• Название:

    Цыганы

  • Размер: 0.03 Мб
  • Формат: DOC
  • или



Цыганы

От КП расходятся лучи, с одной стороны к Ц, где будет поставлена, но иначе решена та же философская проблематика, а с другой – к ЕО, где тот же в принципе характер получит иное, социально-историческое освещение (Коровин В.И., 1).
Тип героя-индивидуалиста не удовлетворяет Пушкина.
Он не раз высказывался о своем недовольстве образом Пленника (подступом к характеру разочарованного героя), в БФ и БР он обходится без такого типа героя, строит поэмы только на экзотическом материале, то в Ц П. вновь обращается к романтическому герою-индивидуалисту, но изображает его иначе.
Если в КП русский возрождается душой, то в Ц о просветлении души не могло быть и речи.
Конфликт приобретает отчетливо выраженный трагический характер.
Если в БФ автор устремлен к гармоническому идеалу, то в Ц он убеждается, что при всей привлекательности идеал недосягаем.
Сюжетно поэмы схожи, но содержание различно.
Герой также помещен в несвойственную ему среду естественного общества.
Алеко также ищет высшие ценности за пределами цивилизованного мира, в цыганском таборе.
Та же любовь туземки и европейца.
Конфликт Алеко очерчен значительно резче, хотя до конца неясен.
С одной стороны, он изгнан из этого общества (Его преследует закон, что указывает на какую-то тайну в прошлом романтического героя), с другой – он хочет вольности, свободы.
Отсюда особая мотивировка изгнания: бегство романтического героя вынужденно и добровольно одновременно.
Но в то же время, ему нет пути назад.
Алеко высказывает свое недовольство обществом, обличает европейскую цивилизацию – всю городскую культуру.
Когда б ты знала,
Когда бы ты воображала
Неволю душных городов!
Там люди, в кучах за оградой,
Не дышат утренней прохладой,
Ни вешним запахом лугов;
Любви стыдятся, мысли гонят,
Торгуют волею своей,
Главы перед идолами клонят
И просят денег да цепей…

Это скопище тягчайших нравственных пороков, мир стяжательства и рабства, как царство скуки и томительного однообразия жизни резко и определенно противостоит патриархальной естественности цыганской вольности
Крик, шум, цыганские припевы,
Медведя рев, его цепей
Нетерпеливое бряцанье,
Лохмотьев ярких пестрота,
Детей и старцев нагота,
Собак и лай и завыванье,
Волынки говор, скрып телег,
Все скудно, дико, все нестройно,
Но все так живо-неспокойно,
Так чуждо мертвых наших нег,
Так чуждо этой жизни праздной,
Как песнь рабов однообразной!
В отличие от Пленника, Алеко имеет полную свободу внешнюю, он полностью живет жизнью цыган.
Но если Пленник, потеряв свободу внешнюю, приобретает свободу внутреннюю, тем самым решив внутренний конфликт, то Алеко при абсолютной внешней свободе сможет ли приобрести свободу внутреннюю? Центр тяжести конфликта переносится в глубь человеческой души.
Значительно ослаблен в Ц автобиографический элемент.
Точка зрения героя не совпадает с авторской, герой становится объектом изображения.
Точка зрения автора , как и все голоса героев, самостоятельна.
Ни Старик, ни Алеко, ни Земфира не выражают авторской позиции, хотя в отдельных моментах их взгляды сближаются эмоционально и содержательно.
Итог размышления автора выведен за пределы сюжета.
Когда необходимо прокомментировать события, повествование прерывается вставными стихами о птичке - иносказательном образе поэтической вольности, выдержанном в народно-песенном духе и воплощенном в хореическом, а не ямбическом размере.
Авторский голос слышится в повествовании, но как правило, касается общей эмоциональной оценки событий.
События внешнего сюжета (фабулы) сосредоточены вокруг нескольких эпизодов, заключенных между двумя картинами:

Алеко приходит в табор и табор уходит от Алеко.
Внутренний сюжет (коллизия) - в трагической игре страстей. Пушкина в Ц интересует философско-психологическая проблематика. В ходе игры страстей решается проблема счастья и свободы человеческой личности.
Поиски смысла жизни составляют философский стержень поэмы.
Алеко, стремящийся к свободе, не признает свободы других, поэтому ему не дано насладиться счастьем и узнать вкус подлинной свободы.
В Алеко живут гордыня, своеволие, индивидуализм, чувство превосходства над другими.
Он не в силах побороть и мятежные страсти, бушующие в его измученной груди.
Я не таков.
Нет,
Я не споря
От прав моих не откажусь!
Неизбежность трагической развязки коренится в самой натуре героя, отравленного предрассудком европейской цивилизации.
Оборотной стороной его свободолюбивых стремлений неизбежно оказываются эгоизм и произвол.
Это подтверждает и спор Алеко со старым цыганом.
13.В Ц открытый финал, поскольку противоречия ЦИВИЛИЗАЦИИ И ПРИРОДЫ, СВОБОДЫ И СЧАСТЬЯ ОСТАЛИСЬ НЕРАЗРЕШЕННЫМИ. Поэт по-романтически склонен видеть трагедию цивилизованного общества в природе человека, трагической предопределенности человеческого бытия.
Это проявилось в эпилоге
И всюду страсти роковые,
И от судеб защиты нет.

Литература.
Гуревич А.М. Южные поэмы //Гуревич А.М. Романтизм в русской литературе. – М.:

П., 1980. – С 56-65.
Томашевский Б. Пушкин.
Кн.2. – С.218-2257.