• Название:

    Размышления над трупом русского рока

  • Размер: 0.04 Мб
  • Формат: DOC
  • или



Для продуктивного рассмотрения вопроса о русском роке стоит обратиться для начала к терминологическому аспекту.
Русский рок (дальше РР) можно понимать як в широком, так и в узком смысле.
В широком смысле РР – это музыка, которая была создана на территории СССР и, так или иначе, подпадала под официальные догмы.
Это определение очень слабое.
Ведь приписывать команды, которые играли фьюжн, например к РР бессмысленно.
Кроме того, если рок является русским, создаваться он должен на территории Русской Советской Республики.
Термин РР бессмыслен сам по себе, поскольку как рок касается Руси, я понятия не имею.
Куда правильнее было бы сказать советский рок (таким образом можно охватить гораздо более широкое поле музыкантов) или российский рок (если вам уж так хочется прикарманить это явление себе, то этот термин гораздо более совершенный).
Знаю, что на подсознательном уровне термин советский рок вызывает такой себе протест, потому что звучит аналогично с пески Антарктиды.
Но это только для тех, для кого западный рок является эталонным.
Значит, с широким смыслом у нас путаница.
Определить что-то конкретное сложно, практически невозможно.
В узком смысле РР стоит понимать как музыку, которая вписывается в определенную культурную, философскую и социальную музыкальную модель.
Думаю, спорить со мной никто не станет, поскольку музыка – не только ноты и текст.
Музыка, так или иначе, выступает носителем определенный концептов, которые могут, как отображать общественные состояния, так и влиять на них, формируют таким образом, замкнутый круг.
Если разрабатывать это определение, то стоит определить характерные особенности РР и сравнить его с западным отцом:
Стержнем РР является слово.
Мне это кажется следствием не только влияния бардов на РР, но и определенным комплексом его творцов.
Дело в том, что те, кому удалось услышать западною музыку, чаще всего почти нихрена не понимали.
Почитайте цикл рассказов Владимира Дибровы Песни Битлз – в одном из рассказов герой записывает на слух текст одной из песен Битлз и получается полная ахинея, поскольку он не понимает слов.
Значит, авторы РР подсознательно пытались заполнить эту лакуну, эту нехватку слов, отдавая главную роль не ноте, а слову.
Слишком благоговейное отношение творцов РР к своим западным предшественникам.
Это довольно сложный аспект, который требует разъяснений.
Если на Западе записи рок-музыки были абсолютно доступными, то в СССР это было большой проблемой.
Это создавало ареол таинственности и даже сакральности.
Сам Макаревич говорил, что для его поколения Роллинг Стоунз и Биттлз были жителями другой планеты, недостижимыми богами.
Западные же одногодки Макаревича, которые, несомненно, восхищались такой музыкой, могли слушать ее свободно.
Они обожали своих кумиров, страшно фанатели, но как только кто-то из них брал в руки инструмент, глубоко в его подсознании поселялся чертик, который нашептывал:

Ты должен превзойти Кита Ричардса.
Такое явление уже давно описано – любой художник стремиться превзойти своего кумира.
И это правильно.
Благодаря этому существует постоянное движение вперед.
Создатели РР вряд ли могли осмелиться думать о том, чтобы сбросить духовных отцов с Олимпа.
И в этом – большая беда.
Банальная отсталость от Запада.
У них альбом уже заслушали до дыр и фактически о нем забыли, а у нас он появляется несколько раз перезаписанный на рентгеновскую пленку бог-весть откуда.
Это три основных тезиса.
Что же получается? Получается, что РР – бесполезная попытка сравниться с западными музыкантами, Ария – Айрон Мэйден в переводе Гоблина.
Не стоит забывать, что корни РР прорастают из Запада, но этот пасынок западной рок-музыки так и не развился.
РР замкнут в своем пафосе, а вода в закрытом водоеме склонна к гниению.
И речь не о стилевых аспектах, а об аспектах культурных и философских.
Стили смешиваются, но концепция РР не изменилась и до сегодня.
Отрадно, что украинская сцена избежала хотя бы этого.
Желание впихнуть ВВ в парадигму РР смешно.
ВВ гораздо свободнее представителей РР, они свободны как музыкально, так и культурно.
Концепция РР – мертворожденный ребенок, поскольку она является только имитацией рок-музыки Запада, а не желанием ввести свою рок-музыку в мировой контекст.
РР неразрывно связал себя с СССР, которого уже давно нет.
Знаю, дух совка еще долго будет витать над нами, но его дальнейшая культивация вряд ли кому-либо нужна.
Это немного парадоксально, поскольку РР вроде бы боролся против системы, зато, когда врага не стало, он стоит и не знает, что делать дальше.
Он не может полноценно существовать без псевдоэстетики совка.
И напоследок – для меня риф Smoke on the Water стоит больше всего РР вместе взятого.
Если вам этого мало, возьмите еще рифы Satisfaction и Kashmir.