• Название:

    Мухаммад считал, что солнце садится в мутный ис...

  • Размер: 0.04 Мб
  • Формат: DOC
  • или



Пророк Мухаммад считал, что солнце садится в мутный источник
В отличие от христианских богословов, мусульмане никогда не считали Землю плоской.
Коран однозначно свидетельствует о том, что небесные тела движутся по своим орбитам:

Аллах подчинил вам солнце и луну, непрестанно движущиеся по своим орбитам, подчинил вам ночь и день(Ибрахим, 33);

Он – Тот, Кто сотворил ночь и день, солнце и луну.
Все плывут по орбитам(аль-Анбийа, 33);

Солнцу не надлежит догонять луну, и ночь не опережает день.
Каждый плывет по орбите(Йа син, 40).
Тем не менее, некоторые противники ислама пытаются обвинить мусульман в несоответствии коранических знаний научным истинам.
В частности, они ссылаются на аят из истории о праведнике Зуль-Карнейне:

Когда он прибыл туда, где закатывается солнце, он обнаружил, что оно закатывается в мутный (или горячий) источник(аль-Кахф, 86).
Однако подобные обвинения безосновательны, что ясно из многочисленных трудов по мусульманской экзегетике.
Для большей наглядности мы процитируем комментарии некоторых авторитетных средневековых ученых к данному аяту.
Имам аль-Куртуби (ум. 671 г.х.) писал:

Это не означает, что он дошел до самого солнца на востоке и западе, вплотную приблизившись к самому небесному телу.
Солнце вращается вместе с небом вокруг земли, не касаясь земли.
Оно имеет огромные размеры и не может вместиться в источник на земле.
Более того, оно во много раз больше самой Земли.
Смысл этих слов в том, что он дошел до последних обитаемых земель на западе и на востоке.
Пред его очами открылась картина, когда солнце словно опускалось в мутный источник.
Таким же образом, когда мы наблюдаем за закатом солнца на равнине, нам кажется, что оно словно уходит под землю.
Вот почему Аллах сказал:

Он обнаружил, что оно восходит над людьми, которым Мы не установили от него никакого прикрытия(аль-Кахф, 90).
Это не означает, что восходящее солнце соприкасалось с этими людьми.
Аллах имел в виду, что они были первыми, над кем встает солнце.
См.
Аль-Джами‘ ли Ахкам аль-Кур’ан, т. 11, с. 49-50.
Аль-Бейдави (ум. 685 г.х.) писал:

Очевидно, он достиг берега океана, и его взору открылась такая картина.
Он не видел ничего, кроме воды, и поэтому Аллах сказал: …он обнаружил, что оно закатывается…, а не сказал, что оно действительно закатывалось в мутный источник.
См.
Анвар ат-Танзил ва Асрар ат-Та’вил, т. 3, с. 520.
Аль-Багави (ум. 516 г.х.) привел слова аль-Кутейби:

Допустимо, что слова “в мутный источник” означают “возле мутного источника”. Либо его глазам открылась такая картина, словно солнце опускалось в него.
См.
Ма‘алим ат-Танзил, т. 3, с. 179.
Ибн аль-Джаузи (ум. 597 г.х.) писал:

Кое-кто может ошибочно предположить, что Солнце, несмотря на его огромные размеры, погружается в источник воды, но это не так.
Оно во много раз больше земли.
Разве ж может оно вместиться в один родник?! Зуль-Карнейну открылась картина, которая открывается морякам, не видящим вокруг ничего, кроме воды.
Им кажется, что солнце опускается в воду.
Объясняется же это тем, что Зуль-Карнейн дошел до края суши, и перед ним не было ничего, кроме мутной воды.
См.
Зад аль-Масир, т. 5, с. 186 (сокращенно).
Ибн Касир (ум. 774 г.х.) писал:

Он шел долго, пока не дошел до крайних земель на западе.
Речь не идет о том участке неба, где закатывается солнце, поскольку он не мог добраться до него.
Что же касается вымыслов рассказчиков о том, что он дошел до того места, где заходит солнце, то они не имеют никакого основания.
Большинство из них опирается на измышления людей Писания и суждения неверующих и лжецов из их числа.
См.
Тафсир аль-Кур’ан аль-‘Азим, т. 3, с. 137.
Однако противники ислама продолжают настаивать на том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, полагал, что солнце в действительности опускается в горячий источник.
В качестве аргумента они ссылаются на хадис, переданный Абу Давудом со слов Абу Зарра:

Однажды я сидел позади Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, на осле.
Солнце приближалось к месту заката, и он спросил:“Знаешь ли ты, где оно закатывается?”Я ответил: “Аллаху и Его Посланнику лучше знать”. Он сказал: “Оно закатывается в горячий источник”. В версии Ахмада говорится:…в мутный источник.
Рассказчики хадиса заслуживают доверия.
Но следует знать, что этот рассказ Абу Зарра пересказывали сразу три ученика Ибрахима ат-Тейми.
И только аль-Хакам ибн ‘Утейба упоминал его в такой форме.
Двое других рассказчиков - Сулейман аль-А‘маш и Абу ‘Убейд - пересказывали хадис в иной форме, не упоминая о том, что солнце закатывается в мутный (или горячий) источник.
В частности, Ахмад и аль-Бухари передали со слов Абу Зарра, что однажды, когда солнце закатилось, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему:

Знаешь ли ты, куда оно направляется?Он ответил:

Аллаху и Его Посланнику лучше знать.
Он сказал:

Поистине, оно движется, пока не совершает поклон под Троном.
Потом оно испрашивает разрешения [продолжить путь], и ему позволяют сделать это.
Но очень скоро оно совершит поклон, и от него не будет принято.
Оно попросит разрешения, но ему не будет позволено.
И тогда ему будет сказано: “Возвращайся туда, откуда явилось!” Так оно взойдет на западе, о чем и сказал Всевышний:

Солнце плывет к своему местопребыванию.
Так предопределил Могущественный, Знающий(36:

38).
Таким образом, версия аль-Хакама ибн ‘Утейбы противоречит другим, более надежным версиям этого хадиса.
Достаточно сказать, что она противоречит версиям, упомянутым в “ас-Сахихах” аль-Бухари и Муслима.
Помимо того, единственным, кто рассказывал ее со слов аль-Хакама, был Суфьян ибн Хусейн.
Между тем со слов Сулеймана аль-А‘маша хадис пересказывало четверо ученых, а со слов Абу ‘Убейды - двое.
Все это позволяет нам назвать версию аль-Хакама слабой, противоречащей другим достоверным сообщениям (шазз).
Но даже если бы она была надежной, это все равно не означало бы того, что слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха, следует понимать буквально, поскольку он часто напоминал сподвижникам об аятах Корана.
И вполне возможно, что он напомнил своему спутнику о том, как описывается закат солнца в Писании Аллаха.
А лучше всего об этом известно Аллаху.
Кулиев Э.