• Название:

    «Музыка в формировании духовной культуры челове...

  • Размер: 0.09 Мб
  • Формат: DOC
  • или



Музыка в формировании духовной культуры человекав 9 классе

Курс Музыка в формировании духовной культуры человека проводится в 9 классе по Базисному учебному плану (приказ Министерства образования №1312 от 9.03.2004) в 1 полугодии.
В результате введения данного курса преподавание образовательной области Искусство становится непрерывным и преемственным: данный курс является обобщающим по отношению к предмету Музыка и в то же время пропедевтическим по отношению к предмету Мировая художественная культура.
Основная цель курса – формирование представлений о музыкальной культуре как части духовной культуры, содержащей нравственную опору и ценностные ориентиры.
В процессе освоения данного курса решаются следующие задачи:
Осознание назначения искусства в духовной жизни человека;
Выявление специфики музыки как вида искусства и ее места в ряду других видов искусства;
Установление взаимосвязи между различными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
Определение художественных особенностей русской и западноевропейской музыки;
Развитие у учащихся прочной и устойчивой потребности в общении с произведениями искусства.
Развитие способности к эмоционально-ценностному познанию и художественно-эстетической оценке музыкального произведения;
Развитие творческой индивидуальности учащихся через реализацию творческих идей в проектной деятельности.
Содержание данного курса основано на материале раздела Музыка в формировании духовной культуры личности федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по искусству, рекомендованного для изучения в 9 классе (Вестник образования России, №13, 2004. - С. 50
Строение курса основано на блочно-модульной системе и включает следующие разделы: предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности; отражение вечных проблем жизни в музыкальном искусстве; своеобразие видения картины мира в музыкальных культурах Запада и Востока; специфика музыки и ее место в ряду других видов искусств.
Содержание курса реализуется на основе следующих методов: проблемно-поисковый метод, метод коллективного осмысления, метод обобщения, метод проектов.
Освоение элективного курса включает различные формы организации: лекции, практикумы с использованием видеофрагментов, организационно-деятельностные игры, дискуссии, зачет по защите коллективного проекта.
В качестве промежуточных форм контроля могут быть использованы рефераты и доклады по творчеству композиторов, практикум по анализу стилистических особенностей того или иного музыкального направления, музыкальная викторина, творческие задания на развитие ассоциативного мышления и т.д.
В качестве итоговой формы контроля используется защита проектного задания по следующим обобщающим темам:

Вечные темы жизни в классическом музыкальном искусстве прошлого и настоящего, Искусство как система образных языков, Человек в мире искусства, Спасет ли мир красота?, Искусство XXI века.
По форме проектное задание может представлять собой композицию, подготовленную группой учащихся.
В проекте могут использоваться факты биографии различных композиторов, записки из воспоминаний, фрагменты музыкальных произведений, стихи, философские размышления, творческие работы, личные впечатления и т.д.
В результате изучения данного курса учащиеся должны
знать/понимать:
Специфику музыки как вида искусства;
Значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
Возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
Стилистические особенности русской и западноевропейской музыки;
уметь: Эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
Выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
Выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
Устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;
Выражать свои личные музыкальные впечатления в форме устных выступлений и высказываний.
Учебно-тематический план курса Музыка в формировании духовной культуры человека

Тема урока
Кол-во часов

I.
Введение
1 ч.

1
Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности
1 ч.

II.
Отражение вечных проблем жизни в музыкальном искусстве
4 ч.

2
Философское размышление о жизни в музыке И.С. Баха
1 ч.

3
Отражение темы жизни и смерти в музыкальном искусстве
1 ч.

4
Противопоставление личности и общества, иллюзии и реальности в музыке романтиков
1 ч.

5
Интерпретация темы любви и ненависти в произведениях У. Шекспира, С.С. Прокофьева и П.И. Чайковского
1 ч.

III.
Своеобразие видения картины мира в музыкальных культурах Запада и Востока
6 ч.

6
Русская духовная музыка в храмовом синтезе искусств
1 ч.

7
Золотой век русского искусства
1 ч.

8
А.С. Пушкин и русская музыка
1 ч.

9
Поиски нового видения мира и стилевое многообразие музыки XX века
1 ч.

10-11
Западная музыкальная культура
2 ч.

IV
Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусств
5 ч.

12
Единство и специфика музыкального и изобразительного искусства
1 ч.

13
Родство лирических образов русских композиторов и художников
1 ч.

14
Роль музыки в театральном искусстве
1 ч.

15
Роль музыки в киноискусстве
1 ч.

16
Обобщающий урок
1 ч.

Итого
16 ч.

Содержание курса “Музыка в формировании духовной культуры человека”

Тема урока
Содержание урока
Музыкальный материал

I. Введение

1
Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности
Искусство как специфическая форма отражения и обобщения действительности в художественных образах.
Многофункциональность музыки как социального вида искусства.
Воздействие музыки на внутренний мир человека.
Роль музыкального искусства в жизни современного человека.
1.Чайковский П.И. Концерт №1 для фортепиано с оркестром.2.Глюк Х. Мелодия из оперы Орфей и Эвридика.3.Бах И.С. Шутка.

2
Философское размышление о жизни в музыке И.С. Баха.
Нравственно-эстетические темы музыки Баха И.С.: сила и красота человеческого духа и разума, сопереживание и сострадание человеку.
Мир образов музыки Баха И.С.
1.Вокально-инструментальные произведения: ария альта Аgnus Dei, Kyrie eleison из Мессы си минор.2.Органные произведения:

Токката и фуга ре минор, органные прелюдии.3.Оркестровые произведения:

Бранденбургский концерт №1.4.Клавирные призведения:

Прелюдия и фуга до мажор из Хорошо темперированного клавира.

3
Отражение темы жизни и смерти в музыке.
Особенности жанра Реквиема.
Трагический конфликт жизни и смерти, человека и судьбы.
Музыкальные каноны жанра заупокойной мессы в музыке В.А. Моцарта.
Светский характер музыки Д. Верди.
Характеристика музыкальных образов: грозной, неумолимой силы судьбы и страдающего человечества (Dies irаe и Lacrimosa).
Современные трактовки жанра Реквиема:

Б. Бриттена, Д.Б. Кабалевского
1.В.А.Моцарт Реквием: Dies irаe и Lacrimosa.2.Д.Верди Реквием: Dies irаe и Lacrimosa.3.Д.Б.Кабалевский Реквием:

Наши дети, Помните!.

4
Противопоставление личности и общества, иллюзии и реальности в музыке романтиков.
Разочарование в идеалах эпохи Просвещения, стремление к раскрепощению духовных сил человека, к высшим законам справедливости.
Трагический конфликт между героем и окружающей его средой.
Раскрытие духовного мира человека, обращение к лирико-психологическим образам, тема лирической исповеди.
Творчество одного из композиторов по выбору:

1.Шопен Ф. Революционный этюд, Прелюдия № 24 ре минор.2.Шуман Р. Пьесы из цикла Карнавал - Эвсебий и Флорестан, Шопен и Паганини, Киарина и Эстрелла.3.Шуберт Ф. В путь, Мельник и ручей из вокального цикла Прекрасная мельничиха;

Шарманщик, Ворон из вокального цикла Зимний путь.

5
Интерпретация темы любви и ненависти в произведениях У. Шекспира, С.С. Прокофьева и П.И. Чайковского.
Трагедия Шекспира - гимн торжествующей любви.
Воплощение бессмертного сюжета в музыке (Г. Берлиоз, Ш. Гуно, П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев).
Темы-лейтмотивы увертюры-фантазии П.И. Чайковского.
Музыкальные характеристики героев балета С.С. Прокофьева.
Сравнение трактовок и музыкального языка Прокофьева и Чайковского.
1.П.И.Чайковский.
Увертюра-фантазия Ромео и Джульетта.2.С.С.Прокофьев.
Отрывки из балета Ромео и Джульетта.

III. Своеобразие видения картины мира в музыкальных культурах Запада и Востока

6
Русская духовная музыка в храмовом синтезе искусств.
Храмовое действо как синтез искусств.
Понятие духовной музыки.
Творцы духовных произведений.
Характерные черты духовной музыки.
Основные жанры духовной музыки: всенощная, литургия, духовный концерт
1.Греческий распев XVII века Богородице Дево, радуйся.2.Рахманинов С.В. Богородице Дево, радуйся, Херувимская.3.Духовные концерты Березовского М.С., Бортнянского Д.С.4.В. Гаврилин Молитва из симфонии-действа Перезвоны. 7
Золотой век русского искусства.
Русская музыка начала 19 века.
Творческое содружество Могучая кучка, характеристика идейных принципов – художественная правда, красота, народность.
Расцвет реализма в русской музыке 19 века (на примере творчества русских композиторов:

Бородина А.П., Римского-Корсакова Н.А., Мусоргского М.П., Чайковского П.И.)
Музыкальные произведения Бородина А.П., Римского-Корсакова Н.А., Мусоргского М.П., Чайковского П.И. 8
А.С. Пушкин и русская музыка.
Музыкальность и образность поэтического языка А.С. Пушкина.
Вечные темы в творчестве А.С. Пушкина.
Воплощение сюжетов А.С. Пушкина в музыке М.И. Глинки, Чайковского П.И., Римского-Корсакова Н.А., Мусоргского М.П., Свиридова Г.В.
Музыка на сюжеты литературных произведений А.С. Пушкина:отрывки из опер Чайковского П.И. Евгений Онегин, Пиковая дама, из оперы Римского-Корсакова Н.А. Золотой петушок, из оперы Мусоргского М.П. Борис Годунов.
Свиридов Г.В. Романсы из цикла Пушкинский венок.
Романсы Глинки М.И., Чайковского П.И. 9
Поиски нового видения мира и стилевое многообразие музыки XX века.
Традиции и новаторство в музыкальном искусстве XX века.
Музыкальный язык современности.
Творчество Свиридова Г.В., Гаврилина В., Шнитке А., Щедрина Р.
Гаврилин В. Симфония-действо Перезвоны.
Свиридов Г. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина Метель.
Шнитке А. Concerto grosso №1, Поток. 10-11
Западная музыкальная культура.
Стилистические особенности западноевропейской музыки.
Музыкальное путешествие по стилям и направлениям:
 Эпоха Барокко (Бах, Вивальди);
 Венская классическая школа (Гайдн, Моцарт, Бетховен);
 Романтизм (Шопен, Лист, Шуман);
 Импрессионизм (Дебюсси, Равель).
Фрагменты музыкальных произведений по выбору:

Бах И.С. Произведения по выбору.
Вивальди А. Времена года.
Альбиони Т. Адажио.
Боккерини Л. Менуэт.
Гайдн Й. Симфония № 103.Моцарт В. Симфония № 40, Маленькая ночная серенада.
Бетховен Л. Симфония № 9, 4 часть Ода к радости, К Элизе.
Дебюсси К. Море, Девушка с волосами цвета льна, Лунный свет. IV. Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусств

12
Единство и специфика музыкального и изобразительного искусства.
Ассоциативные связи различных видов искусства.
Истоки синкретизма видов искусств в эпоху первобытности.
Виды ассоциативных связей:
 По принадлежности к исторической эпохе;
 По жанровой принадлежности;
 По образному единству;
 По личным аналогиям и т.д.
Выразительные средства музыкального и изобразительного языка.
Дебюсси К. Лунный свет, Облака, Прелюдии - картины художников-импрессионистов.
Римский-Корсаков Н.А. Шехеразада, вступление к опере Садко - картины художников-маринистов. 13
Родство лирических образов русских композиторов и художников.
Художественный образ как средство отражения жизни и внутреннего мира творца.
Тайны художественного образа: условность, абстрактность, обобщенность.
Образы природы и России в творчестве русских художников и музыкантов.
Чайковский П.И. Цикл Времена года.
Рахманинов С.В. Прелюдии и Этюды-картины.
Картины русских художников Левитана И.И., Саврасова А.К., Шишкина И.И., Куинджи А.И. 14
Роль музыки в театральном искусстве.
Синтетические жанры оперы и балета.
Особенности оперы и балета как театрального жанра.
Истоки возникновения и история развития жанра оперы.
Основные жанры и элементы классического танца.
Особенности современного балета.
Чайковский П.И. Отрывки из опер Евгений Онегин или Пиковая дама, балета Лебединое озеро.
Щедрин Р. Отрывки из балета Конек-Горбунок. 15
Роль музыки в киноискусстве.
Синтетическая природа современных экранных искусств.
История кинематографа.,br>Роль музыки в немом кино.
Особенности создания музыки к кинофильмам.
Музыка – полноценный компонент драматургии фильма.
Прокофьев С.С. Музыка к кинофильму Александр Невский.
Петров А.П. Музыка к кинофильму Жестокий романс.
Музыка Дунаевского М., Доги Е. к кинофильмам 16
Обобщающий урок.
Защита рефератов и проектных заданий.
&nsbsp;