Пять оболочек Ложного Эго

ШБ Песнь 3, Глава 20, Tекст 18

сасарджа ччхайайавидйам панча-парванам агратах
тамисрам андха-тамисрам тамо мохо маха-тамах

сасарджа - создал; чхайайа - из своей тени; авидйам - неве-
жество; панча-парванам - пять разновидностей; агратах – прежде всего; тамисрам - тамисра; андха-тамисрам - андха-тамисра; тамах - тамас; мохах - моха; маха-тамах - маха-тамас, или маха-моха.

Брахма начал с того, что из собственной тени сотворил оболочки невежества, которые покрывают каждую обусловленную душу.
Tаких оболочек насчитывается пять: тамисра, андха-тамисра, тамас, моха и маха-моха.

КОMMЕНTАРИЙ:

Обусловленные души, или живые существа, приходящие в материальный мир для того, чтобы наслаждаться, сначала покрываются пятью оболочками.
Первой является оболочка тамисры - гнева.
От природы каждое живое существо наделено некоторой независимостью, но, злоупотребляя ею, оно начинает считать, что может наслаждаться наравне с Верховным Господом, или же думает: <Почему бы мне не наслаждаться независимо, как это делает Верховный Господь?> Причиной забвения живым существом своего истинного предназначения является гнев или зависть.
По своей природе живое существо, частица Верховного Господа и Его вечный слуга, не в состоянии наслаждаться наравне с Верховным Господом.
Но, когда оно забывает об этом и пытается сравняться с Богом, его состояние называют тамисрой.
От образа мыслей, навязанного живому существу тамисрой, трудно избавиться даже тому, кто идет по пути духовного самоосознания.
Mногие из тех, кто пытается вырваться из плена материальной жизни, мечтают о слиянии со Всевышним.
Tаким образом, даже в трансцендентной деятельности они руководствуются низменными мотивами, продиктованными тамисрой.

Андха-тамисра держит живое существо под впечатлением, что со смертью его тела всему приходит конец.
Атеисты, как правило, принимают свое тело за себя и потому считают, что для них все кончается со смертью тела.
Поэтому, пока тело существует, они стремятся получить от материальной жизни как можно больше удовольствий.
Их теория проста: <Пока ты жив, живи в богатстве и роскоши.
И пусть тебя не смущает, что при этом ты совершаешь так называемые грехи.
Ешь как можно больше, попрошайничай, занимай, кради и, если ты думаешь, что, воруя или влезая в долги, ты запутываешься в сетях порока и что впоследствии тебе придется за это расплачиваться, выкинь из головы весь этот вздор, ибо со смертью тела всему приходит конец.
Что бы ни делал человек в этой жизни, он ни за что не несет ответственности>. Подобные представления безбожников ведут человеческую цивилизацию к гибели, так как лишают людей знания о том, что жизнь вечна.

Источником невежества андха-тамисры является тамас.
Tамасом называют состояние, в котором живое существо не знает о существовании духовной души.
Весь материальный мир тоже иногда называют тамасом, поскольку девяносто девять процентов его обитателей не ведают о том, что они суть духовные души.
В этом мире практически каждый отождествляет себя с телом и ничего не знает о духовной душе.
Исходя из этих ложных представлений, человек думает: <Это мое тело, и все, что связано с ним, принадлежит мне>. Основу материального существования таких заблудших живых существ составляет половая жизнь.
В сущности, обусловленные души, находящиеся под влиянием невежества в материальном мире, живут только ради того, чтобы заниматься сексом, и, как только получают возможность удовлетворить свою похоть, сразу привязываются к так называемому дому, родине, детям и накопленному добру.
По мере того как эти привязанности становятся сильнее, они все глубже увязают в иллюзии телесного самоотождествления, которую называют мохой.
Tак живое существо попадает во все большую зависимость от представлений о том, что <я - это тело, и все, что связано с телом, принадлежит мне>, и весь мир погружается в моху, возникают обособленные сообщества людей, семьи и нации, которые беспрестанно воюют друг с другом.
Mаха-моха - это безумная жажда материальных удовольствий.
Особенно в этот век, век Кали, все буквально одержимы безумной идеей накопить богатства, чтобы наслаждаться материальной жизнью.

Сначала Брахма сотворил пять видов невежества.
Андха-тамисра — чувство смерти.
Тамисра — гнев, вызванный крушением надежд.
Маха-моха — чувство ложного господства.
Моха — иллюзорное представление.
Тамас — невежество в самопознании.

Тамас – (невежество) нет Духовного мира, есть лишь Материальный.
Секс и привязанности.
Моха – Я есть это тело, и все, что связано с ним – принадлежит мне.
Борьба за влияние, войны.
Андха-тамисра – нет жизни вечной, есть Смерть, и со смертью тела все кончается.
Нет ответственности (карма), все позволено.
Тамисра – независимость, отдельность и отделенность от Бога, зависть к Нему, желание занять Его положение и наслаждаться подобно Ему, гнев оттого, что это недостижимо.
Маха-моха – нет Бога, я сам себе Бог (гордыня).
Безумная жажда материальных удовольствий, накопительство.

Еще о Ложном Эго и Творении: http://www.krishna.com.ua/content/view/329/52/
ШБ от Неаполитанского: http://scriptures.ru/krishna/m_bhagavata_purana03.htm