• Название:

    Не осуждай сим спасешся. Серафим Саровский

  • Размер: 0.05 Мб
  • Формат: DOC
  • или



"Не осуждай – сим спасешься" Из воспоминаний о приснопамятном старце иеромонахе Серафиме Саровском
автор:

Архимандрит Арсений (Митрофанов)* Tue, (Посвящается о. архимандриту Герману)
31 Jul 20 В начале своего дневника о.
Арсений сообщает несколько сведений о самом себе.
Уроженец г.
Ливен Орловской губернии, происходил он от зажиточного купеческого дома Митрофановых; занимался и сам в молодости своей довольно значительными торговыми оборотами.
Влечение к иноческой жизни почувствовал с 16-летнего своего возраста, но его удерживали в миру долгое время семейные обстоятельства, ибо по смерти своего отца состоял он единственной опорой вдовы-матери и малолетних ее сирот: брата, горячо им любимого, и двух сестер.
Только на 27-м году жизни он сделал первую попытку сбросить с себя удерживавшие его семейные обязанности и всецело посвятить свои силы исканию единого на потребу.
Но эта первая попытка не совсем удалась, ибо по настоятельным требованиям матери он должен был вскоре возвратиться под родной кров и даже вновь принять участие в торговых занятиях своей семьи.
Под предлогом поездки по торговым надобностям на Макарьевскую Нижегородскую ярмарку*, распростился он с матерью в июле 1832 года и отправился в первое свое странствие по святым местам русским; сердце его стремилось преимущественно к Соловецкому монастырю, где предполагал он остаться для подвигов иноческих.
По пути не преминул юноша-богомолец завернуть в Саровскую пустынь, где ярко горел в то время великий светильник христианского подвижничества, блаженный старец Серафим; молва о благодатных дарах его далеко разносилась по лицу земли Русской.
Митрофанов трижды был у великого Cтарца и описал следующим образом эти приснопамятые для него посещения.
07, 09:

25 А. Ковалевский
В первый раз пошел я к старцу Серафиму с мыслью и намерением получить от него наставление и душеполезный совет в своем настоящем положении, несказанно смущавшем меня своей неопределенностью.
С одной стороны, давний обет и влечение сердца твердили мне, отложив все мирское, житейское, идти по пути иноческого жития; с другой, – любовь к родительнице и брату внушали тревожную мысль, что я им еще необходим.
С такими чувствами переступил я порог келлии Cтарца и нашел его в сенях лежащим на полу, одетого в нагольном овчинном тулупе и держащего в руках пшеничный калач, с видом, как бы его вкушает.
Вспомнив рассказы испытавших на себе прозорливость Cтарца, что нередко отвечает он даже на мысленные вопрошения, я, поклонившись, стоял пред ним молча и мысленно просил, по данной ему благодати, разрешить мне недоумения мои к пользе душевной: идти ли мне в Соловки и там остаться, или же возвратиться домой.
Старец приподнялся и, взглянув на меня пристально, махнул рукой, говоря:

Иди, иди, а потом назад неволею.
Когда же подошел я к нему ближе, то он ласково меня благословил и, положив преподобные свои руки на мою голову крест-накрест, приказал читать за ним молитву исповедную.
Потом дал две горсти белых сухарей, напоил из большого штофа святой водой и отпустил меня.
Вышеприведенные слова его понял я не иначе как ответ на мысленное мое вопрошение, истолковав их себе в том смысле, что пора идти мне на подвиг духовный по воле, что же случится со мной по неволе, то в воле Божией.
На другой день отправился я после обеда в пустыньку Cтарца за 4 версты от обители, и повстречал его на дороге к ней, лежащим под большим пнем, покрытого сучьями древесными и как будто спящего.
Одет был Cтарец на этот раз в коротенькую шубку, подпоясан веревочкой, у которой висела холщовая сумка с хлебом: вид подвижника напоминал собою монастырского служку или пастуха, и это смирение несказанно тронуло мое сердце, оставив в нем впечатление навсегда.
По сотворении от меня молитвы, Cтарец поднялся, благословил меня, поцеловал в уста и в руку, чем привел в великое удивление и ужас, ибо не знал я до этого, что у Cтарца было такое обыкновение.
Теперь осмелился я уже устно передать ему свои обстоятельства, прося его совета касательно желания моего спасаться в Соловецком монастыре, как месте, где удобно можно скрыться от поисков родительницы.
Благословив мое желание спасаться, присовокупил он, что в свое время приведет его Господь в исполнение, и потом сказал несколько душеполезных слов о любви к Богу и ближним, тем более к родителям.
На третий день опять отправился я в пустыньку Cтарца и нашел его у берега протекающего там ручья; он собирал камушки и носил их к колодцу невдалеке.
Тут он много поучал меня, недостойного, из Апостола и Евангелия на пользу грешной моей душе, дал напутственное благословение, от меня же соблаговолил принять старинный серебряный рубль, сказав:

Это отдам я сиротам моим, живущим невдалеке, в женскую общину.
Потом примолвил:

Смотри, да не явишися пред Господом твоим тощ, и чтобы огарков не было, а когда пойдешь в монастырь, не говори: то не так, другое не так, а говори себе: а я-то как, и не осуждай – сим спасешься.
К ПРАЗДНИКУ ПРП. СЕРАФИМА САРОВСКОГО В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯТО-ТИХОНОВСКОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА ВЫШЕЛ СБОРНИК ВОСПОМИНАНИЙ ПАЛОМНИКОВ В САРОВ И ДИВЕЕВО ВСПОМИНАЯ С ЛЮБОВЬЮ
Вспоминая с любовью:

Преподобный Серафим, Саров, Дивеево глазами паломников XIX-XXI вв. / Сост.
Н.Ю. Бутина. - М.:

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2007. - 500 с.
ISBN 97857429-0137-2
В книге представлены воспоминания посетителей прп.
Серафима Саровского и паломников в Саров и Дивеево, от непосредственных самовидцев Батюшки до наших современников.
Множество людей делятся своими духовными впечатлениями о преображающем воздействии святых серафимовских мест.
Значительная часть материалов из дореволюционной периодики, вошедших в книгу, в наше время публикуется впервые.