• Название:

    культура 3

  • Размер: 0.09 Мб
  • Формат: DOC
Роль культуры в жизни общества
(часть 3)

1. Особенности философского мировоззрения.
“Философия” в переводе с греческого языка означает “любовь к мудрости”. В толковом словаре В.Даля даётся определение философии как науки о достижении человеком мудрости, о познании истины и добра.
Философское мировоззрение имеет свои особенности.
Если обыденнное мировоззрение опирается на здравый смысл, присущий каждому человеку, формируется под влиянием традиций, обычаев, жизненного опыта, то философское мировоззрение создается сознательно, его разработка требует подготовки и творческих усилий.
Философское мировоззрение отличается от религиозно-мифологического:
1. Философия использует строгие понятия, логичность, последовательность, доказательность рассуждений, в то время как религиозно-мифологическое мировоззрение основано на вере и внушении, на воображении.
2. Философия недогматична, все положения требуют критичного рассмотрения.
3. Философские учения имеют определенного автора, у мифов автора нет.
В религии источник вероучения – Бог, а философская идея кем-то сформулирована и обоснована, имеет человеческое происхождение.
Философское мировоззрение очень близко к научному, но философские выводы и положения не могут быть проверены с помощью опытов, как в экспериментальных науках.
Философия – теоретическое мировоззрение, использующее предельно широкие понятия (их принято называть категориями) и выстраивающее рассуждения в соответствии с правилами логики.
Первый вопрос философии – о сущности бытия.
Два противоположных его решения предлагаются материализмом и идеализмом.
Материалисты считают, что подлинная реальность – это материя, под которой понимается все то, что существует самостоятельно, независимо от наших мыслей и чувств, но вместе с тем осязаемо, доступно человеческому опыту и познанию.
Философы-идеалисты, наоборот, считают, что подлинная реальность неосязаема, лишена материальных свойств и по сути духовна или идеальна.
Второй вопрос – о человеке.
Философы-идеалисты утверждают, что сущность человека духовна, материалисты стремятся объяснить, как возникает человеческая духовность, сознание людей.
Объяснения они выстраивают исходя из утверждения определяющей роли материальной трудовой деятельности в жизни человека.
Третий вопрос – о познании мира.
Выделяется непривычная позиция агностицизма, утверждающего, что мир сам по себе непознаваем.
Но большинство философов признают и доказывают познаваемость мира.
Те из них, кто главной считает роль чувственного опыта в человеческом познании, называются сторонниками эмпиризма.
К рационалистам относят философов, которые утверждают ведущую роль разума, мышления в познании.
Изучение философии побуждает нас расширять мировоззренческий кругозор, преодолевать собственную ограниченность.
Это делает человека духовно богаче.
Также от культуры философского мышления зависит наша способность достигать не только взаимопонимания, но и действенного согласия по ключевым вопросам общественной жизни.
Действенность согласия заключается в том, что если мы путём дискуссий пришли к определённому решению, то должны обязательно его выполнить, поскольку это наше собственное решение.
Теоретические философские исследования важны и для науки, поскольку они углубляют наше миропонимание, совершенствуют понятийный апарат нашего мышления, помогают рождению новых научных идей.

2. История философии.
Философская традиция зародилась в Древней Греции.
Греки искали ответ на вопрос, из чего все произошло, что является началом всего существующего, стремились понять окружающий мир, его основу.
Древнегреческая философия была созерцательной, не связанной с повседневной деятельностью, незаинтересованной в непосредственной практической полезности знаний.
Такими теоретическими были учения Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, Гераклита.
Такой тип философии объясняется рабовладельческим укладом античного мира.
В то время, как рабы трудились, свободные люди “умствовали”.
В средние века тип философской мысли меняется.
В условиях господства религиозного мировоззрения философия становится служанкой теологии.
Теология – религиозное учение о Боге.
Античные философы искали истину, для средневековых философов она существовала в готовом виде – в Священном Писании (Библии).
Задача философа заключалась не в самостоятельном поиске истины, а в истолковании истин, открытых людям Богом.
Главные вопросы – о соотношении веры и разума, о доказательстве бытия Бога.
В эпоху Возрождения происходят коренные изменения в философской традиции.
Если в средневековье господствовал теоцентризм, теперь наступает час антропоцентризма.
Человек становится центром Вселенной.
Мыслителей интересуют уже не столько заоблачные религиозные дали, сколько сам человек, его природа, его самостоятельность, его творчество, его самоутверждение, наконец, красота.
Истоки такого философского интереса во многом определились переходом от феодально-сельского к буржуазно-городскому образу жизни и индустриальному хозяйству.
Самим ходом истории выявлялась особая роль творчества человека, его активности.
Сдвиг в сторону антропоцентризма означал понимание творчества как первостепенного достоинства человека.
В средние века считалось, что творчество является прерогативой Бога.
Теперь же считают по-другому.
Человек могущественен подобно Богу.
Он в состоянии и должен реализовывать себя и в искусстве, и в политике, и в технике.
Человек эпохи Возрождения стремится максимально расширить поле своих дерзаний.
Леонардо да Винчи – живописец и изобретатель, Микеланджело – живописец и поэт, оба к тому же талантливые философы.
В центре философии Возрождения был гуманизм (от латинского гуманос – человечный) – воззрение, основывающееся на самоценности человека как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие.
В средние века человек считался изначально греховным.
Гуманисты эпохи Возрождения говорили:

Бог создал человека по своему образу и подобию.
Человеческое тело прекрасно, его дух велик.
Нужно жить земными радостями, не дожидаясь воздаяния после смерти.
В Новое время главной проблемой философии стало обоснование возможности и путей достижения правильного познания мира.
В XVII веке оформились два основных направления философии Нового времени: эмпиризм – направление в теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний и рационализм – направление в теории познания, которое выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности.
В середине ХІХ века изменяется характер философии – на смену вере в разум приходит стремление к переоценке ценностей, возникает недоверие к разуму, или иррационализм.
В ХХ веке в эпоху войн, катастроф распространение получает философия экзистенциализма, которая концентрирует внимание на переживании человеком своего существования.
Мир здесь мыслится чуждым и враждебным человеку.

3. Понятие об искусстве и его видах.
Слово искусство употребляют в широком значении: искушенность, мастерство, умение (искусство танца, искусство слова).
В узком значении искусство – творчество по законам красоты.
Л.Толстой определил искусство как средство обмена чувствами, в то время как наука – средство обмена мыслями.
Искусство сравнивают с зеркалом, в котором человек видит самого себя.
Специфика искусства в том, что оно выражает действительность в художественно-образной форме.
Художественный образ – созданное автором и доступное восприятию с помощью органов чувств явление, которое выражает те или иные стороны жизни исходя из субъективных позиций его создателя.
Художественный образ может выражаться в литературном сюжете, музыкальной композиции, архитектурной форме.
Виды искусства – исторически сложившиеся устойчивые формы творческой деятельности, различающиеся по способам материального воплощения художественных образов – изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура и декоративно-прикладное искусство.
Изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура) воздействует на человека с помощью пластических и колористических материалов.
Литература (поэзия, проза, драматургия) воздействует на человека с помощью слова.
Музыка при воздействии на человека использует звучание голоса, звук и тембр музыкальных инструментов.
Архитектура и декоративно-прикладное искусство создают художественный образ с помощью материальных конструкций и вещей.

4. Эстетическое отношение к миру.
По словам Аристотеля способность искусства оказывать воздействие на духовный мир человека основана на подражании действительности.
Особую роль в этом плане Аристотель отводил трагедии.
Целью трагедии он считал катарсис – очищение души через сопереживание героям.
Проходя через катарсис, человек духовно возвышается.
Действительно, произведения искусства служат импульсом для совершения поступков, изменения образа жизни.
Искусство воздействует на духовный мир человека в целом, а не только на какую-либо отдельную сторону.
Датский физик Нильс Бор писал:

Причина, почему искусство может нас обогатить, заключается в его способности напоминать нам о гармониях, недосягаемых для систематического анализа.
В искусстве в особой художественной форме освещаются общечеловеческие проблемы: что такое добро и зло, любовь, свобода, в чем призвание и долг человека.
Приобщение к искусству побуждает человека осмыслить свои жизненные установки и ценности, глубже понять свои проблемы.
У художественных персонажей люди учатся доброму.
Благодаря искусству человек проживает как бы несколько разных жизней и извлекает из них уроки.
Знакомясь с художественным произведением, человек переносится в созданный мир образов, которые побуждают к размышлениям, рождают переживания и воспоминания.
Эстетика – одна из философских дисциплин, которая изучает отношение человека к миру на основании представлений о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном.
Эстетика изучает также сферу художественной деятельности людей.
Человек может выражать свою эстетическую оценку словами:

Какой прекрасный день! или Какие прекрасные слова!.
Прекрасное – центральное понятие в эстетике.
Все другие ее понятия соотносятся с прекрасным, выражая разные грани чувственного восприятия мира и эстетической оценки его явлений.
Прекрасными мы называем явления, обладающие высшим совершенством, бесспорной эстетической ценностью.
Эстетическое отношение к миру – это его чувственное восприятие, связанное с потребностью людей строить жизнь в соответствии с законами красоты, стремлением сделать жизнь прекрасной.
Сфера эстетического включает в себя:
эстетическое сознание;
эстетическую деятельность.
Эстетическое сознание имеет три уровня:
1) эстетическое восприятие;
2) эстетический вкус (система эстетических установок и идеалов личности);
3) эстетические теории (философски осмысленный эстетический опыт человечества).
Поговорка На вкус и цвет товарищей нет означает, что наше восприятие мира индивидуально неповторимо, субъективно.
То, что кажется прекрасным одному, для другого – некрасиво.
Эстетический вкус – способность человека на основании возникающего чувства удовольствия или неудовольствия отличать прекрасное от безобразного в искусстве и действительности, давать эстетическую оценку различным явлениям, предметам, событиям.
Эстетический вкус развивается через опыт общения с прекрасным в природе и людях, а также посредством знакомства с произведениями искусства.
В атмосфере грубости и сквернословия эстетический вкус сформировать трудно.
Дурной вкус проявляется по-разному: аляповатость и броскость в одежде, любовь к “лёгким” для восприятия жанрам искусства, пренебрежительное отношение к художественным предпочтениям других людей.
Эстетическая деятельность – духовная деятельность человека, которая предполагает прежде всего создание произведений искусства, их восприятие и суждения о них.
Эстетическая деятельность осуществляется по законам красоты.
К сферам эстетической деятельности относятся также эстетика природы, эстетика труда, быта, человеческих отношений.
Эстетика природы.
Красота окружающего мира волнует воображение человека, вдохновляет людей на создание художественных произведений.
Людям присуще желание преобразить природу (садово-парковый дизайн).
Человек – это тоже часть природы, поэтому он заботится о собственной красоте (пластичность тела, гармония голоса и жеста).
Эстетика труда.
Люди стремятся сделать орудия труда и домашнюю утварь не только удобными и практичными, но и красивыми (орнамент на керамике, роспись ваз, резные наличники).
В современной эстетике труда особое место занимает дизайн – художественное проектирование эстетического облика изделий.
Эстетика быта.
Организуя питание, отдых, развлечения, общаясь друг с другом, украшая свое жилище или одежду, люди на деле реализуют эстетические идеалы и ценности, которые выработаны обществом и принимаются им.
Эстетика человеческих отношений.
Красота поведения предполагает проявление доброжелательного отношения к человеку.
Она связана с культурой речи, общей воспитанностью.
Вежливость и выполнение правил этикета помогают выстроить действительно человеческие отношения, сделать его привлекательным и достойным.
Деловое общение предполагает соблюдение строгих правил.
В неформальном общении (в семье, среди друзей) люди выражают свои эмоции более раскованно, используя для этого выразительные мимику, жесты, интонации.
Если человек привык к бранным словам, то это говорит об отсутствии эстетической культуры и невоспитанности.

5. Основные понятия и функции морали.
Человек живёт среди людей, руководствуясь определёнными принципами и правилами общения.
Эти принципы, нормы, идеалы, и составляют суть морали.
Таким образом, мораль – это система норм и правил поведения, принятых в обществе и основанных на представлениях о добре и зле, о должных и недолжных поступках.
Уже в Древней Греции мораль рассматривалась как мера господства человека над самим собой, показатель того, насколько человек ответственен за себя и свои поступки.
Действительно, мораль выступает как умеренность, способность к самоограничению.
Она противоположна распущенности и близка к аскетичности.
Основные категории морали: добро и зло, долг и совесть.
Добро и зло – это наиболее общие понятия, разграничивающие нравственное и безнравственное.
Традиционно добро связывают с понятием блага, к которому относится то, что полезно людям.
Главный признак добра – способствовать проявлению подлинной сущности человека, его самореализации.
Вместе с тем благие намерения, не проявившиеся в действиях – это не реальное добро, а лишь потенциальное добро.
К тому же благо относительно: чрезмерные физические упражнения могут привести к заболеванию человека.
Под злом понимают то, что протвостоит добру: безнравственность в поступках, бесчеловечность, зависть, гордыня, мстительность и т.д.
То, что было добром, может обнаружить в себе и противоположные качества (к примеру, осушение болот приводит к увеличению производства сельскохозяйственной продукции, но с другой стороны – это уничтожает природу).
Долг – это принятая личностью необходимость подчиняться общественным правилам.
К примеру, долг родителей – заботиться о детях, а долг детей – уважать родителей.
Источником долга является общественный интерес, который формирует нравственную обязанность человека по отношению к другим людям и себе.
Долг – это не просто выполнение человеком своих обязанностей в силу внешнего принуждения, долг выполняется в силу внутренних нравственных побуждений.
Важнейшим свойством долга является добровольность.
Совесть – способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания с точки зрения нравственых норм.
Совесть выполняет роль внутреннего регулятора, действуя в четырёх направлениях:
1) как побудитель (ориентирует человека на соблюдение нравственных требований);
2) как запрещающий фактор (заранее осуждает за неправильный предполагаемый выбор);
3) как контролёр (оценивает поступки);
4) как корректор (подсказывает как поступить во время совершения действия).
Ещё Демокрит говорил: “Не говори и не делай ничего дурного, даже если ты наедине с собой”. Угрызения совести – это стыд за то, что плохого совершил или хотел совершить.
Муки совести не только позволяют оценить собственный поступок, но и изменить своё поведение.
Функции морали:
1. Регулятивная.
Мораль регулирует поведение людей во всех сферах жизни.
Особенность морали состоит в том, что это внутренний регулятор поведения (в отличие от правовых норм, обладающих силой внешнего принуждения).
Мораль в этом плане универсальна – она содержит предписания на все случаи жизни.
Однако, в отличие от права эти предписания не чёткие, а общие.
2. Воспитательная.
Нравственный поступок совершается не по принуждению, а в силу собственного убеждения человека.
Мораль воспитывает в каждом человеке чувство собственного достоинства, которое не позволяет совершать низменные действия; мораль указывает каждому из нас, в каком направлении должно происходить наше духовное развитие.
В итоге мораль формирует нравственный облик человека.
3. Консолидирующая.
Процессы глобализации ведут к тому, что общество становится нестабильным.
В этих условиях человек может начать совершать неадекватные действия, происходит утрата человеческой солидарности.
Нравственность в данном случае – объединяющий стержень.
Нравственный человек всегда поддержит другого человека.
4. Гуманизирующая.
Только нравственность содержит запрет на антигуманные действия, осуждает зло и насилие.
Действительно, холодный расчёт – не лучший путь решения сложных общественных проблем.
6. Нравственные ценности и отношения.
Ценность – это значимость, которую предмет или явление имеет для нас.
Одни и те же предметы и явления у разных народов и в разное время могли иметь разную ценность.
Ценности могуть быть положительные (наслаждение) и отрицательные (страдание); практические (карьера, материальные блага) и духовные (музыка, общение, вера); высокие и низменные.
Есть и всеобъемлющие (абсолютные) нравственные ценности, такие как смысл жизни, свобода и счастье.
К вопросу о смысле жизни можно выделить три подхода: пессимистический, скептический и оптимистический.
Смысл жизни не приходит готовым, каждый человек его ищет.
Что касается свободы, то известны две её трактовки.
Первая: свобода – есть познанная необходимость (т.е человек должен покориться природной и социальной необходимости, как камень силе тяготения).
Вторая: суть свободы состоит в возможности выбора.
Между трактовками свободы нет противоречия.
Наш выбор будет правильным, если он соответствует законам природы и общества.
Обратная сторона свободы – это ответственность.
Тот, кто делает свой выбор, должен за него отвечать.
Одним из условий счастья является удовлетворение материальных потребностей.
Стремление к материальному комфорту – норма жизни человека.
Но благополучие – это всего лишь предпосылка для счастья, а не само счастье.
Вторым условием счастья является удовлетворение духовных потребностей (приобретение новых знаний, более глубокое понимание происходящего, успешная творческая деятельность).
Третье условие счастья – социальное благополучие: хорошая семья, уважение со стороны других людей.
Таким образом, счастье – это состояние человека, связанное с чувством глубокой моральной удовлетворённости, полноты бытия.
Нравственные нормы определяют, как человек должен вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе.
Первобытный человек не мог выжить в одиночку.
Именно тогда оформились предписания: “Помогай сородичам”, “Не убивай”, “Не кради”, “Не лги”. Эти нормы передавались из поколения в поколение.
Каждый человек, формируясь как личность, приобретает нравственные качества.
Они деляется на добродетели и пороки.
Древние греки выделляли четыре основные добродетели: мудрость, мужество, умеренность и справедливость.
Также каждый человек определяет для себя собственные нравственные принципы, т.е. стратегические установки в отношении себя и общества.
Свои принципы надо всегда проверять на человечность, гуманность, сверять их с нравственными идеалами.
Нравственный идеал – это целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым.
Нравственное поведение опирается на нравственное сознание и является результатом свободного выбора личности.
Поведение человека зависит от нравственных норм, качеств и принципов, которые у него сформированы.
Центральным моментом нравственного поведения является поступок, который характеризует действия человека, основанные на сознательной постановке цели, выборе соответствующих средств и самостоятельности.
Структура поступка включает:
- субъект (человек, совершающий поступок);
- объект (то, на что направлены действия человека);
- цель (предвосхищаемый результат);
- мотив (внутреннее побуждение к действию);
- намерение (желание совершить действие);
- решение (волевая установка к совершению действия);
- действие (собственно совершение поступка);
- последствие (результат поступка);
- оценка (даётся обществом);
- самооценка (совесть).
Поступок должен опираться на нравственные принципы.
Основной принцип нравственности – это золотое правило.
Золотое правило нравственности – фундаментальное правило, часто отождествляемое с самой нравственностью.
Оно гласит:

Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе.
Данное правило впервые было четко сформулировано еще в середине I тысячелетия до нашей эры, причем одновременно и независимо в разных культурах – древнекитайской, древнеиндийской, древнегреческой, имея при этом поразительно схожие формулировки.
Золотое правило нравственности требует от человека в его отношениях с другими людьми руководствоваться такими нормами, по поводу которых он мог бы желать, чтобы ими же руководствовались другие или даже все люди.
Для этого ему необходимо мысленно поставить себя на место другого (других), а их поставить на свое собственное место.
Вы хотели бы, чтобы вам лгали? Значит, не лгите другим.
Вы хотели бы, чтобы вам помогли окружающие в трудную минуту? Значит, и сами протяните руку помощи тем, кто в ней нуждается.
Поэтому правильно будет также сказать:

Не желай другим того, чего не хочешь, чтобы они желали тебе.
Это правило можно сформулировать и так:

Относись к другим, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
Золотое правило нравственности есть правило взаимности.
Для самой личности оно есть нравственный закон, требующий определенного поведения.
Для других оно формулируется нами в виде пожелания:

Поступай так, как ты хочешь, чтобы поступали другие.
В результате общения между людьми складываются нравственные отношения.
Отношение человека к другим людям характеризуется такими качествами, как благородство, великодушие, доверие, сочувствие, терпимость, требовательность, чуткость или же, наоборот, низость, черствость, подозрительность, нетерпимость, попустительство.
Особое место в системе отношений занимает отношение человека, людей к Родине.
Чаще всего эти отношения базируются на принципах патриотизма.
Патриотизм – это любовь к Родине.
С чувством патриотизма можно относиться как к большой родине – своему государству, народу, так и к малой родине – к тем местам, где ты родился и вырос.

7. Взаимосвязь нравственности и других форм культуры.
Нравственность и искусство.
В произведениях искусства обсуждаются нравственные проблемы жизни человека.
Искусство помогает человеку осмыслить свой нравственный долг.
Всё художестивенное творчество проникнуто нравственными исканиями.
В произведениях искусства герои делают свой нравственный выбор, а человек переживая эти ситуации, учится добру и справедливости, ответственности за своё поведение.
Нравственность и религия.
Каждая религия опирается на нравственные идеалы, выразителями которых является Бог или его избранники.
Нравственные нормы “не убей”, “не укради”, “не прелюбодействуй”, “не лги”, “почитай отца и мать”, “накорми голодных”, “не оскорбляй людей” нашли своё отражение в Библии.
Также в Библии содержатся по сути два важных закона морали:
Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (золотое правило нравственности);
Возлюби ближнего своего, как самого себя (требование гуманизма).
Нравственность и наука.
Наука должна действовать во благо человека.
Поэтому очень важно определить, насколько научные изобретения безопасны для людей, какое влияние могут оказать на наше здоровье.
Можно ли внедрять технологию клонирования человека?
Трудно выявить безопасность клонирования человека для физического и психического здоровья потомства, неясны и социальные последствия клонирования.
Известный физик А.Д. Сахаров писал: “Учёный – прежде всего человек.
И поэтому мораль – важнее всего – и в личной, и в общественной жизни, и в научной работе”.
С точки зрения американского социолога Р.Мертона нормы науки группируются вокруг четырёх основополагающих ценностей:
Первая ценность – универсализм (изучаемые наукой природные явления повсюду протекают одинаково, поэтому истинность научных выводов должна оцениваться по одним и тем же объективным правилам, не зависящим от авторитета тех, кто формулирует эти выводы).
Вторая ценность – общность (научное знание должно становиться общим достоянием.
Изобретатель не может присвоить себе знание, но вправе претендовать на достойную оценку коллегами его вклада в науку).
Третья ценность – незаинтересованность (цель учёного – бескорыстный поиск истины, свободный от соображений личной выгоды).
Четвёртая ценность – организованный скептицизм (каждый учёный несёт ответственность за оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами, и за то, чтобы его мнение стало достоянием гласности; в науке нельзя слепо доверять авторитету предшественников).