанных часовых механизмов, из дерева. Но волчок – это не просто игрушка. Среди культовых предметов шамана тоже можно найти этот магический ключ к утверждению взаимосвязи шамана и Вселенной. Никто из конструкторов детского волчка-юлы, наверное, не догадывался, насколько мощной энергетической силой обладала эта игрушка. В древности волчок был культовым предметом для предсказания. Вращаясь, сюрна постоянно описывает круг, одновременно фиксируя точку своим нижним концом. У всех народов во все времена круг имеет одинаковое значение – изображение солнца, символ сил, несущих жизнь и энергию. Играя в волчок сюрна, возможно, дети и не подозревают, что эта игрушка помогает им, если не открыть ясновидческий дар, то хотя бы, очищая ауру, вырасти духовно и физически здоровым человеком.
Ещё одна игрушка, имеющая сакральное значение – это жужелка вывко. Издавая низкий звук, раскручиваясь, вывко служит резонатором звука. Низкий вибрирующий звук используется во многих магических ритуалах. Он может быть издан человеческим голосом (мантры, горловое пение, шаманская песня, речитатив колдуна) или извлечён из каких-либо инструментов, применяемых в данном действии. Эта игрушка, в некотором роде, была релаксатором. В наше время вывко состоит из обычной пуговицы большого размера и швейной или капроновой нитки, продёрнутой в дырочки. А вот шашки из рыбных позвонков - сяны - были редкой игрушкой, поэтому вошли в число забытых.

Игры ненецких детей были развивающими и духовно, и физически. Наши далёкие предки закладывали при воспитании ребёнка фундамент для его дальнейшего духовного развития, основанный на любви и гармонии с окружающим миром. Помогая познать его возможности, родители учили и учат ненецкого ребёнка премудростям жизни ненавязчиво, личным примером, без окриков и наказаний. Потому что жизнь, основанная на выживании в суровых условиях, наказывала в будущем ребёнка, не усвоившего посредством игрушек и игр законы природы, Вселенной и мудрые уроки родителей.

Надежда Салиндер

X