Дильтей Энциклопедия

Формат документа: doc
Размер документа: 0.06 Мб





Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

Комаров С. Д. Дильтей // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978. Т. 2: Гаврилюк — Зюльфигар Ширвани. — 1964. — Стб. 694—695.
ДИ́ЛЬТЕЙ (Dielthey), Вильгельм (19.XI.1833, г. Бибрих на Рейне, — 3.X.1911, г. Зейс возле Познани) — нем. философ, историк культуры и музыковед. Учился в Гейдельбергском и Берлинском ун-тах. Был проф. философии в Базеле (с 1866) и др. городах, с 1882 — в Берлине. Чл. Берлинской АН. Осн. философ. работы: Построение исторического мира в науках о духе (Der Aufbau der geschichtlichen Welt in den Geisteswissenschaften, 1910), Мировоззрение и анализ человека со времени Ренессанса и Реформации (Weltanschauung und Analyse des Menschen seit Renaissance und Reformation, изд. посмертно, 1914).
Наиболее значит. литературоведческие работы Д. — Чарльз Диккенс и гений повествовательной литературы (Charles Dickens und das Genie des erzhlenden Dichters, 1877), О воображении поэта (ber die Einbildungskraft der Dichter, 1878), Поэтическое воображение и безумие (Dichterische Einbildungskraft und Wahnsinn, 1886), Три эпохи в развитии современной эстетики и ее актуальные задачи (Die drei Epochen der modernen sthetik und ihre heutige Aufgabe, 1892), Переживания и творчество (Erlebnis und die Dichtung, 1906). Кроме этих трудов, Д. написал биографии нем. романтиков (Ф. Новалиса — 1865, Ф. Шлейермахера — 1870). Д. явился основателем и виднейшим представителем т. н. философии жизни (Lebensphilosophie), одного из реакционнейших ответвлений распространенного в бурж. философии конца 19 и 1-й пол. 20 в. иррационализма. Критикуя позитивизм с его естественнонаучными методами исследования, Д. выдвинул понятие наук о духе, предмет к-рых — не эмпирич. факты, а непосредственные переживания через интуицию. Д. считал возможным познавать мир лишь фрагментарно, в его индивидуальных, не связанных между собой явлениях, а историю человечества — в отд. эпохах, как замкнутых в себе культурных системах, отрицая, т. о., историч. закономерности и стремясь не столько к объяснению, сколько к описанию явлений. Считая сущностью психич. жизни человека иррациональное, подсознательное, Д. выступал против материализма с его научным освещением обществ.-историч. процесса, против исследования социальной среды, с к-рой связан писатель. Для лит-ведения это означало, что художника-поэта следует рассматривать как человека целиком живущего в мире фантазии и освобождающегося от действительности при помощи непроизвольного стремления к созиданию (Bautrieb). Задача лит-ведения, по Д., — это установление связей между поэзией и переживанием писателя. Идеи Д. оказали влияние на реакц. бурж. лит-ведение и эстетику 20 в. (О. Вальцель, Ф. Гундольф и др.).
Соч.: Gesammelte Schriften, Bd 1—12, [2—5 Aufl.], B. — Stuttg. — Gtt., 1957—60.
Лит.: Hodges H. A., Wilhelm Dilthey, N. Y., 1944.
С. Д. Комаров.

Шиллер Ф. П. Дильтей // Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939.
Т. 3. — [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. — Стб. 307—309.
ДИЛЬТЕЙ Вильгельм [Wilhelm Dielthey, 1833—1911] — немецкий философ, историк и литературовед, введший впервые понятие так наз. наук о духе (Geisteswissenschaft), оказывающее огромное влияние как на современные исторические науки в Германии (Риккерт, Виндельбанд, Шпрангер и другие), так и на литературоведение (Унгер, Вальцель, Гундольф и др.). В своем главном сочинении Введение в науки о духе (Einleitung in die Geisteswissenschaften, 1880), а также в Построении исторического метода в науках о духе (Der Aufbau der geschichtlichen Methode in den Geisteswissenschaften, 1910) Д. резко противопоставляет науки о духе наукам естественным (к к-рым Д. относит и эмпирическую психологию), изучающим явления путем эмпирического анализа, между тем как наука о духе имеет дело с непосредственной психической деятельностью — переживанием — и поэтому должна отстаивать свой, специфически соответствующий ей метод. Психическая жизнь признается единым непрерывным потоком, сущность ее заключается, якобы, в иррациональности, подсознательности и телеологической направленности; методологически Д. противопоставляет предметному или естествоведческому объяснению явлений свой метод понимания или толкования жизни — описательную психологию. Жизнь, по Д., — в этом пункте он почти целиком примыкает к Бергсону, — ничем не ограничена и неопределима, она течет из тайных источников и стремится к неизвестным целям; она доступна нашему познанию лишь частично: доступны индивидуальные жизненные явления и психологическое их толкование и понимание. Путем наблюдений над их повторением и закономерностями создается некоторая общая классификация, дающая возможность включения того или иного индивидуального явления в относительно твердые общие типы и законы; они служат исследователю вспомогательным средством при его весьма приблизительном объяснении истории, представляющей собою смешение и срастание таких типовых явлений. История как целое не имеет своего смысла; им обладают лишь отдельные ее эпохи, замкнутые в себе культурные системы индивидуальной структуры.
Методологически наука о духе Дильтея есть попытка соединения двух систем: каузально-генетического объяснения английского позитивизма и интуитивного понимания 308немецкого идеализма. Д. хотел возродить немецкий идеализм на более научном базисе. Но из этого соединения идеализма с позитивизмом не получилось ни цельного мировоззрения, ни цельного метода; элементы этих систем всегда распадаются там, где Д. применяет их на практике; он склоняется то к одной, то к другой системе: в первый период своих многочисленных исторических работ он ближе к позитивизму, во второй — особенно после критики его трудов Риккертом и Гуссерлем — к идеализму. Теории Д. больше всего недоставало идеи исторической динамики; изучение исторического процесса он заменял изучением (описанием) психического развития личности: почти все его исследования — биографии или биографические очерки. Чтобы сделать свою науку способной к созидающему синтезу, он вернулся к Гегелю, но заимствовал лишь метафизические элементы его метода, игнорируя диалектику; стержень исторического развития он видел в метафизическом переживании гениев-художников, открыто сделав таким образом основным понятием развития — метафизику. Однако Д., мировоззрение к-рого сложилось во времена грюндерства и начала германского империализма, понял невозможность возрождения классического идеализма в ту эпоху и впал в скептицизм. Он представляет звено в длинной цепи развития Ницше — Шпенглер.
Применяя свое мировоззрение, страдающее дуализмом, к литературоведению, Д. прежде всего противопоставил свой метод историко-филологической школе Шерера-Шмидта; если эта школа под влиянием позитивизма Конта, Тэна и др. стремилась свести изучение лит-ых явлений к точности естественных наук и рассматривала человека как социальное существо, слагающееся под влиянием окружающей его среды, то Д., наоборот, восстал против исследования внешних условий, определяющих художественное произведение, перенеся свое внимание непосредственно на мировоззрение писателя и на значение переживания для поэзии. Мир художника отличается, по Д., от мира других людей: он, во-первых, питается поэтической фантазией, priori входящей в его душевную конструкцию, и во-вторых, художнику свойственно стремление освободиться от давления действительности при помощи присущего ему одному сильного, непроизвольного стремления к созиданию (Bautrieb); так. образом каждое художественное произведение есть оформление питаемого жизненными переживаниями отдельного события. Задачи литературоведения — установить связь между поэзией и переживанием писателя. Д. писал очень много на литературоведческие темы; главные его произведения: серия биографий немецких романтиков, начиная от Новалиса [1865] и кончая Гельдерлином [1905]. Основные темы его работ: Фантазия и психология в поэзии (Ч. Диккенс и гений повествовательной лит-ры — Charles Dickens und das Genie der erzhlenden Dichtung, 1876—1877; 309 Воображение поэта — Die Einbildungskraft des Dichters, 1877; Поэтическое воображение и безумие — Dichterische Einbildungskraft und Wahnsinn, 1886; Материал для построения поэтики — Bausteine fr eine Poetik, 1887; Три эпохи в развитии современной эстетики и ее современные задачи — Die drei Epochen der modernen Aesthetik und ihre heutige Aufgabe, 1892; Переживание и творчество — Erlebnis und Dichtung, 1905).
Последнее сочинение оказало особенно заметное влияние на современную духовно-историческую школу. Но так как метод Дильтея в целом страдает дуализмом, выражающимся в постоянном колебании между позитивизмом и метафизикой, то и его литературоведческий метод дал право ссылаться на него как формалистически-эстетической школе (Вальцель, Штрих и другие), так и многочисленным течениям внутри духовно-исторической школы (Унгер, Майнк, Гундольф, Цизарц, Бертрам, Корф, Эрматингер и др.). Но все они исходят из того идеалистического положения Д., что история духа, или наука о духе, должна строиться на рассмотрении каждой отдельной области культуры как выявления саморазвития единого духа идей эпохи.
Библиография: I. Das Leben Schleiermachers, 1870; Gesammelte Schriften, 2 Aufl., hrsg. von Mulert H., I—VII Bde, 1922—1928.
II. Шиллер Ф. П., Духовно-историческая школа в немецком литературоведении, Лит-pa и марксизм, 1929, кн. IV; Erdmann В., Gedchtnisrede auf Dilthey, 1912; Spranger E., W. Dilthey, eine Gedchtnisrede, 1912; Krakauer H., Dilthey’s Stellung zur theoretischen Philosophie Kants, 1913; Heynen W., Dilthey’s Psychologie des dichterischen Schaffens, 1916; Unger Rud., Weltanschauung und Dichtung. Zur Gestaltung des Problems bei Dilthey W., 1917; Cremer H., Die Begriffe Romantik und romantisch in den Schriften W. Dilthey’s, 1922; Unger R., Literaturgeschichte als Geistesgeschichte. Zur Frage geisteshistorischer Synthese mit bes. Bercksichtigung auf Dilthey W., 1924; Hoff B., Die Psychologie Dilthey’s W., 1926.
Ф. П. Шилле