Методика проведения музыкального диктанта

Формат документа: doc
Размер документа: 0.04 Мб





Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

Тема: Методика музыкального диктанта и различные формы его проведения.
Диктант является наиболее полной формой анализа слышимого, это итог знаний и навыков, определяющий уровень музыкально-слухового развития ученика.
В работе над диктантом педагог должен:
Создавать и закреплять связь слышимого и видимого (нотных знаков), т.е. научить слышимое сделать видимым;
Развивать память и внутренний слух;
Использовать диктант, как средство для закрепления и практического освоения знаний и навыков, полученных на уроках сольфеджио.
Процесс записи диктанта требует определённых знаний, уровня развития слуха. Одна из важнейших задач методики сольфеджио – показать, как учить писать диктант.
Целесообразней, начинать работу над записью диктанта во втором классе музыкальной школы, а в первом провести большую подготовительную работу, иначе могут сформироваться неверные навыки и неправильные приёмы процесса записи, которые останутся на всю жизнь. Прежде всего, необходимо собрать внимание, пробудить интерес к тому, что будет сыграно.
Перед первым проигрыванием не следует давать настройку, чтобы не мешать первому непосредственному восприятию музыки. Можно в начале назвать автора, произведение, сказать какие инструменты его исполняют.
Первое исполнение диктанта должно быть по возможности красивым, выразительным, в настоящем темпе. Для того, что бы музыка запомнилась, стала интонационно близкой, полезно с самого начала проиграть пример не один раз, а два-три раза подряд.
После этого можно провести беседу в классе, выяснить результат первых, наиболее общих впечатлений: Определить лад, размер, структуру. За тем даётся настройка, и диктант снова проигрывается.
Нужно уточнить ладогармонические, структурные, метроритмические особенности музыки и приступить к записи, главным образом по памяти. На первых парах хорошо проверить освоение мелодии, пропев её всем классом наизусть, без названия нот, на слоги.
Роль педагога очень ответственна, он должен учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, направлять его работу, учить писать.
К сожалению, часто педагог диктует и затем, ждёт, когда способные ученики напишут быстро и верно, а более слабые, плохо, с ошибками, или совсем не смогут закончить. Следует давать индивидуальные советы, задания, приёмы, необходимые на данном этапе отстающим ученикам.
Кол-во проигрываний зависит от музыкального материала, от того, на - сколько развита память учащихся. В начале, допустимо большее число проигрываний.
В конце отведённого для записи времени диктант проверяется, для проверки можно использовать как коллективные, так и индивидуальные формы:
Пропевание всем классом;
Коллективный разбор примера учителем перед всем классом (называются ноты, ритм, штрихи и т.д.);
Индивидуальная проверка педагога тетрадей учащихся;
Проигрывание каждым учащимся своей записи, по тетради и самостоятельная проверка и исправление ошибок;
Сравнение учеником записи с оригинальным текстом дома (если возможно).
Важно, что бы сам процесс записи диктанта воспитывал внимание и восприятие учащихся. Нужно соблюдать принцип продвижения от общего, к частному, от восприятия и запоминания художественного образа произведения к анализу средств музыкального языка и, в итоге, к записи.
Некоторые методические приёмы
Структура.
Для того чтобы учащиеся не воспринимали мелодию, как сумму разных звуков, не записывали отдельно ноту за нотой, нужно, что бы до записи они уяснили себе структуру мелодии, кол-во построений, фраз, характер заключительных оборотов.
Запоминая, и записывая мелодию по фразам, по отдельным оборотам, нельзя терять перспективу целого, т.е. ладовые взаимоотношения, ощущение опоры на устойчивые звуки тональности и отдельные ступени лада.
Лад.
Необходимо определить ладофункциональное значение отдельных частей и оборотов.
Учащийся должен уметь:
Определять и записывать звуки в начале и в конце каждой фразы;
Сверять ряд звуков какой-либо фразы с ладовой настройкой;
Каждое новое построение начинать, ориентируясь на общую ладовую настройку.
Находить и использовать при записи предварительно осознанные формообразующие элементы: повторения, секвенции, имитации, варьирование, расширение и др.
При записи мелодии более сложной, с альтерацией и хроматизмами уметь выделить опорные стержневые звуки мелодии и по ним находить нужный звук, или целый мелодический оборот.