• Название:

    Леванов "Зрители" (пьеса)

  • Размер: 0.19 Мб
  • Формат: DOC
  • или



Вадим Леванов

Зрители
пьеса в трех действиях без антракта

посвящается Владимиру Захарову

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Полутемно.
Звучит музыка.
Входит Мужчина в темных очках.
В руках у него раскрытый зонт, саквояж.

МУЖЧИНА В ТЕМНЫХ ОЧКАХ. Сегодня идет дождь (Складывает зонт.) Единственное, что можно сказать с определенностью.

Входят Парень и Девушка; оба едят мороженое.

ДЕВУШКА. И что дальше?
ПАРЕНЬ. Все.
Уже можно смеяться.
ДЕВУШКА. Ха! Ха! Ха! Какая жара на улице – сдохнуть можно.
Парень.
Кошка поймала мышку.
Спрашивает:

Мышка, мышка, жить хочешь? С кем, кошечка? (Оба смеются.)

Входят Женщина с золотыми зубами и Ее Муж.

Женщина с золотыми зубами.
Какой там ливень! Град просто! Я говорила надо взять зонт!
МУЖ. Контролеров нет.
Странно.
Женщина с золотыми зубами.
Не в трамвае.

Входит Женщина в боа.

ЖЕНЩИНА В БОА (Мужу) Это здесь будет спектакль?
МУЖ. Вроде.

Входят Интеллектуалка и Интеллектуал.

ИНТЕЛЛЕТУАЛ. Я страдаю от солярного голодания.
Отсутствие солнца подавляет мою энергетику.
ИНТЕЛЛЕТУАЛКА. Шнайдер очень хвалил этот театр, но я, честно говоря, сильно сомневаюсь.
Подвальное искусство – это что-то в высшей степени суррогатное.

По мере появления действующих лиц прибавляется свет и становится видно несколько рядов неудобных жестких кресел, с откидными громко хлопающими, обшарпанными сиденьями; проход слева, посередине которого дверь.
Через нее все и попадают в зрительный зал, какие бывают в клубах 2-ой и 3-ей категории, при малых сценах провинциальных академических театров, в подвалах экспериментальных театров-студий.

МУЖ. В театре, я считаю, обязательно должны быть буфет, гардероб, контролеры и еще этот… Перерыв в общем.
Женщина с золотыми зубами.
Больше ничего не хочешь?
МУЖ. Больше, я считаю, ничего и не надо.
ИНТЕЛЛЕТУАЛКА (осматриваясь).
Конечно, Шнайдеру, с его тягой к маргинальности, все это должно нравится.
ИНТЕЛЛЕТУАЛ. Он никогда не производил впечатления умного человека.
В нем всегда было нечто патологическое.

Интеллектуалка и Интеллектуал проходят, садятся.

ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Какие у нас места?
муж (изучает билеты).
Двенадцатое.
И тринадцатое.
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Ты специально такие купил? Идиотство! Я на тринадцатом месте нее сяду! Понял?!
МУЖ. Я сяду, я! Знаешь как мне эти билеты достались?

Женщина с золотыми зубами и ее Муж занимают свои места.
Женщина в боа, долго выбиравшая себе место, тоже садится.
Садятся и Парень с Девушкой; они доедают свое мороженое, громко смеются, оживленно переговариваются.
Входит Гражданин, тщательно отряхивается от снега, рассматривает свой билет, проходит по рядам, сверяя билет с их нумерацией, останавливается возле Девушки.

ГРАЖДАНИН (заглядывает за спинки кресел).
Кхм! Молодые люди, вы на своих местах сидите?

Парень и девушка не реагируют.

Кхм! Предъявите ваши билеты!
ДЕВУШКА. А люстру тебе не качнуть, кондуктор?
ГРАЖДАНИН. Молодые люди! Вы занимаете не свои места! У меня билет! (Демонстрирует.) Вот на это место! (Показывает.)
ДЕВУШКА. Ну-ка, ну-ка! (Выхватывает билет из рук Гражданина.) Билет! На это вот самое?!.. (Кладет билет в рот, жует.)

У Гражданина отвисает челюсть.

Он же счастливый! Ты все равно не съел бы! А мне надо! Очень!
ГРАЖДАНИН (негодующе).
Потрудитесь освободить мое место!
ДЕВУШКА. За-му-ча-ешься! Знаешь, как пишется?
ПАРЕНЬ. Мест мало что ли? Весь зал пустой!
ДЕВУШКА (Парню).
Вставай! Уступи товарищу дяде место! Тебя не учили уступать место старшим?
ПАРЕНЬ. По званию.
И беременным женщинам. (Перешагивает через ряд, помогает перебраться Девушке;

Гражданину.) Завтра рубль принесешь. (Усевшись;

Гражданину.) Хорошо видно?
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Кошмар! Как в кино пришли!
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. Думаешь они будут смотреть?
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Кругом одно хулиганье!
МУЖ (глядя на Женщину в боа).
Да… Ничего себе… Вполне…
ИНТЕЛЛЕКУАЛКА. Какое все-таки хамство!

Мужчина в темных очках наконец садится.
Звучавшая все время музыка исчезает.
Закрывается занавес и тут же открывается вновь.
Все смотрят туда, где для них располагается сцена.
Продолжительная пауза.

ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Они так и будут?
МУЖ. Чего?
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Сидеть?
МУЖ. А бог его знает! А что?
Гражданин (Интеллектуалке).
У вас нет программки?
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Извините, нет.
ПАРЕНЬ (Девушке).
Пересядем?
ДЕВУШКА. Зачем?
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Нет, что, они так и будут?
МУЖ. Чего?
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Молчать!
МУЖ. А черт его знает! А что?
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Это претензия на оригинальность? Потуги на авангардизм?
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. Не думаю, что это претензия…
ГРАЖДАНИН (Женщине с золотыми зубами).
Программки у вас не будет?
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Чего?
ГРАЖДАНИН (Женщине в боа).
У вас, конечно тоже нет программки?
ЖЕНЩИНА В БОА. Какой? Коммунистической партии Монако?
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Вообще-то забавно.
Во всяком случае не обычно. (Интеллектуалу.) Не находишь?
ГРАЖДАНИН (пересаживается ближе к Женщине в боа).
Как вы думаете, здесь есть буфет?
ЖЕНЩИНА В БОА. Думаю, нет.
ГРАЖЛДАНИН. А как вы думаете, там есть шампанское?
ЖЕНЩИНА В БОА. Думаю, есть.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА (Гражданину).
Тише, пожалуйста! Вы мешаете. (Интеллектуалу.) Мне нравится, что нет слов.
Никаких пошлых, стертых, обессмысленных, девальвированных слов.
Это сюрреализм?
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. Да, постсоциалистический, естественно.
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Нет, это чего, они так и будут? (Указывает в зрительный зал.) Сидеть будут и молчать всю дорогу?
МУЖ. А чего?
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Надоело уже! Вот чего!
МУЖ. Тише ты! (Шепотом Интеллектуалу.) Скажите, а они, эти… (машет рукой в зал) так что ли и будут молчком сидеть?
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА (Мужу).
Это – сюрреализм.
Понимаете? Авангард, андерграунд.
МУЖ. А-а-а! Ясно. (Жене.) Так и будут.
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Чего?
МУЖ. Ты же сама спрашивала! Так и будут (кивает на зрительный зал) молчать и сидеть.
Авангард это.
Поняла?
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Чего?
ПАРЕНЬ (Девушке).
Пересядем, ну!
ДЕВУШКА. Не запряг.
Скажи – зачем?
ПАРЕНЬ. Слышно отсюда плохо.
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Лучше б в кино пошли!
МУЖ. Ты сама хотела.
В театр! Смотри теперь.
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Вон, глянь! (Поворачивает голову мужа.) Да не туда! Вон тот, видишь? Так на меня и пялится!
МУЖ. Как так? Как?
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Как, как! Раскакался!
МУЖ. Может так и надо? Авангард же… Сама же хотела:

В театр, в театр!
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Я ж не знала, что тут авангард этот.
А ты не мог в приличное место билеты достать! Без этого!
ГРАЖДАНИН. Почему у нас в театрах нельзя курить?
ЖЕНЩИНА В БОА. Где – у вас?
ГРАЖДАНИН. Ну, тут… в стране.
Там - пожалуйста.
Не везде, конечно.
В некоторых театрах.
На Бродвее, скажем.
А у нас? Азия!
ЖЕНЩИНА В БОА. Ты был на Бродвее?
ГРАЖДАНИН. Курить очень хочется.
ПАРЕНЬ. Пересядем? У меня есть… (Шепчет на ухо Девушке.)
ДЕВУШКА. Кайф!

Оба пересаживаются в дальний угол зала.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА (наблюдает за их перемещением).
Я не понимаю! Откуда в них это… невежество?
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ (ерзает).
Система.
Воспитание, образование… Отсутствие идеалов, забвение корней… И так далее. (Ерзает.)
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Зачем они пришли сюда? Они ничего не поймут.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. Ты думаешь другие… (ерзает) что-нибудь поймут?
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Лучше б дома остались! Видик смотреть!

Входит опоздавший.

ОПОЗДАВШИЙ (проходит, садится, Мужу).
Не началось еще? А я думал, что опоздал!
МУЖ. Уже идет.
ОПОЗДАВШИЙ. Как?! Уже? Давно?! А во сколько началось?
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА (Опоздавшему).
Тише, пожалуйста! (Интеллектуалу.) Как наша публика любит опаздывать!
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Кажется, я забыла выключить телевизор.
МУЖ. Что-о-о?!
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Кухонный телевизор.
Смотрела ритмическую гимнастику.
И забыла выключить.
Вроде…
МУЖ. Вроде – или забыла?
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Убей – не помню! Забыла… Вроде.
МУЖ. Напрягись.
Подумай! Вспомни!
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Ой! Ну не могу! Не помню! Ну!
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА (поворачивается к Женщине с золотыми зубами).
Какое хамство! Вы, наверное, не на рынке! Не у себя дома! Вы понимаете, что мешаете смотреть? наглость какая!
МУЖ. Извините.
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ (Мужу; шипит).
Чего ты извиняешься? Скажите пожалуйста! Смотреть ей помешали! Фря какая нашлась! У людей горе, может быть!
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА (тихо;

Интеллектуалу).
Быдло.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. А туда же, за духовной пищей.
ОПОЗДАВШИЙ (Гражданину).
Давно началось-то? Жалость такая! Трамваи не ходят, автобусов не дождешься! Все у нас так!
ГРАЖДАНИН (Женщине в боа).
Чем вы занимаетесь сегодня вечером?
ЖЕНЩИНА В БОА. Почему тебя это волнует?
ДЕВУШКА. А он стерильный?
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА (кивает на молодых людей).
Они там грызут семечки.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. Хорошо еще не совокупляются.
ОПОЗДАВШИЙ. Надо же! Опоздал! Черт! А мне говорили весь кайф – в начале! А потом – херотень!
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Нет, это все-таки не тривиально.
Смело даже.
Просто сидеть и смотреть!.. Как они смотрят! Видишь как смотрит вон та актриса? Какие глаза!
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. Какие?
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Наполненные! Никаких пошлых слов! Это – антипантомима.
Пришло время драматургии без слов.
Без слов и без действий.
Логическое продолжение, эволюция театра абсурда…
ОПОЗДАВШИЙ. Мне говорили весь смак – в начале.
Потом, говорят – говно, а начало классное! (Мужчине в темных очках.) Что в начале-то было, а?
МУЖЧИНА В ТЕМНЫХ ОЧКАХ (просыпаясь).
А?! Кого?! Дождь не перестал?
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ (Мужу).
Чего это вон та на тебя так вылупилась?
МУЖ. Которая? Блондинка такая крашеная? Очень даже… Бюст… Интересная… (Спохватившись.) Почему это на меня?
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Не знаю, чего на тебя все бляди кидаются, как мухи на говно.
И ты ни одной не пропустишь! Бюст, значит? Интересная? Чего она вылупилась, я спрашиваю? Чего ей надо?!
МУЖ. Тихо ты! Может так надо? Авангард – говорят тебе!
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Знаем мы этот авангард! Ты с ней спишь?! Знаешь ее? Знаешь?!
МУЖ. У тебя с головой непорядок?
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Ты тут, гад, с любовницами амуры разводишь, а я там телевизор забыла выключить! А вдруг взорвется?! Вдруг – пожар?! (Всхлипывает.)
МУЖ. Очумела совсем?! Я ее первый раз вижу! Как тебя... Как ты, то есть!
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Это ты прокурору рассказывай! Чего она тебе подмаргивает? И ты ей подмигиваешь? Договариваетесь?
МУЖ. Мне соринка в глаз!.. У меня от этой жизни, от тебя – тик лицевого нерва!
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Это ты в суде, в последнем слове говори! Ты знаешь, что у нас в стране каждые четыре минуты чего-нибудь возгорается?!
МУЖ. Ты ж сама! В театр хочу! В театр!
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Я хотела чего-нибудь стоящее поглядеть.
Про любовь.
Красивое! А это – чего?!
МУЖ. Авангард!
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Дерьмо какое-то! И народу вон в зале – шишь, да маленько.
И те – идиоты какие-то парализованные!
МУЖ. Я таких дур никогда не видел!
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Ты знаешь, что 90% пожаров случаются от возгорания телевизоров?!
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Это – иррационализм…
ГРАЖДАНИН. А что если мы с вами…
ЖЕНЩИНА В БОА. Кто это мы? (Усмехается.)
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. Здесь иная эстетика… (Ерзает.) принципиально.
ПАРЕНЬ (Девушке).
Давай ты, а потом я.
ДЕВУШКА. А если у меня СПИД?
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ (толкает мужа в бок).
Смотри, она ему в штаны лезет!
ГРАЖДАНИН (Женщине в боа).
А что если мы сейчас отправимся в буфет и постараемся найти там шампанское?.. Хотите шампанского?.. А потом мы можем прогуляться по вечерним улицам… Представьте: горят фонари, мигают неоновые огни рекламы… (Придвигается ближе.) Почти Париж!..
ЖЕНЩИНА В БОА. Знаешь, на кого ты похож? На папу карло! (Смеется.)
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ (толкает мужа в бок).
Глянь, вон еще одни тискаются! Ты меня что ли специально в этот бордель притащил?! Там горит уже, наверно, все! (Всхлипывает.)
ГРАЖДАНИН (поправляет галстук).
В самом деле, сидеть тут, в духоте, когда на улице все цветет… Смотреть эту дурацкую комедию…
ЖЕНЩИНА В БОА. Это комедия? (Смеется.)
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. У нас, между прочим, имущество не застраховано!
МУЖ. Чтоб я еще раз! С тобой! Куда-нибудь!.. Да никогда! Ни за что!
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Конечно! Я тебе мешаю со своими потаскухами перемигиваться!
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Это – иррациональный перформенс! Надреальность! Они активизируют наше подсознание.
Никакой театральщины! Отказ ото всех привычных выразительных средств.
И какая точная статика! Можно сказать, что они экзистенционально статичны!
ОПОЗДАВШИЙ (Мужчине в темных очках).
А вообще – классно.
Мне нравится.
Мне говорили, что только начало в кайф, а потом – дрянь.
А мне и это нравится. Только чего они молчком сидят? Так надо что ли?

Мужчина в темных очках не отвечает.

Вообще – жизненно.
Я тоже могу два часа сидеть, в одну точку смотреть.
И ничего мне не надо.
Я так часто на работе выключаюсь.
Постоянно… Может, это ненормально?.. болезнь такая? А?..
МУЖЧИНА В ТЕМНЫХ ОЧКАХ (проснувшись).
А? Кого?!.. Что вы сказали?.. Я эту постановку, кажется, уже видел… По телевизору наверно… (Зевает.)
ОПОЗДАВШИЙ (разочарованно).
Как? Ее разве по ящику показывали?
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА (эмоционально).
В этом что-то есть от театра кабуки.
И одновременно – от китайской оперы… Мне хочется встать, пойти туда! Соединиться! Слиться! Почувствовать себя единым организмом!..
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ (ерзает).
А мне хочется…
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Их общее биополе воздействует на коллективное бессознательное… Ты ощущаешь?..
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Не могу я больше тут сидеть! Там, наверно, одно пепелище осталось!
МУЖ. Перерыв будет – уйдем!
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. До перерыва там все угли истлеют! Сходи, будто ты в туалет захотел, позвони, пожарников вызови!
МУЖ. А если ты его выключила?!
ГРАЖДАНИН (Женщине в боа).
Вы не много потеряете, если не досмотрите до конца эту дурацкую постановку!
ЖЕНЩИНА В БОА. Слушай, папа Карло, у тебя хоть талончик трамвайный есть, до дому доехать? (Смеется.)
ГРАЖДАНИН. Вы о чем?
ЖЕНЩИНА В БОА. капуста у тебя есть? Хрустики зеленые?
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Хорошо, что слияние театрального действа с реальностью не принижено… В этом есть нечто от театра Но… Моя душа раскованна и свободна! (Интеллектуалу.) Ты ощущаешь?
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ (мрачно).
Ощущаю!
ПАРЕНЬ. Давай я.
Меня все ж таки из медучилища выгнали.
За аморалку.
ДЕВУШКА. А у меня правда СПИД.
ПАРЕНЬ. Ха-ха-ха.
Мне смешно.
Ты довольна?
Девушка.
Тебе спидометр показать?
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. А в этом есть нечто мистическое! метафизическое, инфернальное… Они напоминают медиумов, взывающих к нашим душам!.. Может, они медитируют и воздействуют на наш интеллект, на наши астральные тела? Я хочу туда к ним! Может быть, смысл этого Действа заключается в том, чтобы мы в какой-то момент времени перестали быть просто зрителями?.. В Африке, в лесото, есть театр Капля дождя, там актеры только начинают действие, а потом его подхватывают, продолжают зрители… Мы должны войти в эту статичную, сочиненную кем-то жизнь… войти как в воду… Должны сделать эту пьесу – своей жизнью, а свою жалкую жизнь – не пьесой! Нужно выйти на эту сцену и ощутить дыхание вечности и смерти!!! (Интеллектуалу.) ты ощущаешь катарсис?!!
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ (отчаянно ерзает).
Ощущаю!
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Это – мистерия!!!
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ (не выдерживает).
Извини! Мне нужно… выйти! Понимаешь?!.. Выйти! (Встает, устремляется к выходу.)
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Видишь? (Указывает на Интеллектуала.) выходят люди! Или тебе твоя актрисулька дороже? Все эти артистки – шлюхи, не зря про них говорят! Я сама пойду! Одна! (встает, направляется к выходу.)
Муж.
На ком я женат! (следует за женщиной с золотыми зубами.)
ЖЕНЩИНА в боа (Гражданину).
Я таких как ты за километр чую! Вот этим местом. (Показывает.) насквозь вижу.
У меня даже кличка была – Рентген! У тебя же все на твоей гнусной роже написано: в кармане рубля россыпью не наберется, от алиментов скрываешься!
ГРАЖДАНИН. Я не… Вы не…
ЖЕНЩИНА В БОА. Скажешь не ты по клубам Кому за… шляешься?! Баб, у которых зубы сводит цеплять?! Папа Карло!
ДЕВУШКА (Молодому человеку).
Что ты на меня смотришь? Не в музее! А у тебя есть справка, что РВ – отрицательное?!
ОПОЗДАВШИЙ (Мужчине в темных очках).
Во сколько кончится, интересно? Часа полтора будет идти? Я вот везде всегда опаздываю… А почему? Из-за транспорта! У нас автобусы до половины первого ходят.
Но это – теоретически! А после одиннадцати – не дождешься! У нас все так! И такси не поймаешь! Совдепия – одно слово! Ты спишь? Эй!

Мужчина в темных очках не отвечает.
Женщина с золотыми зубами и ее муж добрались до выхода, возле которого топчется интеллектуал безуспешно пытаясь открыть дверь.

Интеллектуал.
Что такое? В чем дело? (Тихонько стучит.) Откройте, пожалуйста! Мне нужно выйти. (мужу.) Ничего не понимаю! Заперто!..
Муж (Женщине с золотыми зубами, прочти злорадно).
Заперто! Видишь!
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Почему еще?
МУЖ. Перерыв будет, – откроют.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. Антракт, хотите сказать? Кажется, спектакль без антракта…
МУЖ. Не может быть! В театре должен быть гардероб, буфет и перерыв.
Обязательно.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ (Мужу) С чего вы взяли?
МУЖ. А как же! Обязательно!
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ (стучит).
Мне очень нужно выйти! Откройте, пожалуйста! Будьте любезны!
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. И нам! И нам тоже срочно!
ПАРЕНЬ. Даже доктор Айболит не излечит вирус СПИД.
ДЕВУШКА. Сам придумал?
ЖЕНЩИНА В БОА. Папа Карло… Ничего что я тебя так называю?.. Ой, ну не смотри так, будто в дерьмо вляпался!
ОПОЗДАВШИЙ (Интеллектуалке).
Интересно, а конец будет интересный? Мне говорили, что начало клевое, а про конец – не говорили.
Наверно досидеть никто не мог. (мужчине в темных очках.) Алло! Ты спишь? Ты живой вообще? А?!
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА (взволнованно).
А может они!..
ОПОЗДАВШИЙ. Кто?
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Они! (жест в сторону зрительного зала.) Они! Актеры… Эти статисты там… (Опоздавшему.) Вам не кажется, что они… не живые!
ОПОЗДАВШИЙ. Кто?
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Это – трупы…
ОПОЗДАВШИЙ. Кто?!
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Мертвые тела…
ОПОЗДАВШИЙ. Где?!
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Нет, конечно не в буквальном смысле… Они – марионетки, бутафория, муляжи, восковые фигуры, манекены… Театр Дзерури… Театр кукол, понимаете? Они начинены электроникой, управляются компьютером… Они как зомби, как роботы…
Опоздавший.
Где?
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ (нервничает).
Откройте! Что вы там с ума что ли посходили?! Прочему вы нас заперли? (стучит.) Откройте сейчас же! Выпустите меня отсюда! Немедленно!
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. И нас! И нас – немедленно!
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА (Опоздавшему, вдохновенно).
В зрительном зале определенное количество зрителей.
Это локальное число зрителей, которое тотально можно вовлечь в это сакральное действо! Перевернуть им душу! Вывернуть наизнанку, словно перчатку, со всеми ее мерзкими сокровенными внутренностями, от которых смердит! Вытрясти ее, как грязный коврик! Заставить физически ощутить катарсис! Тотальный театр!.. Представьте себе спектакль, на котором будет только один, всего один зритель! Специально – один! Представьте себе, что будет он ощущать!.. Анти-театр…
ОПОЗДАВШИЙ. Тут вон этот в очках подозрительный какой-то… (Мужчине в темных очках.) Эй! Алло! Земляк! Ты спишь? Ты живой вообще? Может, он уже того… это…
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Что?
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ (истерично, колотит в дверь).
Откройте немедленно! Это хамство! Я требую, чтобы меня немедленно выпустили отсюда!!
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. И нас – немедленно!
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. Хамы! Быдло! Выпустите меня!!!
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Нас заперли! (Мужу.) Нас тут заперли, ты понял?!
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Я, кажется, поняла! Они (указывает в зрительный зал) – зрители! Они! Они, а не мы! Авангардистская, мистериальная инсталляция… Мы просто смотрим на них… Вернее нам только кажется, что мы смотрим и что-то видим… А они – действительно смотрят на нас… Они наблюдают за нами, как… боги с небесных высот, как пришельцы, они изучают нас… Наши повадки, нравы… Своего рода документальный театр, происходящий одномоментно с жизнью, растворяющийся в ней и растворяющий ее в себе!.. Весь мир театр… Тривиальнейшая сентенция воплощена въяве, сидит и смотрит на нас пустыми глазами, чихает, сморкается, ерзает в жестких креслах и скрипит ими!..
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Нас тут заперли! (Кричит.) Нас закрыли тут!
ЖЕНЩИНА В БОА. Папа Карло, слышишь, нас заперли! (Смеется.)
ГРАЖДАНИН (взволнованно).
Это не смешно.
С точки зрения пожарной безопасности.
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Нас тут замуровали!
ОПОЗДАВШИЙ. А когда откроют? Автобусы после одиннадцати не ходят, а метро не достроили… И тут человек вроде как помер…
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ (в отчаянии, стучит) Откройте!! Сволочи! Хамы! Отоприте!
ГОЛОС (энергично).
Уважаемые зрители! Просим вас прослушать небольшую информацию! Внимание! Объявляю! Конец первого действия!

Занавес закрывается. Действие второе

ГОЛОС. Действие второе.

Занавес открывается.

ГОЛОС (бодро, весело).
Уважаемые зрители! В зрительный зал заложено взрывное устройство! Повторяю! В зрительный зал заложено взрывной устройство!

Пауза.

МУЖЧИНА В ТЕМНЫХ ОЧКАХ (всхрапывает и просыпается).
А?! Кого?! (Опоздавшему.) что вы сказали?
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. Я больше не могу! Не могу!! (В отчаянии бьется головой о дверь.)
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Чего сейчас объявили?
МУЖ. А когда же перерыв?
ОПОЗДАВШИЙ (Мужчине в темных очках).
Ты то сюда спать пришел? Я уж тут думал ты – все, окочурился, думал! Спрашиваю его – молчит, дышать, вроде, не дышит! Дома надо спать!.. Ты что – бомж?..
МУЖЧИНА В ТЕМНЫХ ОЧКАХ. Мне приснилось, представляете, что будто бы еду я в трамвае… И вдруг в него врываются матрос, солдат и рабочий… Которые памятник на площади Свободы… Его еще Змей Горыныч называют… И они все втроем такие… литые из бронзы… потрясают своими грозными маузерами, наганами, винтовками, гранатами, направляют свое это оружие на перепуганную женщину вагоновожатую и требуют от нее, чтобы вагон следовал в Акапульку!..
ОПОЗДАВШИЙ. Анекдот что ли?
МУЖЧИНА В ТЕМНЫХ ОЧКАХ. Почему в Акапульку? (Зевает.)
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ (Мужу).
Что сейчас объявили, ты слышал? (Интеллектуалу.) А вы слышали?
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ (стонет).
Ы-ы-ы-ы! (Сползает по двери.)
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Еще один придурок ненормальный!
МУЖ (Интеллектуалу).
Вам плохо? Помочь?
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. Поздно! (трогает брюки.) Оставьте меня… в покое…
ЖЕНЩИНА В БОА. Папа Карло, сколько тебе лет?
Гражданин.
Я был женат.
Она ушла к таксисту.
ЖЕНЩИНА В БОА. Бедный папа карло! Таксисты такие хамы.
ГОЛОС. Внимание! (Покашливание.) Всем находящимся в зрительном зале! В зрительный зал… (Кашель.) Извините.
В зрительный зал заложено взрывное устройство! Повторяю.
В зрительный зал заложено взрывное устройство! (Кашель.)

Пауза.

ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Какое устройство?
ГРАЖДАНИН (взволнованно, Женщине боа).
Вы слышали?
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Что такое за устройство?
МУЖ. Взрывное устройство – это бомба.
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Бомба?.. Это что выходит… нас тут закрыли… И – бомба?!
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Нельзя же так примитивно… так буквально, так грубо!.. Это же искусство! Это представление, феерия! Это условность! Метафора, символ, гипербола!.. То самое ружье, которое должно выстрелить…
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Выстрелить?!
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Антонен Арто! Театр жестокости!..
ГРАЖДАНИН. Нам угрожает смертельная опасность!
ЖЕНЩИНА В БОА. Что-что нам угрожает? (Смеется.)
ОПОЗДАВШИЙ (Мужчине в темных очках).
Это так надо? Юмор такой?
МУЖЧИНА В ТЕМНЫХ ОЧКАХ. Я вообще сюда случайно зашел…
ОПОЗДАВШИЙ. Тогда смешно…
ГРАЖДАНИН. Товарищи! Нам угрожает смертельная опасность! Мы жертвы каких-то зарвавшихся экстремистов! Нас заперли в зрительном зале и подложили взрывное устройство! Мы можем взорваться!..
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Мы можем?.. Я могу погибнуть тут?!..
ГРАЖДАНИН. Товарищи! Мы оказались заложниками шайки каких-то террористов, асоциальных элементов, поднявших голову, благодаря существующей политической ситуации!
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ (Мужу).
Ты меня специально сюда привел?!
МУЖ (мечтательно).
Я хочу есть…
ГРАЖДАНИН. Товарищи! Мы являемся непосредственными жертвами демократии, вакханалия которой повлекла угрожающие последствия, а, в частности, то, что мы с вами заперты здесь и ежесекундно подвергаемся смертельной опасности!..
ЖЕНЩИНА В БОА. Где ты научился так языком чесать, папа Карло?
ГРАЖДАНИН (поправляет галстук).
Я выступаю на митингах.
Я лектор общества Знание. бывший.
Товарищи! Перед лицом смертельной опасности, которая угрожает нам из-за недопустимого попустительства властей, этой коррумпированной шайки-лейки, а также разных мастей сионистов, оппортунистов, обуржуазившихся мафиози, а также товарища чухонцева Вэ.
Эн., работавшего в одном со мной учреждении, на должности моего непосредственного начальника… Что я хотел сказать?.. А! Да! Всем стилем своей деятельности товарищ Чухонцев Вэ.
Эн. способствовал распространению метастаз экстремизма, терроризма, сионизма! Корни этих явлений кроются в тайных жидо-масонских организациях, кои имеют своей тайной и гнусной целью свергнуть существующий миропорядок и установить свой собственный!.. О чем я?.. Да! Товарищ Чухонцев, как один, пуст не непосредственный участник, но я бы сказал – провокатор этих событий, должен понести, и я убежден, понесет соответствующее наказание! Товарищи!.. очень хочется курить…
Женщина в боа (хлопает в ладоши) Папа |Карло, а у тебя зубы настоящие?
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Их всех сюда из психушки понавезли?
ГОЛОС. Внимание! (пауза.) В зрительный зал заложено взрывное устройство. (Пауза.) Повторяю.

Пауза.
Мужчина в темных очках всхрапывает.

ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Я боюсь! Я не хочу! Не хочу!!
МУЖ. Выходит нас за наши же деньги – взорвут? Это надувательство форменное.
ЖЕНЩИНА В БОА. А почему не сказали во сколько взорвется?
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ (ощупывает брюки, мрачно).
Под занавес.
ДЕВУШКА. Интересно, правда – взорвется?
ПАРЕНЬ. Это – макабр.
Черный юмор.
Видела плакаты:

Магазин грозит конформизмом, Свободу белому медведю, Долой весну.
Шутят.
МУЖЧИНА В ТЕМНЫХ ОЧКАХ (просыпается, Опоздавшему).
Мне опять приснилось! Будто я в консервной банке… Представляете? Там минтай в масле… И эти рыбки там, в банке перешептываются.
Одна у другой спрашивает:

Кто по-вашему мнению будет следующим лауреатом нобелевской премии в области литературы и за укрепление мира между народами? Представляете? А сами – без голов…
ОПОЗДАВШИЙ (трет лоб).
Значит бомба… Ясно.
Понятно.
ЖЕНЩИНА В БОА. А как она выглядит?
ГРАЖДАНИН. Кто?
ЖЕНЩИНА В БОА. Бомба.
Я никогда их не видела.
ГРАЖДАНИН. Я думаю, что это взрывное устройство, принцип работы которого основан на часовом механизме.
Допустим, поставили на двадцать два часа.
Ровно в двадцать два часа происходит взрыв.
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Как автоматическая стиральная машина?
Гражданин.
Какая стиральная машина? Почему?
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. У соседей взорвалась стиральная машина.
МУЖ. Это как будильник.
Завел на десять – он звенит.
Только тут вместо звонка – ба-бах! (Изображает.)
ЖЕНЩИНА В БОА. Терпеть не могу будильники!
ОПОЗДАВШИЙ (чешет затылок).
Значит – взрывное устройство… Понятно… Ясно.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. Это какая-то дурацкая шутка каких-нибудь безмозглых тинэйджеров.
Сейчас ужасно модно играть в террористов.
ОПОЗДАВШИЙ. Стоп! Надо ее найти! Найти обезвредить.
Найти обезвредить – кино такое было! (Всем.) Чего стоите, как купленные? Ищите! Вам жить надоело? (залезает под свое кресло, ищет.)
ЖЕНЩИНА В БОА. Как я могу искать вещь, если не знаю как она выглядит?
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ (Мужу).
Ищи, подлец! Шевелись, давай!
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. Трудно искать черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет. (трогает брюки.)
ГРАЖДАНИН (шарит под своим креслом) Где она может быть?
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Фарс! Грубый, пошлый фарс!
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. По-моему, очень элитарное зрелище.
ДЕВУШКА (Парню).
Ты хочешь жить?
ПАРЕНЬ. С кем, кошечка?
ОПОЗДАВШИЙ (Мужу).
Что это у тебя тикает? Тихо все! Слушайте! Тикает у него! У него бомба в кармане!
ГРАЖДАНИН. Держите его, он – масон!
ОПОЗДАВШИЙ (Мужу).
Ты почему руку в кармане держишь? Вынь руку! (Бросается на Мужа, выворачивает ему руку.) Отдай бомбу, гад! (Извлекает из кармана Мужа часы.)
ГРАЖДАНИН. Он – сионист!
МУЖ. Отпустите меня! Это часы! Часы – тикают! (Освобождается, отбирает часы у Опоздавшего.)

Пауза.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛ (глубокомысленно).
Время – это кумир, который мы сами себе создали.
Все расписано по годам, периодам, векам, тысячелетьям…
ЖЕНЩИНА В БОА. Пятилеткам.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. Часам, минутам, секундам.
Кстати, какая теперь пятилетка? Разбрасывать бомбы или собирать?
ОПОЗДАВШИЙ (Мужчине в темных очках).
Это твой чемодан? Что у тебя там?
МУЖЧИНА В ТЕМНЫХ ОЧКАХ. Мне сейчас снилось, будто я сижу в бомбоубежище и на мне надет противогаз.
Там еще сидят люди тоже в противогазах… Лиц не видно, только хоботы резиновые…
ОПОЗДАВШИЙ. У него в чемодане – бомба!
ГРАЖДАНИН. Он – шовинист!
МУЖЧИНА В ТЕМНЫХ ОЧКАХ. А противогаз такой липкий, в нем так трудно дышать, стекла запотевают… И вдруг кто-то на меня набросился и стал противогаз срывать…
ОПОЗДАВШИЙ (набрасывается на Мужчину в темных очках, вырывает у него саквояж).
Отдай бомбу!
ГРАЖДАНИН. Оппортунист!
МУЖЧИНА В ТЕМНЫХ ОЧКАХ. Что вы делаете? Что вам нужно?

Борьба за саквояж, в результате которой он оказывается в руках Гражданина.

ОПОЗДАВШИЙ. Он мне сразу подозрительным показался! Сидит, спит, трупом притворяется, сны рассказывает дурацкие… (Гражданину.) Открывай!
МУЖЧИНА В ТЕМНЫХ ОЧКАХ. Отдайте! Вы не имеете права! По декларации прав человека…
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Осторожнее! я боюсь! Что там?! Есть?! Мне страшно!
ГРАЖДАНИН (осторожно открывает саквояж).
Вроде… нет… Ага! Что это?! (извлекает из саквояжа листки, потрясает ими.) Листовки! Прокламации! Инструкции! Происки!
ОПОЗДАВШИЙ. А где бомба?

Короткая пауза.

Куда он дел бомбу?!
ГРАЖДАНИН (читает).
Зрители.
Пьеса в трех действиях без антракта…

Пауза.

МУЖЧИНА В ТЕМНЫХ ОЧКАХ. Там этого не было… Там была пачка туалетного мыла лесное и зубной порошок Утро… (Забирает у Гражданина саквояж, шарит в нем.)
ГРАЖДАНИН (разочарованно).
Это не листовки… (Мужчине в темных очках.) Вы – монархист?
МУЖЧИНА В ТЕМНЫХ ОЧКАХ. Я вообще случайно сюда забрел… от дождя…
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Мы погибнем! Погибнем!

Опоздавший вырывает у Гражданина листки и швыряет их вверх.
Листки живописно рассыпаются по залу.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. Все это в высшей степени забавно… (поднимает с пола листок.)
ГОЛОС. Внимание! (Икание.) В зрительный зал заложено взрывное устройство. (Икание.) В зрительный зал заложено взрывное устройство! (Продолжительное икание.)

Пауза.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Неужели можно всерьез верить в существование этого мифического взрывного устройства?
ГРАЖДАНИН. Перед лицом смертельной близости… которая ежесекундно угрожает нам всем каждую минуту… и каждое мгновенье может случиться непоправимое… мы должны сплотиться…
ЖЕНЩИНА В БОА. Что ты имеешь в виду, папа Карло?
ОПОЗДАВШИЙ (чешет за ухом).
Так… Если тут бомба… значит ее кто-то притащил…
МУЖ. Логично.
ОПОЗДАВШИЙ. Значит, который ее приволок… должен тоже быть тут!
МУЖ. Логично.
ОПОЗДАВШИЙ. Обыскать значит надо всех поголовно!
МУЖ. Логично!
ГРАЖДАНИН. Всех?.. И меня?
МУЖ (Гражданину).
А у вас есть… э-э-это… алиби? Меня и его (указывает на мужчину в темных очках) уже обыскивали.
Почему бы вас не обыскать?
ГРАЖДАНИН. Но я не приносил никакой бомбы… И никто из присутствующих тоже не мог принести ее! Потому что он тогда тоже – взорвется и погибнет! Даже если он анархист и террорист… он, как и мы, не имеет возможности выйти отсюда… и тоже погибнет…
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. А если он – камикадзе? Или просто параноик? Какой-нибудь спаситель человечества, решивший избавить этот мир от нас с вами?
ГРАЖДАНИН. Я считаю, что мы имеем дело не с одним умопомешанным, а с хорошо организованной террористической группировкой… Это тщательно спланированный террористический акт…
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ (кричит).
Я жить хочу! Жить! (Бросается к двери, стучит.) Откройте! Отпустите меня! Меня одну! Только меня! пожалуйста! Ну что вам стоит! Я хочу жить! Я не хочу умирать! (Садится на пол у двери.) Не хочу!.. Я забыла закрыть воду… (Плачет.)

Плачет.

ДЕВУШКА. Я тоже… хочу жить… Кажется…
ПАРЕНЬ. Рано или поздно – все равно все сдохнем.
Все! И это – радует… все человечество, думаю, вымрет.
От бомбы или от СПИДа… Чем мы лучше динозавров? Или мамонтов? Тем, что у нас есть нервная система, мозг?.. По-моему, это – деградация.
Звезды живут миллиарды лет, а потом – гаснут.
Гаснут!
ДЕВУШКА. Спиши слова!
ПАРЕНЬ. Поцелуй меня перед смертью.
ДЕВУШКА. Через слизистую оболочку при поцелуе передаются миллиарды бактерий!
МУЖ (Женщине с золотыми зубами).
Ты готова меня тут одного бросить, чтоб меня разорвало на мелкие кусочки?..
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Отвали! Не видишь что ли – у меня стресс!
ОПОЗДАВШИЙ. На кой ляд я сюда приперся?..
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ (усмехается).
Кой черт понес меня на эту галеру…
ОПОЗДАВШИЙ. Я, если отсюда живым выберусь, свечек рублевых в церкви поставлю… Курить брошу… Женюсь… на этой, как ее?.. Хотя, черт ее знает, может она не от меня беременная…
ГРАЖДАНИН. Очень хочется курить… тут кто-то говорил про консервную банку… Мы все живем в консервных банках.
Каждый в своей собственной… Поэтому мы не можем понять друг друга…
ЖЕНЩИНА В БОА. Потому что у кого-то на банке написано:

Икра осетровая, зернистая, а у кого-то – Хек в масле!
Гражданин.
Жизнь проходит…
ЖЕНЩИНА В БОА. Срок хранения кончается…
ГРАЖДАНИН. Товарищи! Если мне суждено погибнуть, я обвиняю в этом гражданина Чухонцева Вэ.
Эн!
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Искусство умерло… И некому сказать:

Восстань, Лазарь! теперь ходят живые трупы, мертвецы, зомби… Или оно – мертворожденное…
ГОЛОС. Внимание! (Чихание.) В зрительный зал (чихание) заложено взрывное устройство! (продолжительное чихание.) Повторяю! (Чихание.)
ОПОЗДАВШИЙ. Заткнись, козел!
МУЖЧИНА В ТЕМНЫХ ОЧКАХ (просыпается).
Что вы сказали?
ЖЕНЩИНА В БОА. Это я подложила бомбу!

Пауза.

Это я подложила бомбу!
ГРАЖДАНИН. Почему? Потому что мне все ос-то-чер-те-ло!!! Все! Потому что мне тридцать четыре года! Потому что у меня никогда не будет детей! Потому что замуж никто не берет! Потому что всякие папы Карло меня до-ста-ли! Потому что меня никто не любит, потому что я никого не люблю! Потому что Стамбул – столица Турции! Потому что!..

Короткая пауза.

ПАРЕНЬ. Ничто так не красит женщину, как перекись водорода.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. Столица Турции – Анкара.
ОПОЗДАВШИЙ (Женщине в боа).
Я тебе сейчас… хобот сломаю! (Надвигается на нее.) Где она? Где?
ЖЕНЩИНА В БОА (Опоздавшему).
Зачем так раздувать ноздри, мурзик!

Опоздавший сцепился с Женщиной в боа, оба валятся на пол.

ГРАЖДАНИН. Она лжет! У нее ничего нет! Оставьте ее!
МУЖ (философски).
Две собаки грызутся – третья не лезь.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Какая пошлость! Какое убожество!
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ (усмехается).
Очень элитарное убожество…
ОПОЗДАВШИЙ (взвыл и выпустил Женщину в боа).
Ты кусаться, сука! Отдай по-хорошему!
ЖЕНЩИНА В БОА (отскочила в сторону, Опоздавшему).
Ты не сексапильный, мурзик! У тебя вялые трицепсы! (Смеется.)
МУЖЧИНА В ТЕМНЫХ ОЧКАХ. Бомба! Заложники! Весь мир столько лет сидит на сотнях тысяч бомб с ядерными зарядами.
Все люди на этой планете – заложники.
И это не мешает им… (Зевает.)
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. Плодиться и размножаться?.. (Усмехается.) Убивать друг друга ежемгновенно… Писать книги о грядущем Апокалипсисе.
МУЖЧИНА В ТЕМНЫХ ОЧКАХ (зевает).
Бомба, она – вот здесь! (Стучит себя пальцем по лбу.)
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. Очаровательная мысль… второй свежести.
Впрочем, вы правы.
Эта бомба хитрая штука замедленного действия.
Никогда не знаешь когда она рванет и превратит тебя в кучу костей, обрывков чужих мыслей и прочей дряни.
Только ты все еще продолжаешь ходить, рассуждать, функционировать… Это похуже, чем та, что может всего лишь лишить нас телесной оболочки!
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Ты решил принять участие в этом балагане? У тебя всегда была тяга к лицедейству, к фиглярству!
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Я не хочу, чтоб меня лишали моей телесной оболочки! Мне она нравится!
ЖЕНЩИНА В БОА. Я могу свидетельствовать за многих мужчин, которых вполне удовлетворяла моя телесная оболочка.
Внутрь они не заглядывали. (Гражданину.) папа Карло, почему ты меня не защитил от этого негодяя?
Гражданин.
Зачем вы лгали?

Пауза.
Мужчина в темных очках всхрапывает.

МУЖ. Мне интересно, вот чем кормят смертников перед смертью?.. Ведь их, кажется, должны кормить.
У нас – гуманность.
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Кишкоблудство хуже наркомании.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Смертная казнь – узаконенное убийство, мелкая жестокая, бессмысленная месть бессильного, слабого, больного общества, не способного обратить свой взор на самое себя, на собственные грехи и язвы…
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. Ради Бога! Прекрати говорить сентенциями! У меня оскомина от этого!
Женщина в боа.
Нас вот тоже приговорили всех… Интересно за что?
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Почему – нас?! Меня?!! Я еще ничего плохого не сделала почти! Я ни виновата ни в чем! Почему –я ?! Я?!
ДЕВУШКА (указывает в зал).
А они? Почему они сидят?..
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. Они зрители.
Им все равно… А может быть, даже скорее всего… они – из фанеры.
ПАРЕНЬ. тогда им можно позавидовать.
ОПОЗДАВШИЙ (гладя в зал).
Может, это… бомба там, у них?
МУЖ. Может, они не знают?
ГРАЖДАНИН. Тогда им нужно сказать! Им нужно сказать!
ОПОЗДАВШИЙ. Может у них там где-нибудь выход какой-нибудь пожарный?..
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА (глубокомысленно, но снисходительно).
Там нет, там не может быть выхода.
ОПОЗДАВШИЙ. Почему?
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Потому что там – стена!
ОПОЗДАВШИЙ. Глухая?
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Увы! Она непреодолима потому что разделяет два мира, которые не могут соединиться никогда – сцену и зрительный зал.
Зрительный зал не может стать сценой, как бы ни хотел.
А сцена не может стать зрительным залом…
ГРАЖДАНИН. Они должны знать, им нужно сказать… они имеют право… (Выходит на авансцену, кричит в зрительный зал, сложив руки рупором.) Товарищи! Люди! Вы умрете! Вы все – умрете! Вы обречены! Вы – погибнете, как и мы! Нас всех с вами тут заперли и хотят взорвать какие-то взорвавшиеся… то есть зарвавшиеся экстремисты!.. Мы все жертвы! Только соединившись, сплотившись, мы вместе можем…
МУЖ. Не слышат они.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Стена!
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. Или – не хотят…
ГОЛОС. Повторяю! Устройство взрывное в зрительный зал подложено (Подавленный смешок.) В зрительный зал заложено взрывное устройство! В зал зрительный устройство взрывное заложено! (Хихиканье.)
ОПОЗДАВШИЙ. Заткнись, ты, сволочь! Заткнись, говорю, паскуда!
МУЖЧИНА В ТЕМНЫХ ОЧКАХ (проснулся).
Бомба – она вот тут! (стучит себя по голове.)

Пауза.
ГРАЖДАНИН. Нужно найти… самое безопасное место… под солнцем. (Залезает под кресло.) Под креслом!
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Я хочу тоже жить! (Залезает под кресло к Гражданину.) двигайся, давай!
ОПОЗДАВШИЙ (тоже залезая под кресло к Гражданину).
Подвинься! Ну, кому сказал! Разлегся Не на пляже, наверно!
ГРАЖДАНИН. Граждане! Что вы в самом деле! Разве здесь мало места?
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Какой грубый, какой низкопробный фарс! Балаган! Лубочные пертушки, сганарели, лупящие палкой всех подряд, сальные арлекины, куда симпатичнее вас всех!

Интеллектуал подбирает валяющиеся листочки, читает их.

ГРАЖДАНИН. Даже из этого положения, до последнего своего вздоха, я буду протестовать!.. (Стонет, Женщине с золотыми зубами.) О-о-о! Зачем вы так вонзили свой локоть мне прямо в печень? (Опоздавшему.) Не лягайтесь, в самом деле! Больно!
ОПОЗДАВШИЙ (Гражданину).
Предупреждаю последний раз – перестань портить воздух!
МУЖ (забирается под свое кресло).
А почем вы знаете, что эдак вот безопаснее?
ЖЕНЩИНА В БОА (садится на кресло, под которым устроился Муж, Мужу).
У тебя есть какое-нибудь последнее желание?

Пауза.
Мужчина в темных очках всхрапывает.

МУЖ. А что дальше?
ОПОЗДАВШИЙ. Да! Чего теперь?
ГРАЖДАНИН. Теперь будем ждать.
ОПОЗДАВШИЙ. Когда рванет к чертовой матери?

Короткая пауза.

ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ (с воплями выбирается из-под кресла, бросается к двери, колотит в нее).
Я хочу жить! Выпустите меня! Я сломаю эту чертову дверь! Я сломаю ее! (Царапает дверь ногтями, кусает и т. д.) Я сломаю ее, блин!

Пауза.
Мужчина в темных очках просыпается.

ГРАЖДАНИН. А может… действительно попытаться… сломать эту дверь и выйти… Сломать дверь и тогда мы будем свободны! Свободны!
МУЖ. Жить в обществе и быть свободным от общества – нельзя!
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ (мужу).
А ты не заткнулся бы! Чего ты разлегся, подлец ты такой! Ломай дверь! Живо! (Пытается вытащить Мужа из-под кресла.) А ну, вылезай оттуда паразит такой!
МУЖ. Скорей бы уже она взрывалась что ли!
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Площадной, плоский примитивизм! Убожество! Цирк!
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ (читает с листа вслух).
И это должно было быть эмерджентным и суггестивным? Пауза.
Они патологически не способны ощущать катарсис! (Смотрит на Интеллектуалку.) Ты это хотела сказать?
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА (поражена).
Откуда ты?..
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ (читает с листа).
Опоздавший:

Надо ломать! Я эту дверь башкой вышибу! Вылезает из-под кресла.
ОПОЗДАВШИЙ (вылезает из-под кресла).
Надо ломать! Я эту дверь башкой вышибу!
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. Теперь моя реплика! (Читает.) Это – пьеса. (Интеллектуалке.) дальше ты спрашиваешь…
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Пьеса?!
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ (усмехается).
Правильно. (Отдает интеллектуалке листки.)
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА (читает).
Парень. (Смотрит на Парня.) Опоздавший. (Смотрит на опоздавшего.) Женщина с золотыми зубами… Гражданин… (Читает.) Опоздавший разбегается и ударяет плечом в дверь… Етит твою душу бога мать!
ОПОЗДАВШИЙ (с разбега ударяет плечом в дверь, вскрикивает).
Етит твою душу бога мать!.. Сломаешь ее, как же!
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА (читает).
Парень (Девушке).
Поцелуй меня! ДЕВУШКА. А шнурки тебе не погладить?
ПАРЕНЬ (Девушке.) Поцелуй меня!
ДЕВУШКА. А шнурки тебе не погладить?
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА (читает).
Пауза.

Пауза.

ДЕВУШКА (Парню).
Встань на одно колено!
ПАРЕНЬ. Зачем?
ДЕВУШКА. Потому что знамя целуют стоя на одном колене.
А я – знамя.
Переходящее красное знамя!
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА (читает). …Переходящее красное знамя!.. (Оторвавшись от листков.) Что это?.. (Интеллектуалу.) Что это?! (Листает страницы.)
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. Это – пьеса.
Там так написано?.. (Улыбается.) всего лишь – пьеса.

Пауза.
Опоздавший и женщина с золотыми зубами все еще пытаются высадить дверь.
Гражданин путается у них под ногами.

ДЕВУШКА (кричит).
Я – переходящее красное знамя!
ПАРЕНЬ. Офелия – ты нимфа!
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА (читает).
ГОЛОС (бодро).
Внимание! Внимание! Уважаемая публика! Господа зрители! Товарищи! В зрительный зал заложено взрывное устройство…
ГОЛОС (с интонациями левитана).
Внимание! Внимание! Уважаемые товарищи публика! Господа зрители! В зрительный зал заложено взрывное устройство! Конец!.. Второго действия! Все, конец! Все!

Занавес закрывается.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

ГОЛОС (грустно).
Действие третье!

Занавес открывается.
Пауза.

МУЖ. А вот мне интересно, какую бомбу под нас подсунули? Сколько, скажем килограммов тротила? (Интеллектуалу.) Как вы думаете?
ЖЕНЩИНА В БОА. Разве не все равно?
МУЖ. Не скажите.
От мощности заряда зависит ни хрена от нас не останется или останутся какие-нибудь детали…
ЖЕНЩИНА В БОА. Детали?
МУЖ. Например, ваши сережки с искусственными алмазами, мои часы, золотые зубы моей жены.
ЖЕНЩИНА В БОА. Зубы? (Смеется.)
МУЖ. Правда, думаю, они расплавятся.
ЖЕНЩИНА В БОА. Ты – псих?
МУЖ. Похож? У меня от этой жизни тик лицевого нерва. (Приближает глаза к ногам Женщины в боа.) У вас очень прекрасные ноги.
У меня, кажется, начинает появляться последнее желание.
ЖЕНЩИНА. Кушать хочешь? (Смеется.)
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА (листает страницы).
Где же финал?
ГРАЖДАНИН. Товарищи! Это происки мафии! Мы жертвы мафии, возглавляемой товарищем Чухонцевым!
ОПОЗДАВШИЙ (Гражданину).
Я тебя предупреждал, чтоб ты воздух не портил?! (Толкает Гражданина, тот отлетев плюхается в кресло.)

Воодушевленный опоздавший разбегается и с криком Йя-а! ударяет ногой в дверь, как это обыкновенно проделывают супермены в боевиках.
Но, в отличие от последних, дверь остается непоколебимо стоять, как стояла, а супермен-Опоздавший с воплей Ой, бля! падает.

ОПОЗДАВШИЙ (стонет).
Ы-ы-ы! Нога! Черт!
Женщина с золотыми зубами.
Мы никогда, никогда не выйдем отсюда!
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Если бы я не видела всего этого собственными глазами, я бы никогда не подумала, что такая уродливая, убогая фантазия может воплотиться в такую жутко пошлую реальность.
Какая дикая, кошмарная скабрезность! Неужели можно всерьез воспринимать эту похабную фантасмагорию, этот параноидальный бред про бомбу…
МУЖЧИНА В ТЕМНЫХ ОЧКАХ (сквозь сон).
Бомба вот тут! (Стучит пальцем пот лбу.) Тут!
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Какой-то законченный кретин написал маразматическую ахинею (потрясает листками), а все вы с неудержимым идиотическим энтузиазмом кинулись выполнять его дебильные ремарки!
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ (всхлипывает).
Во-от! Скоро мы все так вот заговорим! Скоро мы все тут чокнемся!
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Я не желаю участвовать в этой пародии, в этом убогом, скверном, пошлом анекдоте!
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. А если она действительно взорвется?
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Что?! Ты веришь в этот дурацкий фантом?!
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. Посмотри туда! (поворачивает Интеллектуалку лицом к зрительному залу.) Они ждут! Они все там сидят и ждут! Они ждут когда мы, наконец, взлетим на воздух! Они не уходят только потому, что хотят, жаждут, алчут увидеть как нас разорвет на кровавые куски, как эти куски разметает по залу!.. Или хотя бы то, как мы растерзаем друг друга, как вопьемся друг другу в горло.
Они ждут того, что им обещано с самого начала! Ждут когда это чертово ружье выстрелит, наконец! Они хотят крови и зрелищ, кровавого зрелища! Потому что им скучно, как и нам, потому что им не хватает адреналина в крови.

Пауза.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Годо не придет.
Если б ты видел, как ты смешон! Лицедей! Каков бы ни был финал этого гнусного фарса…
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. А может все же – трагедии? (Усмехается.)
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. …он не удовлетворит меня, потому что меня тошнит…
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. Не читай на ночь Сартра!
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. …от всего этого!..

Пауза.

ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ (всхлипывая).
Лучше б в цирк пошли… Я фокусников обожаю.
Там хоть смешно… Клоуны…
ОПОЗДАВШИЙ. Тут сами, как клоуны! (Стонет.) Ы-ы-ы! Ногу как я зашиб!
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Может – кричать? Может, кто услышит? (Пробует кричать.) А-а-а-а! Помогите!
ПАРЕНЬ. Мы все сдохнем. (Девушке.) Офелия, ты сдохнешь, слышишь?! (смеется.)
ДЕВУШКА (смеется).
Как динозавры?
ПАРЕНЬ (всем).
Никто не хочет перед смертью сделать благотворительный взнос в Фонд озеленения Луны?
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. Я не хочу сопереживать.
Не умею.
Мне лень.
Как и все я хочу видеть зрелище, а не жалкое аристотелевское подражание жизни…
ДЕВУШКА (напевает).
Ви шел лив ин еллоу субмарин, еллоу субмарин, еллоу субмарин!
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Действительно – желтый дом.
МУЖЧИНА В ТЕМНЫХ ОЧКАХ. Вот придет безносая с серпом…
ПАРЕНЬ. И молотом! (смеется.)
ЖЕНЩИНА В БОА. Сколько теперь времени?
ОПОЗДАВШИЙ. На моих без двадцати трех…
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ (вещает с закрытыми глазами).
Тысячелетье вот-вот кончится, а мы в таких же тенетах невежества, порока и неверия, в каких были на заре его.
Совсем скоро нам придется платить за все, что человечество задолжало на протяжении тысячи лет и груда этих кредитов ляжет на наши хилые души.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Шут! Скоморох!
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ (выспренно с пафосом).
Вселенная закончила свое развитие и повернулась вспять.
Мирозданье начинает сжиматься, сжиматься, пока не обратиться в микроскопический гран пустоты… через двадцать минут.
По крайней мере для нас.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Я кажется, нашла… Это конец… Конец этой глупой пьесы!
МУЖ. А куда ни плюнь, везде одно.
В метро вон объявления – не оставляйте вещи, в самолетах – бомбы, поезда взрывают, в трамваи, вон, в троллейбусы и тоже подкладывают.
Вот и в театре тоже теперь.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. Люди гибнут не от бомбы или болезни, несчастного случая, а от того что им нечего друг другу сказать, оттого, что больше не могут любить, оттого, что им нечем больше жить, а значит – незачем… Может быть, мы все с вами тоже уже достигли этого предела… И поэтому должны погибнуть?..
ДЕВУШКА (Интеллектуалу).
Спиши слова!
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Паяц!
МУЖЧИНА В ТЕМНЫХ ОЧКАХ (проснулся, позевывает, вертит в руках ключ).
Откуда у меня этот ключ?
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА (потрясает листками).
Здесь написано все что мы говорим.
Все, что скажем! Радует.
Что в этом дегенеративном сценарии есть финал.
Нужно прочитать финал этой никчемной пиески… и тогда… все это кончится! Наконец!
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. Ты полагаешь, что это может чем-то кончится?.. Кроме как…
МУЖ. А что там написано?
МУЖЧИНА В ТЕМНЫХ ОЧКАХ. Откуда у меня этот ключ?
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. А чего там написано про бомбу?!
ЖЕНЩИНА В БОА. А про них? (Указывает в зрительный зал.)
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Нужно прочесть… так чтобы каждый произнес свой текст, чтобы каждый отвечал, нес ответственность за свои слова и поступки…
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. А если там прописано, что она взорвется?!
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. Она – взорвется!
МУЖ. Тогда – читайте! Я хочу точно знать взорвется она или нет!
ГРАЖДАНИН. Давайте демократично проголосуем.
Кто за то, чтобы прочитать данное произведение, обсудить его и высказать свое нелицеприятное мнение автору…
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. Покойному автору! (Смеется.) Я – за!

Мужчина в темных очках всхрапывает.

ДЕВУШКА. У меня красивые ноги? Я бы могла стать балериной! (Смеется.)
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. Неужели такого труда стоило отсидеть полтора часа молча, просто глядя в зал?
ГРАЖДАНИН. Читайте этот… опус.
А мы будем повторять когда нужно единым, сплоченным хором.
Нам нечего терять.
Кроме своих бессмысленных жизней! Товарищи! Будьте готовы!
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Да, да! Хор! Как в античном театре! Сейчас! (Выбирает листок, дрожащим голосом читает.) Быть иль не быть? Вот в чем вопрос… Что благородней – духом покоряться пращам и стрелам яростной судьбы… иль ополчась на море смут сразить их…. Противоборством…

Хор, состоящий из Гражданина, Женщины в боа, Мужа, Опоздавшего, Женщины с золотыми зубами, Парня вторит ей.

ХОР. Быть иль не быть? Вот в чем вопрос!

Краткая пауза.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. Любой записной драмодел почитает своим долгом нашпиговать свое дрянное изделие реминисценциями, аллюзиями, прямыми цитатами из пьес этого потрясающего копьем англичанина, которого на самом деле не существовало… Который на самом деле фантом, мираж, обман, потрясающая фальсификация…
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА (читает).
Аплодисменты.
Бурные аплодисменты.
Овация.

Все аплодируют что есть сил.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. Эта ремарка не для нас. (Указывает в зрительный зал.) Это, должно быть, для них…

Парень выхватывает рукопись у Интеллектуалки, поджигает ее зажигалкой.

ДЕВУШКА. Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Что вы делаете!
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Вот паразит! Еще и поджечь нас вздумал!
ОПОЗДАВШИЙ. Ах ты, гад ползучий! (Бьет Парня, тот падает, некоторое время лежит неподвижно.)

Небольшая пауза.
ЖЕНЩИНА В БОА. Он его убил?!
ОПОЗДАВШИЙ. Черт! Руку об него покалечил! (Трясет рукой.)
ГОЛОС. Зрители! Внимание! Будьте бдительны! В зрительный зал… (Молчание.) В зрительный зал заложено это… (Молчание.) Внимание! В зрительный зал… это… Заложено… это… В общем так! В зрительный зал чего-то заложено (Молчание.) Будьте бдительны!

Пауза.

ДЕВУШКА (Парню).
Больно тебе? А?
ПАРЕНЬ. Мне больно.
Очень больно.
ДЕВУШКА. Кровь… Мы ее вытрем (Вытирает кровь на лице Парня.)
ГРАЖДАНИН (негромко).
У людей, которые долгое время находятся вместе в замкнутом помещении начинается деформироваться психика… (Хихикает.) развивается клаустрофобия и все такое… (Хихикает.)
ДЕВУШКА. Я не хочу быть переходящим красным знаменем… эстафетной палочкой…
МУЖЧИНА В ТЕМНЫХ ОЧКАХ. Ключ… Откуда он все-таки мог взяться? Что он отпирает, интересно?
ГРАЖДАНИН. Ключ?
МУЖЧИНА В ТЕМНЫХ ОЧКАХ. Да… Я кажется, нашел какой-то ключ, потому что это не мой ключ, у меня нет такого ключа, он не от квартиры…
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ (Мужу).
Ты меня нарочно привел сюда на мою погибель, ты давно моей смерти желаешь! Ты – убивец, вот ты кто!
МУЖ. Ты сама виновата.
Сама хотела – в театр! Кто ж знал, что тут… такой … этот авангард…
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Да гори он синим пламенем этот ваш театр поганый! Да пропади он пропадом, этот авангард чертов! Подохнем все за него! В гробу я его!.. В белых тапочках!
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ (Женщине с золотыми зубами).
Каламбурите? (усмехается.)
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Никто не готов к жертве! Никто нет хочет принести себя в жертву… Искусству! Тогда зачем вы пришли в этот Храм?! Вы не знали, что здесь совершаются жертвоприношения?! Возжигаются гекатомбы? Вы пришли зреть, как другие приносят себя в жертву, как они гибнут на этом алтаре?.. И вдруг вы сами попали под жертвенный нож! Вы тут же начали причитать, стенать, наложили полные штаны!.. Потому что сами оказались жалкими жертвенными животными, овцами, которым собираются пустить кровь! Никто не готов к жертве!
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. А тебя уже можно резать? Как колбасу?
ГРАЖДАНИН. Ключ… Ключ…
ДЕВУШКА (Парню).
Сейчас ты похож на котенка, которого выбросили из дома… Такой жалкий пушистый комочек на асфальте… И идет дождь… Ему холодно.
Он хочет есть, ему страшно, и он жалобно-жалобно плачет… (Подражает мяуканью котенка, издавая жалобные, протяжные, душераздирающие звуки.)
ПАРЕНЬ (закрывает уши).
Не надо!
ДЕВУШКА. Все проходят мимо… некоторые гладят… и оставляют под дождем, на асфальте… Потому что его надо любить… А никто не умеет… не хочет… (Издает звуки.)
ПАРЕНЬ. Замолчи! Не вой!
ДЕВУШКА. Хочешь, я поцелую тебя?
ПАРЕНЬ. Мне больно…
МУЖЧИНА В ТЕМНЫХ ОЧКАХ (вдруг вскакивает со своего кресла).
Люди! Я – бомба! Она – здесь! (держит себя за сердце.) Она – тикает! Послушайте! Она сейчас разорвется! Помогите мне, люди! Я люблю вас, люди! И мне жаль вас! Я бомба! (Валится в кресло.)
ГОЛОС. Внимание! Всем находящимся в зрительном зале зрителям! До конца света осталось десять минут! Повторяю! До конца спектакля осталось десять минут!

Пауза.

ГРАЖДАНИН. Ключ!.. Это спасение! (Мужчине в темных очках.) Вы нашли его здесь? (Опоздавшему.) Ключ! Мы – спасены!
ОПОЗДАВШИЙ. Не лезь ко мне со своими слюнями!
Гражданин. (Мужчине в темных очках).
Дайте|! Дайте мне его! Я хочу свободы! Я освобожу вас! (Забирает ключ из слабой руки Мужчины в темных очках.)
ОПОЗДАВШИЙ. Тоже псих? Так бы и говорил.
ГРАЖДАНИН (возится с ключом возле двери).
Он должен подойти! Я чувствую! Я освобожу! Просто обязан!.. О! Как бьется сердце!.. Не подходит! Нет! Не может быть!.. (В отчаянии.) Не подходит! (плачет.
Случайно взявшись за ручку двери, потянул ее на себя, и дверь, открывающаяся внутрь, – отворяется.)

Пауза.
Все смотрят на открытую дверь.

Мое сердце!
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. А ларчик просто открывался.
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ (с воплем устремляется к двери, но у самого порога замирает, оглядывается, всем).
Что ж вы встали? Почему не выходите?!
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Это… финал?
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ (Мужу).
И чего ты разлегся? Вставай, паразит! Пошли! Ну!
ЖЕНЩИНА В БОА. А вдруг там все не так, как было?.. Вдруг там все уже по-другому?..
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. Конечно, там все стало иначе.
Потому что мы были здесь… и выйдем отсюда не такими, какими вошли…
ПАРЕНЬ. Если выйдем.
ДЕВУШКА (Парню).
Давай уедем отсюда! На Канарские острова! На какой-нибудь коралловый атолл! Необитаемый! Там пальмы, канарейки, попугаи, дронты! Будем ходить там голые! Хочу к дронтам!
ПАРЕНЬ. Дронты тоже вымерли.
ДЕВУШКА. Я такая легкая-легкая! меня может унести ветром… в Антарктиду!
ПАРЕНЬ. ЛСД в действии.
ГРАЖДАНИН (сморкается, плачет).
Свобода! (Утирается носовым платком.) Сладкое слово – свобода…
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Кому все это нужно? Зачем?! Что я должна была понять.
Почувствовать? Что мне теперь следует думать?! О чем? К чему этот перформенс? Это – пародия? Меня тошнит!..
МУЖ. Когда тошнит – лучшее средство – два пальца в рот.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. Да-да! Ощущение полного катарсиса! (Ухмыляется.)
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Паяц! Фигляр! Клоун! Шут! Скоморох! Гаер! Буффон!
ОПОЗДАВШИЙ. Небось транспорт уже не ходит общественный! А такси не поймаешь! Да и дерут частники…
ЖЕНЩИНА В БОА. А я кажется уже начала привыкать.
Даже совсем не хочется уходить!.. (Усмехается.)
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ (Мужу).
Ну?! Ты идешь?! Посмотри на шлюшку свою в последний раз!
ЖЕНЩИНА В БОА. Что-о-о?! Это ты кого, курва обзываешь?! Ах ты, стерва такая фиксатая! Я тебе щас серьги вместе с ушами оторву!
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Все – психованные! Я не про вас вообще говорила! слова не скажи – глотку готовы перегрызть! (Поспешно, Мужу.) А ну, па-ашел!
МУЖ. Иду, иду! (Следует за Женщиной с золотыми зубами; проходя мимо парня, вполголоса).
Никогда не надо жениться! Никогда!
ЖЕНЩИНА В БОА. Килограмм золота в ушах, уши до задницы вон отвисают, намазана, как матрешка!..
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Ни одного живого лица! Какие-то фанерные, затасканные, засаленные, пошлые персонажи! Скабрезные скоморохи! Меня мутит!..
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. Ты похожа на обезьянку из притчи, которая закрывает глаза, чтобы не видеть зло… но продолжает его слушать, и говорить, говорить, говорить…
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. А ты… ждешь Армагеддона? Второго пришествия? Взрыва?.. Это – сублимация, дорогой! Сейчас ты начнешь рефлексировать по поводу того, что этот пароноидальный фантом так и не взорвался!
ПАРЕНЬ (Девушке).
Вставай! Пошли! Сейчас все уйдут.
Ты останешься здесь одна.
ДЕВУШКА. Куда идти? Зачем?.. Зачем мы живем?.. Зачем?! Ты знаешь? Скажи мне!.. Я не пойду! Мне там плохо… мне хорошо тут… Я всегда, всегда одна, совсем-совсем одна… Даже когда на мне кто-то потеет…
ПАРЕНЬ. Одной марки оказалось чересчур.
Вставай! Надо идти! А то я уйду один.
ДЕВУШКА. До-сви-да-ни-я! (Машет рукой.) Напиши мне письмо! Только печатными буквами… Я разучусь читать…
ПАРЕНЬ. Пойдем! Пожалуйста! Не бросай меня! Я не могу один!..
ГРАЖДАНИН (недоуменно).
А почему?.. Никто не уходит?
ЖЕНЩИНА В БОА. Глупое ты полено, папа карло! Тебе есть куда идти?
ГРАЖДАНИН. А может быть, мы…
ЖЕНЩИНА В БОА. Кто это мы?
ОПОЗДАВШИЙ (ковыляет к двери).
Черт бы побрал этот авангард! (Выходит.)
МУЖ (застыл на пороге).
Не могу! (Громко.) Да взрывайся же ты наконец!
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ (Мужу).
Па-ашел, давай! (Подталкивает его в спину.) Если там у нас все погорело!.. я не знаю, что я с тобой сделаю!
МУЖ. Правильно.
Я всегда во всем виноват! (Кричит.) Это я виноват в том, что окружающая среда загрязняется со страшной силой! Я убил Кеннеди и Улофа Пальме! Я виноват, что она не взорвалась, эта чертова бомба! Прощайте, товарищи! Все по местам! Прощайте скалистые горы!
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ. Па-ашел! (Выталкивает Мужа, уходит за ним.)
ГРАЖДАНИН (Женщине в боа).
Я предлагаю вам опять прогуляться по вечерним улицам…
ЖЕНЩИНА В БОА. Папа Карло, купи барабан!

Оба выходят.

ДЕВУШКА. Я хочу спать! Спой мне колыбельную!
ПАРЕНЬ. Я не умею.
У меня нет слуха.
ДЕВУШКА. Ты попробуй! Обязательно нужно уметь петь колыбельную.
Для этого не обязательно иметь слух, достаточно петь сердцем…
ПАРЕНЬ (не сразу, тихонько шепчет).
Баю, баюшки, баю, не ложися на краю, придет серенький волчок, он ухватит за бочок… (берет девушку на руки.) И утащит во лесок, под ракитовый кусток…

Парень уносит Девушку.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛ (глядя в зрительный зал). как им не лень столько времени сидеть и таращится…
ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА. Как хорошо быть просто зрителем… Просто смотреть и ни в чем не принимать участия!.. Меня тошнит… Все это только тщится казаться естественным… но то тут, то там вылезает обшарпанный фанерный скелет декораций, вылинявший под светом софитов дырявый задник… какая жалкая роль – произносить финальный монолог в этой никчемной… Меня сейчас вырвет! (Выбегает.)
Интеллектуал ( ей вслед).
Ты не беременна?..

Пауза.

Да… Финальный монолог должен быть произнесен… (Помолчав.) Весь мир, как известно, делится на две категории – актеров и зрителей… Самое забавное, что никогда не знаешь: к какой категории ты относишься в данный момент… Думаешь – ты зритель, а оказывается… Мнишь себя комедиантом, а на самом деле… Какое из этого следует моралите?.. (Хочет уйти.)
МУЖЧИНА В ТЕМНЫХ ОЧКАХ. Извините, одну минуту!
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. А?.. Это вы? Что вы сказали?
МУЖЧИНА В ТЕМНЫХ ОЧКАХ. Я хотел спросить…
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. Почему вы все время в темных очках? Что это – траур по утраченным иллюзиям?
МУЖЧИНА В ТЕМНЫХ ОЧКАХ. Я сюда случайно зашел… переждать дождь.
Он уже кончился?
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ. Разве шел дождь? (Выходит.)
МУЖЧИНА В ТЕМНЫХ ОЧКАХ (не замечает, что остался один).
Я нашел бомбу! Вот она! (Достает откуда-то из глубин грудного кармана, словно из себя – сердце – хлопушку.) Сейчас я… (Хлопает хлопушкой у себя над головой.
Стоит обсыпанный конфетти.)

Пауза.
Все возвращаются.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА (Интеллектуалу).
Это постсоциалистический сюр, с элементами площадного театра…
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ (Женщине в боа).
Важнейшим из всех искусств все ж таки является кино.
Увы! (Усмехается.)
ЖЕНЩИНА В БОА (Гражданину).
Мимо базаров, баров и бань – бей барабан, барабан барабань! (Смеется.)
Гражданин (Женщине с золотыми зубами).
На Бродвее ничего подобного просто не могло бы произойти! Никогда! Ни при каких!.. Это проклятая демократия всех довела до…
ЖЕНЩИНА С ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ (Мужу.) Я забыла выключить утюг и у нас прорвало отопление!
МУЖ (Девушке).
А вот чего я совсем не понимаю – как японцы палочками едят?!
ДЕВУШКА (Парню).
Почему вымерли дронты? Зачем?
ПАРЕНЬ (Опоздавшему).
Не хорошо сморкаться в занавес!
ОПОЗДАВШИЙ. Да ладно!

Пауза.

ГОЛОС. Уважаемые зрители! Прослушайте пожалуйста очередное небольшое объявление! В зрительный зал…
ВСЕ (подхватывают, хором). …Заложено взрывное устройство!

Пауза.
Занавес закрывается.
В зрительном зале происходит…

ВЗРЫВ. Охраняется законом РФ об авторском праве.
Постановка пьесы невозможна без согласия автора. Леванов Вадим Николаевич
445017, г.
Тольятти,
Молодежный бульвар, д. 22, кв. 68.
Тел. (8-848-2) 22-34-33.
E-mail: bolotniy@infopac.ru

1 9
В. Леванов ЗРИТЕЛИ В. Леванов, 1995.