• Название:

    19 24 филос сокращ

  • Размер: 0.08 Мб
  • Формат: DOC
  • или
19 Філософія Нового часу.
Виникнення природознавства.
Британський емпіризм ( Ф. Бекон, Т. Гоббс, Д. Локк).

Начиная с XVII в. бурно развиваются естествознание, астрономия, математика, механика; развитие науки не могло не оказать влияния на философию.
В философии возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования.
Характерной для философии Нового времени является сильная материалистическая тенденция, вытекающая прежде всего из опытного естествознания.
Крупными философами в Европе XVII в. являются:
– Ф. Бэкон (Англия);
– С. Гоббс (Англия);
– Дж.
Локк (Англия);
– Р. Декарт (Франция);
– Б. Спиноза (Голландия);
– Г. Лейбниц (Германия).
В философии Нового времени большое внимание уделяется проблемам бытия и субстанции – онтологии, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени.
Проблемы субстанции и ее свойств интересуют буквально всех философов Нового времени, ведь задача науки и философии (содействовать здоровью и красоте человека, а также увеличению его власти над природой) вела к пониманию необходимости исследования причин явлений, их сущностных сил.
В философии этого периода появляются два подхода к понятию субстанция:
– онтологическое понимание субстанции как предельного основания бытия, основоположник – Френсис Бэкон (1561–1626);
– гносеологическое осмысление понятия субстанция, его необходимость для научного знания, основоположник – Джон Локк.

Великие умы философии XVII и XVIII веков разделились на две группы: рационалистов и эмпиристов.
Представителями эмпиризма были Френсис Бэкон, Томас Гоббс и Джон Локк.
Для них главный источник познания – это опыт и ощущения человека, а основной метод философии – индуктивный.
Надо отметить, что сторонники этих разных направлений философии Нового времени не были в жесткой конфронтации и соглашались со значительной ролью и опыта, и разума в познании.
Рационализм представляли Рене Декарт, Готфрид Лейбниц и Бенедикт Спиноза.
Во главу всего они ставили человеческий разум и считали, что только из опыта знание получить невозможно.
Они придерживались точки зрения, что разум изначально содержит все необходимые знания и истины.
Нужны только логические правила, чтобы извлечь их.
Основным методом философии они считали дедукцию.
Однако сами рационалисты не могли ответить на вопрос – почему возникают ошибки в познании, если по их утверждению, все знания уже содержаться в уме.

Френсис Бэкон – создал методологию экспериментального естествознания.
Он одним из первых указал на значение опыта в вопросе постижения истины.
Философия в понимании Бэкона, должна носить практический характер.
Френсис Бекон – родоначальник материализма Нового времени.
Он считал, что наука должна носить практический, экспериментальный характер.
Все выводы должны строиться на экспериментальных данных и обобщениях.
Этот метод получил название эмпиризма.
Основной труд – Новый Органон.
В нем он говорит, что человечеству необходимо освободиться от присущих ему призраков:
1. Призрак рода – ошибки, возникающие в силу религиозного одушевления природных явлений (в лесу живет – леший, в воде – водяной, в доме – домовой).
Этот подход получил название антропоморфизм (человек + форма).
2. Призраки пещеры – ошибки, обусловленные воспитанием.
3. Призраки рынка – привычки использовать слухи и сплетни.
4. Призрак театра – вера в авторитеты.
Свободное сознание должно освободиться от авторитетов.
Продолжили эту линию – Дж.
Локк – выступил противником подчинения знания религии, считал, что вера в авторитеты не может устоять перед современной материалистической формой познания:

Идея Бога является неясной и путанной.
Ставя вопрос о источниках истинных знаний, он полагал, что его единственным источником являются человеческие чувства:

Нет ничего в интеллекте, чего бы ранее не было в наших чувствах.
Человеческие чувства – сенс, поэтому эта позиция получила название сенсуализма.
Жизненный процесс – человек должен превратиться из чистой доски в книгу, заполненную знаками.
Он (Локк) был не только философом, но и разработчиком теории естественного права, согласно которой существует два состояния:
1. Гражданское общество – человеку принадлежит полная свобода и неотъемлемая собственность;
2. Правовое государство – общественный договор между гражданами общества и государством.
В общественном договоре отражается какие права передаются государству, а какие являются неотъемлемыми.
Идеи Локка получили своеобразную интерпретацию в философии его соотечественника Джорджа Беркли (1684-1753).
Она исходит из того, что ощущения – основа познания, идеи - это ощущения или результаты воздействия разума на ощущения.
При этом нет принципиальной разницы между первичными и вторичными качествами.
Все качества (идеи) – наши ощущения, которые не имеют внешней причины и существуют лишь в познающем разуме.
Вещи – это сочетания ощущений в уме.
Нам известны, таким образом, лишь ощущения, которые дает опыт.
Отсюда характерный вывод: существовать, значит, быть воспринимаемым.
Беркли преодолевает неоднозначность философии Локка на основе субъективно-идеалистического сенсуализма.
Беркли радикальнее Локка в критике абстрактных идей, особенно идей материальной субстанции.
Понятие материи, по его мнению, ничего не означает и вредно, так как выдумано для оправдания безбожия.
Но сам Беркли непоследователен, так как не отрицает субстанции духовной.
Дух, разум, Я человека – предпосылка познания, так как идеи не существуют вне духа.
Ясность идей Беркли обосновывает ссылкой на Бога как причину связанности восприятий.
Наши ощущения могут рассматриваться как знаки Бога. По сути, субъективный идеализм Беркли перерастает в объективный.

20. Філософія Нового часу. Європейський раціоналізм (Р. Декарт, Б. Спіноза, Г. Ляйбніц).

Рене Декарт – французский философ – разрабатывает метод рационализма.
Высший критерий познания – разум.
Критерии: очевидность, рациональность, логическая доказательность.
Чувства затемняют истину, не дают проявиться тому, что казалось бы, лежит на поверхности.
Я мыслю, значит я существую.
Все мыслимое реально существует.
Я мыслю.
Следовательно, я существую.
Подвергает все сомнению.
Единственное, что реально существует – человеческий разум и сомневаться в том, что я правильно мыслю – невозможно.
Он отказывается от классического материализма и идеализма и стремится истолковать причину бытия дуалистическим образом.
Для него нет понятия единства: в основе мира лежит и материя, и разум.
Мысли и идеи существуют в мире параллельно и только в человеке они соединены.
Бенедикт Спиноза – нидерландский мыслитель 17в.
Он не принял дуалистическое толкование Декарта, возвратил философию к материалистическому пантеизму.
Природа есть причина самой себя.
В мире нет двух субстанций (нет отдельно природы и бога), природа обладает источником своего развития.
Объясняет проблему развития природы, применяя принцип причинно-следственной зависимости.
Человеческий разум способен постигнуть причинно-следственные связи бытия, в силу того, что порядок и связь идей тоже, что и порядок, и связь вещей.
Лейбниц – рационалист, математик, изобретатель – пытается создать новую философскую систему, исходя из того, что сложные объекты действительности сами по себе являются субстанций бесконечно, каждая субстанция состоит из материальных, духовных оснований.
Субстанция получает название Манад.
Эти идеи получили название Плюрализм (множество).
Под субстанцией понимал сложные объекты – биопопуляции, человека и т. д.
Я никогда не видел бесполезных масс объектов, все они занимались деятельностью.
Лейбницу удалось развить идею эволюции, он писал, что на низших ступенях природы манады обладают смутными целями, а на более высоких – сознанием и более эффективными формами жизнедеятельности.
Считал, что во Вселенной существует множество миров, но мир, в котором мы живем – наилучший.

21. Розвиток європейської наукової філософської думки у XVIII. Філософія французького Просвітництва (Ф. Вольтер, Д. Дідро, П. Гольбах).
Теорія суспільного договору Ж-Ж. Руссо.
Французскую философию XVIII в. принято называть философией Просвещения.
Такое название французская философия XVIII в. получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, проявляли новаторство в своих философских исследованиях, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789 — 1794 гг.

В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления:

• деистическое;

• атеистическо-материалистическое;

• утопическо-социалистическое (коммунистическое).

1. Деизм - направление в философии, сторонники которого допускали существование Бога только как первопричины, Творца всего сущего, однако отвергали Его какое-либо последующее влияние на окружающий мир, человека, ход истории, выступали как против персонификации Бога (наделения Его личностными чертами), так и против отождествления Бога с природой (пантеизма).
К числу видных французских философов-деистов принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

2. Вольтер (наст. фамилия — Аруэ) Франсуа (1694 —- 1778) — философ, писатель, публицист, один из основоположников французского Просвещения, который:
•страстно выступал против религии, особенно католицизма (в отношении религии ему принадлежит известное высказывание: "Раздавите гадину!");
•считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, однако был убежден, что никакая теория и практика не сможет достоверно доказать ни Его наличие, ни Его отсутствие;
•видел необходимость в признании существования Бога с морально-эстетической точки зрения для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, держать людей (под угрозой Божьего наказания) в повиновении и жестких рамках нравственности;
•в отношении познания выступал за совмещение эмпиризма и рационализма, отдавая предпочтение первому;
•выступал за гуманное отношение к простому народу и уважение его прав, однако идеалом государства считал абсолютную монархию во главе с просвещенным властителем (то есть выдвинул идею "просвещенного абсолютизма"), а также вел переписку с рядом "просвещенных" монархов (в числе которых была императрица России Екатерина II) и давал практические рекомендации по обустройству государства.

1. Атеизм — направление в философии, сторонники которого полностью отрицают существование Бога в каких-либо его проявлениях, а также религию.
Материализм — направление в философии, не признающее самостоятельного идеального (духовного) начала в сотворении и бытии окружающего мира и объясняющее окружающий мир, его явления, человека с точки зрения естественных наук.
Атеистическо-материалистическая философия была распространена во Франции XVIII в., накануне и во время Великой французской революции.
Ее видными представителями являлись Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.
Дени Дидро (1713 — 1784) - один из самых выдающихся французских философов-материалистов.
Дидро внес большой вклад в Просвещение, выдвинув идею создания "Энциклопедии наук, искусств и ремесел". "Энциклопедия" была свободна от религиозных предрассудков и содержала основы ведущих наук, искусства и знания в области производства, закладывала основы буржуазного мировоззрения.
В ее создании принимали участие ведущие философы эпохи — современники Дидро:

Вольтер, Монтескье, Кондильяк, Гольбах и др.
На создание "Энциклопедии" ушло свыше 20 лет.
Философские взгляды Дидро близки к взглядам других французских просветителей-материалистов:
•признавал материю единственно существующей субстанцией, проявлением которой считал все единичные вещи;
•движение объяснял таким свойством материи, как разнородность (взаимодействие бесчисленного множества разнородных частей материи приводит к движению);
•отвергал духовное начало мироздания, считал сознание свойством материи;
•в основе общества и государства видел "общественный договор", исходя из которого, отрицал божественность власти короля и феодалов;
•идеалом государства считал "просвещенную монархию", а экономики — разделенную разумно, с учетом интересов большинства частную собственность.
Материалистические философские построения получили имя вследствие того, что их авторы за первичное принимают материю и отвергают существование сверхъестественного мира.
Одним из ярких материалистов является Гольбах (1723 - 1789).
Свои идеи он изложил в сочинении Система природы.
•Природа материальна, так как все тела состоят из вещества, из невидимых молекул материи.
Она вечна и неуничтожима.
Взаимодействующие тела образуют систему.
Взаимодействуют тела согласно своим естественным свойствам.
Вследствие этого они изменяются, находятся в движении.
Движение - это способ существования, необходимым образом вытекающий из сущности материи.
•У Гольбаха отсутствует - и в этом кроется главная слабость его философии - тщательно разработанная теория познания.
Его теоретико-познавательные взгляды базируются на понимании материи как источника знаний.
•Гольбах - последовательный сенсуалист.
Он полагает, что все знания из ощущений, а мышление - продолжение опыта.
•Гольбах защищает принцип отражения, который гласит, что ощущения и понятия - образы действительности, что знание - ее отражение.
•Он не считает познание видом деятельности, которая опосредуется как физическим, так и логико-математическим инструментарием.
Все философское построение Гольбаха свидетельствует о том, что он стоит на позициях натуралистического материализма.
Хотя он и признает социальность человека, тем не менее он не связывает с ней происхождение и развитие общества.

4. Жан Жак Руссо (1712 — 1778) основное внимание уделял социально-политической философии, выступал с позиций революционной демократии.

Трактат Руссо об общественном договоре (1762) является его политической программой.
Если в первых двух сочинениях он обличал и бичевал пороки современного общества, то здесь пытается наметить возможные пути уничтожения социальных пороков и установления лучших форм человеческого общежития.

Представления Ж.Ж.Руссо о механизмах становления общественных отношений во многом явились продолжением тех идей, которые высказывались предшественниками.
Так же, как и Локк, и Монтескье, Руссо полагает, что свобода людей явл. их естественным правом (человек рождается свободным).
Исходя из этого, воле других они вправе подчиняться лишь добровольно.
Исключение составляет воля, выражаемая общественным целым, коим люди становятся с заключением общественного договора.

Суть общественного договора в том, что каждый отдает свою свободу и полномочия в подчинение общей воле.
Коллективное соглашение индивидов создает единое целое, общее Я, гражданскую общину, что позднее будет называться республикой.
Ее наз. государством, если она пассивная, и сувереном, если она активная.
Как государство она выступает и при сопоставлении с другими, ей подобными.

Участники соглашения как выразители общей воли являются народом, носители суверенной власти – гражданами, а как подчиненные законам государства – подданными.

В случае необходимости государство с помощью законов может принудить отдельного человека подчиниться общей воле.

Суверенитет не может отчуждаться в пользу отдельных граждан или группы лиц, ибо государство выражает общую волю, а не волю отдельных лиц.
Именно поэтому наиболее приемлемой формой государственного устройства является республика, воплощающая идеал народовластия, свободы и равенства граждан перед законом.

Исполнительная власть в государстве принадлежит правительству; члены правительства – магистраты или короли – являются лишь исполнителями общей воли; это звено опосредует отношения между подданными и сувереном (активной республикой).

Говоря о разделении властей, Руссо отмечает: тот, кто повелевает над людьми, не должен властвовать над законами, тот, кто властвует над законами, не должен повелевать людьми.

Необходима также судебная власть – трибунат – блюститель законов и законодательной власти.
Он служит для того, чтобы защищать суверен от пр-ва, ... иногда – чтобы поддерживать пр-во против народа, … иногда же – чтобы поддерживать между ними равновесие.
Чтобы не допустить узурпацию этого корпуса пр-вом или сувереном, Р. предлагает не делать этот корпус постоянным, но определять промежутки, в течение которых он прекращал бы свое существование.

В зависимости от состава исполнительного органа власти Р. выделяет такие формы правления, как демократия, аристократия, монархия, хотя при всех формах правления суверенитет и законодательная власть должны принадлежать всему народу.

Способ правления зависит от размеров гос-ва: чем более растет гос-во, тем больше сокращается свобода; не может быть такого устройства управления, к-рое было бы единственно и безотносительно лучшим, но может существовать столько видов правления, различных по своей природе, сколько есть государств, различных по величине.

Право законодательной инициативы принадлежит народу, который участвует в законотворческом процессе через механизм плебисцита / референдума (прямая форма демократии).
Хотя само создание законов – дело ответственное и трудное, требующее знаний и проницательности для достижения союза разума и воли в общественном организме.
Руссо оговаривает потребность в Законодателе (создатель образца), который просвещает народ и подготавливает необходимую почву для его собственного выступления в качестве законодателя.

Народное собрание имеет полномочия: свергнуть правительство, узурпировавшее власть вопреки общей воле и законам государства; голосовать за / против сохранения существующей формы правления и в случае необходимости – изменить ее, так же, как и состав правительства.

Руссо первым ставит проблему отчуждения, которая позже станет одной из центральных в философии (Гегель, Фейербах, Фихте, Маркс, Фромм).

Руссо корни проблемы отчуждения видит в негативных последствиях прогресса, который пагубно отразился на человеческой природе.

Тщеславие тех, кто правит, превращает их стремление обладать властью и пользоваться преимуществами своего положения в самоцель, охлаждая их интерес к нуждам подданных, заботам о благе государства.
Народ и правящая верхушка отчуждены друг от друга.
В этом заключается политический аспект отчуждения.

С появлением частной собственности возникает экономическое отчуждение; хотя Р. – не противник частной собственности, он одобряет лишь мелкую собственность.
Он приверженец эгалитаризма – относительно равномерного наделения всех людей собственностью.

Стремясь к материальным благам, люди обрекают себя на моральную нищету.

Психологическое отчуждение находит проявление в чувстве одиночества, что нарастает параллельно с общественным развитием.

Общекультурное обнищание заключается в следующем: ложь и фальшь проникают повсюду – в науку, искусство, культуру, отношения между людьми.
Человек готов признать гениальным то, что таким на самом деле не является (в достижениях науки, в искусстве ….), в угоду мнению большинства.

Условия современности дают людям сущность, которая отлична от их настоящей сущности: человек смотрит на мир глазами других, желает чужою волею.
Если дикарь свободен во всем и единственное, что предопределяет его поведение – природные инстинкты, влечения, то человек современный зависит от других: живет оценками окружающих.
Человек является и свободным, и рабом одновременно.

Избавление от отчуждения возможно лишь путем возвращения человека к самому себе, к своей природе, к естественному состоянию.
Хотя в полной мере обеспечить это невозможно – человек обречен жить в обществе.
22. Зародження лібералізму як філософської течії у XVIII ог.
А. Сміт, Д. Рікардо.
Либерализм – духовное течение, провозглашающее свободу высшей ценностью жизни, а движение к большей свободе — насущной задачей государственных и иных институтов.

Либерализм предполагает развитое и дифференцированное представление о свободе.
Каждой сфере деятельности соответствует определенный вид свободы: свободомыслие или свобода мышления; свобода убеждений; творческая свобода— художественная свобода, свобода научного творчества, исследования, философская свобода и т. д.

Либерализм касается главным образом межчеловеческих отношений, жизни человека в обществе, среди людей.
Но он положительно относится ко всем другим свободам, выходящим за рамки чисто межчеловеческих отношений (технических свобод и т.д.).

для для смита свобода — высшая ценность.
Шотландец Адам Смит, считается основателем политической экономии как самостоятельной научной дисциплины.
Однако из его работы следует, что он не рассматривал человека как исключительно экономическое создание.

Смит утверждает, что именно предметы потребления (товары) и их производство, а не количество золота и серебра, фактически определяют богатство нации.
Он критикует экономический протекционизм: правительство должно как можно меньше вмешиваться в торговлю и промышленность.
Экономика функционирует наилучшим образом, когда максимальна степень ее свободы.
Если каждый промышленник и купец стремится максимизировать свою собственную экономическую прибыль, то и общее богатство будет наибольшим.
Когда экономике позволяется функционировать без вмешательства со стороны правительства, то она следует естественным законам: каждый стремится максимизировать свою экономическую прибыль; цены становятся естественными, то есть справедливыми; в стране возникает наибольшее из возможных богатство.
Итак, Смит является либералистом, стоящим на позиции laissezfaire (невмешательства государства в развитие хозяйства) [1].

1 О словосочетании laissezfaire.
Лозунгом экономического либерализма является выражение "laissez faire, laissez passer". Оно означает, что товары должны свободно производиться и свободно продаваться ("свободно", то есть "без правительственного вмешательства").

Смит рассматривает личный (частный) интерес индивида как подлинную движущую силу экономической жизни, тогда как Бентам считает такой силой стремление индивида к удовольствию.

Так называемая "проблема Смита" состоит в трудностях совмещения экономической и моральной философии.
Как моральный философ, Смит отстаивает представление о том, что мы должны действовать на основе симпатии и заботы о других людях.
Как экономист-теоретик, он утверждает, что бизнесмен должен руководствоваться только своими собственными интересами, стремиться к личному обогащению, которое часто происходит за счет других.
Логика рынка, согласно Смиту, подразумевает, что с помощью невидимой руки рынка частные (личные) пороки могут привести к всеобщей пользе.
С моральной точки зрения, это является достаточно спорным: хорошее не может возникнуть вследствие безнравственных действий, не породив при этом проблем.

Решение "проблемы Смита" состоит в том, что мы должны проводить различие между сферой рыночной экономики и повседневной жизнью.
Смит также подчеркивает, что функционирование рынка должно регулироваться в соответствии с законом и справедливостью.
Это означает, что Смит оперирует понятиями не только рыночной экономики, но и юридически-национальных факторов и сферы межличностного взаимодействия.
В дальнейшем Хабермас будет трактовать "проблему Смита" как вопрос о взаимосвязи "системы" и "жизненного мира" (см.
Гл. 30).

Д. Рикардо (1772-1823) увидел в накоплении капитала пружину экономического роста.
Экономическая политика должна быть направлена на то, чтобы облегчить и способствовать такому накоплению.
Он был убежден, что экономическая свобода содействует получению максимальных прибылей, которые могут стать основным источником инвестируемого капитала.
Предпринимательство ведет к максимальному экономическому росту, ибо прибыль составляет основу накоплений, которые необходимы государству для раз вития.
23 Д. С. Мілль як родоначальник соціального лібералізму.
Джон Стюарт Милль (1806-1873 гг.) – один из завершителей классической политической экономии, автор Основ политической экономии (1848 г.), ставших учебником для нескольких поколений экономистов Европы.
Учение Милля характеризуется сочетанием утилитаризма, либерализма и эмпирицизма, хотя при этом он критикует их более ранние версии.
Так, он развивает классический либерализм с помощью социального научного мышления, а в сфере политической теории выступает основателем социального либерализма.
Этот вид либерализма отвергает радикальный либерализм и подчеркивает значение прогрессивного законодательства.
Милль относит личную свободу, чувство собственного достоинства, честность и социальное благополучие к числу центральных и важнейших ценностей.
Когда он защищает свободу слова, свободу печати и т. д., то делает это потому, что рассматривает их как желательные для общества качества.
Эти либеральные ценности являются также важными для рациональности и поиска истины: свободные публичные дебаты без всяких внутренних и внешних препятствий являются условием для выработки нами разумных точек зрения. (Таким образом, свобода полезна, поскольку она делает возможным для нас установление истины!).

24. Німецька класична філософія.
Філософія історії Г. Гердера.
1. Немецкая философия XIX в. — уникальное явление мировой философии.

Уникальность немецкой философии в том, что за чуть более чем 100 лет ей удалось:

• глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человечество, и прийти к таким выводам, которые определили все будущее развитие философии;

• совместить в себе почти все известные в тот период философские направления — от субъективного идеализма до вульгарного материализма и иррационализма;

• открыть десятки имен выдающихся философов, которые вошли в "золотой фонд" мировой философии (Кант, Фихте, Гегель, Маркс, Энгельс, Шопенгауэр, Ницше и др.).

2. В целом в немецкой философии XIX в. можно выделить следующие основные направления:

• немецкая классическая философия (первая половина XIX в.);

• материализм (середина и вторая половина XIX в.);

• иррационализм (вторая половина и конец XIX в.), "философия жизни".

3. Немецкая классическая философия получила особое распространение в конце XVIII - первой половине XIX вв.
Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени:

• Иммануила Канта (1724 - 1804);

• Иоганна Фихте (1762 - 1814);

• Фридриха Шеллинга (1775 - 1854);

• Георга Гегеля (1770 - 1831);

• Людвига Фейербаха (1804 - 1872).

В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:

• объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);

• субъективный идеализм (Фихте);

• материализм (Фейербах).

Немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении.
Она:

• повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности;

• особое внимание уделила проблеме развития;

• значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии;

• взглянула на историю как целостный процесс.

Философия истории Гердера основана на идее, что человечество в своем развитии закономерно приходит к гуманизму, т. е. к автономному использованию сил, которые даны человечеству для совершенствования разума и нравов и позитивного влияния индивидов друг на друга.
Историческое развитие имеет восходящий характер, который направляет его к максимуму, однако не прямо, но опосредованно через эпохи, носителями которых были великие народы (Египет, Персия, Греция, Рим, европейские народы).
Так как в отдельные эпохи достигался максимум, обусловленный географическими условиями и степенью зрелости человечества, то все эти результаты истории человечества соединятся в недостижимом еще конечном результате.