• Название:

    Как важно быть одетым

  • Размер: 0.06 Мб
  • Формат: DOC
  • или



Как важно быть одетым
(размышление о повседневной одежде)

Это размышление будет вестись от первого лица, потому что действительно ценным и важным здесь мне кажется не изложить теорию костюма, не описать "алгебру гармонии", а рассказать о моей личной встрече с этой гармонией – о моем опыте созерцания жизни, быта, костюма.

Итак, речь пойдет у нас о повседневной одежде и prt--porter (фр. "готовая одежда").
Если определение второго термина вам раньше не встречалось, загляните в конец статьи.

Для чего мы одеваемся? – с этого или похожего вопроса начинаются многие книги по истории костюма.
И ответы на этот вопрос так просты и так похожи.
Чтобы скрыть наготу, защитить от неблагоприятных погодных явлений, указать свой пол, изменить себя или подчеркнуть свои достоинства, показать свой вкус и статус в обществе.
Мы не останавливаемся, чтобы обдумать подробнее ни этот вопрос, ни эти ответы.
Мы не ищем их и не размышляем о них, стоя перед зеркалом… или бросив в него короткий взгляд… Одеваться – действие привычное, и незачем об этом особенно раздумывать.
Тем более, что одеться-то так легко.
Достаточно прийти в лавку, магазин (рынок, бутик, салон – в зависимости от достатка) – и вы можете выбрать то, что нужно.

Одежда, как и многое другое, стала явлением, проходящим мимо и не таким уж значимым.
Такова уж судьба вещей – чем комфортнее, "обслуженнее" наша жизнь, чем легче и больше выбор, чем стремительнее полет моды, тем менее значимым становится материальный мир вокруг нас.
Мы уже не надеваем на вечер с трепетом и восторгом мамино нарядное платье (оно ведь вышло из моды), а порой даже подсмеиваемся над красным сарафаном, который прабабушка считала самой красивой одеждой на свете.
Когда мне было около десяти лет, мне купили пепси-колу в фирменном стаканчике, и этот стаканчик был моей детской реликвией.
Теперь такие стаканчики повсюду и они уже не вызывают интереса, потому что все одинаковые.
У Маленького Принца была его единственная Роза, и его постигло разочарование, когда он увидел целое поле роз, одинаковых роз.
Наш мир как никогда переполнен вещами, которые не вызывают в нас никаких чувств.
Промышленная мебель и одежда может порадовать наш глаз, но она не хранит тепла человеческих рук и от нее не веет любовью.

Поэтому из мира проходящих, одноразовых, безликих вещей мы все-таки возвращаемся к шкафу, в котором висит старомодное мамино платье, или к ящику, где лежит чудом сохранившийся прабабушкин сарафан.
И тщательно храним старинные красивые вещи, перешедшие по наследству, а так же трогательную мелочь, напоминающую о детстве или счастливых событиях.
А Маленький Принц возвращается к Розе, которая все-таки осталась единственной, потому что приручила его.

Неся в себе усталость от ничего не значащих вещей, мы, если хорошо подумаем, поймем, как хочется нам вещей настоящих.
Вещей, ценность которых (не денежная) не проходит со временим, вещей, которые как бы живут в созвучии с нами и с которыми практически можно общаться – "они все понимают, только не говорят".

Одеваться. - Для меня это никогда не было простым действием.
Это было важно.
Когда прошел подростковый возраст, с его стремлением быть во всем напоказ, из всего делать шоу или бунт, пришел главный вопрос, который я задаю себе, подходя к зеркалу: кто я такая? Этот вопрос, конечно, не сразу превратился в такую очевидную формулу.
У меня было и время просто творческого порыва, когда я создавала, не задумываясь.
Были и периоды размышлений.
Для чего мы одеваемся? Что это, защищающее нас о непогоды, украшающее нас, скрывающее нашу наготу, показывающее нашу красоту? Есть только одно, что определяет одним словом все эти функции, -кожа.
И действительно, что такое одежда, как не вторая наша кожа?

Кожа чрезвычайно важна – это странно звучит, но это факт.
Она, скрывая нашу телесную неприглядную внутренность, защищая нас, создает нашу внешнюю красоту, подчеркивают нашу форму - индивидуальную, неповторимую форму.
Наше тело немыслимо без кожи, и от ее красоты зависит очень многое в том, как нас будут воспринимать люди, и как мы будем жить и воспринимать себя сами.
Мы не можем представить себе, как наша душевная индивидуальность и красота выражалась быть телесно, если бы не кожа.
Недаром Иоанн Златоуст воспевал премудрость устроения тела, в том числе и кожи.

Кожу создал для нас Творец.
Мы же сами создаем нашу вторую кожу.
И проявляем себя в этом, как творящие личности.
При этом мы творим не что-то отвлеченное, здесь мы творим сами себя.
И как наша индивидуальность телесно выражается через кожу, так она выражается и через одежду.
И здесь право выражать себя, показывать и творить себя всецело отдано нам самим.

Поэтому, выбирая одежду, я спрашиваю себя – кто я такая? Кем я хочу быть? Как быть тем, кто я есть? Как быть самим собой? Как быть самим собой всегда – дома, на улице, на работе, на учебе, а не только на празднике, фестивале и ролевой игре? Ведь сама жизнь гораздо больше праздника и ролевой игры, она гораздо важнее, богаче и интереснее.
И это она – моя собственная жизнь, она не должна быть пустой и серой, и я должна быть самой собой именно здесь.
Я не должна судорожно искать мероприятия, на которые я могла бы выйти, не пряча свои увлечения и интересы, не пряча то, как я осознаю себя.
Потому что важнее всего не прятать это именно в повседневных делах и встречах, показывать это в повседневной жизни, быть самой собой всегда, а не по праздникам.

Возможно, для этого нужна большая смелость, но мне кажется, что это ощущение себя – необходимая составляющая счастья.
Конечно, быть самим собой – это сложная задача, которая не решается одной одеждой.
Но об этом нужно говорить в отдельной статье.
А мы возвращаемся к нашей второй коже.

Первое, что приходит в голову при мысли о своем личном образе, - это обратиться к умным книгам, где умные люди умно пишут о типах людей и подходящей им одежде.
Но если бы все было так просто, я бы не стала писать эту статью.
Ведь оказывается, что все книги и журналы предлагают нам весьма ограниченный набор нас самих.
Это известные, как мне кажется, практически всем стандартные образы, имиджи - классический, традиционный, спортивный (естественный), романтический.
Некоторые добавляют к ним "яркий" имидж, стиль "свободный художник". Не знаю, возможно ли по-настоящему узнать себя в этих образах.
Ведь если вы попробуете применить их к себе, вам придется выражать свою неповторимую индивидуальность только на условии окружения себя набором вещей, жестко заданным другими людьми.
Причем некоторые модельеры и публицисты будут диктовать вам ваш стиль вплоть до того, какой марки надо носить часы.
Особенно забавно, когда таким образом задекларированы даже имиджи "яркий" (т.е. стиль яркого, активного человека) и "свободный художник". Где же здесь "свобода художества" и личностная "яркость", если все выдумано до нас и за нас?

И конечно, наиболее проблематично найти себя в этих стилях людям, увлеченным фэнтези, Толкином и разными древностями.
Их уж никак не удается всех определить, скажем, в имидж "романтика". Тут уж личность со своими вкусами и интересами ломает все рамки, а модные течения запутываются в кельтских и скандинавских плетенках.

Но если стандартное не подходит, то что же делать? В магазинах сейчас действительно можно найти одежду на любой вкус.
И поиск себя может осуществляться и через поиск готового платья.
Но у меня не хватило на это терпения, и времени я пожалела.
А раз так - остается возвратиться к древним, проверенным веками способам одеваться: или шить самостоятельно или познакомиться с мастером-портным, который поймет вас.
В моей семье всегда умели шить, поэтому и я научилась этому достаточно рано.
И чем лучше я умела это делать, тем менее меня интересовало то, что продается или предлагается в умных книгах.
Не говоря уж о том, что процесс поиска какой-то готовой одежды, какого-то prt--porter становился все бльшим мучением – пока не отпала сама надобность.

И если вас поманит творчество своей собственной одежды, то, поверьте, вы встанете на увлекательнейший путь, который сможет украсить вашу жизнь.
А может быть это будет не путь, а только одно - два повседневных платья, которые вы закажете в ателье.
Это мелочь, но эти платья будут радовать вас долгие годы и греть вам уже не тело, а саму душу.

И, наконец, когда начинаешь подходить к одежде таким вот сознательным образом, отпадает еще одна суетная и разорительная потребность – следовать моде.
Мода многолика.
Она создает образы и сама уничтожает их, она подбрасывает новые интересные идеи, и воскрешает старую красоту, она развивается по строгим законам и кажется при этом непредсказуемой.
Она создается людьми, но и сама вертит ими, как хочет.
Она может быть мягким советчиком, а может быть тираном, заставляющим каждый сезон менять весь гардероб.

Думаю, что мода тоже важна, и в ней есть свой смысл.
Люди растут и меняются с возрастом, человечество тоже растет и меняется, и оно уже не может жить, созерцая, оно бежит вперед.
Я изучала моду, следила за ней, и слежу до сих пор.
Но рано или поздно ты встаешь с ней в противоречие – нельзя каждый сезон быть другим, новым человеком, менять, порой до неузнаваемости, свой вкус.
И тогда начинаешь идти ей наперекор, а она начинает спорить с тобой.

Когда ищешь свой стиль, всегда встает вопрос: "Как воспримут это простые люди?" Не отторгнут ли они тебя за то, что ты носишь что-то нестандартное? Не будут ли старые подруги косо смотреть на тебя, если ты не оденешься по последнему писку моду?" Но из своего творческого опыта я поняла главное – то, что истинно красиво, то, что по-настоящему подчеркивает личность человека и делает его прекрасным – все это будет модным всегда.
Ведь чем дальше, тем политичнее становится взгляд общества на одежду, чем дальше, тем больше модных направлений создаются одновременно с главным направлением, иногда противореча ему.
Среди них есть и направление на народный костюм, и на старину.
И, в конце концов, если люди совсем не поймут ваш - скандинавский, эльфийский, нуменорский, средневековый и т.д. – стиль, они просто подумают: "Как это оригинально и непонятно," - и даже будут восхищаться.

Самые завзятые модницы иногда приходят в восторг от моделей, повторяющих старые "замшелые" формы средневековой и народной одежды.
А уж старинными орнаментами можно, как мне показалось, сразить наповал практически любого.
Потому что оригинальность и творческий подход сейчас - это тоже очень модно.
Я этим пользуюсь.
Хотя сама по себе погоня за оригинальностью и публичным восторгом кажется мне пустой и несовместимой с поиском себя, своего внутреннего "я", но массовая тенденция восхищаться "нестандартными решениями" позволяет мне выбирать и носить ту одежду, какую я хочу.
Носить, не боясь, что она как будто непривычная, совершенно не модная и т.д.
И часто эту одежду оценивают гораздо выше, чем самые модные тенденции, чем самые привычные формы.

Хотя для некоторых ты становишься чудаком.
Но разве не интересно быть чудаком, быть чуть-чуть не от мира сего, и по-доброму вносить разнообразие и элемент неожиданности в чужую жизнь?

"- Что же из этого следует? – Следует шить!"

Следует творить новое и возвращать старое, творить свое собственное, создавать вторую кожу.
Следует искать точки соприкосновения между современностью и тем, что мы любим.
В сегодняшние формы вносить что-то индивидуальное, настоящее, прекрасное.
Возвращать современности связь со стариной, которую она так бездумно порвала.
И тем самым давать современности новую жизнь в красоте, проверенной веками.
Но не гнаться за оригинальными идеями, не эпатировать, а возвращать себе – себя, а людям – смысл жизни и чувство прекрасного и природного, по которому тоскует наш городской пластиковый мир.

Быть может, кто-то спросит – зачем так глубокомысленно и пафосно рассуждать о "системе материальных оболочек, искусственном покрове тела человека, защищающем его от неблагоприятных внешних воздействий природы"? Я допускаю, что для кого-то это "система материальных оболочек" может не иметь никакого значения.
И в этой позиции тоже есть свой достойный уважения резон.
Но: "никакие успехи астрофизики, кибернетики и даже генной инженерии не позволяют ответить на сложные и вечные вопросы: как добиться успеха? Как наладить отношения в семье? Чем занять свободное время? Как выразить себя – в одежде, творчестве, любви? Как, наконец, стать счастливым? Стремительный поток знания о мироздании – пьянящий и завораживающий – не избавил нас от необходимости обращать внимание на повседневную жизнь.
К нам пришло понимание того, что быт – это форма Бытия.
Это столь же важная сфера самореализации человека, как и наука, искусство или общественная деятельность.
Нам стало ясно – нет высоких и низких, достойных и недостойных.
Единая теория поля не менее, но и не более важна, чем умение достичь гармонии в костюме, искусстве кулинарии или воспитании ребенка".

Взгляните, какую важную роль играет наш быт в нашей жизни.
Он не только окружает и оформляет самое главное и ценное в нашем бытии – жизнь в семье, в собственном доме.
Он формирует наше мировосприятие, а потому вполне естественно, что люди составляют свое первое впечатление о нас именно "по одежке" и по бытовому окружению.
И впечатление от вас в самом умопомрачительном игровом или бальном костюме никогда не заменит для окружающих то впечатление, которое вы производите у себя дома в своей привычной одежде.
И именно это последнее сформирует отношение к вам.
Все либо чувствуют, либо знают, что бал и игра – проходят, а жизнь остается.
И от вас зависит – будет эта жизнь сказкой или продолжением затянувшегося постсоветского сериала.

_____________________________________________________________________________

Prt--porter (прет-а-порте) – это готовое платье, т.е. одежда, которую можно купить в готовом виде – в магазине, бутике, Доме моды.
Одежда, которая создается без контакта между модельером и покупателем.
Как правило, термин прет-а-порте ассоциируется с двумя вещами – коллекциями известных модельеров или дизайнеров одежды, созданными специально для продажи, и с повседневной одеждой – в противопоставление коллекциям для показов и дефиле.
Одежда прет-а-порте является коллекциями, где часть моделей создается в двух-трех экземплярах, часть – в 100-200 экземплярах, остальные – в неограниченном количестве.
Это индустрия готовой одежды.
Мне кажется, что прет-а-порте можно было бы также назвать массовой одеждой, одеждой для масс.
Не потому, что она не интересна, или пошита промышленно, а потому что индустрия прет-а-порте может одеть всех и вся, и не имеет никакого отношения к личному общению между мастером и заказчиком.

Но, несмотря на это узкое значение, термин прет-а-порте и мною, и другими людьми употребляется и в более расширенном значении – одежда, которая составляет наш гардероб.
Наша обычная повседневная одежда.
Хотя это не совсем верно и точно.
_____________________________________________________________________________

Ольга Кухтенкова (Эльгаладна)

Ателье исторического и авторского костюма "Серый шелк"
www.tolkien.ru/graysilk

декабрь 2004 года
Перифраз названия рассказа Джерома К. Джерома "Как важно быть серьезным".
При этом, по-христиански, я хочу заметить, что имею в виду вовсе не стяжательство и привязанность к предметам обихода.
Скорее я говорю от некой ответственности перед собой в выборе того материального мира, которые тебя окружает.
О том, что мы и наше психологическое состояние прямо зависит от этого.
И если мир вокруг нас пустой и пластиковый, то и мы сами становимся какими-то пластиковыми, если одежда на нас ничего не говорит ни нам, ни окружающим, ничем не отличает нас, то получается, что и мы сами ничем не отличаемся и ничего не говорим о себе окружающему миру.
При этом лично для меня вполне возможно и естественно не привязываться к вещам, но каждую вещь выбирать тщательно и как бы навсегда.
Это же, кстати, способствует спокойному и взвешенному потребительству и вылечивает от "шоппинга".

Слово "платье" употребляется в широком смысле - одежда вообще, и мужская, и женская.
Часть определения понятия "одежда" из книги:

Пармон Ф.М. Композиция костюма – М:

ЛЕГПРОМБЫТИЗДАТ – 1997. – с. 4.
Современная энциклопедия Аванта+. Мода и Стиль. – М.:

Аванта+ - 2002. – с.7