• Название:

    55. Место обычаев, традиций и ценностных устано...

  • Размер: 0.03 Мб
  • Формат: DOC
  • или



55. Место обычаев, традиций и ценностных установлений в межкультурной коммуникации.
В процессе межкультурных контактов обнаруживается огромная разница между тем, как воспринимаются одни и те же ценности людьми разных культур.
Среди громадного числа разнообразных восприятий, тем не менее, можно выделить группу таких, которые совпадают и по характеру оценок, и по содержанию.
Такого рода ценности получили название универсальных, или общечеловеческих.
Их универсальный характер обусловливается тем, что основные черты таких ценностей базируются на биологической природе человека и на всеобщих свойствах социального взаимодействия.
Так, например, нет ни одной культуры в мире, где оценивалось бы положительно убийство, ложь и воровство.
В каждой культуре существуют лишь свои границы терпимости этих явлений, но общая их негативная оценка однозначна.
Рассмотрение культуры как системы ценностей логично ставит вопрос о формах их существования и сферах распространения.
В культурной антропологии принято выделять четыре основные сферы культурных ценностей: быт, идеологию, религию и художественную культуру.
В контексте межкультурной коммуникации из этих сфер наиболее важное значение имеет сфера быта, представляющая собой исторически первую сферу возникновения и существования культурных ценностей.
Несмотря на наличие идеологии, религии и искусства бытовая культура и сегодня остается основополагающей для формирования личности, поскольку это формирование начинается еще в детстве, когда человек не способен к освоению культурных ценностей идеологии, религии и искусства.
Специфика бытовой культуры состоит в том, что она вырабатывает те ценности, которые имеют основополагающее значение для межкультурной коммуникации.
Именно быт является хранителем исторической памяти культуры, поскольку он значительно устойчивее идеологии и религии и изменяется гораздо медленнее, чем они.
Поэтому именно бытовая культура в большей степени содержит в себе ценности вечные, общечеловеческие и этнические.
Кроме того, именно бытовые ценности являются основой существования идеологии, религии и искусства.
Нормы и ценности бытовой культуры являются самодостаточными.
Это значит, что, пользуясь только ценностями бытовой культуры, человек может иметь устойчивые ориентиры для жизни в условиях соответствующей культуры.
Дополнительное значение бытовой культуре при межкультурной коммуникации придает ее стихийный характер.
Ценности бытовой культуры рождаются в процессе житейской практики и имеют утилитарную направленность.
Поэтому они не нуждаются в обосновании и доказательстве, носители данной культуры воспринимают их как естественные и само собой разумеющиеся.
Их оказывается вполне достаточно для приобщения человека к культуре.
Культурные ценности, как уже было отмечено, в жизни каждого человека имеют разное значение.
Поэтому одни люди являются приверженцами ценностей коллектива, а другие — ценностей индивидуализма.
Так, человек в США в первую очередь считает себя индивидом, а уж потом членом социума, в то время как во многих других странах, таких, как Япония, люди в первую очередь считают себя членом социума и только потом индивидом.
Когда люди с такими разными ориентациями вступают в общение, особенно деловое, всегда возникают ситуации непонимания.
Например, проводя деловые переговоры с японцами, американцы назначают сотрудника, ответственного за их подготовку и ведение, и, если переговоры пройдут успешно, этот сотрудник будет вознагражден.
В японской фирме такое невозможно, там царит коллективная ответственность за результаты любого дела.
Поэтому в Японии никогда не выделяют кого-либо из общей массы.
Какие ценности имеют для людей важное значение и обладают большим влиянием, а какие не принимаются во внимание — зависит от культуры.
Их структура и значимость определяют своеобразие и особенности культуры.
Большая часть особенностей собственной культуры, как правило, не осознается и воспринимается как само собой разумеющееся.
Осознание ценностей своей культуры наступает лишь при встрече с представителями других культур, когда происходит взаимодействие разных культур и обнаруживаются различия в их ценностных ориентациях.
Именно в этих случаях возникают ситуации непонимания, растерянности, бессилия и раздражения, вызывающие чувство обиды, злости, отчуждения, оскорбления.
Исключить ситуации непонимания и добиться положительных итогов в межкультурных контактах возможно лишь с помощью знания особенностей ценностных ориентации партнера.
Это знание помогает предсказать его поведение, цели, устремления, желания; оно обеспечивает успех в общении даже с незнакомыми людьми.
Например, американский юноша-студент познакомился с арабской девушкой, приехавшей вместе со своим братом учиться в США. Допустим, юноша знает ценности арабского общества, в таком случае он знает, что арабский мужчина считает своим долгом защищать добродетель своей сестры.
Во взаимоотношениях с девушкой в его поведении не должно быть и намека на возможный сексуальный контакт.
Если же юноша-американец не знает ценностей арабского общества, он и не будет скрывать, что ему нравится девушка, и своими откровенными намеками в присутствии брата непреднамеренно нанесет ему оскорбление.