• Название:

    Адам и Христос, Ева и Лилит

  • Размер: 0.06 Мб
  • Формат: DOC
  • или



Адам, Христос, Ева, Лилит
и ипостаси их предельного выражения-вырождения

Современные женщина и мужчина, выросшие в ареале авраамических религий, имеют в себе два лика (культурных архетипа): женщина – Лилит и Еву, мужчина – Адама и Христа,– которые в каждом из нас находятся в определенном соотношении. Так же стоит помнить, что каждая из ипостасей являет собой уникальную связь мужского и женского, ибо нет ни одного мужчины, в котором не было бы женского начала, и ни одной женщины – без мужского.
Самоутверждение как итог победы в соперничестве с другим в глазах других. Оно связано с установкой на иметь
Самореализация как самовыражение, самореализация своего призвания не в соперничестве, а в гармонии с собой. Оно связано с установкой на быть.

Любовь-служение
как женская форма
любви
Ева
- итог культурной обработки (миром мужской культуры); по мифу, она создана из ребра (кости) Адама: такая же как он по духу самоутвержения, но не равная ему по его воле.
- дисгармоничное сочетание* женского и мужского начал;
- идеальная форма половой любви – любовь-дружба; (или? идеальная форма половых отношений – служение-дружба без любви, но при уважении);
- самореализация низведенная до самоутверждения в мире мужской культуры;
- стремится к равенству с мужчиной;
- самоутверждение себя в глазах мужчины в качестве лучшей для него помощницы через служение***;

тиран (стерва)
- борьба с мужчиной за лидерство, нет любви; использование мужчины;
- мужское начало подавляет женское*****;
- неспособность служить мужчине; служение перерождается в услугу;

раб (серая мышь)
- служение перерождается в прислуживание как способ удержания мужчины из страха за себя и своих детей; потребительское отношение к мужчине; чувствует себя жертвой;
- мужское начало подавляет женское;
Лилит
- она – изначально-природная; по мифу, созданная как равная Адаму, но иная, отличная от него (НЕ кость от кости его);
- гармоничное сочетание женского и мужского начал при лидерстве женского;
- жертва, переходящая в служение
- идеальная форма половой любви – любовь-служение;
- самореализация себя в любви к мужчине без ревности и зависти;
- боготворит мужчину, будучи равной ему, стремится к тому, чтобы покориться превосходящему её мужчине; стремится утвердить мужчину через себя, собой; синий чулок
- переизбыток Лилит; она – Лилит, переставшая искать мужчину для служения;
- не может жертвовать в отношении мужчины;
- отрицание любви к мужчине, профессиональная самореализация и (или) жертва, переходящая в любовь-служение ближним и дальним; быть не столько признанной, но нужной;
- женское начало подавляет мужское; роковая женщина
- стремление к самореализации в любви, которое не находит воплощения;
- боготворит мужчину; способна к временным жертвам, но не к длительному служению; недостаток Лилит и проявление Евы, отсюда, внутренняя разорванность между стремлением восхищаться мужчиной и сохранить своё равенство с ним; она – Лилит, не нашедшая объект для служения, но ищущая;
- женское начало подавляет мужское;

Любовь-жертва
как мужская форма любви
Адам
- изначальная ипостась мужчины;
- дисгармоничное сочетание женского и мужского начал;
- идеальная форма половой любви – любовь-дружба; (? или, идеальная форма половых отношений – жертва дружба без любви, но с уважением);
- стремление к безусловному лидерству в этой любви-дружбе; превознесение женщины только в качестве матери;
- переделывание женщины под себя;
- жертва** – это форма самоутверждения в иерархических социальных отношениях, чтоб что-то кому-то доказать (культурный образ – Авраам); женоненавистник (семейный тиран),
закоренелый холостяк
- отказ от любви к женщине; профессиональное самоутверждение;
- мужское подавляет женское начало внутри мужчины;
- жертва для социального самоутверждения; Дон Жуан
- потребность быть любимым; самоутверждение посредством одерживаемых побед над женщинами;
- мужское берет вверх над женским;
- не способен на жертву;
Христос****
- ипостась, приобретаемая в течение жизни самовоспитанием особенно;
- гармоничное сочетание мужского и женского начал при лидерстве мужского;
- служение, переходящее в жертву;
- идеальная форма половой любви – любовь-жертва;
- самоутверждение возведенное до самореализации;
- отношение к женщине как к равной, безусловно ценной самой по себе; принятие её такой какая она есть;
- жертва – это форма самореализации из любви (а не для доказательства) и к вот-этой-вот женщине для её спасения и защиты, и к миру, и к своему делу;

подкаблучник
- переизбыток Христа;
- самореализация в любви к конкретной женщине важнее всего;
- служение, переходящее в жертву: услужливая жертва с почти полным пренебрежением своих интересов;
- женское берет вверх над мужским; Казанова
- недостаток Христа на фоне усиления Адама: внутренняя распятость между любовью к женщине и страхом перед ней, между христово-возвышенным отношением к женщине и адамовым стремлением сохранить себя таким какой есть – практически без изменений, свою свободу;
- потребность самореализоваться в любви, которая не находит удовлетворения;
- только служение, неспособность жертвовать собой, защищает свою свободу и своё пространство;
- женское берёт вверх над мужским началом внутри мужчины;
* Дисгармоничное сочетание в том, что борьба мужского и женского начал воспринимается не столько как средство гармонизации отношений, сколько в качестве способа самоутверждения в той или иной форме. Ведь даже позиция серой мыши - это форма власти, это выражение потребности иметь (владеть), а не быть. И еще, гармония – всегда становящаяся в индивидуальном бытии, дисгармоничное сочетание – итог фиксирования в культуре статусов мужчины и женщины.

** Жертва – это мужской способ самореализации и самоутверждения; взятая сама по себе, она порождает Адама, его властолюбие и тщеславие; окрашенная же служением, она позволяет появиться Христу с иным эгоцентризмом, где Я – не источник самолюбования, а – ответственности и заботы.

*** Служение – это женский способ самореализации и самоутверждения; взятое само по себе, оно говорит о присутствии Евы, стремящейся утвердить свою власть (открыто ли, тайно ли – в мыслях, желаниях, страхах); в купе с жертвой служение проявляет Лилит, способную на такую покорность, какая мужчинам только снится может. И здесь есть опасность, так как Лилит может увидеть мужское превосходство и в достойном мужчине и недостойном (выбрала же первая Лилит сатану). Отсюда, в который раз повторюсь, что качество мира зависит от женщины… Деградация мира, если она будет, начнётся с деградации женщины, поклоняющейся физической силе и богатству более, чем интеллектуально-духовному величию. Ведь около выдающихся людей чаще всего рядом была именно Лилит (от Ев они бежали, и оставались в одиночестве, если, конечно, не были сами Казановыми).

**** Обращаю внимание на то, что здесь Христос не выступает в образе бога, или богочеловека, но – как символ нового, по сравнению с адамовым, отношения к женщине... Ведь в культуре Христос еще и символ преображения, изменения человеческой природы, того, что в ней было от Адама до него… Думаю, для перехода к теме мужское-женское вполне можно зацепиться за то, что в патриархальной культуре мужчина и есть человек, а человек и есть мужчина, поэтому преображение человека – это, прежде всего преображение мужчины…

Хотя, принимая во внимание изначальную и на сегодняшний день самую распространённую интерпретацию Христа как богочеловека, можно обратиться к религиозной философии. Так, в одном из направлений (малоизвестном, правда) русской религиозной философии XIX-XX вв. - православной в своей сути - (П. Астафьев, Н. Страхов, П. Бакунин, В.Несмелов, И. Киреевский, В. Снегирёв и т.д.: http://www.hrono.info/statii/2005/ilin_moskvam.html) Христос трактуется следующим образом.
Христос – это Бог, явившийся в мир в образе человека, чтоб напомнить человечеству о том, что значит быть совершенным человеком.
Образ Христа несет в себе не тайну бога, но тайну человека, переживающего свою принципиальную богооставленность, и потому вынужденный сам решать как жить по-человечески через самосознание и самопознание человеческого в самом себе...Но ведь явился он не в качестве человека вообще, не всечеловека, а в качестве конкретной личности, которая имеет пол, в данном случае, пол мужской.
А пол - это самое сложное образование в человеке, пол и есть сам человек во всей его сложности.
Так что, думаю, использование образа Христа как одной из ипостасей мужчины не есть его низведение... Христос как символ иного, по сравнению с Адамом, мужчины, гармонично сочетающего в себе мужское и женское начала, есть еще одно проявление его совершенства.

***** Адам и Ева – примеры дисгармоничного сочетания мужского-женского, Лилит и Христос – гармоничного. Дисгармония – это результат борьбы с противоположностью. В мужчине это проявляется в форме унижения женщины (вплоть до её демонизации) и в форме борьбы с женским началом в себе. Последнее проявляется в бесконечном стремлении утверждать свою мужественность как в собственных глазах, так и в глазах других – причём, более в словах, чем в поступках; и даже если и в поступках, то они всегда сопровождаются подчёркиванием того, что я так поступаю, потому что мужчина.

В женщине дисгармоничность проявляется либо в неприятии своего женского начала в сравнении с мужским из-за тех социальных привилегий, которое имеет последнее, либо в борьбе за равенство с мужчиной посредством возвышения женского и принижения значимости мужского.

В любом случае, борьба – это более способ бытия-в-мире мужского начала, чем женского, и это подкрепляется также биохимическими особенностями организма.
Поэтому, вырождение и предельное выражение Адама или Евы усиливают в человеке именно мужское начало, которое, по сути, подавляет женское. Так появляются серая мышь, стерва, женоненавистник и дон жуан.

Гармоничность – это такое соотношение мужского и женского начал, когда при лидерстве одного из них, другое не подавляется, а принимается, слышится, учитывается в силу стратегического стремления к единению при сохранении различности. Этого иного начала не стесняются; само по себе оно становится тем фоном, который еще больше подчеркивает сильные стороны основного узора, цветово откликаясь на происходящее с узором.

В мужчине эта гармоничность максимально проявляется в способности довериться женщине, а также в том, что мужское право на поступок не утверждается всякий раз в словах, а реализуется. Более того, понятие мужское право вообще исчезает, остается лишь поступок как форма существования мужского.

Гармоничная женщина восхищается мужчиной и своевольно покоряется ему не для того чтобы себя унизить, а его еще более возвысить, а для того, чтобы оба могли развиваться и совершенствоваться:

Она отвечает за атмосферу в пути, Он за сам путь.

Гармонизация – это способ бытия-в-мире женского начала в силу, в том числе, биохимических и связанных с ними психологических особенностей. Так что предельное выражение или вырождение ипостасей Христа и Лилит усиливают именно женское начало, что и находит своё воплощение в роковой женщине, синем чулке, подкаблучнике и казанове.