• Название:

    кревская и люблинская унии

  • Размер: 0.05 Мб
  • Формат: DOC
  • или



ВВЕДЕНИЕ
История Польши насчитывает не одно столетие.
Польша имеет очень давнюю историю, это государство находилось в центральной Европе.
В средневековье соседями Польши были Болгария, Чехия, Германия, Русско–Литовское государство.
Но, несмотря на свою давнюю историю, Польша не всегда на протяжении своей истории существовала как единое и независимое государство.
Если говорить об изучаемом нами историческом периоде, то с момента своего появления в Европе как самостоятельного государства, Польша успела побывать под властью трех государств – России, Пруссии и Австро – Венгрии.
Но период бесславного существования Польши приходится на Новое Время, а в период средневековья Польша представляла собой серьезную политическую силу, с которой считались многие государства континентальной Европы.
В этом реферате будет рассматриваться период объединения двух государств – Польши и Литвы, причины, ход и последствия этого объединения.

I ГЛАВА
Кревская уния 1385, соглашение о династическом союзе между Великим княжеством Литовским и Польшей, по которому литовский великий князь Ягайло, вступив в брак с польской королевой Ядвигой, провозглашался польским королём.
Кревская уния была подписана 14 августа в замке Крево (ныне на территории БССР).
Ягайло с братьями обязался принять католичество вместе со всеми подданными, присоединить к Польше земли Великого княжества Литовского и способствовать возвращению утраченных Польшей земель.
Кревская уния содействовала объединению сил литовского, польского, русского, белорусского и украинского народов в борьбе против агрессии Тевтонского ордена.
Вместе с тем Кревская уния отвечала интересам польских феодалов, стремившихся захватить украинские, белорусские и русские земли, входившие в состав Великого княжества Литовского, и литовских феодалов, рассчитывавших при поддержке Польши продолжить захват русских земель. (1)
Несмотря на то, что это цитата из Советской Исторической Энциклопедии 1976 г. выпуска, она не потеряла своей актуальности и значимости.
Польско-Литовская Кревская уния 1385г., создавшая одно общее государство из двух чуждых и разноплеменных народов, была результатом не взаимного тяготения этих народов друг к другу, а результатом сложившейся внешне-политической обстановки для королевства Польши и Великого Княжества Литвы.(2)
Оба эти государства находились под угрозой:
немецкой агрессии с северо-запада (Тевтонский Орден),
татар с юго-востока
требований крепнувшей Москвы возврата исконно русских земель, заченных Литвой и Польшей и лежащих на восток и северо-всток от границ этнографических Польши и Литвы.
Сопротивляться в немцам, татарам и Москве Литва и Польша по отдельности не могли.
Но, будучи объединенными, они представляли собой большое государство, которое могло успешно бороться за сохранение своих границ и всех включенных в его границы русских территорий-частей, распавшейся Киевской Руси.
Кроме того, эта уния была чрезвычайно выгодна католической церкви, открывая перед ней возможности для распространения на восток, в новом государстве, которое официально считалось католическим, но на территории которого проживало значительное количество русских, православно ориентированных людей.
Возможность унии была облегчена еще и тем обстоятельством, что Ягайло находился во враждебных
отношениях с Великим Княжеством Московским, особенно после того, как он неудачно пытался помочь татарам в Куликовской битве.
После поражения в этой битве татар, престиж Москвы необычайно возрос и она уже открыто выступила на политическую сцену в качестве Собирателя Руси.
Собирание же Руси означало для Литвы потерю всех ее русских земель, составлявших 90 % всей территории Великого Княжества Литовского.
Если учесть тяготение к Москве, как к центру православия и русской государственности не только широких народных масс, но и православного дворянства и духовенства этих русских территорий, то станет понятно, почему он с такой легкостью и готовностью пошел на соглашение с Польшей, принял католичество, окрестивши по католическому обряду всех литовцев и подписал унию в Креве (1385 г.).
Другого выхода у него не было, альтернативой неподписанию такого договора был распад Великого Княжества Литовского.
Но Кревская уния вызвала взрыв негодования среди всего населения русских земель, которое вылилось в вооруженную борьбу, возглавленную двоюродным братом Ягайла — Витовтом, которому содействовало крупное и мелкое русское дворянство, которое тогда было православным и чувствовало себя частью Руси.
После длительной и кровавой борьбы поляки должны были уступить и пойти на компромисс.
В 1392 году соглашением в г.
Острове Витовт был признан пожизненным правителем Литвы, а вскоре затем он стал именовать себя Великим Князем Литвы и вел политику почти совершенно независимую от Польши, хотя формально Кревская уния и не была расторгнута.
Литва находилась между двух государств – Польши и Московского княжества, соответственно, были видимы все процессы, происходившие в этих государствах.
В Польше начинался процесс политической децентрализации, своеволие магнатов и шляхты набирало свою силу на фоне полного бесправия крестьянства.
В то же самое время в Москве шла быстрая централизация, сокращение прав князей, бояр и дворян, но сохранялась пусть и относительная, по сравнению с Польшей, свобода крестьян, которые, как известно, до конца XVI века могли свободно менять своего помещика.
Не удивительно поэтому, что симпатии значительной части литовских магнатов и шляхты, несмотря на русское происхождение и православную веру склонялось к Польше в то время, как народные массы тяготели к Москве.
Таким образом, можно сделать вывод, несмотря на то, что народные массы в целом тяготели к Москве, политический курс Литвы прокладывала знать, то она пошла по путям введения социального порядка по польскому образцу, и более тесного сближения с Польшей.
Полтора столетия (весь XV и первая половина XVI века) продолжалось своеобразное сосуществование Литвы и Польши, то сближая и почти полностью объединяя эти два государства, то их несколько отделяя и ослабляя между ними связь.
Окончательная инкорпорация Русско – Литовского государства и Польши произошла во время правления Сигизмунде Августе (1548-1572), который был избран и королем Польши и Великим Князем Литвы.
В результате распада Тевтонского Ордена, католическая Польша включила в сферу своего влияния часть территорий, прежде ему принадлежавших – с Лифляндией была заключена уния (1561г.) - по которой Лифляндия фактически входила в орбиту Польско-Литовского государства.
Уния эта дала выход Польше на Балтийское море, но в то же время и новые спорные границы с Москвой, из-за которых вскоре (в 1558 г.) вспыхнула война.
Имея всю восточную границу с Москвой, а пограничные земли населенными единоверным и единоплеменным с Москвой народом, Сигизмунд Август стремился упорядочить внутреннюю жизнь в своем огромном государстве, состоявшем из поляков, литовцев и русских (украинцев, белоруссов), наладить взаимоотношения этих народов и возможно теснее слить их в одном государстве.
Сигизмунд-Август старался проводить в начале своего правления либеральную политику в религиозном вопросе и не допускать притеснения своих православных подданных католиками.
Этим он вызвал симпатии всех православных, которые, благодаря этому, начали видеть в нем своего защитника.
Симпатии эти сыграли впоследствии (когда он уже полностью подпал под влияние католиков) немалую роль при проведенном им слиянии в одно государство связанных только персональной унией Польши и Литвы.
Слияние это было осуществлено Люблинской Унией в 1569 году.
Сигизмунд Август созвал в Люблине общий сейм, в котором должны были принять участие, как представители Польши, так и представители Великого Княжества Литовского.
Разумеется, магнаты, шляхта и высшее духовенство, ибо широкие народные массы не участвовали в политических предприятиях периода средневековья.(3)
Представители Польши предложили свой проект унии, который, в главном, состоял в следующем:
1. Польша и Великое Княжество Литовское составляют одно нераздельное государство — Речь Посполитую
2. Они имеют одного короля, который выбирается совместно и коронуется в Польше. 3. Сеймы впредь должны быть общие, не раздельные Польши и Литвы, как было раньше.
4. Общая монета и финансовая политика. 5. Свобода поселения поляков в Литве, а литовцев в Польше.
6. Отторжение от Великого Княжества Литовского и присоединение непосредственно к Польше всех русских (украинских) земель Великого Княжества Литовского и южной части Белоруссии.
7. Сохранение автономии Великого Княжества Литовского, с отдельным войском и внутренним финансовым управлением (Литовская казна).
Проект вызвал негодование представителей Литвы, которые покинули сейм и уехали из Люблина.
Но не все.
Многие православные (русские магнаты и шляхта Великого Княжества Литовского) остались и подписали Люблинскую Унию, поскольку видели к себе хорошее отношения со стороны польского короля.
Когда на основании этого Сигизмунд издал манифест об отторжении от Литвы русских земель, представители Литвы вернулись в Люблин и 1 июня 1569 года подписали этот документ.
Во владении Литвы осталась только территория, населенная литовцами и большая часть Белоруссии.
Вся территория, границы которой тогда простирались на юге — по линии Каменец-Подольск — Умань — Днепр (с запада на восток); на востоке — Новгород-Северский, Стародуб, Глухов, Гадяч, Полтава (несколько восточнее), на севере — несколько южнее Припяти, а на западе — по Карпатам — все отошло к Польше.
Таким образом, в результате подписания этого документа, кончился более чем двухсотлетний период сосуществования русских земель с литовцами и начался период непосредственного подчинения Польше. (4)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Становление Речи Посполитой, как единого государства, созданного из Польши и Русско – Литовского государства, заняло очень продолжительный срок – с 1348 по 1569 гг. – 221 год.
Это время, прошедшее между двумя основополагающим договорами, которые были подписаны между двумя государствами, исходя из существующей тогда международной политической ситуации.
Последствия Люблинской Унии от 1569г. и окончательного объединения государств в одно политическое целое были следующими:
продвижение польских феодалов на земли населенные русскими крестьянами
усиление феодального гнета на включенное в состав государства население
усиление католического влияния, вытеснение православного варианта христианства и как следствие появился религиозный антагонизм и национальный между феодалами и народными массами.
Возникли противоречия в городах между православным населением и католической верхушкой
Произошло утверждение польских порядков в новом государстве Список использованной литературы.
1. История Польши.
Т.1., М. 1956 г.
2. Краткая история Польши М. 1993 г.
3. Мархлевский Ю. Очерки истории Польши.
М. 1931 г.
Советская Историческая Энциклопедия.
Т. 16., М. 1976 г.
Дворниченко А.Ю. Русские земли Великого княжества Литовского СПб.,1993 сноски литературы.
Советская Историческая Энциклопедия.
Т. 16., М. 1976 г. с.152
Краткая история Польши М. 1993 г. с.56
Советская Историческая Энциклопедия.
Т. 16., М. 1976 г. с.154
Дворниченко А.Ю. Русские земли Великого княжества Литовского СПб.,1993 с.97