• Название:

    Выразительные средства

  • Размер: 0.08 Мб
  • Формат: DOC
  • или



Выразительные средства языка
Аллитерация – повтор согласных звуков.
Является приемом выделения и скрепления слов в строке.
Увеличивает благозвучие стиха:

Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь (повтор хр).
Анафора, или единоначатие – это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения:

Как рассказать о красоте неба? Как поведать о чувствах, переполняющих душу в этот момент?
Антитеза – стилистический прием, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста:

Ты богат, я очень беден; ты прозаик, я поэт.
Ассонанс – повторение гласных звуков:

Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою (повтор у).
Гипербола – образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление.
Употребляется в целях усиления художественного впечатления.:

Снег валил с неба пудами.
Градация – стилистическая фигура, заключающая в последовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи:

Ради своего ребенка, ради семьи, ради народа, ради человечества – берегите мир! Градация бывает восходящая (усиление признака) и нисходящая ( ослабление признака).
Инверсия – обратный порядок слов в предложении:

Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням.
Индивидуально-авторские неологизмы (окказионализмы) — новые слова, созданные автором (позволяют создавать определенные художественные эффекты, выражать авторский взгляд на тему или проблемы): …как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других? (А. Солженицын)
Литота – художественное преуменьшение : мужичок с ноготок.
Употребляется в целях повышения художественного впечатления.
Метафора – скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами:

Идет по лезвию взгляда.
Метонимия – перенос значений (переименование) по смежности явлений.
Наиболее употребительные случаи переноса:
а) с человека на его какие-либо внешние признаки:

Скоро ли обед? – спросил постоялец, обращаясь к стеганой жилетке;
б) с учреждения на его обитателей:

Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева;
в) имени автора на его творение (книгу, картину, музыку, скульптуру):

Читая Белинского…
Оксюморон – соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга:

Грустное веселье продолжалось
Олицетворение – один из видов метафоры, неодушевленным предметам приписываются действия, которые допустимы лишь для людям:

Дождь зашлепал босыми ножками по дорожкам сада.
Парцелляция – прием расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. :

Поэт внезапно встал.
Побледнел.
Перифраз(а) – использование описательного выражения, словосочетания, оборота речи вместо собственного имени или названия:

Город не Неве приютил Гоголя.(Петербург), страна восходящего солнца (Япония)
Риторический вопрос — вопрос не требующий ответа :

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность?
Риторическое восклицание – употребление восклицательного предложения с целью придания речи эмоциональности:

Какое лето, что за лето? Да это просто колдовство!
Реминисценция – черты в художественном произведении, наводящие на воспоминание о другом произведении.
Как художественный прием рассчитана на память и ассоциативное восприятие читателя.
Синтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое построение нескольких рядом расположенных предложений.
С его помощью автор стремиться выделить, подчеркнуть высказанную мысль:

Мать – это чудо земное.
Мать – это слово святое.
Синекдоха – прием, посредством которого целое выражается через его часть (нечто меньшее входящее в нечто большее):

И слышно было до рассвета как ликовал француз. (ед.ч. вместо мн.ч.)
Сравнение – сопоставление двух явлений по каким-либо общим признакам.
Сравнение обычно присоединяется союзами: как, словно, будто, точно, и т.д.:

Как ночь, черны его глаза. Могут быть выражены выраженного существительным в творительном падеже:

Тревога змеею вползла в наши сердца.
А также словами: похож, подобен, напоминает:…бабочки похожи на цветы.
Эпитет - красочное определение (выраженное прилагательным, наречием): волнистые туманы, печальные поляны.
Эллипсис — употребление неполных предложений, чаще всего пропуск сказуемого в предложении:

Мы села — в пепел, грады — в прах, в мечи — серпы и плуги.