• Название:

    Самовары

  • Размер: 0.03 Мб
  • Формат: DOC
  • или



Самовар;

- водогрейный для чаю сосуд, большей частью медный с трубою и жаровней внутри;

- такое определение мы встречаем уже в 1860; е годы в Толковом словаре русского языка В.И. Даля.
В словаре указано функциональное предназначение самовара; нагревать воду, но для русского быта и всего уклада жизни самовар значил гораздо больше, чем просто водонагревательный прибор.
Самовар был для русского человека своеобразным символом семейного очага, уюта, дружеского общения.
Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке.
За самоварам нередко решались серьезные деловые вопросы, без самовара не обходились в самых жарких творческих и политических дискуссиях.
Самовар был необходим и в доме столичного петербургского аристократа, и в трактире или чайной для посадского люда.
На протяжении XIX - XX веков самовар стал характернейшим символом русского быта, центральным предметом чаепития, которое уже в XIX веке в России стало рассматриваться как часть национальной культурной традиции.

В КРУ Этнографический музей собрана коллекция самоваров и предметов чайной церемонии, основу которой составила коллекция Ю.К. Наскрипняка (около 100 единиц – самовары и предметы чайной церемонии).
В музее хранятся самовары наиболее известных фабрикантов Баташевых, Капырзина, Тейле, Шемариных, Ваныкиных, Аленчикова и Зимина, Шапошникова.
Самовары, находящиеся в музейном фонде, имеют самые разнообразные формы и их разновидности.
Объем самоваров также различен от самых маленьких ёмкостью до 200 граммов до наиболее крупных вместимостью до 20 литров.
Датируется коллекция сер.
XIX  

- сер.
XX веков.


КРУ Этнографический музей планирует открытие Музея в музее Русский самовар.
Традиции чаепития 26 ноября 2010 г.
Целью создания выставки является познакомить посетителей с частью национальной культурной традиции русских самоваром, его историей возникновения, показать многообразие форм, фабрик изготовителей.
Затронуть темы, касающиеся непосредственно самих фабрикантов, углубиться в историю русской чайной церемонии, рассмотреть историю возникновения предметов чайной церемонии.
Главной задачей как можно полнее показать собранную коллекцию самоваров и предметов чайной церемонии сер.
XIX - сер.
XX веков.
Проследить историю усовершенствования самовара – применение новых материалов, декора.
Показать как самовары нагревающиеся с помощью углей, так и электрические.
Обратить внимание посетителей на многообразный ассортимент товаров, который предлагался во время чайной церемонии, сахар (колотый, рафинад, песок), печенье, конфеты, какао и т.д.
А также воссоздать интерьер чайной кон.
XIX  

- нач.
XX в.в. и магазина товаров для чайной церемонии, так как в жизни русских чаепитие занимает особое место.
Русская церемония чаепития направлена на объединение духовного мира людей, раскрытия каждой отдельной души перед обществом, семьей, друзьями.
Чаепитие создает условия для задушевного разговора.
На территории Крымского полуострова, где издавна проживают русские, украинцы, крымские татары, немцы, чехи, болгары и другие народы, чаепитие стало символом добрососедства и взаимовлияния культур.

В настоящее время, когда 70 % населения Крыма говорят на русском языке, ассоциируют себя с русской культурой, создание такой выставки необходимо.
Так как, появившись в сер.
XVIII в., к нач.
XIX-го самовар прочно завоевывает свои позиции.
Он становится символом русской культуры.
Её неотъемлемой частью.
Будучи украшением дома, самовар с момента своего появления занял особое место среди медных бытовых изделий, очень быстро став одним из самобытнейших предметов русского декоративно-прикладного искусства.
Художественное оформление самоваров было способно удовлетворить все многообразие художественно-эстетических запросов различных слоев русского общества.

Тема широко вошла в русское искусство.
Появляются живописные произведения со сценами чаепития за самоваром, изображения загородных пикников с непременным самоваром и чаепитием.
В конце XIX  

- начале XX века самовар занимает центральное место в натюрмортах многих русских художников.
Самовар и чаепитие были популярны и в народном искусстве.
Их изображали на подносах, чайницах, деревянных и берестяных коробках, прялках.
Многие русские поэты и писатели посвятили немало прекрасных строк самовару.
А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, В.Г.Белинский, А.Н. Островский, Ф.М. Достоевский и Н.С. Лесков, описывая русский уклад жизни, не раз обращались к теме чаепития, с которой неразрывно связано понятие о самоваре как его неотъемлемой части.
Перечислив все вышесказанное, мы подтверждаем идею того, что тему обязательно нужно затронуть, и ни где-нибудь, а именно в Музее этнографии, где соединены воедино культуры многих народов, проживающих Наследие на территории Крыма.
Для выставки планируется задействовать два зала, общей площадью 106 кв.м.
В первом зале планируется на специальных подставках показать самовары различных форм и фабрик изготовителей.
В витринах выставить дорожные самовары (небольшие по величине), бульотки, чайники, заварочные чайники.
Стены будут оформлены крымским фотоматериалом с изображением сцен жизни с самоваром, копиями картин известных художников, где присутствуют сцены с самоваром, а также показать анатомию самовара и прародителей самовара сбитенник и первый самовар.
Во втором зале предполагается воссоздать интерьер чайной кон.
XIX  

- нач.
XX в.в. и магазина товаров для чайной церемонии, соорудив специальный модуль.
В витринах планируется показать предметы чайной и кофейной церемонии, а также самовары советского времени.
На стенах должны будут висеть репродукции картин с изображением чайной, а также копии реклам чайной продукции кон.
XIX - нач.
XX в.в.
Эта выставка позволит ознакомить широкий круг посетителей с историей самовара как самобытного образца русского декоративно-прикладного искусства и русского быта, т.к. совершенно не случайно, что это неживое изделие из металла имеет живую душу потому что непреходящи те понятия, олицетворением которых всегда был самовар: гостеприимство и радушие, дружеское общение, задушевная беседа, домашний покой и уют.