• Название:

    клочков кубизм

  • Размер: 0.05 Мб
  • Формат: DOC
  • или



Введение

Термин “модернизм”, на европейских языках означает “современный”, “новейший” и применяется для определения антиреалистических, формалистических течений в европейском искусстве XX века.
Модернизм включает в себя множество направлений (одним из которых и является кубизм), нередко весьма различных явлений и тенденций, которые внешне противостоят одно другому, борются друг с другом, но на деле находятся в противоборстве с реализмом.
Этот этап развития искусства начался в первом десятилетии XX века, активизировался в 20-е годы и в разных ипостасях просуществовал и до сего времени.
В основе модернизма лежит отказ от художественного воспроизведения реального мира или, во всяком случае, очевидное искажение действительности, субъективизм, уход в область самоцельных формалистических экспериментов.
В произведениях модернистов, человеческая личность рассматривается как страдающая, изолированная, обессиленная борьбой за выживание, неспособная противостоять антигуманной действительности.
Они раскрыли в своих работах неприглядные стороны развития индустриального общества.

Глава первая.

И так мы выяснили, что кубизм это часть модернизма.
Но что же такое кубизм? “Кубизм (франц. сubisme от cube – куб) – течение в западноевропейском изобразительном искусстве начала XX в., главным образом во французской живописи и отчасти скульптуре периода постимпрессионизма.
Кубизм следует считать течением не авангардного, а модернистского искусства, поскольку в нём решались задачи, закономерно возникшие в результате эволюции изобразительных форм предыдущего периода”.
Появление кубизма было закономерным этапом развития аналитических тенденций постимпрессионизма.
Название течения, что часто бывает в истории искусства, возникло случайно.
В 1908 году жюри Осеннего салона в Париже отвергло картину Жоржа Брака, а живописец А. Матисс, один из членов жюри, сказал, что эта странная картина “написана кубиками”. А критик Луи Воксель окрестил и всё течение кубизмом.
Кубизм появился в 1907 году.
Появление этого стиля во многом изменило установившееся в европейской живописи эстетические представления.
Кубизм возник не сразу, он формировался постепенно.
Предтечей кубизма во многом было творчество французского живописца Поля Сезанна. “Непосредственным толчком возникновения кубизма как художественного течения послужила выставка картин П. Сезанна в Осеннем салоне 1904 г. в Париже”.
Недаром французские художники А. Глёз и Ж. Метценже в своей книге “О кубизме” (1912) подчеркивали, что кто понимает Сезанна тот предчувствует кубизм.
Формированию кубизма как художественного течения способствовала первая парижская выставка фовистов (1905), а также увлечение французских художников экзотическим африканским искусством.
История кубизма неотделима от творчества таких художников как Пабло Пикассо (1881 – 1973 г.) и Жоржа Брака (1882 – 1963 г.).
Исходным моментом кубистического периода творчества Пабло Пикассо послужила примитивистская африканская скульптура, заинтересовавшая его в эти годы.
Первым произведением кубистического цикла в творчестве Пикассо явились его “Авиньонские девушки”, эта картина написанная в 1907 году вызвала скандал.
Осенью 1907 года французский критик и поэт Гийом Аполлинер пригласил в мастерскую Пабло Пикассо молодого Жоржа Брака, интересовавшегося в тот период живописью фовистов.
Оба художника объединяют свои усилия и вплоть до первой мировой войны идут в своих поисках рука об руку.
Очень скоро к ним присоединились другие молодые живописцы и поэты, обосновавшиеся на Монмартре и группа известная как “Бато - Лавуар” (Bateau – Lavoir).
Так родилось такое течение как кубизм.
Вскоре этим направлением увлеклись такие живописцы как Хуан Грис (1887 – 1927), Мари Лорансен (1885 – 1956), а так же и другие достойные люди.
В кубизме можно выделить несколько периодов развития: сезаннистский период (1907 – 1909), он сменился аналитическим (1910 – 1912), а тот в свою очередь сменился синтетическим периодом (1913 – 1914).
Последней стадией развития синтетического кубизма можно считать течение орфизма.
В 1918 году французские художники А. Озанфан и Э. Жаннере (Ле Корбюзье) провозгласили рождения пуризма.
И так мы рассмотрели историю кубизма.
Но в чём же его суть, чем же он характеризуется, что ему присуще?
Целью кубистов в своих работах было выявить геометрическую структуру изображаемых объёмных предметов, разлагая их на составляющие элементы – плоскости, линии – и организуя в новую форму с учетом особенностей восприятия изобразительного (концептуального) пространства на плоскости картины или в объеме скульптуры.
Кубистов отличало то обстоятельство, что они в отличие от футуристов, дадаистов, сюрреалистов, представителей разных авангардистских групп, не писали манифестов, не выступали с воззваниями и призывами к разрушению классического искусства.
У них не было программы, но они серьезно и не спеша делали свою работу.
Кубисты в отличие от импрессионистов и постимпрессионистов стремились осуществить свои творческие цели путем тональной проработки объемов или плоскостей, на которые дробился предмет, существенно ограничив возможности цвета который, все меньше интересовал их.
Цвет сознательно преодолевался и изгонялся из живописи, поражавшей бедностью палитры.
Цветовой строй в ряде картин в основном сводился к тональной градации охры, серых, черных и коричневых тонов.
Полотна кубистов представляли собой сопоставление различных геометризированных поверхностей и плоскостей при весьма отдаленном сходстве с реальным прообразом.
Они полагали, что художественная форма не должна опираться на жизненную аналогию, на реальные элементы явлений.
Постепенно образы в произведениях кубистов становятся всё более абстрактными, утрачивающими связь с реальными прототипами.
Предметы и явления дробятся до такой степени, что полностью умерщвляется всякое жизненное содержание, место которого занимает абстрактный символ, иллюзорный субъективный мир, восприятие которого оказывается доступным зачастую лишь одному автору.
Субъективистское соединение элементов натуры, не связанных с реальным прообразом и используемых как абстрактные символы композиции, заметно прежде всего в портретной живописи.
Здесь образ не только лишен индивидуализации, но утрачивает даже сходство с портретируемым.
Нередко портрет предстает как безжизненный конгломерат геометрически усложнённых плоскостей.
Нередко Пабло Пикассо и Жорж Брак прибегали к помещению в своих полотнах отдельных букв или слов, набранных типографским шрифтом, например “Тореро”, “Ария Баха”, “Моя красотка”. Таковы картины “Хвала И.С. Баху” Жоржа Брака (1912) и “Моя красотка” Пабло Пикассо (1913).
Надпись как элемент художественной выразительности, зачастую не соответствующая содержанию, но помогающая публике приблизительно ориентироваться в замысле художника, оказывается единственной формой связи искусства с жизнью.
Классический этап развития кубизма, связанный с творчеством вышеуказанных художников, закончился с началом второй мировой войны.
Война разбросала их.
Брак был призван в армию и надолго оставил творческую деятельность.
Позже, после войны, вновь обратившись к живописи, он отказался от чрезмерной кубистической стилизации форм.
Пикассо же продолжал экспериментировать.
Его творчество развивалась то в сторону кубизма, то в сторону реализма.
После войны родились новые течения на основе кубизма.
Так появился пуризм, а в России создали на базе кубизма и итальянского футуризма – кубофутуризм.
Кубизм несомненно остался существовать, но расцвет его прошел, внимание уделяемое ему переключилось на возникающие новые направления, на которые он несомненно повлиял. Заключение

Кубизм не прошел бесследно для людей.
Он оказал прямое или косвенное воздействие на многих американских художников.
Под воздействием кубизма развивалось творчество Лионеля Фейнингера, работавшего до 1933 года в Германии, а также кубизм повлиял на творчество Джона Марина, Моргана Русселя, Макса Вебера и других.
Но после первой мировой войны кубизм уже стал пройденным этапом в модернистской эволюции искусства и вынужден был уступить место другим стилям и направлениям.
Появились новые направления, которые продолжили эволюцию модернизма, но без кубизма их бы не было.
Так например Мишель Сейфор считает, что кубисты стали первыми представителями абстрактной живописи.
Кубизм был первопроходцем модернизма.
Сейчас конечно в чистых формах он не существует но влияние, которое он оказал на современное искусство коснулось почти каждого современного направления в изобразительном искусстве.

Список использованной литературы.

Власов В.Г. “Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства” Т., IV, С. – Пб., 2001 г.
Гастон Диль “Пикассо” М. 1995 г.
Малахов Н.Я. “Модернизм” М. 1986 г.
Модернизм.
М. 1980 г.
Ричард Лесли “Пабло Пикассо” М. 1997 г.
Ивбулис В.Я. Модернизм и постмодернизм М.,1988
Краткая история живописи М.,2002 Власов В.Г. “Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства”. Т. IV, С.– Пб., 2001 г., стр. 26 – 27.
Власов В.Г. “Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства”. Т. IV, С.– Пб., 2001 г., стр. 28.

HYPER13 PAGE HYPER15 8