• Название:

    ЗАЙД АЛЬ ХАЙР

  • Размер: 0.04 Мб
  • Формат: DOC
  • или



ЗАЙД АЛЬ-ХАЙР
Истинно, в тебе есть два качества, любезных Аллаху и Его посланнику: выдержка и благоразумие.(Мухаммад, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует)
Люди подобны металлам: лучшие из них в джахилиййи (невежестве) являются лучшими в Исламе.
Вот вам, к примеру, два образа одного из известнейших сподвижников посланника Аллаха.
Один образ сформировался в период джахилиййи, а другой — во времена Ислама.
В доисламскую эпоху люди называли этого сподвижника Зайд аль-Хайль, а после того, как он принял исламскую веру, посланник Аллаха стал называть его Зайд аль-Хайр.
О первоначальном образе этого человека рассказывается во многих книгах.
Аш-Шайбани, например, приводит рассказ одного шейха из племени бану Амир:

Как-то у нас выдался необычайно засушливый год, когда погибли все злаки и травы.
Один человек из нашего рода отправился вместе со своими детьми в город аль-Хира, который находился в Ираке, между Надждом и Куфой.
Добравшись до этого города, человек оставил там своё семейство, сказав им:— Ждите меня здесь, пока я не вернусь к вам.
Затем этот человек поклялся, что либо раздобудет денег для детей, либо умрёт.
Захватив с собой немного пищи, человек держал свой путь, пока не наступила ночь.
Перед собой он увидел палатку, рядом с которой находился стреноженный жеребёнок.
Человек сказал: “Вот и первая добыча”. Подойдя к жеребёнку, он начал распутывать верёвки, намереваясь отправиться дальше на нём верхом.
Однако тут раздался голос, обращённый к нему: “Оставь в покое жеребёнка и добывай себе добычу сам”. Человек оставил жеребёнка и отправился дальше.
Он продолжал свой путь в течение семи дней, пока не набрёл на загон для верблюдов, рядом с которым находилась огромная палатка с кожаным верхом, что являлось свидетельством достатка и благополучия.
Человек сказал себе:— Непременно в этом загоне должны быть верблюды, а в палатке — её обитатели.
Заглянув в палатку, — а солнце уже клонилось к закату, — человек увидел в центре её древнего старца.
Незаметно для старика человек сел сзади него.
Вскоре солнце полностью закатилось, и появился огромный и могучий всадник небывалого роста на необычайно большом коне.
Рядом с всадником шли два раба справа и слева от него.
Всадник вёл за собой стадо верблюдов, состоящее примерно из ста голов во главе с крупным верблюдом.
Вожак стада опустился на землю, а верблюдицы расположились вокруг него.
Тут всадник приказал одному из своих рабов:— Подои эту верблюдицу, — и он указал на упитанное животное, — и напои старика молоком.
Раб надоил полный сосуд молока, поставил его перед стариком и удалился.
Старик отпил один или два глотка и отставил сосуд.
Человек рассказывал дальше:

Потихоньку подкравшись, я взял сосуд и осушил его.
Затем появился раб и, взяв сосуд, воскликнул:— О мой повелитель! Он выпил всё молоко.
Обрадованный всадник воскликнул, указав на другую верблюдицу:— А теперь подои её, и поставь молоко перед стариком.
Раб выполнил приказание, и старик, сделав один глоток отставил сосуд.
Я взял его и отпил половину, чтобы не вызвать подозрений у всадника.
После этого всадник повелел второму рабу заколоть барашка.
Когда это было исполнено, всадник сам пожарил на углях мясо и из собственных рук накормил старика, пока он не насытился, а затем поел сам вместе с рабами.
Вскоре после этого все начали укладываться спать и вскоре уснули глубоким сном.
Подкравшись к вожаку стада, я распутал его и, вспрыгнув на него, поскакал вперёд.
Всё стадо последовало за вожаком.
Не останавливаясь, я был в пути всю ночь.
Когда рассвело, я осмотрелся, но нигде не увидел преследователей.
После этого я продолжил путь до полудня.
Оглядевшись вокруг, я заметил вдали большую птицу, похожую на орла.
Когда она приблизилась, я разглядел всадника на коне.
Вскоре я узнал вчерашнего человека, который примчался за своими верблюдами.
Тогда я стреножил верблюда-вожака, достал из колчана стрелу и положил её на лук.
Сам же я встал впереди верблюда.
Остановившись в отдалении, всадник крикнул мне:— Распутай вожака!— Никогда! В Хире я оставил своё голодное семейство, женщин и детей, поклявшись, что вернусь к ним с деньгами или умру.
Всадник крикнул:— Можешь считать себя мёртвым! Распутай вожака, ты, безотцовщина!— Этого никогда не будет! — ответил я.— Горе тебе! — крикнул всадник. — Несчастный выскочка!Затем он сказал:— Повесь-ка верблюжью верёвку! В какой узел ты хочешь, чтобы попала моя стрела?На верёвке было три узла, и я показал ему средний узел, и выпущенная стрела вонзилась прямо в него, как будто он воткнул её туда собственной рукой.
Затем он также точно попал во второй и третий узлы.
После этого я положил свою стрелу обратно в колчан и приготовился сдаться.
Подойдя ко мне, всадник отобрал у меня меч и лук, а затем приказал: “Садись сзади меня!”Когда я сел сзади него, он спросил меня:— Как ты полагаешь, что я сделаю с тобой?— У меня самые дурные предчувствия, — ответил я.— Отчего же?! — спросил всадник.— Я же совершил зло в отношении тебя и нанёс тебе ущерб.
Но Аллах даровал тебе победу надо мной.
Он спросил:— Неужели ты полагаешь, что я причиню тебе зло после того, как ты пил и ел в компании с моим отцом Мухалхалом прошлой ночью?!Услышав имя Мухалхала, я спросил:— Так ты Зайд аль-Хайль?— Да, — ответил всадник.— Будь же моим добрым пленителем! — воскликнул я.— Тебе не грозит ничего дурного, — ответил он и поскакал со мной к себе на стоянку.
По дороге он сказал:— Клянусь Аллахом, если бы эти верблюды были мои, то я отдал бы их тебе.
Но дело в том, что они принадлежат одной из моих сестёр.
Поживи некоторое время у нас.
Скоро мне предстоит поход, где я получу богатую добычу.
Буквально через три дня он совершил поход против бану Нумайр и захватил около ста верблюдиц, которых подарил мне.
Потом он даже послал со мной своих людей для охраны во время пути в аль-Хиру.* * *Таков был образ Зайда аль-Хайля во времена джахилиййи.
О его же образе в исламскую эпоху также рассказывают многие книги.
В них говорится:

Когда вести о Пророке достигли слуха Зайда аль-Хайля, он внимательно ознакомился с некоторыми призывами из того, к чему призывал Посланник.
После этого он собрался в путь, пригласив с собой в Йасриб главных вождей своего племени, чтобы там лично встретиться с Пророком.
Вместе с Зайдом отправилась большая делегация, в состав которой входили Зурр Ибн Садус, Малик Ибн Джубайр, Амир Ибн Джувайн и многие другие старейшины.
Прибыв в Медину, они направились в мечеть Пророка, где привязали своих скакунов.
Случайно получилось так, что когда они вошли в мечеть, посланник Аллаха читал свою проповедь мусульманам с минбара.
Их потрясли слова Пророка, поразила привязанность мусульман к нему и их глубокое внимание к тому, что он говорил.
Заметив их, Посланник сказал, обращаясь к мусульманам: “Я для вас лучше, чем аль-Узза и всё то, чему вы поклоняетесь... Я для вас лучше, чем чёрный верблюд, которого вы обожествляете вместо Аллаха”.* * *Речь посланника Аллаха произвела на Зайда аль-Хайля и его спутников разное впечатление.
Некоторые ответили на зов истины и приняли её. Некоторые же отказались принять её и проявили заносчивость.
Таким образом, часть людей должна была попасть в Рай, а часть — в Ад.
Что касается Зурра Ибн Садуса, то стоило ему услышать блестящую речь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, заставившую учащённо биться сердца верующих и приковавшие их внимание, как в его сердце проникла зависть и страх обуял его.
Он сказал тем, кто был рядом с ним:— Поистине, я вижу человека, покорившего арабов, но, клянусь Аллахом, ему не удастся покорить меня.
Затем он отправился в аш-Шам, где обрил голову и принял христианскую веру.
С Зайдом и другими дело обстояло иначе: едва посланник Аллаха закончил свою проповедь, как Зайд аль-Хайль встал среди мусульман, а он был самым могучим, представительным и высоким человеком; даже когда он садился на коня, его ноги доставали до земли, как будто это был не конь, а ишак... Так вот, встав среди людей во весь свой богатырский рост, он произнёс своим зычным голосом:

О Мухаммад, я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что ты — посланник Аллаха.
Подойдя к нему, посланник Аллаха спросил:— Кто ты?— Я Зайд аль-Хайль, сын Мухалхала, — ответил Зайд.
Посланник Аллаха сказал ему:— Ты Зайд аль-Хайр, а не Зайд аль-Хайль.
Хвала Аллаху, Который прислал тебя с твоих равнин и гор, раскрыв твоё сердце перед Исламом.
С того времени все стали звать Зайда Зайдом аль-Хайром...После этого посланник Аллаха привёл Зайда к себе домой.
Вместе с Пророком был Умар Ибн аль-Хаттаб и группа близких сподвижников.
Когда они вошли в дом, посланник Аллаха предложил кресло Зайду.
Однако он счёл недостойным сидеть в кресле в присутствии Пророка, и он отодвинул его.
Посланник Аллаха трижды предлагал Зайду кресло, но тот всякий раз отказывался.
Когда собрание началось, посланник Аллаха сказал Зайду аль-Хайру:— О Зайд, ты единственный человек, про которого мне говорили до встречи тобой, и это описание полностью совпадает с тем, что есть на самом деле.
Далее он продолжил:— О Зайд, истинно, в тебе есть два качества, любезных Аллаху и Его посланнику.
Зайд спросил:— Какие же это качества, о посланник Аллаха?— Выдержка и благоразумие, — ответил Пророк.
Зайд воскликнул:— Хвала Аллаху, Который сделал меня угодным Ему и Его посланнику!Обратившись к Пророку, он сказал:— Дай мне, о посланник Аллаха, триста всадников, и я обещаю тебе совершить успешный поход против византийцев и крепко наказать их.
Посланник Аллаха ещё больше укрепил его энтузиазм, когда сказал:— Какой же ты хороший человек, Зайд! Ты настоящий мужчина!Вместе с Зайдом Ислам приняли все его соплеменники, которые были с ним.
Когда Зайд собрался вернуться домой со своими спутниками, Пророк, провожая его в Наджд, воскликнул:— Какой же это замечательный человек! Как же он будет важен для нас, если убережётся от мединской заразы!В то время как раз в Медине свирепствовала эпидемия лихорадки.
Болезнь настигла Зайда аль-Хайра, едва он покинул Медину.
Он сказал своим спутникам:

Во времени джахилиййи мы совершили много глупостей, но теперь, клянусь Аллахом, я не подниму руки против мусульманина до самой встречи со Всемогущим Аллахом.* * *Зайд аль-Хайр продолжал держать свой путь к своим родным в Наджд, несмотря на то что его болезнь час от часу усиливалась.
Ему очень хотелось вернуться в своё племя, чтобы Аллах ниспослал им Ислам его руками.
Он стремился опередить свою кончину, а смерть стремилась опередить его.
Смерть оказалась быстрее, и Зайд скончался, будучи в пути недалеко от родины.
После принятии Ислама и до самой смерти он не совершил ни одного греха.