• Название:

    Предки езидов издавна проживали на севере Ирака...

  • Размер: 0.06 Мб
  • Формат: DOC
  • или



Предки езидов издавна проживали на севере Ирака.
Во времена Османской империи, спасаясь от насильственного обращения в ислам, переселялись в соседние страны.

В Закавказье появились в основном в 1830-40-е гг.

В русской литературе первые сведения о езидизме привел А. С. Пушкин в Путешествии в Арзрум (под Арзрумом Пушкин общался с езидским шейхом).

Последние тысячелетие езиды сражались, в прямом смысле этого слова, за сохранение своей религии.
На протяжении 1000 лет, в районах проживания езидов проходило огромное количество сражений.
Одним из самых сильных ударов со стороны захватчиков, население получило во время арабского вторжения в регион.
Ислам принёс езидам колоссальные страдания.
Огнем и мечом их заставляли менять религию.
Арабские завоеватели давали два выбора завоёванным народам, или смерть или жизнь, через ислам.
Многих езидов заставили принять ислам.
В середине XX века, недалеко от Иракского города Сулеймания археологи нашли свиток известный как сулейманийский пергамент, где описывалось как противостояли горожане захватчикам, там подробно описывается, как за несколько дней было казнено около 100 тысяч защитников города, это были езиды и зороастрийцы, отказавшиеся принять Ислам.

Большая часть езидов проживала в недоступных завоевателям горах.
На протяжении веков езиды оборонялись и защищали свою землю от завоевателей, сохранив религию предков и на сегодняшний день.

До принятия ислама, основная масса курдов, около 80 % исповедовало езидизм и лишь небольшая часть исповедовала зороастризм.
На протяжении веков езиды подвергались гонениям со стороны мусульманского мира, об этом подробно рассказывают мусульманские летописцы разных эпох.
Самым кровавым нашествием считается вторжение двух арабских феодалов Омар ибн Хаттаба и Халид ибн Валида, которые вырезали сотни тысяч Езидов, более 50 тысяч повесили, сотни тысяч взяли в плен, и сотни тысяч насильно были приведены к исламу.
Эта резня езидов охватила территорию от Рехае (Урфа) до Сиирта.
Попавших в плен и принявших ислам уже бывших езидов использовали для дальнейших нападений и резни сбежавших в высокие горы собратьев езидов.
Таких примеров на протяжении столетий было несколько, можно перечислить самые кровавые из них:

В 13 в. из Мосула был похищен лидер езидов.
Позже он был казнен, но при этом его тело не было возвращено.
В результате этого инцидента, началась длительная многолетняя война.
В неравной схватке езидам пришлось покинуть свои города и храмы, и бежать в горы.
Их поселения были сожжены и уничтожены до основания, имущество было разграблено.

В 1414 году началась новая резня езидов соседями-мусульманами, где и там погибло множество езидов.

1640—1641 гг.
Езидские деревни около г.
Мосула были разграблены и после этого Турецкий правитель Диарбакыра Ахмад Паша развязал войну с езидами, вторгшись 70,000-ой вооруженной армией.
Езиды понесли большие потери.

1647—1648 г.
Наследственный правитель Шейхана, Шейкх Мирза, восстал против турков, с целью захватить Мосул.
В результате этого восстания, турецкий правитель, Шамси Паша, под личным командованием напал на езидов многочисленным вооруженным отрядом.
Вооруженные силы езидов потерпели поражения в этой битве и вместе с Шейхом Мирзой были захвачены.
Позже он был казнен через повешенье, правителем Вана.

1715 г.
Турецкий правитель Багдада, Хасан Паша, атаковал область Шенгал.
Это неожиданное нападение заставило езидов перебраться в регион Кхатуния.
Хасан Паша провел крупномасштабную резню и передал управление этой области лидеру Арабу Будоинскому из племени Таии.
Позже именно это племя использовалось в военных действиях против езидов в этом регионе.

1733 г.
У реки Заб было разрушено множество езидских деревень, были совершены массовые убийства турецким правителем Ахмадом Пашой.

1752—1754 г.
Множество езидов, из района Шенгал, были атакованы турком Сулейманом Пашой.
В течение двух лет продолжались его массовые уничтожительные действия, которые стоили езидам огромных потерь.

1767—1768 гг.
Оттоманский правитель Мосула, Амин Паша, послал своего сына с очень сильной армией с целью разграбить область Шенгал.
Он приказал езидам дать 1000 овец.

Но когда было отдано всего лишь восемьдесят овец, оттоманцы начали атаковать, и убили большее количество езидов.

1770—1771 гг.
Восстание езидского правителя Шейхана, Бедах Бега, против Оттоманского управления, было подавлено, результат — массовое истребление езидов.

1773—1774 гг.
Оттоманский правитель Мосула атаковал Шенгальскую область.
Поселения езидов были разграблены и уничтожены.

1779 г.
Оттоманский правитель Мосула направил целое войско в Шенгал.

1785—1786 г.
Оттоманский правитель Мосула, Абд эл-Баки, атаковал Шенгал, но был побежден, они потеряли много воинов.
В тот же самый период, Шенгал снова был атакован арабскими войсками.

1786—1787 гг.
Наследный правитель езидов (Мир) Шейхан, Чоло Бег, потерпел поражение в битве с Пашей Амадия.

1789—1790 гг.
Бедуин Араб из племени Таии взял верх над областным управлением Шейхана и убил Чоло Бека.
Впоследствии, началась новая битва, и арабское войско понесло большие потери.

1790—1792 гг.
Бедуин Араб из племени Таии, атаковал Шенгальскую область.
Исмаил Паша столкнулся с Кансар Бегом в Шейхане и поместил его в тюрьму.
Поже, Чоло Бег, сын, Хасан Бега смог вернуть административную область.
Однако, правитель Амадии схватил и казнил его через повешение.

1792—1793 гг.
Оттоманский правитель Мосула, Мухамад Паша, сжег восемь езидских поселений в области Шенгал.

1793—1794 гг.
Правитель Мосула снова атаковал Шенгальскую область Минкар, для того чтобы наказать Езидов, но потерпел поражение в битве.

1794—1795 гг.
Оттоман послал Сулеймана Пашу в Синкарскую область.
Вся эта область была сожжена и разрушена.
Он разграбил эту местность, похитили 60 женщин, и украл 600 голов домашнего скота.

1799—1800 гг.
Абд эл-Азиз Бег из Багдада с помощью Бедуинского племени Таии, руководящем Убаидом Хамдамом, уничтожили 25 езидских деревень в области Шейхан.

1802—1803 гг.
Правитель Мосула, Али Паша решил взять под свою власть Шенгальскую административную область.
Его армия атаковала езидов с севера, а арабские бедуины атаковали с востока.
В результате, несколько деревень было уничтожено, леса были сожжены дотла.
Потерпев поражение в этои войне, езиды были вынуждены принять Оттоманскую власть.

1809—1810 гг.
Оттоманский правитель Багдада, Сулейман Катил (Убийца), атаковал Шенгальскую область.
Он разграбил небольшие поселения Балада, Шенгала, Михиркана, а так же несколько других деревень, уничтожая курдов-езидов.

После 1832 г. езиды были подвергнуты наиболее жестоким мерам, намеревалось их полное уничтожение.
Несмотря на их героическое сопротивление, в 1832 году наследный курдский правитель Ботана, Бедир-хан Бег захватил езидские поселения в области Шейхан, взял в плен Али Бега — лидера езидов и после жестоких пыток убил его.
Были разграблены и сожжены дотла районы в области Шейхана, которые, в основном, были заселены езидами.
Курды-мусульмане совершили беспрецедентную резню своих собратьев езидов, маскируя банальный грабеж обвинениями в безбожности, позаимствовав это у арабов.
Чтобы избежать захвата в плен, жители бросались в воды реки Тигр.
Те, которые не в состоянии были кинуться в воду, или те, которые не умирали в воде, были пойманы и безжалостно убиты.

1832—1833 гг.
Наследный курдский правитель Равандуза, Мухамад, атаковал Езидов в области Анкары.
После совершённых массовых убийств в верхней области Заба, он покорил Анкару.
Правитель Анкары, Исмаиль Паша должен был уйти высоко в горы Зикар.

1833—1834 гг.
После завоевания части Ботана, Мир Мухамад атаковал и убил много езидов Шенгала.

1838 г.
Оттоманский правитель Диярбакра атаковал езидов из Шенгала.

1838 г.
Оттоманский правитель Мосула, Таияр Паша, атаковал Джабалскую область, с целью наказания езидов, отказавшихся платить налоги Оттоманам.
Чтобы оценить ситуацию и услышать жалобы местных жителей, неспособные платить такие большие налоги, Таияр Паша решил посетить эту местность.
Его сопровождала огромная армия.
Когда они достигли Микрана, он послал своего посредников, чтобы тот объяснил его намерения.
Его посредники были убиты и из мести он уничтожил эту местность.
Однако, езиды смогли бежать в пещеры и там напасть на Оттоманов из засады, Таияр Паша понес огромные потери и был вынужден вернуться в Мосул.
После этого езидов не трогали до 1890 года.

1890 г.
Езиды восстали, не желая отсылать своих молодых мужчин в Оттоманскую армию.
Повторно напав на езидов и увидев их сопротивление, Оттоманское управление вербовало езидских мужчин.
Но, к сожалению, эта мирная эра длилась недолго.

1892 г.
Паша Омар Вахби послал сообщение в область Шейхана, требуя от езидов принятия ислама и уплаты налогов, в противном случае, они подвергнутся преследованиям.
Лидер езидов отказался принять требования.
В ответ на это заявление Паша Омар Вахби и его союзники вошли в езидские поселения, уничтожая все на своем пути.
Он разграбил Лалиш и передал все езидские священные принадлежности в Мосул, обратил Храм Шейха Ади в школу и, в таком унизительном состоянии, она профункционировала 12 лет.
В результате этих преступлений послы христианских государств выразили свой протест Оттоманской империи.
В 1893 году, Паша Омар Вахби был отозван обратно в Оттоманскую Столицу.

1914-1918 гг.
Езиды пришли к выводу, что Первая мировая война благоприятная возможность освободиться от террора оттоманской власти.
Это время, когда армяне подверглись массовым гонениям.
Езиды вооружились и встали на защиту армян и ассирийцев, спасая тысячи жизней, укрывали их в своих домах.
Таким образом, езиды помогли избежать убийства приблизительно 20 000 армян.
Несмотря на приказ оттоманских властей, о передачи им армян, никто не был передан им.
Тогда, при помощи бедуинских арабов и курдов-мусульман, оттоманская армия опять атаковала езидские регионы.
Езиды потерпели поражения в этой битве из-за неравных сил.
В этой войне езиды сражались вместе с армянами против угнетения Османской империи, среди езидов было много военачальников, которые сражались в рядах освободительного движения вместе с армянами.
Одним из них является Джангир Ага, в столице Армении, Ереване, ему установлен памятник.
Он со своей 16 тысячной конницей, состоящей из Езидов, внёс решающей удар в Сардарапатское сражение, в которой Османская армия потерпела сокрушительное поражение и прекратила дальнейшее наступления в сторону Армении.

Согласно езидским религиозным источникам, в течение 12 столетий 72 раза, периодически, учинялась резня — геноцид со стороны соседних исламских народов, с целью полного уничтожения их веры и культуры.
Апогей исламского фанатизма достиг в 1915 г., когда Османская империя учинила геноцид по отношению к немусульманским народам (армянам, ассирийцам, езидам, грекам), живущим на её территории.
Сколько Езидов погибло в этой резне официально не известно, но приблизительные цифры говорят о нескольких сотнях тысяч человек.
В этот период войны, езиды Турции были вынуждены покинуть свои дома и искать убежище на восточных границах, они бежали в республики Закавказья, в Армению и в Грузию, где и обрели для себя вторую родину, в которой и проживают по сей день.

Но ко всему этому хочется ещё добавить что первое появление езидов в Закавказье датируется 12 веком.
В XII веке, езиды которые переселились в Грузию со своими семьями.
Были 2 брата, феодалы Иване и Захария Мхаргрдзели, которые являлись военачальниками при царице Тамар, и воевали, защищая южные рубежи Грузии от Ширван Шаха (современный Азербайджан) и Румского султана (часть современной северо воосточной Турции), их потомки впоследствии ассимилировались среди грузинского населения.
Второе появление Езидов в Грузии датируется 1870 годом, когда один из представителей езидских вождей — Чобан-Ага с письмом обратился к Грузинскому царю Ираклий II. Он просил взять под свою опеку езидов, которые на протяжении тысячелетий, несмотря на угрозы и военные принуждения, были несгибаемы и по сей день преданы религии предков.
Чобан-Ага обещал признать Грузинского царя царём езидов и в письме клялся, что ополчение езидов, по первому же требованию царя Ираклия Второго, будет участвовать в боях против турок.
Как явствует из архивных материалов, царь Грузии письменно ответил Чобан-Аге, в котором отмечал, что из-за существующих в стране проблем, пока не в состоянии оказать поддержку.
Но вопреки всему, чуть позже небольшая часть езидов, около 2 тысяч человек, всё же перешла в Грузию, на тот момент в Карскую область, которая на тот период входила в Тбилисскую губернию, ну а на территории Армении езиды проживали с незапятных времён.
Негативное отношения мусульман, и не только, к езидам, заключалось не только в том, что езидов считали неверными, помимо всего этого за езидами на востоке закрепилось мнение, что они поклоняются падшему Ангелу (ОШИБОЧНО имеют в виду Таус Малака), известный под разными именами — Са**на, Дьяв**ол, Шай**ан, и т. д., что на самом деле является ошибочным и неверным.
Помимо всего этого езидов считают последователями Язида Муавии, араба по происхождению, который противился распространеню Исламской веры.
В годы правления Язида второй сын Али, Хусейн, получил от жителей Куфы предложение с их помощью овладеть халифатом.
В 680 он выехал из Медины со всей семьей и небольшим отрядом слуг.
Тем временем наместник Язида подавил мятеж в Куфе и выставил патрули на всех дорогах, ведущих в город.
Хусейн попал в западню в Кербеле, в 40 км от Куфы.
Хусейн отказался сдаться, хотя был отрезан от источников воды.
Будучи последним из оставшихся в живых внуков пророка Мухаммеда, он был уверен что с ним не могут поступить слишком сурово.
Через десять дней его лагерь был взят штурмом.
Защитники сражались до последнего и Хусейн был убит вместе с другими.
Его голову отправили в Дамаск, ко двору Язида.
Убийство Хусейна нанесло колоссальный ущерб династии Омейядов.
Мало кого в мусульманской истории так проклинали за убийство как Язида Муавии.
Хусейн был любимцем своего деда — Мухаммеда, и ещё были живы люди, видевшие, как пророк целовал голову, которая теперь покатилась к ногам Язида, как голова какого-нибудь преступника.
Умерщвление Хусейна вызвало возмущение и сплотило оппозицию Омейядам, а мученичество в Кербеле быстро обросло самыми скорбными подробностями.
С тех пор имя Хусейна, даже в большей степени, чем имя Али, стало боевым кличем шиитов, приверженцев дома Пророка.
После смерти Хусейна это направление стало быстро развиваться.
Будучи поначалу политическим движением, шиизм со временем стал значительно отличаться от суннитских норм в своих принципах и духовных основах.
Вот из за такого схожего названия Язида с Езидами многие Мусульмане (в основном Шииты), до сих пор считают что вышеупомянутый Язид имеет прямую связь с Езидами, то есть, что езиды повинны в смерти Хасана, внука пророка Мухамеда, несмотря на то, что Язид Муави, араб по происхождению не имел не какого отношения к езидам.
[править]
Традиционная культура

Езиды традиционно делятся на эндогамные касты.
Обращение в езидизм невозможно, поскольку для обращённого не находится места в кастовой системе, также тут надо уточнить, что езиды — это в первую очередь те, кто исповедует езидизм, и если езид принял другую религию, то перестаёт быть езидом.
Также надо упомянуть, что езидами являются те, кто рождён от обоих родителей (от матери и отца) исповедующих езидизм, дети из смешанных браков езидами не считаются, то есть езидизм им не передаётся по наследству.
Высшая духовная каста — шейхи во главе с баба-шейхом, потомком шейха Ади, руководящим богослужениями в храме в Лалеше.
За ними следуют пиры (священнослужители), помощники шейхов (факиры), сборщики пожертвований (кавалы) и предсказатели (кучаки).
Миряне — последователи (мюриды) различных семейств шейхов.
Высшая духовная и светская власть принадлежит миру (мир-шейхану, с 1944 Тахсин-бек) с резиденцией в Баадри к югу от Лалеша.
Главной святыней езидов служит храм при мавзолее шейха Ади в Лалеше в 40 км к северу от Мосула (Ирак).
Кроме него богослужение проводят в домах шейхов и пиров.
Пир (старец) — в езидской теологии приобрел широкий смысл — дух, мастер, покровитель.
В обычном понимании — священнослужитель, особое духовное сословие.
Шейх
Мурид (ученик, послушник, мирянин) — название одной из трёх каст езидской общины.
В свою очередь, каждый шейх и пир тоже является муридом по отношению к своим шейху и пиру.

Основные публичные религиозные праздники — начинающиеся с Рожие Эзид (трехдневного поста) рождество Езида в декабре и память пророка Хидир-Наби (Хидир-Ильяса) в феврале, Новый год в весеннее равноденствие, день поминовения усопших в середине июня; из семейных церемоний важнейшая — первая стрижка мальчиков шейхом (биск).

Основные культовые предметы — 7 бронзовых литых статуэток птицы на высокой подставке (санджак), хранящиеся в Лалеше.
Периодически кавалы носят их с процессиями по езидским селениям, собирая пожертвования.

Религиозные запреты: пищевые (рыба, мясо петуха, газели, тыква, капуста, салат), бытовые (на одежду синего цвета, считающуюся траурной; на мытьё в бане из боязни осквернения воды; на произнесение слова шайтан и близких к нему по звучанию слов и т. п.) — ныне соблюдаются редко.

Мужчины отпускали бороду и длинные волосы, которые заплетали в косу.
Женская одежда — рубаха (крас), белые шальвары (хэвалкрас), поясная одежда из 2 фартуков (дейра), передник (шалэк) безрукавка (элак), зимой — бархатная куртка (колк), шерстяной пояс (бане пште), конусообразный головной убор, обшитый монетами (кофи).

Фольклор — молитвы, сказания, песни.
Музыкальные инструменты — духовые (блур, фик, майе (дудук), зурна); в религ. церемониях используется барабан (даф).