5. Песенные циклы Шуберта

Формат документа: doc
Размер документа: 0.04 Мб





Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

Песенные циклы Шуберта
Два песенных цикла, написанные композитором в последние годы жизни (Прекрасная мельничиха в 1823, Зимний путь – в 1827), составляют одну из кульминаций его творчества. Оба созданы на слова немецкого поэта-романтика Вильгельма Мюллера. Их многое связывает – Зимний путь является как бы продолжением Прекрасной мельничихи. Общими являются:
тема одиночества, несбыточности надежд простого человека на счастье;
связанный с этой темой мотив странствия, характерный для романтического искусства. В обоих циклах возникает образ одинокого странствующего мечтателя;
много общего в характере героев – робость, застенчивость, легкая душевная ранимость. Оба – однолюбы, поэтому крушение любви воспринимается как крушение жизни;
оба цикла имеют монологический характер. Все песни – это высказывание одного героя;
в обоих циклах многогранно раскрываются образы природы.
Вместе с тем, Зимний путь нельзя считать простым повторением Прекрасной мельничихи. Здесь немало отличий:
в первом цикле есть ясно очерченный сюжет. Хотя непосредственный показ действия отсутствует, о нем легко можно судить по реакции главного героя. Здесь отчетливо выделяются узловые моменты, связанные с развитием конфликта (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог). В Зимнем пути сюжетного действия нет. Любовная драма разыгралась до первой песни. Психологический конфликт не возникает в процессе развития, а существует изначально. Чем ближе к концу цикла, тем яснее неизбежность трагической развязки;
цикл Прекрасной мельничихи ясно делится на две контрастные половины. В более развернутой первой доминируют радостные эмоции. Входящие сюда песни рассказывают о пробуждении любви, о светлых надеждах. Во второй половине усиливаются скорбные, горестные настроения, появляется драматическое напряжение (начиная с 14-й песни – Охотник – драматизм становится явным). Кратковременному счастью мельника приходит конец. Однако, скорбь Прекрасной мельничихи далека от острого трагизма. Эпилог цикла закрепляет состояние светлой умиротворенной грусти. В Зимнем пути драматизм резко усилен, появляются трагические акценты. Песни скорбного характера явно преобладают, причем, чем ближе конец произведения, тем беспросветней становится эмоциональный колорит. Чувства одиночества и тоски заполняют всё сознание героя, достигая кульминации в самой последней песне и Шарманщике;
разная трактовка образов природы. В Зимнем пути природа больше не сочувствует человеку, она безразлична к его страданиям. В Прекрасной мельничихе жизнь ручья нерасторжима с жизнью юноши как проявление единства человека и природы (подобная трактовка образов природы характерна для народной поэзии). Кроме того, ручей олицетворяет мечту о родственной душе, которую так напряженно ищет романтик среди окружающего его равнодушия;
в Прекрасной мельничихе наряду с главным героем косвенно очерчиваются и другие персонажи. В Зимнем пути вплоть до последней песни никаких других реальных действующих персонажей, помимо героя, нет. Он глубоко одинок и в этом одна из основных мыслей произведения[1]. Идея трагического одиночества человека во враждебном ему мире – узловая проблема всего романтического искусства. Именно к ней так тянуло всех романтиков, и Шуберт был первым художником, так блестяще раскрывшим эту тему в музыке.
В Зимнем пути гораздо сложнее строение песен, по сравнению с песнями первого цикла. Половина песен Прекрасной мельничихи написана в куплетной форме (1,7,8,9,13,14,16,20). Большинство из них раскрывает какое-то одно настроение, без внутренних контрастов.
В Зимнем пути, наоборот, все песни, кроме "Шарманщика", содержат внутренние контрасты.

[1] появление старика-шарманщика в последней песне "З.П." не означает конец одиночества. Это как бы двойник главного героя, намек на то, что может ожидать его в дальнейшем, такой же отверженный обществом несчастный скиталец