• Название:

    ал Гарнати

  • Размер: 0.04 Мб
  • Формат: DOC
  • или



98 —————————————————————————————————————
АЛ-ГАРНАТИ О ГУЗАХ, ПЕЧЕНЕГАХ, ХАЗАРАХ И БУЛГАРАХ
Абу Хамид ал-Гарнати родился в Гренаде (арабская Испания) в 1080 г.
В юном возрасте ал-Гарнати, подобно многим своим соотечественникам, покинул родину, чтобы продолжить образование в центре мусульманского мира.
Вначале он прибыл в Александрию, затем перебрался в Каир, в то время второй (после Багдада) культурный центр мусульманского мира- В 1122—1123 гг. он прибыл в Багдад, где прожил четыре года.
Такие поездки из города в город в поисках знаний были распространены среди мусульманских ученых того времени, но затем Абу Хамид выходит за рамки обычных маршрутов.
Он направляется на Кавказ, потом 20 лет живет в низовьях Волги, в городе Саксине.
Оттуда он совершает частые поездки в Волжскую Бул-гарию и в Хорезм.
В 1150 г. ал-Гарнати из Булгара отправился в Киев, а далее в Ун-курийю (совр.
Венгрия), где он прожил три года.
Из Венгрии ал-Гарнати отправился в паломничество в Мекку, оттуда — в Багдад.
Скончался он в Сирии в 1170 г.
За сорок лет странствий ал-Гарнати повидал много стран и народов:

Геркулесовы столпы (Гибралтарский пролив) и страну гузов, знойную Мекку и холодный Булгар, Нил и Идель... Все это было настолько удивительно, что восхищенные слушатели упросили Абу Хамида записать свои рассказы о виденном и слышанном.
В результате великий путешественник написал два сочинения, ставшие очень популярными на Арабском Востоке:

Му'риб ан ба'д аджаиб ал-Магриб (Ясное изложение некоторых чудес Магриба ) или Нухбат ал-азхан фи аджаиб ал-Булдан (Выборка воспоминаний о чудесах стран) и Тухфат ал-албаб ва нухбат ал-а'джаб (Подарок умам и выборки диковинок).
Вниманию читателя предлагаются отрывки из них, опубликованные О.Г.Большаковым и А-Л-Монгайтом в книге Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131 — 1153 гг.) (Москва:

Наука, 1971).
Из книги Выборка воспоминаний о чудесах стран
...И отправился я по морю к стране хазар302. И прибыл к огромной реке, которая больше Тигра во много-много раз, она будто море, из которого вытекают большие реки303.
На ней находится город, который называют Саджсин304, в нем сорок племен гуз-зов, и у каждого племени — отдельный эмир.
У них большие дворы, а в каждом дворе — покрытый войлоками шатер, огромный, как большой купол, один вмещающий сто и больше человек.
А в городе купцов разных народностей и чужеземцев и арабов 302 Очень интересно, что страна хазар упоминается в источниках даже в период Золотой Орды;
это, в частности, дает повод говорить об остатках хазарского населения, не ассимилированного близкородственными тюркскими народами.
303 Речь идет об Идели.
304 Саксин — ср.-век. (XI—XIII вв.) хазарский город в Нижнем Поволжье. 99 —————————————————————————————————————
Из глубины столетий
из Магриба — тысячи, не счесть их числа.
И есть в нем соборные мечети, в которых совершают пятничное моление хазары, которых тоже несколько племен305. А в середине города живет эмир жителей Булгара, у них есть большая соборная мечеть, в которой совершается пятничное моление, и вокруг нее живут булгарцы.
И есть еще соборная мечеть, другая, в которой молится народность, которую называют жители Сувара, она тоже многочисленна.
А в день праздника выносят многочисленные мимбары306, и каждый эмир молится с многочисленными народностями.
И у каждой народности есть кадии, и факихи, и хатибы307; и все толка Абу Ханифы, кроме маг-рибинцев, которые толка Малика, иноземцы же толка Шафи'и308, и дом мой сейчас среди них, и среди них невольницы-матери309, и мои сыновья, и мои дочери.
А эта область очень холодная.
И в этой реке есть такие виды рыб, подобных которым я вообще не видел на свете, одну рыбу может снести только сильный мужчина, и еще такой вид рыбы, что ее может снести только сильный верблюд.
Но есть среди них также и маленькие.
В такой рыбе нет мелких косточек и нет костей даже в голове, и зубов у нее нет.
Эту рыбу пекут и кладут в нее рис, и становится она вкуснее жирной баранины и курятины...
У них имеет хождение олово, каждые восемь багдадских маннов стоят динар, разрезают его на куски и покупают на него что хотят из фруктов, хлеба и мяса.
А мясо у них дешевое... И у них столько разных сортов фруктов, что больше не бывает, и в том числе чрезвычайно сладкие дыни, и есть сорт дынь, который держится зимой.
А зима у них очень холодная.
Их зимние дома — из больших бревен сосны, положенных один поверх другого, а их крыши и потолки из деревянных досок.
И разводят они в домах огонь, двери же у них маленькие, завешиваемые бараньими шкурами с мехом, и внутри домов жарко, как в бане, а дров у них много.
И замерзает эта река так, что становится как земля, ходят по ней лошади и телята и всякий домашний скот.
И на этом льду они сражаются.
И прошел я эту реку в ширину, когда она замерзла, и была ширина ее, без рукавов, которые вытекают из этой реки, 1000 шагов и 840 с чем-то шагов моими шагами...
А между Саджсином и Булгаром по этой реке надо плыть сорок дней.
А Булгар тоже огромный город, весь построенный из сосны, а городская стена — из дуба.
А вокруг нее без конца всяких народов, они уже за пределами семи климатов3 . Когда день длинный, то длина его 20 часов, а ночь — 4 часа.
А летом в полдень жара у них сильная, сильнее, чем во всем свете, а вечером и ночью воздух холодает, так что нужно много одежд... А холода зимой бывают очень
305 Буквально народов; см.тж. наше примечание выше. т Возвышения для произнесения проповеди.
307 Судьи, правоведы, проповедники.
308 Речь идет о направлениях суннитского ислама. т Т.е. невольницы, родившие ребенка от хозяина.
310 Т.е. за пределами обитаемого мира .

100———————————————————————————————
Из глубины столетий
сильные, настолько, что раскалывается дерево от жестокости мороза, А царь в это время сильных морозов выходит в походы против неверных и уводит в плен жен их, их сыновей и дочерей и лошадей.
А жители Булгара — выносливейшие из людей в отношении мороза, потому что пища их и питье по большей части из меда, мед же у них дешевый.
И есть в их земле кости племени Ад311... А под землей есть бивни слонов, белые, как снег, тяжелые, как свинец, один — сто маннов и больше и меньше, не знают, из какого зверя они выломаны.
И вывозят их в Хорезм и Хорасан.
Из них изготовляют гребни и шкатулки и другое, так же как изготовляют из слоновой кости, но только это — крепче слоновой кости: не ломается.
И выше этой страны обитают народы, которым нет числа, они платят джизью3" царю булгар.
А смысл слова булгар — ученый человек.
Дело в том, что один человек из мусульманских купцов приехал к ним из Бухары, а был он факихом, хорошо знавшим медицину.
И заболела жена царя, и заболел царь тяжелой болезнью.
И лечили их лекарствами, которые у них приняты.
И усилился их недуг, так что стали они оба опасаться смерти.
И сказал им этот мусульманин:

Если я стану лечить вас и вы поправитесь, то примете мою веру?. Оба они сказали:

Да.
Он их лечил, и они поправились и приняли ислам, и принял ислам народ их страны.
И пришел к ним царь хазар во главе большого войска, и сражался с ними, и сказал им:

Зачем приняли эту веру без моего приказа?. И сказал им мусульманин:

Не бойтесь, кричите:

Аллах велик!. И они стали кричать:

Аллах велик! Аллах велик! Аллаху хвала! О боже, благослови Мухаммада и род Мухаммада! — и сразились с этим царем, и обратили его войско в бегство, так что этот царь заключил с ними мир и принял их веру, и сказал:

Я видел больших мужей на серых конях, которые убивали моих воинов и обратили меня в бегство.
И сказал им этот богослов:

Эти мужи — войско Аллаха, великого и славного.
А ученый у них называется балар, поэтому назвали эту страну Балар, смысл этого — ученый человек, и арабизировали это, и стали говорить Булгар.
Это прочитал я в Истории Булгара, переписанной булгарским кадием, который был из учеников/сторонников Абу-л-Масали Джувейни313, да помилует его Аллах.
А у Булгара есть область, жители которой платят харадж314, между ними и Булгаром месяц пути, называют ее Вису315. И есть другая область, которую называют Ару316, в ней охотятся на бобров, и горностаев, и превосходных белок...
И прибыл я в город страны славян, который называют Город Куйяв317. А в нем
312 Легендарный народ великанов, неоднократно упоминаемый в Коране, не внявший учению пророка Мухаммеда и уничтоженный за это Аллахом. 3 Дань с иноверцев.
313 Известный мусульманский богослов, живший в XI в.
314 Поземельный налог, дань. 3" В районе верхнего Прикамья.
316 Ары — предки современных удмуртов; сравни тж. татарское ар як — та сторона.
317 Киев. 101———————————————————————————————
Из глубины столетий
101
тысячи магрибинцев , по виду тюрков, говорящих на тюркском языке и стрелы мечущих, как тюрки.
И известны они в этой стране под именем беджнак318...
Из книги Подарок умам и выборки диковиною
...И слышал я в Булгаре, а это — город на краю стран ислама, на севере, он выше Саксина в сорока днях, что день там бывает летом 20 часов, а ночь — 4 часа, а зимой бывает ночь 20 часов, а день — 4 часа. .
Усиливается там мороз до того, что когда умрет у кого-нибудь кто-то, то они не могут его похоронить шесть месяцев, потому что земля становится как железо и невозможно в ней копать могилу.
И умер у меня там сын, и было это в конце зимы, и я не мог его похоронить, и он оставался у меня в доме три месяца, пока не смог похоронить его, и оставался мертвец, как камень, затвердевший от силы холода.
И выезжают купцы из Булгара в страну неверных, которых называют Вису, из нее идут превосходные шкурки бобров, а к ним привозят мечи, которые делают в Азербайджане, в виде клинков без полировки; покупают в Азербайджане четыре таких меча за динар.
И закаливают их большой закалкой, так что когда подвешивают клинок за нитку и ударяют, то долго звенит.
И это те мечи, которые годятся для них; и покупают за них бобров.
А жители Вису отправляются с этими мечами в страну поблизости от Мраков, возвышающуюся над Черным морем319, и продают эти мечи у них за собольи шкурки...
Ц как говорят, через Булгар шел Зу-л-Карнайн320 на Йаджудж и Маджудж321, а Аллах, великий и славный, лучше знает.
И это малое из большого, которое мы сократили, а Аллах лучше знает, он всемогущ, нет божества, кроме него, восхваляемого и всевышнего- >>
ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ О СОБЫТИЯХ 1185г.:
о походе Игоря Святославича Новгород-Северского на половцев
Ипатьевская летопись представляет собой замечательное историческое и литературное произведение Древней Руси.
Издавалась она несколько раз (1843, 1871 гг.), но не всегда полностью и с документальной точностью.
Лучшим, по мнению академика М.Н.Тихомирова, следует считать издание 1908 года (Полное собрание русских летописей.— Т.2. Ипатьевская летопись.— СПб.:

Типография М.ААлександро-ва), осуществленное под редакцией академика ААШахматова — крупного специа-
з18 речь идет о печенегах; учитывая, что магриб — это запад, исследователь Хрбек писал о существовании легендарной традиции, связывающей их происхождение с западом; возможно, это легендарное отражение походов скифских тюрок и гуннов Аттилы на Запад.
ч речь идет о Ледовитом океане.
320 Александр Македонский.
321 На Гога и Магога. '
Из книги Из глубины столетий / Сост., вступительные статьи и комментарии Б.Л. Хамидуллиан. – Казань: Татар.
Кн.
Изд-во, 2000