• Название:

    болгария и принятие христианства

  • Размер: 0.07 Мб
  • Формат: DOC
  • или



ВВЕДЕНИЕ Болгария имеет очень давнюю историю, это государство находилось на юго-востоке Европы.
В раннем средневековье соседями Болгарии были Чехия, Византия, Германия, Ватикан.
Период раннего средневековья характеризуется складыванием не только государств и народов, преодолением дикости но приобретением достижений предыдущих народов. В числе наиболее важных достижений того времени была религия.
Для Европы это было Христианство.
Но уже с первых веков своего существования Христианство как единая религия не существовала. Оно было расколото тем, что ни один из христианских догматов не появлялся сразу в законченном виде, а после того как основные догматы были канонизированы, дискуссии вокруг их содержания не прекратились, а разгорались с новой силой. На соборах и вне их между различными группами велись острые христологические споры. Борьба концентрировалась вокруг трёх главных догматов: триединства Бога, воплощения и искупления.
Проводившиеся Вселенские Соборы не решали всех проблем, по прежнему ряд людей не мог найти общих точек зрения на конкретные аспекты Христианства. Христианство не представляло собой единого религиозного течения. Распространяясь по многочисленным провинциям Римской империи, оно приспосабливалось к условиям каждой страны, к сложившимся социальным и местным традициям.
Следствием децентрализации Римского государства было возникновение первых четырёх автокефальных церквей. Одной из особенностей разногласий между представителями христианства были различия в особенностях культуры. Греческое христианство концентрировало своё внимание на онтологических философских проблемах, западное на юридически - правовых. В начале Vв. Римская империя распалась на Восточную и Западную.
Восточная была единым государством, Западная раздробленным конгломератом княжеств, вскоре завоёванных германцами. Между Римом и Византией возникли территориальные споры, потом между ними возникла конкуренция из – за наличия новых нехристианизированных государств. В этом реферате речь пойдёт о борьбе двух ветвей одной и той же религии за доминирование на территории одного государства.
Будучи в раннем средневековье абсолютно новым государством Болгария в лице царя Бориса не могла не смотреть в сторону Христианской религии посредством которой она могла утвердиться в межгосударственных отношениях того периода. Уже к тому времени было два варианта принятия христианства – со стороны Рима (католический вариант) и со стороны Византии – православный вариант. Принципиальных отличий между ними не было, только была небольшая разница в толковании определённых спорных моментов в христианстве.
Если принять христианство от Византии, то будет получено признание только с её стороны, а со стороны Рима будет скорее всего политическая изоляция и наоборот, тем более, что политические союзы того времени строились исключительно на религиозной основе.
В 865 г. царь Борис принял в качестве государственной религии христианство с целью повышения престижа болгарского царства. Сначала Борис обратился к папе Римскому, чтобы тот признал самостоятельность болгарского патриархата и передал высшие духовные посты болгарам, однако Рим не спешил с выполнением болгарских предложений, это было использовано Византией в своих интересах - в 870 г. Византия признала независимость болгарской церкви признал Византийский император, что укрепило сотрудничество между церковными иерархами Болгарии и Византии. Позиции православия в Болгарии особенно упрочились после того как прибыли Климент и Наум, ученики славянских просветителей - Кирилла и Мефодия, которые перевели на старо - болгарский язык основные части Библии и некоторые религиозные труды византийских авторов. Мир между Византией и Болгарией не был постоянен. С 70-х гг. Х в. отношения между Болгарией и Византией стали очень напряжёнными, по сути дела шла война в которой Византия имела превосходство и одерживала победу за победой. В 1014 г. войска Самуила были разбиты в сражении при Беласицы армией императора Василия II, который был прозван Болгаробойцем. В 1021 г. Византийская армия захватила последний оплот независимости болгар. В ХI - ХII вв. Византией управлял полномочный наместник византийского императора, который впрочем мало вмешивался в местные дела, но социально - экономические институты, свойственные Византии стали распространяться на территории Болгарии, что отнюдь не улучшало положение населения, дело доходило до массовых восстаний. Болгарская церковь в первые годы завоевания Болгарии, не только не утратила никаких привилегий, а даже приобрела новые. Византийские завоеватели явно рассчитывали сделать церковь своей опорой в только что присоединённой стране. Болгарская церковь была признана автокефальной - независимой от константинопольского патриарха, а во главе как архиепископий так и епископий стояли стояли те же иерархи, что были там до завоевания. В подчинение болгарским епархиям были даже отданы некоторые византийские территории. Совершенно непонятно, для чего нужно было расширять пределы архиепископий за счёт византийских территорий. Возможно Василий II рассчитывал таким образом привлечь на свою сторону высшее духовенство Болгарии. Сохранение прежних богатств и привилегий, налоговые льготы, признание автокефальности, присоединение богатых византийских епархий – всё это должно было заставить болгарских духовных пастырей не мешать византийским завоевателям укреплять своё влияние на территории Болгарии. Автокефальность Болгарской архиепископии означала полную независимость от патриарха константинополя. Его распоряжения не имели силы в Болгарии без санкции архиепископа. Так что церкви стоило хорошо подумать прежде чем вступать в оппозицию Византии. Какова же была роль политического духовенства высшего и среднего рангов. Некоторые советские исследовавтели, такие как Голубинский, Успенский, Златарский считают, что архиепископы олицетворялт власть церковную власть греков над болгарами и представляли собой средоточие не поддержки славянства, а его подавления.
Представители многочисленного византийского духовенства в Болгарии - высшего, среднего, а частично и низшего были греками. Переводились они туда из различных, часто отдалённых от Болгарии концов империи и службу они могли нести только на непонятном подавляющему большинству нселения на греческом языке. Следовательно, куда бы ни приходил болгарин - в церковь, суд или резиденцию местных чиновников - всюду слышал греческий язык и должен был говорить на нём если хотел, чтоб его поняли. Греки же. Как представители высшей власти не испытывали потребности в славянской письменности. Таким образом Византия посредством военной силы и выборочных экономических мер включила Болгарию в систему своего управления. Болгарская церковь была подчинена Византии. Этот период известен в Болгарии как I Болгарское царство. Но с тех пор как болгарские дела перестали быть вопросом внутренней политики Византии, тогдашние европейские государства не могли не вмешаться в события вследствие которых появилось независимое государство. Хотя Болгарское царство восстанавливалось, а не зарождалось впервые, это не освобождало болгарского правительства от обычая установленного христианской Европой, искать покровительства признания и церковного благословения высшей светской и духовной власти. Выбора же у Болгарии практически не было. После разрыв с Константинопольским патриархатом, Болгарии предстояло искать у главы католической церкви признания за ней того положения, которое она достигла в борьбе с Византией. Современным исследователям трудно сказать, откуда был сделан первый шаг в этом направлении из Тырново или из Рима. Рим мог вернуть Болгарию в лоно католичества. С конца 1199 г. между Римом и Тырново начинается переписка. В Риме очень хорошо понимали стремление болгарского царя - получить церковное благословение на царский титул и не желали сделать этот важный шаг, не заручившись наперед более прямыми и определёнными обязанностями. Соотношения Рима с Тырновом затруднялись тем, что с обеих сторон было мало искренности и прямоты: там и здесь притворялись в непонимании общих целей и средств для их достижения и никак не могли договориться до полного решения дела. Более оживлёнными стали отношения с 1204 г. когда столица Византии была разграблена крестоносцами. Из переписки между Римом и Терновом стало ясно, что папа откладывая посылку королевского венца, прежде всего стремился подчинить Болгарию престолу Святого Петра. Итогом пятилетних переговоров Болгарии с Римом была уния болгарской церкви с латинскою, окончательно объявленная в ноябре 1204 г. Эта уния фактически была не религиозным, сколько политическим шагом, поскольку именно политические обстоятельства заставили Болгарию искать сближения с Римом, но когда миновала в том надобность, возникли новые перспективы не в унии с Римом, но в защите православия против католичества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог взаимоотношениям Болгарии с двумя ведущими представителями религиозного начала, нужно заметить, что сам по себе вопрос религии не был так принципиален, как возможность последствий после принятия и вхождения в дружественные отношения с какой – либо из сторон ( Рим, Константинополь).
Вопросы, по которым расходились священники двух этих религиозных центров, меньше всего волновал политическую элиту.
Гораздо большую важность для них представляла перспектива вхождения в союз с гораздо более сильным в военном плане государством, чем молиться по более продуманной и детально разработанной религиозной системе.
Смысл всех предпринятых болгарскими лидерами того времени действий сводится к тому, чтобы обеспечить себе наиболее выгодные условия существования и расширить сферу своего влияния. МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ РЕФЕРАТ:

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА В БОЛГАРИИ
IX – начало XIII вв.
СДАЛ:

Потехин В.

ПРОВЕРИЛА:

ВИТВИЦКАЯ Н.М РОСТОВ - НА - ДОНУ
2003