• Название:

    Остап Бендер

  • Размер: 0.04 Мб
  • Формат: DOC
  • или



Остап Бендер — главный герой романов Ильи Ильфа и Евгения Петрова Двенадцать стульев и Золотой телёнок, великий комбинатор, знавший четыреста сравнительно честных способов отъёма денег.
Один из самых популярных героев плутовского романа в отечественной литературе.
В романе Золотой телёнок (с намёком на турецкое подданство его отца) также именован как Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-Бей, Бендер-Задунайский, Остап Ибрагимович.
Биография
Жизнь Бендера до 1927 года Прошлое Остапа весьма туманно.
Авторами романов его прошлое упоминается вскользь:

Из своей биографии он обычно сообщал только одну подробность:

Мой папа, — говорил он, — был турецко-подданный
По одной из версий, упоминание о турецком подданстве отца и отчество Ибрагимович не указывают на этническую связь с Турцией. (Комментарии М. Одесского и Д. Фельдмана) Современники видели намёк на то, отец Бендера жил в Одессе, где многие евреи-коммерсанты принимали турецкое подданство, чтобы их дети могли обойти ряд дискриминационных законоположений, связанных с конфессиональной принадлежностью, и заодно получить основания для освобождения от воинской повинности.
Имя отца Ибрагим, как известно, является арабской формой имени Авраам.
По другой версии Ильф и Петров намеренно дали Бендеру интернациональное (украинско-молдавско-турецкое) имя как раз для того, чтобы исключить указанные выше толкования и подчеркнуть универсальность, всеобщность этой личности.
Как известно, Одесса — город интернациональный, каким был и состав авторов Двенадцати стульев и Золотого теленка.
Очевидно, что Бендер учился в гимназии, так как он однажды припоминал латинские слова-исключения, зазубренные там (роман Золотой телёнок, гл.
XVII).
Кроме того, в том же романе (гл.
XIII), на упоминание Васисуалием Лоханкиным о сермяжной правде жизни, Остап Бендер со знанием дела замечает:

Сермяжная?.. Она же посконная, домотканая и кондовая? Так, так.
В общем, скажите, из какого класса гимназии вас вытурили за неуспешность? Из шестого? … Значит, до физики Краевича вы не дошли?
Известно, что он в 1922 году сидел в Таганской тюрьме, где его увидел Яков Менелаевич, администратор театра Колумб, сидевший там же по пустяковому делу. (Роман Двенадцать стульев, гл.
XXX В театре Колумба.)
Кроме того, Остап по крайней мере один раз был в Средней Азии до 1930 года.
Двенадцать стульев В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошёл молодой человек лет двадцати восьми.
За ним бежал беспризорный.
Так в романе впервые появляется великий комбинатор.
По мнению ряда комментаторов романа (в частности, М. Одесского и Д. Фельдмана), описание свидетельствует о том, что в Старгород вошёл заключенный, неоднократно судимый и совсем недавно освободившийся, то есть преступник-рецидивист (мошенник, т.к. сразу после освобождения строит планы, связанные с мошенничеством).
В самом деле, бездомный бродяга, не имеющий холодной весной (лед на лужах) ни пальто, ни носков, но путешествует в модном костюме и щегольской обуви:

У него не было даже пальто.
В город молодой человек вошёл в зелёном, узком, в талию, костюме.
Зато для рецидивиста тут нет ничего необычного.
Квартиры у него нет и быть не должно — советским законодательством предусматривалось, что осуждённые к лишению свободы лишались права на занимаемую жилую площадь.
Значит, бездомным он стал уже после первого срока, вернуться было некуда, и гардероб хранить ему было негде.
Если молодого человека лет двадцати восьми арестовали до наступления холодов, то пальто он не носил.
Туфли и костюм Бендер сохранил, поскольку их отобрали после вынесения приговора и вернули при освобождении, носки же и белье, которые арестантам оставляли, изветшали.
Аферы Живость характера и любовь к денежным знакам позволяли Остапу проводить довольно остроумные аферы, жертвами которых становились большие группы людей одновременно.
Так, в приволжском городке Васюках Остапу удалось выдать себя за международного гроссмейстера по шахматам, дающего сеанс одновременной игры в местной шахматной секции (которая с лёгкой руки Остапа была переименована в Клуб четырёх коней) и убедившего наивных провинциалов в реальности организации Международного Васюкинского турнира 1927 года, на котором должны были встретиться сильнейшие шахматисты современности.
А после проведения турнира Васюки с передовой идеей шахматной мысли должны были стать новой столицей РСФСР (Нью-Москва), а впоследствии — и всего мира.
Эту аферу Бендера часто вспоминали во время проведения Олимпийских игр 1980 года.
Убийство и воскрешение героя Согласно истории, рассказанной самими Ильфом и Петровым, к концу написания Двенадцати стульев возник вопрос об эффектной концовке.
Между соавторами возник спор, убивать ли Остапа или оставить в живых.
В конце концов, решили положиться на жребий.
В сахарницу положили две бумажки, на одной из которых был нарисован череп с костями.
Выпал череп — и через тридцать минут великого комбинатора не стало.
Есть версия, что это всего лишь шутка авторов.
По этой версии сюжетная основа Двенадцати стульев была взята из рассказа А.Конан-Дойля Шесть Наполеонов, в котором драгоценный камень был спрятан в одном из гипсовых бюстиков Наполеона.
За бюстиками охотилось двое преступников, один из которых в конце концов был прирезан бритвой своим сообщником.
В романе Золотой телёнок Остап воскрес.
В Двенадцати стульях он был двадцатисемилетним, а в Золотом телёнке — тридцатитрёхлетним.
Шрам на шее, описанный авторами, говорит о том, что студент Иванопуло вернулся домой достаточно вовремя для того, чтобы хирурги смогли спасти мою молодую жизнь.
В конце Золотого телёнка Остап был ограблен румынскими стражниками при переходе границы.
Золотой телёнок По мнению комментатора Даниэля Клугера, структура Золотого телёнка представляет собой классический детектив, элементы которого пародируются.
Вся дилогия представляет собой биографию авантюриста, который поначалу был уголовником, а затем стал сыщиком, своего рода подпольным советским Видоком или Арсеном Люпеном.
Действия Остапа Бендера в первой части его биографии (12 стульев) легко подпадают под соответствующие статьи Уголовного кодекса, в то время как во второй части — Золотом телёнке — он, по сути, расследует преступление.
Подобная двойственность героя вполне в духе классического детектива.
По другой версии оба романа представляют сборники фельетонов, весьма условно объединенных общей сюжетной линией.
Любой из фельетонов может быть изъят и заменён другим, без особого ущерба для развития сюжета.
Кроме того, большинство современных комментаторов слабо знакомы с произведениями литературы того времени и не могут опознать многочисленные, сугубо пародийные вставки, в текст романа (например, в тексте Золотого телёнка существует пародия на Смерть Вазир-Мухтара Ю. Тынянова).

Образ Бендера в романах
Можно заметить, что образы Бендера в романах Двенадцать стульев и Золотой теленок довольно сильно отличаются.
В Двенадцати стульях его образ достаточно схематичен, фактически это условный персонаж.
Он практически не совершает ошибок, всё ему дается удивительно легко.
В Золотом теленке образ Бендера более глубок, в нём уже можно почувствовать живого человека, со всеми его болями, радостями и мечтами.
Возможные прототипы Остапа Бендера
Остап (Осип) Беньяминович Шор.
Осип Шор родился (30 мая 1899) и вырос в г.
Никополе.
Теперь здесь каждый год местными энтузиастами проводится День авантюриста, посвящённый этому событию.
Например, проводится конкурс по перепиливанию гирь.
Некоторые исследователи считают, что в образе Бендера воплотились характеры и трёх его создателей (включая Катаева).
От Катаева взяты черты наглого провинциала, от Петрова — неисчерпаемая страсть к шуточкам, от Ильфа — скепсис и элементы разочарованности.
Таким образом, Бендер уникален тем, что в его характере, как в калейдоскопе, проворачиваются характеры трёх совершенно разных лиц, что придаёт ему незаурядную художественную глубину.