• Название:

    Соч. Повесть Шинель

  • Размер: 0.03 Мб
  • Формат: DOC
  • или



Повесть "Шинель", начатая в 1839 году и законченная весной 1841 года, впервые появилась в третьем томе сочинений Гоголя.
Ее тема - положение "маленького человека", а идея - "духовное подавление, измельчание, обезличение, ограбление человеческой личности в условиях антагонистического общества".
Главный герой повести "Шинель" Акакий Акакиевич Башмачкин - "вечный титулярный советник". То есть статский чиновник 9-го класса, не имеющий права на приобретения личного дворянства; в военной службе этому чину соответствовало звание капитана. "Маленький человек с лысинкой на лбу" служит переписчиком бумаг "в одном департаменте".
Акакий Акакиевич обезличен от рождения, он - жертва обстоятельств.
Его имя в переводе с греческого означает "незлобивый". Башмачкин обречен на жизнь в обезличенном обществе, поэтому вся повесть о нем строится на формулах типа "один день", "один чиновник", "одно значительное лицо". В обществе этом утрачена иерархия ценностей, поэтому даже речь рассказчика синтаксически нелогична и перегружена однотипными и лишними словами.
Акакий Акакиевич принадлежит к литературно-социальному типу "маленького человека", занимавшему русских писателей 1830-1840-х годов.

Судьба "маленького человека" безысходна.
Он не может, не имеет сил подняться над обстоятельствами жизни.
И лишь после смерти из социальной жертвы Акакий Акакиевич превращается в социального мстителя.
В мертвенной тишине петербургской ночи он срывает шинели с чиновников, не признавая бюрократической разницы в чинах и действуя как за Калинкиным мостом (в бедной части столицы), так и в богатой части города.
Но недаром рассказ о "посмертном существовании" Акакия Акакиевича в равной мере исполнен ужаса и комизма, фантастического правдоподобия и насмешливо поданной неправдоподобности.
Настоящего выхода из тупика автор не видит.
Ведь социальное ничтожество ведет к ничтожеству самой личности.
У Акакия Акакиевича не было никаких стремлений и пристрастий, кроме страсти к бессмысленному переписыванию департаментских бумаг, кроме любви к мертвым буквам.
Ни семьи, ни отдыха, ни развлечений.
Жизненная катастрофа героя определена как бюрократически-обезличенным, равнодушным социальным устройством, так и религиозной пустотой действительности, которой принадлежит Акакий Акакиевич.
Гоголь убеждает читателей, что дикая несправедливость, царствующая в жизни, способна вызвать недовольство, протест даже самого тишайшего, смиреннейшего горемыки.
Запуганный, забитый, Башмачкин только и мог проявить свое недовольство значительными лицами, грубо его принижавшими и оскорблявшими, лишь в состоянии беспамятства, в бреду.
Но Гоголь, будучи на стороне Башмачкина, защищая его, осуществляет этот протест в фантастическом продолжении повести.

Тема "маленького", бесправного человека, идеи социального гуманизма и протеста, так громко прозвучавшие в повести "Шинель", сделали ее этапным произведением русской литературы.
Она стала знаменем, манифестом натуральной школы, открыла собой вереницу произведений об униженных и оскорбленных. бой вереницу произведений об униженных и оскорбленных