• Название:

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕД...

  • Размер: 0.04 Мб
  • Формат: DOC
  • или



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТИНСТИТУТ ГУМАНТИАРНЫХ НАУККАФЕДРА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Студента III курса
Горшкова Василия
Научный руководитель – к.и.н., доцент
Темплинг Владимир Яковлевич
Тюмень
2011
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ:

В современном обществе прослеживается большой интерес к осмыслению роли религии и ее институтов в истории России.
В последние десятилетия положение Русской Православной Церкви изменилось существенным образом, Церковь, как самостоятельная организация, проводит свою политику и принимает активное участие в общественной жизни нашей страны.
Стоит заметить, что в настоящее время не сформировано четкой концепции построения отношений между церковью и государством, соответствующей требованиям современной России.
На мой взгляд, выстраивая систему государственно – церковных отношений, необходимо осмыслить и проанализировать историю их становления в прошлом, дабы не повторить допущенных ошибок.
Полную картину событий того времени невозможно изучить без обращения к истории взаимоотношений Церкви и государства в регионах, в том числе и в Сибири.
Изучение данной проблемы способствует выявлению общих тенденций и различий в государственно-церковных отношениях в региональном и общероссийском масштабе.
Что касается историографии вопроса, то из нее можно выделить два периода: советский (с 1918 г. до 1980- начала 1990-х годов) и постсоветский ( рубеж 1980 – 1990-х годов до наших дней).
Данная периодизация обусловлена сменой методологии, подходов к изучению проблемы.
Первый период характеризуется единством методов, господством марксистско-ленинской идеологии, стереотипностью, второй – множеством подходов, объективной оценкой событий.
В советской историографии к вопросу религии обращались в основном для разоблачения религии и духовенства и проведения антирелигиозной пропаганды.
Основы конфессиональной политики государства сформулировал В.И. Ленин, его идеи развили партийные и государственные деятели.
Идеологические установки, заданные в их работах и послужили основой для советской историографии.
Появляется множество работ посвященных кампании по изъятию церковных ценностей.
В них голодающее население преподносилось инициатором изъятия, а духовенство – противником.
В трудах 1930-х годов Церковь выступала как контрреволюционная организация; правовая база государственно-церковных отношений, методы и механизмы регулирования деятельности религиозных организаций органами власти и другие вопросы рассматривались сквозь призму концепции об обострении классовой борьбы.
Таким образом, работы начала 1920 — 1930-х годов носили агитационно-пропагандистский, а не научно-исследовательский характер, сформировали в историографии мнение об антинародной сущности РПЦ. Несмотря на узость источниковой базы, поверхностный анализ и идеологизацию, они с достаточной полнотой освещают основные задачи церковной политики партии и государства.
Отношение государства к РПЦ изменилось во время Великой Отечественной войны, что способствовало появлению в историографии 40-х годов исследований об особой роли православия в истории страны, о патриотической позиции Церкви и патриарха Сергия (Страгородского).
Довоенные оценки места РПЦ в жизни государства вернулись в историографию 1950-х годов, при этом произошло расширение источниковой базы, тематики и рамок исследований.
В 1960—80-е годы преобладала историко-партийная литература об истории становления и проведения партийными и общественными организациями антирелигиозной пропаганды, о влиянии В. И. Ленина на идеологию и формы организации атеистического движения.
Что касается вопроса законодательства в отношении церкви, здесь также можно отметить ряд работ.
Авторы с юридической точки зрения раскрыли основные положения законодательства о культах.
Что касается второго периода в историографии, он связан с пересмотром политики государства в отношении Церкви, который произошел на рубеже 1980 – 1990-х годов.
Этот период можно охарактеризовать изменением идеологии, допуск историков к ранее засекреченным документам способствовал расширению исследований и более объективному изучению проблемы государственно-церковных отношений в советский период.
Имеет место преодоление стереотипов.
Такие исследователи, как В.А. Алексеев, О.Ю. Васильева и М.И. Одинцов пришли к выводу, что советская власть активно вмешивалась во внутреннюю жизнь Церкви с целью ее уничтожения.
М.Ю. Крапивин, А.Н.Кашеваров и М.В. Шкаровский, привлекая рассекреченные документы, обратились к изучению деятельности высших партийных и карательных органов в борьбе с религией, кампании по изъятию церковных ценностей, обновленческого раскола и внутрицерковных разделений конца 1920-х гг., модели государственно-церковных отношений при митрополите Сергии (Страгородском).
Ленин В.И. Социализм и религия // Полн. собр. соч. М., 1960. Т.12. С.142-147;

Его же.
Классы и партии в их отношении к религии и церкви // Полн. собр. соч.
М., 1961 Т.17 С.429-438; и др.
Горев М. Церковные богатства и голод в России.
М., 1922;

Введенский А.И. Церковь и голод.
М., 1922;

Кандидов Б.И. Голод в 1921 году и Церковь М., 1932.
Олещук Ф. Н. Кто строит церкви в СССР. М.;

Л., 1929;

Кандидов Б. П. Религиозная контрреволюция
1918—1920 гг. и интервенция.
М., 1930;

Двадцатилетие отделения церкви от государства.
М., 1938;

Амосов
Н. К. Октябрьская революция и церковь.
М., 1939
Правда о религии в России.
М., 1942;

Русская православная церковь и Великая Отечественная война:
Сборник церковных документов.
М., 1943;

Патриарх Сергий и его духовное наследство.
М., 1947.
Рындзюнский П. Г. Борьба за преодоление религиозных влияний в советской школе (1917—1919 гг.) //
Вопросы истории религии и атеизма.
Сб. статей III. М., 1955. С. 47—86;

Шахнович М. И. Ленин и проблемы атеизма.
Критика религии в трудах В. И. Ленина.
М.;

Л., 1961;

Деятели Октября о религии и церкви:

Статьи.
Речи.
Беседы.
Воспоминания.
М., 1968;

Воронцов Г. В. Ленинская программа атеистического воспитания в действии (1917—1937 гг.).
Л., 1973;

Лившиц Г. М. Критика В. И. Лениным идеализма и религии.
Минск, 1983;
Персиц М. М. Отделение церкви от государства и школы от церкви в СССР (1917—1919 гг.).
М., 1958;

Клочков В. В. Борьба с нарушениями законодательства о религиозных культах.
М., 1967;

Гольст Г. Р. Религия и закон.
М., 1975;

Зыбковец В. Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917—1921 гг.).
М., 1975;

Розенбаум Ю. А. Советское государство и церковь.
М., 1985;
Православие в СССР. К тысячелетию крещения Руси.
СПб.;

М., 1988;

На пути к свободе совести.
М.,
1989;

Русское православие: вехи истории / науч. ред.
А. И. Клибанов.
М., 1989;

Лещинский А. Н. Время новых подходов: о советских государственно-церковных отношениях. М., 1990; Государство и церковь (История взаимоотношений. 1917—1938 гг.).
М., 1991.
Алексеев В. А. Иллюзии и догмы.
М., 1991;

Его же.
Штурм небес отменяется? Критические очерки
по истории борьбы с религией в СССР. М., 1992;

Васильева О. Ю. Русская православная церковь в 1917—
1927 годах // Вопр. истории. 1993. № 8. С. 40—54
Крапивин М. Ю. Противостояние: большевики и церковь (1917—1941 гг.).
Волгоград, 1993;

Шкаров-
ский М. В. Иосифлянское течение в Русской Православной Церкви.
СПб., 1999;