• Название:

    пожилые

  • Размер: 0.05 Мб
  • Формат: DOC
  • или



на Руси формировались различные формы помощи старикам и детям.
Общинно-родовые формы помощи и защиты данной слабо защищенной категории постепенно видоизменялись и заложили основу для государственного подхода в решении социальных проблем детей и престарелых.
Осознание необходимости помощи престарелым, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гуманное отношение и позитивное общественное мнение, минимальная законодательная база, определенный практический опыт - все это было заложено еще в далеком прошлом.
В связи с этим отечественной практикой накоплен определенный опыт социальной помощи данной категории, нуждающийся в обобщении и систематизации.
Метод исторического анализа позволил выделить основные тенденции в становлении и развитии института социальной защиты пожилых людей в России.
Современные исследователи выделяют несколько этапов становления и развития социального призрения престарелых людей в России.
Первый этап - этап зарождения социальной помощи, призрения в древних славянских общинах.
Основные праформы социальной помощи старикам начинают складываться именно в древнейший период славянской истории - в период родоплеменных и общинных отношений, когда формируется практика поддержки на основе общинных норм поведения и ценностей, происходит оформление групповых форм помощи к основным субъектам - старикам, вдовам и детям.
В этот же период возникает явление помогающего субъекта, динамика, развития которого, предполагает ряд стадий от института приймачества у южных славян (являлся прообразом современного усыновления детей-сирот и детей, попечения стариков и нарядов миром как носителей различных групповых смыслов и этических принципов защиты нуждающихся[15].
Одной из форм поддержки немощных стариков была общинная, мирская помощь, когда старики переходил из дома в дом на кормление.
Одинокому старцу могли назначать "общественных" опекунов, которые брали его на свой прокорм.
Обязательными "помочи" были в семье, где одинокие старики были больны.
Их называли " наряды миром". Соседи приходили, чтобы натопить печь, накормить скот, ухаживать за слабым бессильным стариками[16].
Таким образом, в древнейший период славянской истории зарождаются формы помощи и поддержки, которые в дальнейшем станут основой для христианской модели помощи и поддержки нуждающимся старикам и детям.
Второй этап.
В период с Х до конца XVII века начинает складываться государственная политика защиты престарелых, которая базируется на христианской парадигме социальной защиты стариков и детей основанной на философии деятельной любви к ближнему.
Происходит законодательное регламентирование поддержки и помощи старикам и детям (Устав князя Владимира 996 г., Русская Правда 1072 г. и другие документы), наделение стариков соответствующими правами, расширяются субъекты помощи (князья, церковь, монастыри), появляются новые ведомства, благотворительные учреждения, заведения для нуждающихся людей пожилого возраста, оформляются первые теоретические подходы к проблемам решения социальных проблем старости (Поучение Владимира Мономаха (XI в.), Изборник 1076 г.), социальные программы государства, зарождается и развивается частная благотворительность[17]. По мере становления и развития Российского государства объективно расширяется и контингент пожилых людей, нуждающихся в помощи, который к концу XVIII в. представлен следующими категориями: одинокие и немощные старцы, вдовы с детьми, больные и инвалиды, нищие пожилые люди.
Таким образом, начиная с X века, на Руси разрушаются родоплеменные отношения.
Создавшаяся культурно-историческая ситуация потребовала иных форм поддержки и защиты нуждающихся престарелых.
В России среди монастырей и крупных храмов не было таких, которые не содержали бы больницы, богадельни или приюты.
Там всегда жило множеств немощных старцев, нищих, слепых, хромых и прокаженных, которые питались от монастыря, получая десятую часть всего монастырского имения.
Среди священников вызывают глубокое восхищение и уважение Преподобный Серафим Саровский, Старец Амвросий, что служил верой и правдой в Оптиной пустыне, Сергий Радонежский и др.
Они учили словом и делом соблюдать нравственные заповеди, относиться уважительно к людям, заботиться о стариках и детях.
Традиции призрения в русском народе не ограничивались деятельностью церкви и отдельных князей.
Простые люди оказывали помощь и поддержку друг другу, и в первую очередь - немощным старикам и детям.
В городах устраивались убоги и божьи дома для немощных старцев и больных, стали появляться и другие закрытые заведения[18].
Первое богоугодное заведение для нищих и старцев на Руси появилось в Переяславском Троицком монастыре в начале ХYI в.
Впоследствии Петр I использовал и узаконил этот опыт, предписывая специальным указом создавать богадельни.
К началу XVI века, наряду с личным участием любого человека в благотворительной деятельности, в деле оказания помощи нуждающимся наметилась новая тенденция, связанная с благотворительной деятельностью государства.
По распоряжению Ивана Грозного в каждом городе необходимо было выявить всех нуждающихся в помощи - стариков, убогих и нищих, строить специальные богадельни и больницы, где им был бы обеспечен приют и уход.
В 70-х годах XVII века в Москве встречалось более восьми обширных богаделен-больниц (не считая малых существовавших почти при всех церквах), в которых призревал 412 человек[19].
Третий этап с начала XVII века до реформы 1861 года.
В этот период происходит зарождение государственных форм призрения, открываются первые социальные учреждения.
Но более всего истории известно имя великого реформатора – Петра I, который в свое правление создал государственную систему призрения нуждающихся, выделил категории нуждающихся, ввел превентивные меры борьбы с социальными пороками, урегулировал частную благотворительность, закрепил законодательно свои нововведения.
Впервые при Петре I старость, детство и сиротство становятся объектом попечения государства.
Немощные старцы, нищие, больные и престарелые определялись в дома Святейшего патриарха (1701г.) и Московские богадельни (1710г.).
С выходом в 1775 году Положения о губерниях начинается количественный рост богаделен, и они становятся всесословными[20].
В этот период в России начинает развиваться определенная социальная политика и законодательство, складывается система призрения людей, и в частности – стариков, нуждающихся в помощи.
Церковь постепенно отходит от дел призрения, выполняя другие функции, а государство создает специальные институты, которые начинают осуществлять государственную политику в деле оказания социальной поддержки и защиты.
Четвертый этап с 60-х годов XIX века до начала XX века.
Социальная защита престарелых приобретает все более организованный (создание разветвленной сети учреждений, в том числе и координирующих), массовый (расширение объектов социальной помощи: одинокие старики, инвалиды, брошенные дети и сироты, беспризорные, нищие, дети-инвалиды, дети с умственными отклонениями, дети - мигранты и т.п.) и сословный характер открытие богаделен и приютов, организация яслей-приютов, народных школ для детей низших сословий).
Анализ практики социальной защиты пожилых людей в дореволюционной России показал, что отечественная история социальной защиты престарелых складывалась по двум направлениям: государственно-общественному и частно-церковному.
Причем, государственные учреждения преобладали до XIX в.
В начале XIX в. стали создаваться частные приюты, попечительские советы, благотворительные общества.
В России была целая сеть приютов, которые содержались за счет частных лиц и общественных организаций, причем они носили дифференцированный характер: сиротские, городские, сельские, специальные, приходские.
Основными субъектами социальной защиты престарелых выступали государство, земства, представители духовенства, имущих классов, прогрессивной интеллигенции[21].
Призрение немощных престарелых полностью находилось на общественном содержании.
Богадельни открывались как за счет частных пожертвований, так и за счет средств Приказов общественного призрения и предназначались для престарелых и убогих лиц всех сословий[22].
В конце XIX века по всей стране были открыты сотни богаделен, в которые принимались престарелые и неспособные к труду лица всех сословий, не имеющие собственных средств для содержания себя.
В некоторые богадельни к приему допускались только постоянные жители города и притом прожившие в пределах прихода не менее полугода[23].
Система общественного государственного призрения стариков в России в конце XIX века представляла собой разветвленную сеть благотворительных обществ и учреждений.
Примечательной чертой этого периода является зарождение профессиональной помощи и появление профессиональных специалистов.
Начинают организовываться различные курсы, ставшие началом профессионального обучения кадров для социальных служб.
Особое внимание также уделялось призрению лиц пожилого возраста, которые размещались в богадельни и приюты для престарелых.
Для призрения лиц престарелых и не могущих обходиться без посторонней помощи Московское Городское Управление располагало 10 богадельнями и убежищами на 2170 кроватей.
Из них 3 богадельни - Екатерининская, Тихвинская и Солдатенковская - перешли к городу уже функционирующими, спустя продолжительное время после их открытия[24].
В начале XX века в России успешно развивалась система различных социальных служб.
В 1902 году действовало 11400 благотворительных учреждений.
В обществе сохранялось и укреплялось устойчивое мнение о необходимости призрения стариков, положительное отношение к благотворительности.
В конце XIX в. начинает создаваться и постепенно развиваться сеть благотворительных заведений, общественных организаций защиты престарелых (Императорское человеколюбивое общество, Общество попечения о неимущих и нуждающихся в защите стариках, Благотворительное общество бедным и др.)[25].
В целом в дореволюционной России окончательно сформировались три направления помощи нуждающимся лицам пожилого возраста:
- государственное призрение;
- земская общественная помощь;
- частная добровольческая благотворительность.
Для данного периода характерно доминирование общественного подхода, обусловленного рядом факторов[26]:
- с одной стороны, церковь как важнейший институт российского общества, продолжая помогать старикам и безнадзорным детям, уступает функции непосредственной организации социальной работы с ними общественным и общественно-государственным организациям;
- с другой стороны, государство создает определенные правовые и идеологические условия для делегирования функции призрения за престарелыми, нуждающимися в особой помощи, общественным, негосударственным, частным благотворительным инициативам, в том числе органам низового местного самоуправления - земствам;
- негосударственные благотворители и организации накопили столь значительный опыт социальной работы с престарелыми, что в определенном смысле начали объективно выполнять функцию государственного заказа на организацию подобной работы в широких масштабах[27].
Таким образом, анализ развития института социальной защиты пожилых людей показал, что социальная защита имеет многовековую историю, так как нуждающиеся в помощи старики существовали на протяжении всей отечественной истории.
Анализируя труды ученых, опыт работы социальных служб для престарелых XIX - начала XX вв., можно сделать вывод, что социальная защита пожилых людей к началу советского периода в России имела определенную теоретическую базу и практический опыт.
В начале XX в. совершенствуются механизмы социальной помощи престарелым, получает развитие адресная помощь, а также зарождается система социального обеспечения.
Известные с давних времен формы социальной заботы о лицах пожилого и престарелого возраста, ориентированные в основном на малоимущих и одиноких, на рубеже XX – XXI столетий получили новый импульс к развитию.