• Название:

    Может ли Бог создать камень, который не поднимет?

  • Размер: 0.03 Мб
  • Формат: DOC
  • или



Айдын Али-заде
Может ли Бог создать камень, который сам не сможет поднять?

Есть такой парадокс всемогущества, более известный как каменный парадокс:

Может ли Бог создать камень, который сам не сможет поднять?. С одной стороны это парадокс, если рассуждать человеческими категориями.
Однако, нельзя забывать о том, что Бог все же не человек.
Поэтому применять к нему человеческие понятия и категории нельзя.
Если подходить к вопросу с такой позиции, то этот парадокс перестает быть парадоксом.
Ведь если Бог признается Творцом и Распорядителем всего мироздания, то это уместить в человеческое сознание невозможно.
Например, как одновременно можно контролировать и движение планет, и геологические процессы, и судьбы людей, и функции каждой живой клетки и т.д.? Можно ли это понять разумом? Разумеется нет.
Поэтому мы можем констатировать тот факт, что допуская существование Бога, мы не можем относить к нему всех мыслимых человеком категорий.
В традиционном богословии, а также философии есть понятиеапофатики (отрицательного богословия)-негативного пути познания Бога.
Это понятие возникло еще в античности, когда греческие мыслители протестовали против многочисленных богов и наделения их мирскими чертами.
Но потом апофатика нашла отражение в христианском и мусульманском богословии.
Один из видных богословов раннего Христианства Климент Александрийскийговорил о невозможности какого-либо знания о Боге.
Поэтому примеры из тварного мира не могут быть определением для его сущности.
По его мнению, Бог абсолютно непостижим для сознания человека.
А все его атрибуты - как Господь, Творец и т.д. отражают лишь человеческое понимание непостижимого величия.
Ведь человек должен как-то называть то или иное явление.
Другой видный деятель раннего Христианства Ориген Александрийскийже считал, что Бог непостижим не по своей природе, а только из-за ограниченности нашего разума.
Поэтому для постижения настоящей сущности Бога нужно отказываться от всего, что препятствует нашему восприятию Его.
Это препятствие и есть все материальное, к чему привязан человек.
Если материальное последовательно отбросить и вести аскетический образ жизни, то немногие люди могут подойти к правильному пониманию Божьей сущности.
А в еще одном раннехристианском трактате О Божественных именах(Псевдо) Дионисия Ареопагита, отрицаются подходы Оригена и настаивается на категорической невозможности постижения Бога.
Однако, в то же время, в отличие от Климента, (Псевдо) Дионисий настаивал на реальном значении Божественных имен, так как сотворенное свидетельствует о своем Творце.
Противоположностью апофатики являетсякатафатика или позитивное богословие.
Ее суть заключается впонимании сущности Бога по аналогии с тварным мироми подведение через это доказательств Божьего существования.
ВКоране и хадисахтакже естьаяты и хадисы апофатического содержания(в которых содержатся смыслы того, что Бог абсолютно не постижим для человека).
Но естьаяты и хадисы катафатического содержания(когда по аналогии с Божьим творением предписывается задуматься о бытии Божьем).
Проблема реальности имен Божьих стала особо актуальной в мусульманском богословии.
Мутазилиты принимали апофатический путь и отказывались относить имена Божьи - как Милосердный, Милостивый, Щедрый и т.д. - к сущности Божьей, так как они считали ее не постижимой.
Для мутазилитов, как и для Климента эти имена лишь обозначения того, что человек не может постигнуть, но не суть Божья.
Против мутазилитов выступили ортодоксы, которые настаивали на реальности имен Божьих.
Однако и они соглашались, что реальность этих имен не означает того, что они могут быть поняты человеком полностью.
Но допускали аналогию с тварным миром.
Таким образом, если подходить к поставленному в заглавии вопросу катафатически, то парадокс "поднятия камня Богом" не решается.
Зато он решается при апофатическом подходе.
В то же время, если последовательно идти путем апофатики (то есть отрицания любых аналогий с Богом в тварном мире), то тогда логически ставится под сомнение его существование.
Именно поэтому и существует положительная (катафатическая) теология.
Однако, если идти последовательно путем катафатики, то тогда можно растворить Бога в мире и видеть во всем проявления Бога, что равносильно гиллозоизму и пантеизму.
Растворение Бога в тварном мире тоже приводит к тому, что он перестает существовать.
Поэтому ортодоксальные богословы всегда занимают позицию среднюю между ними.