• Название:

    Лекция 3 Этапы развития культуры

  • Размер: 0.04 Мб
  • Формат: DOC
  • или



Лекция 3.
Этапы развития культуры.

Критериев, по которым выделяют этапы развития культуры, в культурологии достаточно много.

1. Самая распространенная классификация – по цивилизационному критерию культура подразделяется на культуру Востока и культуру Запада.
2. Историко-хронологический критерий выделяет первобытную культуру, культуру древнего мира, культуру средних веков, нового и новейшего времени, современную культуру);
3. По критерию общественно-экономических формаций существует деление на культуру первобытнообщинного строя, культуру рабовладельческого строя, феодального строя, капиталистического, коммунистического (социалистического).

Используя материально-технологический критерий, основанный на формационном подходе К.Маркса и Ф.Энгельса, отметивших, что именно труд человека создал и выделил из животного мира, можно выделить три основных этапа существования человечества по технологическому критерию.
1. ПЕРВОБЫТНЫЙ
Условия существования человечества в естественной среде.
Когда люди уже производят орудия труда, но еще не производят блага.
Живут в условиях присваивающего хозяйства – берут готовое из природы. характеризуется использованием рассеянной энергии мускульной силы человека и животных (дерево, древесный уголь, мускульная сила человека).

Культура.
Человек не отделен от природы, следовательно его сознание также не расчленено и культура не расчленена на отдельные сферы. Искусство, познание, воспитание, материальная сфера – все это одна сфера. Человек не отделяет себя от природы и мира животных. Отсутствует противопоставление человека всему остальному живому (да и неживому) миру.
Научное познание мира отсутствует полностью.
Религия существует в форме анимизма.
Отсутствует развития мифология, отсутствуют попытки построить какую-то систему знаний о мире, вообще отсутствует системный подход.
Религия сводится к представлению о тотальной одушевленности всего мира.
Когда человек себя осознал человеком, он понял, что Я оно не сводится к физической оболочке, есть еще что-то.
Вот это что-то и называлось душа.
Вывод, что душой наделен весь мир, частью которого является человек.
Логика строится на том, что если есть идеальная составляющая (душа), то таковая есть и у остальных.
Отсутствует письменность, следовательно очень ограничены возможность по накоплению и передаче знаний.
Поэтому историческая память очень короткая и очень быстро мифологизируется.
Членение времени идет по лунным циклам.
Солнечный цикл интересен для земледельцев, на следующем этапе.
Жизнь короткая – около 30-35 лет.

2. ДОИНДУСТРИАЛЬНЫЙ (Древний мир и средние века).
Переход к производству благ и созданию искусственной среды обитания.

Условия.
Человек больше не живет в естественной среде обитания, начинает жить в искусственной среде, внутри которой концентрирует вещество и энергию из естественной среды.
Этап характеризуется переходом к машинным технологиям.
Использование машинных технологий обработки вещества, получения энергии, обработки, хранения и передачи информации.
На этой стадии энергия концентрируется значительно больше.
Человек переходит от использования дров к использованию каменного угля (200 лет к нескольким миллионов лет).
Человечество начинает использовать первичную энергию, не связанную с солнцем – ядерную энергию, энергию, которая сформировалась до его возникновения – из звезд первого поколения.
На этой фазе – переход к использованию первичных сил природы.

Культура.
Человек отделяется о естественной среды обитания, следовательно, возникает представление о его особости.
Человек уже не мыслится как часть природы, а как некая особая величина, даже противостоящая природе.
Мы создаем свою искусственную среду из естественной.
Мы постоянно боремся с силами природы, часто враждебными, от которых хотим себя оградить.
Природа начинает восприниматься как противостоящая и даже враждебная сила. Мифологические культурные герои побеждают различных враждебных существ (пример античной мифологии).
Происходит качественный скачок в накоплении и передаче информации.
Появляется письменность, а следовательно возможность накопления знаний, начинает постепенно происходить расчленение знаний на отдельные составляющие, появляются зачатки научного знания, появляются зачатки философии как системы взглядов на мир, отстоящих от религии, основы космогонии и космологии – попытки объяснить мир, его происхождение в системе.
Космогония – учение о происхождении мира.
Космос – порядок – противостоит хаосу – беспорядку и возникает из него.
Человек начинает задумываться о том, как и в результате чего появился мир и человек.
Космология – это учение о том, как мир устроен.
Соответственно, возникновение неравенства среди людей, формирование классового общества способствует возникновению иерархии в духовном мире.
Появляется представление о богах как высших сущностях, о том, что между этими богами существует иерархия, мифы о богах тесно связаны с мифами о происхождении и устройстве мира.
Персонифицированные боги обычно являются воплощением каких-то природных стихий (солнца, воды, грома, земли), тесно связаны с реалиями жизни земледельца.
При этом у разных народов различные боги, и религиозная система каждого народа относится только к нему – племенные культы, т.
Е культы, принадлежность к которым определяется племенной принадлежностью.
Соответственно племена, народы (на церковно-славянском языке – яз Ыки), такая система, соответственно, называется – язычество.
Представитель другого племени в языческом мировоззрении воспринимался зачастую даже не как человек.
В основе язычества лежит обожествление сил природы, в общем языческие культы похожи и языческие божества у разных народов могут восприниматься как воплощение одних и тех же сущностей.
Поэтому нет почвы для религиозных конфликтов.
Развитие представлений о мире ведет к появлению мысли о единстве человечества, о том, что есть люди вообще, национальная принадлежность не играет роли.
Появляются универсальные (мировые) религии. Первоначально эти представления появляются на Востоке примерно в 6 веке до н.э., когда появляется буддизм, в 1-2 веках – христианство, а в 7 веке ислам.
Представление о единстве человечества – главная идея мировых религий (а не монотеизм).
Религия отделяется от философии.
Развитие мировоззрения на Западе и Востоке пошло по разному пути.
На Востоке не возникло монотеистического культа (идеи единого бога), философия поглотила религию.
Развитие религиозного сознания привело к возникновению обезличенных сил, управляющих миром, людьми и богами.
Буддизм вообще на религию с точки зрения западного человека мало похож, Будда – не бог, а человек, достигший просветления.
Карма – не божество и не личность, а некий первичный закон природы.
В китайской философии – дао, в греческой философии – фатум, случай.

На Западе появляется представление о едином божестве, создателе всего мира и всех людей.
Бог – это сверхличность, является носителем всех положительных качеств и выполняет функцию посмертного судьи всех людей, именно Бог определяет воздаяние (овцы направо, козлищи – налево).
При этом на Западе происходит жесткое закрепление догматических норм: раз Бог один, истинное учение может быть только одно.
Вырабатывается единая догматика, единая мифология.
И любые отклонения от догматики (ересь) воспринимаются как идеологическое преступление.
Таким образом, возникают основы для религиозной вражды. (Наша вера единственно правильная, а те, кто не правильно верит, является врагом).

Появляются зачатки научных знаний, которые не являются системными и имеют прикладной характер.
Первые попытки построения системы научных знаний были сделаны в средние века на Западе.
Однако, в результате произошел отрыв теоретического знания от прикладного и формирование самодостаточной схоластики, которая вообще не интересовалась реальным миром.
На Востоке появления системного знания вообще не произошло, а осталось на прикладном уровне.

3. ИНДУСТРИАЛЬНАЯ (Новое и новейшее время) с середины 17 века.
Начинает создаваться система научных знаний.
Мы живем в самом начале этой стадии, в искусственной среде.
Но еще больше удаляемся от естественной среды, напрямую – не взаимодействуем, через посредство машины.
Если раньше мы получали пищу непосредственно от животных, растений, то сейчас через посредника в виде машины.
Без электричества ничего не производится и не получается.
Человек максимально отдалятся от природы.
Выстраивать свою среду обитания без машины человеку весьма проблематично.

Переход к индустриальной стадии связан с научным техническим прогрессом, а следовательно, формированием системы научных знаний.
Наука должна стать системой.
Происходит это в первую очередь на Западе в силу того, что там системный подход восторжествовал раньше.
Восток включается в эту технологическую трансформацию позже, только в 20 веке.
Естественно, это отражается на культуре.
Происходит расчленение единого пространства культуры на отдельные сферы: искусство, наука, философия, религия,
Начинаются попытки осмысления мира на основе науки.
Соответственно, независимое развитие философии и науки приводит к возникновению сомнений в истинности религии.
Наука изначально строится на отрицании божественного вмешательства. (Дело не в вере конкретного ученого).
Научное познание мира не включает в себя религию.
Все, что не укладывается в логику, факты, опыты, математический анализ, в научную картину мира не входит. (Верую, ибо абсурдно – Тертуллиан).
В науке даже базовые истины требуют проверки экспериментальным путем.
На веру не принимается ничего.
Наука – это опыты.
Отделение искусства от религии способствовало возникновению проблемы функции искусства в обществе – зачем оно вообще нужно?
Утилитарная функция (украшать) присутствовала всегда. Вопрос в фундаментальной функции – зачем нужна картина, если она не закрывает дырку на обоях.
В 19-20 веках возникает две тенденции.
1 подход. Функция искусства заключается в том, что это своеобразная форма познания мира и инструмент совершенствования человека и мира.
2 подход. Искусство - форма самовыражения свободной личности, ценная сама по себе, без какой либо связи с окружающим миром – теория чистого искусства.
Первый подход связан с философией эпохи Просвещения и с представлением о цели бытия человека, заключающийся в познании самого себя, в познании и совершенствовании мира.
Человек существует для того, чтобы непрерывно совершенствовать себя и окружающий мир.
Это представление неразрывно связано с представлением о научно-техническом прогрессе. Фундаментальное свойство разума – стремление к самопознанию и самосовершенствованию.
Второй подход связан с представлением о цели бытия человека, обозначаемым как стремление к наслаждению и удовлетворению своих потребностей.
Эта концепция начинает доминировать во второй половине 20 века в период формирования т.н. общества потребления.
Человек является животным типа хордовых, класса млекопитающих, отряда приматов, как и всякое животное, стремится к удовлетворению своих потребностей и получению удовольствий.
Два эти подхода противопоставляются.

Конец 20-начало 21 века характеризуется доминированием второго направления, что проявляется в коммерциализации искусства, разделении искусства на массовый и люксовый сегмент по аналогии с рынками других товаров.
В результате появляется концепция массового и элитарного искусства.