• Название:

    25 50 КАДРОВ В СЕКУНДУ

  • Размер: 0.2 Мб
  • Формат: DOC
  • или



Телевидение и компьютер - что и почему
Автор:

Сергей Блохнин, www.spline.ru

Просмотров:

35989
Версия для печати Послать по e-mail Сделать стартовой Добавить в Избранное Введение
Передача и формирование телевизионного изображения
Как учитывать специфику телевизионного сигнала
Разрешение: линии или строки?
Что показывает компьютер
Заключение

В этой статье мы попытаемся дать некоторое представление о том как формируется телевизионное изображение, что получается при его оцифровке на компьютере и как всю эту информацию надо учитывать при обработке видео на компьютере.
Введение
Необходимость написания этого материала возникла после того, как многие начинающие любители цифрового видео стали присылать кадры из своих видеофильмов, на которых отчетливо были видны искажения изображения и задавали резонный вопрос - а что я не так делаю, на телевизоре изображение нормальное, а на компьютере нет? Телевидение было придумано десятки лет тому назад, задолго до появления электронных вычислительных машин, ни о каких цифровых преобразованиях тогда не могло быть и речи, поэтому все создавалось с целью удобной и дешевой передачи сигналов и последующего простого для уровня тогдашней техники отображения на экране.
Поскольку видеоизображение на компьютере не может быть сформировано так же как в телевизоре, и возникают проблемы, вопросы по ним и т.д.
Как ответы на большинство подобных вопросов и задуман этот материал.
Передача и формирование телевизионного изображения
Большинство смотрящих телевизор людей считают, что они видят изображение с частотой 25 кадров в секунду (здесь и далее информация будет относиться к телевизионным системам PAL/SECAM).
Это не совсем так.
На самом деле на экране меняется изображение 50 раз в секунду, но не все изображение, а только половина его.
Сначала рисуется одна половина строк кадра изображения, затем другая.
Каждая из половинок называется полем (field).
Поэтому правильно считать, что на экране телевизора рисуется 50 полей в секунду.
Эта технология хорошо иллюстрируется рисунками ниже: Исходныйкадр

Он же, но разделенный на два поля

Человек не замечает "половинчатости" каждого изображения как из-за инерции человеческого зрения, так и из-за послесвечения люминофора электронно-лучевой трубки телевизора.
Тем не менее многие зрители легко отличают кинофильмы от телефильмов именно по большей дискретности перемещения объектов в кинофильме.
Телефильмы снимаются на видеокамеры с теми же 50 полями в секунду, а кинофильмы на кинокамеру с 24 кадрами в секунду.
При подготовке кинофильма к показу по телевидению каждый кадр преобразуется в два "половинчатых" поля, но, поскольку, движения в пределах одного кинокадра нет, эти поля, накладываясь друг на друга в глазах зрителя, просто восстанавливают исходный кадр с кинопленки.
Некоторые цифры, характеризующие передачу телевизионного изображения:
Максимальное количество вертикальных линий, которое можно отобразить на телевизоре, укладывая их по горизонтали - 768. Такое количество линий можно даже увидеть, подав на низкочастотный вход телевизора прямоугольный сигнал частотой 15625 Hz.
Линии будут чередоваться - по 0 сигнала белая, по 1 черная.
Таким образом, полный телевизионный кадр получится 768х625. После отбрасывания служебных строк и обратного хода кадровой развертки остается реальное разрешение 720х576. Такое разрешение указывается для полноэкранного видео на компьютере во всех программах редактирования видео.
Требуемая для передачи полного телевизионного изображения полоса пропускания считается просто:

768(линий по горизонтали)/2 (одна линия белая, другая черная) = 384*625 (число строк в кадре) =240000*25 (число кадров в секунду) = 6000000 Hz = 6 MHz
Частота строчной развертки 15625 Hz, тем самым длительность одной строки 64 микросекунды.
Частота кадровой развертки 50 Hz, длительность одного поля соответственно 20 миллисекунд.
Количество строк, рисуемых за 20 миллисекунд - 312.5 (0.020/0.000064).
В целом кадре соответственно 312.5х2=625
Как учитывать специфику телевизионного сигнала
Именно из-за незнания специфики телевизионного сигнала часто у многих пользователей возникают недоуменные вопросы после сброса видео на компьютер.
Эти же вопросы возникают при сжатии видео в различные варианты MPEG формата.
Итак, наиболее часто встречающиеся вопросы и ответы на них:
Смотрю видео, захваченное с цифровой камеры, на компьютере и вижу, что изображение намного более темное, чем при просмотре того же фрагмента на телевизоре.
Тем самым я не могу тщательно редактировать фильм, не имея представления о реальных цветах и яркости кадра.
Почему это происходит и как исправить подобную ситуацию? Это явление общеизвестно и возникает из-за особенностей DV кодеков, используемых для декомпрессии DV и отображения его на экране.
Действительно, изображение на экране монитора выглядит очень темным, несмотря на то, что это же изображение, отправленное на камеру, будет совершенно нормально выглядеть на телевизоре.
Никаких радикальных средств борьбы с этим явлением нет, но есть возможность существенно уменьшить различия между телевизионным и компьютерным изображением.
Поскольку как видеоредакторы, так и просто проигрыватели Windows используют режим overlay для показа видео, можно отрегулировать контрастность (Contrast), яркость (Brightness), цветовой тон (Hue), цветовую насыщенность (Saturation) именно для окна overlay'я.
Такую возможность предоставляют видеокарты на процессорах от NVidia.
В параметрах настройки всех современных драйверов от этого производителя есть соответствующая закладка Overlay Color Control.
К сожалению, другой именитый производитель процессоров для видеокарт, Matrox Graphics, возможности настройки в режиме Overlay не предоставляет.
Настройки параметров окна overlay НЕ ВЛИЯЮТ ни на что, кроме вывода видео.
Вид окна настройки представлен на рисунке:

Для настройки видеоизображения следует загрузить любой видеоклип в обычный проигрыватель Windows, нажать кнопку Стоп, затем вызвать панель настройки overlay, показанную выше и подобрать настройки по вкусу (еще разумнее смотреть то же изображение по телевизору).
При просмотре кадров, которые я взял и сохранил на диске со своего видеофильма, обнаружил артефакт, который можно назвать "гребенкой" - зубцы на движущихся объектах или неподвижных, но при движении камеры.
На телевизоре при этом все нормально.
Как можно избежать подобных искажений и можно ли как-то исправить уже снятые кадры? Рассмотрим небольшой пример.
Вот снимок людей, которые попали в кадр быстро поворачивающейся камеры:

На этом снимке видно, что края всех предметов на снимке искажены "гребенкой". Этот артефакт вызван наложением двух полей, изображения на которых смещены друг относительно друга.
Смещение соответствует расстоянию, которая камера прошла за 1/50 секунды.
Избежать подобных искажений при съемке обычными видеокамерами невозможно.
Только камеры с прогрессивной разверткой позволяют существенно уменьшить, а при небольшой скорости объекта/камеры убрать совсем подобные искажения.
Если же хотелось бы все-таки сохранить такой кадр для размещения на WEB странице или печати на принтере, то можно улучшить качество изображения применением фильтра Video/De-Interlaced в программе Adobe Photoshop или Ulead Photoimpact 8. Результат получится таким: Следует только учесть, что разрешение по вертикали после такой операции падает в два раза, так как фактически одно поле удаляется и удваиваются строки другого поля.
Захватил видео с цифровой камеры программой Ulead Media Studio Pro (Adobe Premiere, Vegas Video и т.п.) и обнаружил странную картину - плеер Windows показывает, что разрешение записанного мною видео всего 360х288, хотя должно быть 720х576. Почему это происходит и как посмотреть видео в полном разрешении? Это действительно так.
По умолчанию плеер Windows показывает DV Video в разрешении 360х288. Для перевода показа в полное разрешение нужно проделать следующее:
Версия Windows Media Player
Версия Windows
Параметры настройки

6.x
98
Запустить DV файл на воспроизведение и нажать Стоп.
Затем в меню File/Properties (Файл/Свойства) выбрать Advanced (Дополнительно), далее DV Video Decoder, далее Properties (Свойства).
В появившемся окне выбрать Full (Полное), Далее ОК и снова ОК.

7.x
2000
Войти в меню Tools/Options (Сервис/Параметры), далее выбрать Performance (Быстродействие).
Установите Video Acceleration (Аппаратное ускорение) в Full (Полное), Digital Video (DV) (Настройки цифрового видео) в Large (Крупно)

8.x
XP
Проделать то же самое, что и для Windows Media Player 7, но после установки Video Acceleration (Аппаратное ускорение) нажать кнопку Advanced (Дополнительно).

Переведя плеер Windows в режим показа полного разрешения, не следует забывать, что плеер будет отображать каждый кадр из 2-х наложенных полей, что приведет к "гребенке" на краях движущихся объектов.
Это явление подробно описано выше.
В режиме 360х288 показывается только одно полке и подобных искажений нет.
Что означает "камера с прогрессивной разверткой", "камера с обычной разверткой" - по идее телевизионное изображение всегда должно быть чересстрочным и никак иначе? И по этой же теме - как любая цифровая видеокамера делает "фотоснимок" - там же "гребенки" нет, причем на самой обычной, без "прогрессивных" способностей, камере? Действительно, телевизор может показывать только чересстрочное изображение, но здесь на самом деле нет никакого противоречия с возможностями некоторых видеокамер снимать с прогрессивной разверткой, но для понимания этого следует подробно описать технологию съемки видеокамерой:
Съемка с чересстрочной разверткой Рассмотрим процесс съемки обычной видеокамерой, использующей только чересстрочную развертку.
При такой съемке камера реально снимает 50 раз в секунду, причем информация с ее CCD (ПЗС) считывается именно по четным или нечетным строкам - т.е. сначала считываются нечетные строки (1, 3,..., 623, 625), затем, через 1/50 секунды, четные строки (2, 4,..., 622, 624).
Поэтому при перемещении объекта съемки относительно камеры, изображения на разных полях будут отличаться друг от друга, причем чем больше будет скорость перемещения объекта съемки, тем заметнее будут отличия и, соответственно, больше "гребенка". У этого типа съемки есть одно явное преимущество - плавный показ движущихся объектов, так как на телевизоре никакой "гребенки" явно видно не будет.
Недостатки съемки в чересстрочном режиме ощутимо видны только при монтаже на компьютере - практически невозможно сделать качественные стоп-кадры движущихся объектов для печати фотографий и/или создания альбомов файлов с наиболее интересными кадрами.
Съемка с прогрессивной разверткой
Процесс съемки камерой с прогрессивной разверткой отличается тем, что камера делает снимок каждые 1/25 секунды и затем записывает с него два поля, как и положено по телевизионному стандарту.
Понятно, что в этом случае никаких нарушений правил нет, но изображение на одном поле никогда не будет смещено относительно другого поля.
Видеофильм, снятый на такой камере, при показе на телевизоре будет очень напоминать кинофильм, который, как всем известно, снимается с частотой 24 кадра в секунду.
Способностью снимать с прогрессивной разверткой обладает небольшое количество отнюдь не дешевых видеокамер, поэтому не следует надеяться встретить такую возможность в недорогих видеокамерах.
Режим "фото" в цифровых видеокамерах
Режим "фото" во всех современных цифровых видеокамерах работает одинаково вне зависимости от остальных характеристик видеокамеры.
Этот режим представляет собой частный случай съемки с прогрессивной разверткой.
Разница только в том, что таким образом делается только один снимок раз в 6-7 секунд и запись собственно снимка сопровождается записью звука в течении этого времени.
Но запоминается сам снимок точно также, просто записывается один и тот же кадр в течении всего времени "фотосъемки". Такой снимок тоже не будет иметь "гребенки" и его не нужно подвергать описанной выше процедуре в Adobe Photoshop.
Разрешение: линии или строки?
Больной вопрос для многих начинающих любителей видео - как оценить качество съемки своей собственной камеры или той камеры, которую планируется купить.
Одним из крайне важных параметров видеокамеры является разрешающая способность, которую обычно измеряют в ТВЛ (Теле Визионные Линии).
У большинства современных цифровых видеокамер значение этого параметра достигает 500 и более ТВЛ согласно паспортным данных на них.
Наиболее популярный вопрос на эту тему - почему у камеры только 500 линий, в телевизионной картинке должно же быть 625 линий? На самом деле это совершенно разные понятия - строки, на которые раскладывается телевизионное изображение (их действительно 625) и ТВЛ, характеризующие качество изображения.
Для понимания того, что есть ТВЛ, проще всего взглянуть на фрагмент обычной телевизионной испытательной таблицы:

Цифры, стоящие рядом с линиями, как раз характеризуют разрешающую способность.
Если можно различить линии рядом с цифрой 500, например, то разрешение записывается как "не хуже 500 ТВЛ". Для примера можно посмотреть на два реальных снимка телевизионной таблицы: снимок камерой SONY Digital 8 и снимок неофициального чемпиона по разрешающей способности SONY DCR-TRV900, взятых с сайта John Beale.
SONY Digital 8
SONY DCR-TRV900

Следует учитывать, что максимальная разрешающая способность при передаче эфирного телевидения определяется полосой пропускания канала и не может быть улучшена, так как полосы пропускания давно стандартизованы.
Обычный бытовой VHS видеомагнитофон имеет максимальную разрешающую способность всего 240 ТВЛ, S-VHS видеомагнитофоны и видеокамеры - 400 ТВЛ. Не все пользователи, читающие документацию на видеокамеру или рекламу к оным обращают внимание на примечание, которое зачастую сопровождает значение ТВЛ для цифровой видеокамеры.
Обычно примечание гласит - значение указано только для записи/воспроизведения на видеомагнитофон камеры.
Фактически в этом случае указывается характеристика качества кодера/декодера камеры, преобразовывающего аналоговый видеосигнал в цифровой и наоборот.
Почему дается такое хитрое примечание? Дело в том, что у видеокамеры разрешающая способность зависит от многих факторов, перечисленных ниже:
Качество CCD (ПЗС)
Количество CCD (ПЗС), больше (3) - лучше
Количество светочувствительных элементов (пикселей) в CCD (ПЗС)
Качество DV кодера/декодера камеры
Качество оптики камеры
Так как в DV стандарте жестко оговаривается формат записи DV на ленту, то для магнитофона цифровой видеокамеры разрешающая способность при записи видео будет одинакова для любой DV камеры стоимостью и $650 и $4000. Собственно говоря, и само понятие "разрешающая способность" для цифрового магнитофона абсурдно - нет же понятия "разрешающая способность жесткого диска", например.
Правильным же значением, определяющим и в целом качество видеокамеры, будет разрешающая способность на отснятом изображении, но такой параметр приводится не часто - он может быть существенно меньшим, чем значение ТВЛ для магнитофона видеокамеры.
Что же показывает компьютер
Многие начинающие любители видео считают, что для вывода видео с компьютера на телевизор или видеомагнитофон достаточно иметь обычную хорошую видеокарту с видео выходом и все - результаты своего творчества можно будет легко таким образом сохранять на обычной VHS кассете.
На самом деле такой способ вывода практически невозможно использовать из-за низкого качества видеоизображения на TV выходе любой, даже самой дорогой и лучшей видеокарты.
Причин здесь несколько:
Видеоизображение всегда показывается только по кадрам, а кадр формируется наложением полей со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде артефактов, одним из которых является упомянутая выше "гребенка".
Среди дозволенных видеокарте разрешений экрана разрешение 720х576 не значится, поэтому при правильном разрешении окна для видео оно будет окружено бордюром до разрешения видеокарты в 800х600 или 1024х768. В случае выбора режима полноэкранного просмотра изображение будет масштабироваться так, как видеокарта и ее драйвер считают нужным.
Разложение по полям для вывода по TV выходу видеокарта будет делать без всякой связи с оригинальным видеоизображением.
В настоящее время только видеокарты Matrox практически лишены указанных выше недостатков, но эти видеокарты довольно дороги, редко встречаются в продаже и имеют невысокие параметры в части работы с трехмерной графикой.
Сам же оцифрованный видеофильм хранится в на диске компьютера в оригинальном, т.е. разложенном по полям виде.
Но правильное воспроизведение его на обычном телевизоре возможно только через:
Специальную плату для ввода/вывода видео (сам видеофрагмент, конечно, должен иметь формат, поддерживаемый этой платой)
Цифровую видеокамеру для вывода видео в DV формате.
Это возможно благодаря тому, что любая цифровая видеокамера при поступлении на цифровой вход данных преобразует их в аналоговый сигнал, который может быть использован для просмотра DV на обычном телевизоре и/или записи на бытовой видеомагнитофон.
К сожалению, таким образом нельзя использовать цифровые камеры с заблокированными входами, продаваемые в странах Европейского сообщества в силу их таможенных ограничений.
Заключение
Кратко в статье приведено большинство "подводных камней", которые ожидают любителя видео при работе на компьютере, вызванных исторически сложившейся спецификой формирования телевизионного изображения.
По мере поступления новых вопросов на эту тему этот материал также будет расширяться.
Статья добавлена 30 июля 2003 г.

Комментарии пользователей:

25.09.03 Dima Ilkayev (ilkayev@rambler.ru) Я вот уже почти год снимаю на SONY TRV 140 E, обработку видео произвожу на компе AMD DURON 1 мгц с помощью контроллера Pinnacle Studio DV, операционка Windovs XP, конечная перекодировка в Mpeg-1 программой Canopus Procoder.
В общем-то ничего.
Но есть одно НО. На повороте камеры (именно камеры, а не объекта в кадре) движение теряет плавность и становится скачкообразным, причем как на просмотре AVI файла, так и на VSD как на компьютере так и на телевизоре.
Я поэкспериментировал с другими программами - результат тот же.
При условии операционки Windows 2000 и захвате видео Adobe Premier с последующей обработкой в Pinnacle (Premier я еще не освоил) и перекодировкой в Canopus результат оказался лучше, но все же заметны небольшие скачки.
При захвате в любом случае Drop frame - 0. Если можно, объясните, пожалуйста мне причину этого явления и как от него избавиться, т.к. смотреть несколько не привычно и не приятно.
Замечу, что ври перезаписи с камеры на VHS видеомагнитофон все движения плавные, даже если уже отредактированный файл заново сбросить на камеру.

28.09.03 baloo (baloo@pochta.ru) Спасибо за статью.
Кое что для себя прояснил.
Только вот спросить хочу: имеет ли смысл переводить видео в стандартное компьютерное соотношение 3:

4 (т.е. 768х576), а не 3.75:

3 (720х576) что-бы избавиться от черных полос по бокам экрана при полноэкранном просмотре? Эта тема, почему-то, нигде не затрагивается.
Кстати интересный момент - такую возможность предлагает только Премьер (из известных мне).
И еще, случай из жизни на эту тему - года два назад один мой знакомый сдал обратно в магазин камеру именно по этой причине (круг на экране-то уже не круглый :) ), а продавцы никак не смогли аргументировать что камера нормальная.

30.09.03 Paul Dima Ilkayev: дело скорее всего в электронном стабилизаторе изображения (Steady Shot и т.д.) т.к. при повороте камеры он какое-то время пытается удержать избражение неподвижным, вот и получаются рывки.
Попробуй провести эксперимент с отключенным Steady Shot и сообщи, плиз, о результатах.

08.01.04 Дмитрий Спасибо, особенно за гребенку:) теперь не буду париться и исправлять то что исправить можно только покупкой дорогой камеры :)))

27.07.04 Денис (master1@email.orgus.ru) Большое спасибо за статью, но у меня такая проблема.
Мой знакомый снимал любительской цифровой камерой canon и при перемещении камеры получался эффект стробоскопа т.е.за объектом тянулся смазаный шлейф.
Но у меня на камере JVC gr d30 этого практически не наблюдается Какая ошибка?Пришлите мне на email Заранее благодарен

14.04.05 Юрий (yaf@inet.ua) По поводу "гребенки", была у меня такая проблема.
Решается с помощью программы Ulead Video Studio Pro 8. При захвате видео с аналоговой камеры Самсунг Нi-8 в предварительных натсройках ставил галочку на фильтре Deinterlace, проблемарешалась, причем никакого заметного ухудшения картинки не наблюдалось.

07.12.05 com (com@com.com) Вопрос!Как мы уже знаем, стандарт VHS (PAL) 352*288, означает ли это, если я отсниму на видеокамеру рисунок, состоящий из 352*288=101376 цветных точек, то при просмотре все эти точки увижу? Получает ли каждый элемент VHS матрицы свою собственную точку?Очень бы хотелось сбросить на комп VHS-видеозапись в том виде, в каком его получила сама камера.
Таким образом, если удастся сбросить такое цифровое изображение обратно на VHS-ленту (естественно при фантастически-качественном VHS-магнитофоне), то эти точки не пропадут.
Вопрос очень важный, касается архивирования наших домашних видеозаписей.
Стоит-ли продолжать хранить записи на кассетах или все же на CD (DVD).

06.07.06 wolf цифра в любом случае лучше

08.05.07 Spectator (spectator@kerch.net) На самом деле материал пришёлся кстати.
Я тут пытался умышленно захватить видео с гребёнкой с ДВ камеры (Sony DCR- TRV17 E) нифига не получалось и видео сохраняется с разрешением указаным мной 720х576. Всё бы ничго, но вот муар по краям исходника возмущал. я ломал голову откуда это? и до меня дошло, что у меня на карте захвата с драйверами ставится кодэек, который производит автоматический дэинтерлэйс убивая половину полей, а потом растягивает имеющиеся. вот такая фигня, малята.
СПАСИБО ЗА ИНФУ

11.11.08 DEXTER народ поможите Подключил телевизор к видеокарте RADEON 9200, при загрузке на телевизоре (и, естественноно, на мониторе) отображается заставка Windows.
После загрузки захожу Свойства экрана -> Параметры, выбираю второй монитор (он не активный) ставлю галочку в Расширить рабочий стол на этот монитор.
Он становится активным, но после нажатия ОК или ПРИМЕНИТЬ снова становится не активным.
Захожу ДОПОЛНИТЕЛЬЕНО МОНИТОРЫ показывает что нет соединенй с мониторами и TV (кроме основного монитора) и кнопка включения не активна.
На экране телевизора ничего нет.
Что делать ? Подскажите.