• Название:

    Скромное и элегантное айкидо

  • Размер: 0.06 Мб
  • Формат: DOC
  • или



Скромное и элегантное Айкидо

Интервью с шиханом Ясунари Китаура

Перед началом семинара по Айкидо, который будет проходить под его руководством, шихан Ясунари Китаура любезно согласился дать интервью читателям журнала БУДОКА.
Мы выражаем учителю свою радость и удовлетворение за осуществление этого шага, невзирая на всю его нелюбовь к интервью и всякого рода фотосессиям.
Мы также выражаем благодарность Антонио Мартину и Луису Нуньесу, которые по словам маэстро и сами являются настоящими учителями Айкидо.
В ходе интервью Шихан Китаура был более открыт, чем мы могли ожидать Скажите маэстро, какова Ваша точка зрения на нынешнее Айкидо?

В ходе интервью Шихан Китаура был более открыт, чем мы могли ожидать
Мне кажется, что Айкидо погружено в позитивные процессы.
Как вид физической активности оно всегда было известно, давайте не будем лукавить, очень умеренно, если не сказать, скромно.
Айкидо не достигло той степени популярности, которой достигли, к примеру, каратэ, дзю-до, или даже аэробика, только потому, что является более современной, молодой дисциплиной.
Но, если присмотреться внимательно, более половины участников этого семинара не пацаны… А это означает, что они практикуют эту дисциплину годами…Самостоятельно, каждый со своими желаниями и намерениями.
Искренне, я думаю, что оно медленно, но всё же расширяется, распространяется.
Айкидо может классифицироваться, как спорт, именно, как физическая активность, присущая также всем остальным видам боевых искусств.
Но, также, я бы сказал, как некий вид внутренней активности.
К примеру, люди, практикующие Айкидо и работающие в других сферах человеческой жизни (водители и т.д.), размышляя во время работы об айкидо, некоторым образом практикуют его изнутри, что позволяет сохранять непрерывность и пролонгированный, постоянный к нему интерес.
В чём заключается идея традиционного Айкидо?

Я считаю себя традиционалистом в том смысле, что у меня сохраняется интерес, в котором сущность этой дисциплины выживала бы.
И я верю в то, что это является и главным интересом для большинства последователей этой дисциплины, невзирая на то, что мы сами испытываем изменения.
Мы принимаем влияния всех видов, но фундаментально, базово пытаемся помнить и сохранять самые важные, главные точки, которые соразмеряют Айкидо.

Основы, устои Айкидо?

Несомненно, верно, точно.
Кисёмару Уэсиба говорил, что Айкидо не требует физической мощи или неимоверно развитой мускулатуры, что оно действительно является унификацией духа и тела.
Как бы Вы объяснили это человеку, не сведущему в Айкидо?

Шихан Китаура улыбается.
Это не более, чем сказать, что при хорошем знании Айкидо, вы можете одолеть человека более крупного, большой физической силы и т.д.
Если интерпретировать Айкидо таким образом, то мы рискуем превратить его, так сказать, во что-то фантасмагорическое, чудесное, а именно, нереальное.
Но поскольку каждый из нас обладает своими физическими кондициями, то такой подход не является правильным.
Сосредотачиваясь на фразе, относительно которой был задан вопрос, мы унифицируем наш интерес вместо контрапункта, столкновения с более мощной силой в объединение с нею, как бы изнутри, получая возможность трансформировать её, преобразовать.
И это не философско-литературный аргумент, а очень конкретный подход.
Работая так, чтобы не сталкиваться с более мощной силой.
Которая может нас уничтожить, мы создаем ядро двух сил.
И, начиная с этого момента, эта сила теряет свою агрессивную направленность, и превращается в собственно нашу силу.
Но, я повторюсь, это конкретный подход, а не магия, которая помогла бы нам в достижении нашей цели.
Это форма работы, с которой можно шаг за шагом, постепенно строить и понемногу двигаться к пониманию идеи.

А дыхание, какова его роль в Айкидо?

Дыхание для нормального состояния понятие фундаментальное.
Но когда мы говорим о дыхании в Айкидо, мы имеем в виду не простой газообразный обмен в лёгких, а некую внутреннюю силу, которую мы называем КИ. И само дыхание не является простым механическим действием, в котором одно геометрическое тело направляется против другого геометрического тела в пространстве взаимодействия.
Это не так, если мы воспринимаем пространство, как интеграционную составляющую и наше действие, согласно нашему утверждению, это унификация, интеграция несходных сил, как и дыхание, не конфронтирующая, не вступающая в противодействие, а циркулирующая непрерывно, вот в чём вопрос.
Это – изначальная мудрость; метафора дыхания – отправная точка, но на самом деле это не чистая метафора, с которой мы имеем дело в реальности.
Чтобы всё это объяснить, мы вынуждены прибегать к метафоре, в которой лёгочная функция имеет лишь относительный характер.
Иногда, энергетическое действие может производиться с задержкой дыхания, даже на длительный промежуток времени с соблюдением формы… Но тогда там нет идентификации с лёгочной функцией.
Когда же движение продолжительное и энергетическое, то мы вынуждены дышать глубоко и в действии присутствует чувство дыхания.

Много говорится о КИ: что Вы можете сказать по этому поводу? Мы должны стремиться к энергии КИ или со временем при достаточно серьёзной практике она обнаружится в нас?

Много говорится о КИ: что Вы можете сказать по этому поводу? Мы должны стремиться к энергии КИ или со временем при достаточно серьёзной практике она обнаружится в нас?
Если несколькими словами, то исследование КИ, как субстанции, сущности (если это имеется в виду) может привести к затерянным поискам в филологической сельве.
Следовательно, это нас не интересует, потому, как было сказано ранее, мы имеем дело с познанием, а познание – это не чистая фантазия.
Это та идея, которая рождена первоисточником.
И тогда, несмотря на молодость Айкидо, понятие КИ в нашем воинском искусстве что-то очень живое, реальное.
Мы не можем заменить это понятие другими терминами, такими, как энергия, сила, гармония и прочее, поскольку нам требуется реальное понятие очень связанное с человеческим разумом.
А именно, мы не можем размышлять над этим, как над чем-то абсолютно независимым.
Если же мы будем думать так, то мы исключаем его из нашей жизни и оно превращается во что-то бесполезное, противоположное, которое способно разрушить необходимое усилие.
Неразделимо с понятием КИ следуют понятия КОКЬЮ, дыхания и ещё одно очень важное понятие ХАРА, заменяющее рассуждения О мозге, лёгких, почках.
Мы говорим об этих понятиях, потому что они необходимы для строгого точного выполнения техники.
Если же выполнять технику без понимания КИ, ХАРА, КОКЬЮ, то наши усилия превращаются в голую механику и Айкидо перестаёт существовать.

Считаете ли Вы необходимым практиковать МИСОГИ? Запад со своим менталитетом очень отличен от Востока, с той твёрдостью (прямолинейностью), которая в нём заложена?

МИСОГИ – термин синтоистский.
Я лично не практикую МИСОГИ чрезмерно.
Но наблюдая реальное, позитивное, можно сказать, что это чудесная вещь, которая очищает не только твоё тело, но и очищает твою душу посредством телесных упражнений.
В отличии от Духовных Упражнений Святого Игнатия Лойолы, которые немного жёсткие, МИСОГИ оптимистично тем, что исполняясь, как совместное упражнение, оно очищает одного, превращая его в маленького Бога, истинного Бога…это та крохотная капля росы, которая блестит на листе саженца.
Ты превращаешься в то, что блестит.
И весь этот процесс фундаментально оптимистичен: это понятие исчезающего, отсутствующего греха.
А именно, ты можешь вымыть своё несварение желудка (маэстро улыбается, смеётся).
Я вижу позитивный аспект для верующих студентов в том, чтобы не воспринимать всерьёз эту шутку, но, вероятно, видеть в этом возможность невинного (чистого, святого) существования (образа жизни).
И если человек поддерживает этот акт, давайте говорить, что страдание, терпение, сострадание тоже благое дело. В каком году Вы познакомились с О'Сэнсэем Уэсибой?

Я познакомился с О'Сэнсэем в последние месяцы 1959 года.

Сколько времени Вы практиковали в Додзё Уэсиба?

Я приехал в Испанию в 1967 году, следовательно, семь или восемь лет приблизительно.

За что Вы отвечали в том Додзё или какие обязанности были возложены на Вас?

Никакие.
Я стал изучать Айкидо благодаря чистой случайности, ибо это не было моим личным намерением.
Я изучал Айкидо под руководством Киссёмару Уэсиба, я приобрёл небольшой опыт работы с некоторыми группами.
Но это никак не напоминало активное погружение.
Но так или иначе, всё это я принимал с большим интересом, который возник у меня к Айкидо, и в то же время не стремился к тому, чтобы быть “учителем” (улыбается:”Не хотел использовать это слово).

Каковы Ваши отношения с нынешним ДОШУ, внуком Уэсиба?

Мои отношения с ДОШУ корректны.
Как я и сказал, я не представляю себя учителем.
Я изучаю то, что приобрёл, у меня есть осознание ответственности перед друзьями, которые связаны со мной посредством Айкидо, а также перед основателем и скончавшимся Киссёмару Уэсиба.
Они были добры ко мне при жизни, и я пытаюсь сохранять это всеми нитями своего сердца.
Я прочёл, что изучение Айкидо у Киссёмару было открытым, эмоциональным и динамичным.
Вы согласны?

Я согласен.
Он был человеком с очень решительным, сильным духом.
Он перенёс очень тяжелую болезнь и вынужден был вырвать с корнем часть своего тела, что способствовало укреплению его духа… он говорил без микрофона голосом, который беспрепятственно проникал в глубину тренировочного зала и когда он исполнял технику, это действительно было чем-то неповторимым.
Несомненно, он оставил в нас этот необыкновенный образ.

А Айкидо Ясунари Китаура: как бы Вы могли определить его?

Я не отношусь к числу инакомыслящих.
Как я сказал ранее, я уважаю традицию и пытаюсь сделать так, чтобы базовые вещи, которые я изучал всегда и благодаря которым Айкидо выглядит скромным, выжили.
Я повторю, и это общее мнение, способность проникать глубоко в сердце и оставлять там свои корни присуща Айкидо благодаря его фундаментальным, базовым качествам.
Если это испаряется, то, как бы мы не были очарованы, оно начинает разлагаться.
И потому необходимо всем пробовать, говорить и удерживать это.
Это активная, но исчезающая, практика.
Это не живопись.
Это не картина, которая может находиться в одном и том же месте двадцать лет, и двадцать лет ты можешь ее рисовать.
О двадцатилетней практике Айкидо можно снять фильм, но она всё равно исчезает и это происходит каждый день.
И тогда необходимо быть очень осторожным, чтобы жизнь не превратилась в скучную рутину.

Каков ваш метод обучения?

Как я объяснял ранее: концентрировать на объединении, унификации, и, как следствие, результат этого усилия в том, что мы можем ощутить подлинное Айкидо.
Это и есть унификация КИ. В приобретении этого ощущения, чувства и есть способ унификации КИ. И тогда, я верю, это и есть фундаментальное неотклонение от традиции.

Считаете ли Вы необходимой работу с оружием?

Иногда, когда этого просят учителя, тогда (указывает на наставников Антонио Мартина и Луиса Нуньеса).
Думаете ли Вы, что это необходимое дополнение ...?

Это необходимая часть в том смысле, что мы можем разрабатывать, понимать какие-то грани с большей ясностью, из-за которой мы называем это КИ. Но это не абстрактная идея о KИ, которая выделяется как пар.
Это не так.
У него нет точной ориентации, равно, как человеческий, точный разум не только ориентирован на достижение этого живого, реального чувства КИ. И все это очень хорошо представлено в работе с оружием, мечом и остальными видами.
Эта работа очень хорошо материализует чувство КИ, которое я имею в виду.
Как Вы относитесь к существованию многочисленных направлений и групп нынешнего Айкидо и соперничеству между ними?

Ну, это также, пока не исчезло само Айкидо, положительная вещь.
И положительная только тогда, как мы сказали, когда пробует раскрывать различные грани и аспекты Айкидо.
Я повторяю то, что сказал раньше - нужно задерживать, сохранять и распространять те вещи, которые мы считаем существенными.
Если это разнообразие изолируется, оно превращается в процесс разложения на составные части и, как следствие, исчезает.
Не смея долее задерживать Маэстро, выражаем ему огромную благодарность.
Редактор журнала “БУДОКА” Хорди Сала.