Шуберт_НЕОКОНЧЕННАЯ СИМФОНИЯ

Формат документа: doc
Размер документа: 0.09 Мб





Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

темы
образы
Две части симфонии представляют различные грани лирической сферы


лирические переживания передаются с трагической обостренностью
мечтательность и просветленность, но тревоги и волнения не уходят окончательно


лаконичный эпиграф к симфонии, воплощение основной идеи. Тема обобщает целый комплекс романтических образов - вопросов о вечном, тревоги, раздумья.
Мелодические обороты темы близки речевым и воспроизводят интонации вопроса. Унисоны струнных в низком регистре создают таинственный сумрачный колорит.
Г.П.
П.П.
Столкновение мечты и действительности. Разработка развертывается в основном на материал Вступления, неуклонно нарастает трагическая кульминация, после которой наступает бессилие, спад.
1) Унисонная тема вступления проводится сначала в низком регистре, затем преобразуется в страстную молящую мелодию скрипок на фоне тремоло басов, На волне первой кульминации наступает следующее звено - трехкратное и каждый раз на новой высоте сопоставление угрожающих аккордов tutti и синкопированной фигуры, вычлененной из П.П.
2) Тема вступления (которая вновь вмешивается в ход событий, поиски разрешения поставленных вопросов) в мощном оркестровом унисоне. Далее разрабатываются с применением канонического изложения уже отдельные мотивы темы. Напряженность создается и введением в фактуру стучащего пунктирного ритма и острых тират.

Момент кульминации выявляет трагическую неразрешимость вопросов – происходит острая ладовая борьба D-dur и h-moll (в мелодии - квартовые интонации), яростного tutti и бессильного звучания.
последние обессиленные фразы разработки возвращают к меланхоличной настроенности Главной партии.

Реприза – итог напряженной разработки. Развитие уже неспособно направиться в иную строну, но попытка вырваться осуществляется за счет тональных преобразований тем.
Гл.П. из основной тональности уходит в e-moll,
П.П. проходит в
D-dur, З.П. в H-dur.

Кода – трагическая обреченность. Последнее слово остается за темой Вступления (унисонное проведение сменяют многократные скорбные мотивы вздоха).
большое значение в этой части приобретают оркестровые и ладогармонические средства (переживания и тонкие движения души).



между темами нет внутренних противоречий, они составляют сильный контраст с темой Вступления;









Г.П. Два раздела, в каждом из которых по два построения. Основой тематический материал составляют первые 7 тактов (первое предложение периода), в которых сопоставляются два элемента:
1) нисходящая линия pizzicato у низких струнных (нижний пласт фактуры) и мягкие аккорды деревянно-духовых и валторны (верхний пласт).
2) широкая мелодия (скрипки), выросшая из секундовой интонации и волнообразная закругленная мелодия-контрапункт (нижний пласт).
В последующем тема подвергается тональному и динамическому развитию. Первый элемент вырастает в маршевый эпизод
( начальное построение 2-го раздела - tutti).

П.П. Два раздела (четыре построения), которые составляют непрерывную линию развития одной темы.
I ) Пасторальный облик.
1) cis- moll. Печальная отрешенность. Мелодия, сопровождаемая аккордами в синкопированном ритме, построена на терцовых ходах – зовах (соло кларнета). Тема отличается красивым гармоническим фоном, неожиданными тонально-гармоническими сдвигами и переходами (колебания минора и мажора).
2) Des- dur. (гобой и наигрыш флейты в мелодии). В сопровождении - новый подголосок в нижнем регистре.
II) Вариационно-разработочный раздел.
1) cis- moll, tutti; Мелодия излагается октавами в нижнем регистре, а в верхних голосах звучит новый ее вариант – размашистый, синкопированный.
2) D- dur. G-dur. Вновь возвращаются синкопированные аккорды, но мелодия остается в нижнем регистре (особую певучесть ей придает появление нового секундового мотива).
Связка между Экспозицией и Репризой на интонациях П.П. Звучание замирает.

в Репризе продолжается тембровое и тонально-ладовое развитие. Пропорции и облик тем в целом сохраняются.
Г.П.
во втором разделе модулирует в A-dur.
П.П. (без 4-го раздела)
1) а-moll (соло гобоя);
2) А-dur (соло кларнета);
3) а-moll - e-moll, в этом построении по сравнению с экспозицией происходит вертикальная перестановка мелодий.

Переход к Коде.

Кода - Е-dur в сопоставлении с As.
Завершающий характер, интонации Г.П.




песенный лирический тематизм, гомофонная фактура (мелодия и аккомпанемент).







образ страдания;
парящая задушевная элегическая мелодия с никнущими интонациями (гобой; кларнет). Аккомпанемент - выразительный фон (шорох струнных).
Структура темы замкнутая.
Св. П. –короткий модуляционный ход.
образ мечты;
бороты мелодии народно-песенные, в аккомпанементе синкопированная ритмика, что вносит активность и оживление.
Мечтательность внезапно прерывается драматическим срывом (минор, аккордовый склад), но вновь восстанавливается и закрепляется в З.П. (развитие интонаций П.П.).











Песенные приемы развития – варьированные повторы, вариантность.


тон. план

h-moll
h-moll
G-dur
e-moll
центральная тональность
h - e - h
D -П.П.
H -З.П.
h-moll
(Кода)
Е - G - Е
Гл.П.
cis –Des- - cis - D (G –C)
П.П.
Е – А (Г.П.)
а -А - а (П.П.)
Е (Кода)

этапы формы
Вступление
Э К С П О З И Ц И Я
Р А З Р А Б О Т К А
РЕПРИЗА
КОДА
Э К С П О З И Ц И Я
РЕ П РИ ЗА
К О Д А


I часть Аllegro moderato
Сонатное allegro
II часть Andante con moto. Сонатная форма без разработки.
тенденция к созданию новых инструментальных форм

Неоконченная симфония h-moll (1822)
темы
образы
Неоконченная симфония h-moll (1822)
Две части симфонии представляют различные грани лирической сферы


лирические переживания передаются с трагической обостренностью
мечтательность и просветленность, но тревоги и волнения не уходят окончательно


лаконичный эпиграф к симфонии, воплощение основной идеи. Тема обобщает целый комплекс романтических образов - вопросов о вечном, тревоги, раздумья.
Мелодические обороты темы близки речевым и воспроизводят интонации вопроса. Унисоны струнных в низком регистре создают таинственный сумрачный колорит.
Г.П.
П.П.
Столкновение мечты и действительности. Разработка развертывается в основном на материал Вступления, неуклонно нарастает трагическая кульминация, после которой наступает бессилие, спад.
1) Унисонная тема вступления проводится сначала в низком регистре, затем преобразуется в страстную молящую мелодию скрипок на фоне тремоло басов, На волне первой кульминации наступает следующее звено - трехкратное и каждый раз на новой высоте сопоставление угрожающих аккордов tutti и синкопированной фигуры, вычлененной из П.П.
2) Тема вступления (которая вновь вмешивается в ход событий, поиски разрешения поставленных вопросов) в мощном оркестровом унисоне. Далее разрабатываются с применением канонического изложения уже отдельные мотивы темы. Напряженность создается и введением в фактуру стучащего пунктирного ритма и острых тират.

Момент кульминации выявляет трагическую неразрешимость вопросов – происходит острая ладовая борьба D-dur и h-moll (в мелодии - квартовые интонации), яростного tutti и бессильного звучания.
последние обессиленные фразы разработки возвращают к меланхоличной настроенности Главной партии.

Реприза – итог напряженной разработки. Развитие уже неспособно направиться в иную строну, но попытка вырваться осуществляется за счет тональных преобразований тем.
Гл.П. из основной тональности уходит в e-moll,
П.П. проходит в
D-dur, З.П. в H-dur.

Кода – трагическая обреченность. Последнее слово остается за темой Вступления (унисонное проведение сменяют многократные скорбные мотивы вздоха).
большое значение в этой части приобретают оркестровые и ладогармонические средства (переживания и тонкие движения души).



между темами нет внутренних противоречий, они составляют сильный контраст с темой Вступления;









Г.П. Два раздела, в каждом из которых по два построения. Основой тематический материал составляют первые 7 тактов (первое предложение периода), в которых сопоставляются два элемента:
1) нисходящая линия pizzicato у низких струнных (нижний пласт фактуры) и мягкие аккорды деревянно-духовых и валторны (верхний пласт).
2) широкая мелодия (скрипки), выросшая из секундовой интонации и волнообразная закругленная мелодия-контрапункт (нижний пласт).
В последующем тема подвергается тональному и динамическому развитию. Первый элемент вырастает в маршевый эпизод
( начальное построение 2-го раздела - tutti).

П.П. Два раздела (четыре построения), которые составляют непрерывную линию развития одной темы.
I ) Пасторальный облик.
1) cis- moll. Печальная отрешенность. Мелодия, сопровождаемая аккордами в синкопированном ритме, построена на терцовых ходах – зовах (соло кларнета). Тема отличается красивым гармоническим фоном, неожиданными тонально-гармоническими сдвигами и переходами (колебания минора и мажора).
2) Des- dur. (гобой и наигрыш флейты в мелодии). В сопровождении - новый подголосок в нижнем регистре.
II) Вариационно-разработочный раздел.
1) cis- moll, tutti; Мелодия излагается октавами в нижнем регистре, а в верхних голосах звучит новый ее вариант – размашистый, синкопированный.
2) D- dur. G-dur. Вновь возвращаются синкопированные аккорды, но мелодия остается в нижнем регистре (особую певучесть ей придает появление нового секундового мотива).
Связка между Экспозицией и Репризой на интонациях П.П. Звучание замирает.
Песенные приемы развития – варьированные повторы, вариантность.
в Репризе продолжается тембровое и тонально-ладовое развитие. Пропорции и облик тем в целом сохраняются.
Г.П.
во втором разделе модулирует в A-dur.
П.П. (без 4-го раздела)
1) а-moll (соло гобоя);
2) А-dur (соло кларнета);
3) а-moll - e-moll, в этом построении по сравнению с экспозицией происходит вертикальная перестановка мелодий.

Переход к Коде.

Кода - Е-dur в сопоставлении с As.
Завершающий характер, интонации Г.П.




песенный лирический тематизм, гомофонная фактура (мелодия и аккомпанемент).







образ страдания;
парящая задушевная элегическая мелодия с никнущими интонациями (гобой; кларнет). Аккомпанемент - выразительный фон (шорох струнных).
Структура темы замкнутая.
Св. П. –короткий модуляционный ход.
образ мечты;
бороты мелодии народно-песенные, в аккомпанементе синкопированная ритмика, что вносит активность и оживление.
Мечтательность внезапно прерывается драматическим срывом (минор, аккордовый склад), но вновь восстанавливается и закрепляется в З.П. (развитие интонаций П.П.).





тон. план

h-moll
h-moll
G-dur
e-moll
центральная тональность
h - e - h
D -П.П.
H -З.П.
h-moll
(Кода)
Е - G - Е
Гл.П.
cis –Des- - cis - D (G –C)
П.П.
Е – А (Г.П.)
а -А - а (П.П.)
Е (Кода)

этапы формы
Вступление
Э К С П О З И Ц И Я
Р А З Р А Б О Т К А
РЕПРИЗА
КОДА
Э К С П О З И Ц И Я
РЕ П РИ ЗА
К О Д А


I часть Аllegro moderato/ Сонатное allegro
II часть Andante con moto. Сонатная форма без разработки / тенденция к созданию новых инструментальных форм форм.