• Название:

    Задача. Состав элементов отображения задач и шл...

  • Размер: 0.07 Мб
  • Формат: DOC
  • или



17. Задача.
Состав элементов отображения задач и шлюзов в языке расширения BPMN.
Задача является элементарным действием, входящим в Процесс.
Задача изображается в виде прямоугольника с закругленными углами (см. рис. 6).

Рис. 9 – Графический Элемент Задача
Задача может помечаться маркером, который вносит дополнительный смысл в ее содержание.
BPMN различает три типа маркеров Задачи:

Маркер Цикла (Loop Marker), Многоэкземплярный Маркер (Multiple Instance Marker), а также Маркер Компенсации (Compensation Marker).
Задача может содержать от одного до двух вышеуказанных Маркеров (см. рис. 10).

А) Маркер цикла
Б) Многоэкземплярный маркер
В) Маркер компенсации

Рис. 10 – Маркеры задачи

Помимо указанных типов Задач, в BPMN существуют другие их типы, цель которых заключается в различении поведения, присущего Задачам.

Сервисная задача (Service Task)
Сервисная задача представляет собой Задачу, предназначенную для оказания услуги, которая может являться как веб-сервисом (Web service), так и автоматизированным приложением.

Получение сообщений (Receive Task)
Получение сообщений представляет собой Задачу, суть которой заключается в ожидании сообщения, которое должно поступить от внешнего участника Процесса (имеющего отношение к данному бизнес-процессу).
Задача считается выполненной в случае, если сообщение было получено хотя бы один раз.

Отправка сообщений (Send Task)
Отправка сообщений представляет собой Задачу, суть которой заключается в отправке сообщения внешнему участнику Процесса (имеющему отношение к данному бизнес-процессу).
Задача считается выполненной в случае, если сообщение было отправлено хотя бы один раз.

Пользовательская задача (User Task)
Пользовательская задача представляет собой задачу, типичную для технологического процесса, где человек участвует в качестве исполнителя и выполняет Задачи с помощью программного обеспечения.
Для выполнения Задачи каждый человек назначается каким-либо администратором Задач.

Ручное выполнение (Manual Task)
Ручное выполнение представляет собой задачу, выполнение которой предусматривается без помощи механизма выполнения бизнес-процесса или какого-либо приложения.
Примером такого типа задачи может служить монтажник, устанавливающий телефон в местонахождении клиента.

В зависимости от типа задачи к ее графическому изображению добавляется маркер определенного типа.
Примеры различных видов задач в Web Sphere Business Modeler (рис. 11):

Общее представление задачи
Неавтоматизированная задача или Ручное выполнение
Задача бизнес-правил

Рис. 11 – Виды задач в Web Sphere Business Modeler Advanced

Шлюзы

Шлюзы используются для контроля расхождений и схождений потока операций.
Термин шлюз подразумевает пропускное устройство, которое либо позволяет осуществлять переход через шлюз, либо нет.
При детальном рассмотрении шлюз представляет собой совокупность входов и выходов (Gates).
Существует несколько видов Шлюзов, поведение каждого из которых определяет, как много Выходов будет использовано для продолжения хода Потока операций.
Для каждого Исходящего потока операций, относящегося к Шлюзу, будет задействован один Вход и один Выход.
Графический элемент Шлюза представляет собой небольшой ромб (рис.12), используемый во многих нотациях схем производственных процессов для изображения ветвления и знакомый большинству инструментов моделирования.

Рис. 12 – Шлюз

Примечание:

Несмотря на то, что Шлюз представляет собой ромб, Входящие и Исходящие потоки операций могут присоединяться к любой точке границы ромба, а не только к его углам.
Все Шлюзы могут иметь индикаторы или маркеры, расположенные внутри графического элемента, и указывающие на то, какой тип имеет тот или иной используемый Шлюз.

1.3.1. Эксклюзивные шлюзы (ИЛИ) – Exclusive Gates (XOR)
Эксклюзивные Шлюзы (Условия) включаются в состав бизнес-процесса, в котором Поток операций может идти по двум или более альтернативным маршрутам, что в действительности является разделением хода Процесса.
Для данного экземпляра Процесса может быть выбран лишь один из предложенных маршрутов.
Эксклюзивное условие может быть соединено с двумя и более исходящими потоками операций, однако в ходе выполнения процесса может быть выбран лишь один из них (рис. 13).

Рис. 13 – Эксклюзивный шлюз без маркера Рис. 14 – Эксклюзивный шлюз с маркером

Один из Выходов может быть маркирован по умолчанию (или иначе) и является в таком случае последними.
Это означает, что если не выбран ни один из Выходов, то Поток операций пойдет по Выходу, установленному по умолчанию.
Эксклюзивные Шлюзы могут также использоваться для объединения альтернативных Потоков операций, несмотря на то, что инструменты моделирования используют данные Шлюзы в таком качестве достаточно редко.
Объединяющее поведение Шлюза может быть смоделировано наподобие рис.16. Рисунки 16 и 17 являются одинаковыми при наличии альтернативных Входящих потоков операций.

Рис. 16 – Эксклюзивное слияние

Рис.17 – Неконтролируемое слияние потоков операций
1.3.2. Параллельный шлюз (И) – Parallel Gateway (AND)
Параллельный Шлюз представляет собой механизм для синхронизации параллельных Потоков операций.
Параллельный Шлюз ДОЛЖЕН иметь маркер, изображающийся в виде знака + и помещенный в графический элемент Шлюза (см. рис.18), для того, чтобы без труда отличить данный вид Шлюзов от других.
Параллельные Шлюзы используются для синхронизации параллельных маршрутов.
Параллельность данного типа шлюзов заключается в следующем: должны быть выбраны все входы.

Рис. 18 – Параллельный шлюз

Рис.19 – Объединение параллельных маршрутов