• Название:

    Демон

  • Размер: 0.07 Мб
  • Формат: DOC
  • или



Де́мон Де́мон(др.-греч.δαίμων, божество) — вмифологиисобирательное название сверхъестественных существ, полубогов илидухов, занимающих промежуточное состояние между людьми и богами.
В ранних источниках различие между терминами демон и бог прослеживается не всегда, так же как не прослеживается связь демонов исключительно с силами зла или добра.
Демоны могли иметь любую природу, в том числе и смешанную, то есть могли в равной степени творить как зло, так и добро.
Вхристианскойтрадиции, как и в иудаизме, произошла дальнейшая эволюция термина, после которой демонами стали именоваться все сверхъестественные существа и боги, принадлежащиеязыческойтрадиции и противящиеся единому Богу.
К этой же категории были отнесены всезловредныедухи.
Духи, не отпавшие от Бога, называютсяангелами.
Отсюда же происходит христианское представление о демонах, как опадших ангелах, утратившихблагосклонность Господа.

Природа демонов
Природа демонов чрезвычайно разнообразна и неоднородна, поэтому во многихкультурах,религиозныхимагическихтрадициях были разработаны различные по степени подробности и доктрине об общей природе духовдемонологии.
Хотя в ранних текстах понятие демон часто смешивается с понятием бог, и нет возможности как-то различить их, в эпоху эллинизма эти термины были разделены.
Так Ямвлихв своём сочинении О Египетских Мистериях отличает демонов от видимых (понятых) и невидимых (превосходящих рациональное восприятие) богов, и от смертных полубогов-героев.
По своей природе демоны ниже богов.
Платонв диалоге Эпиномис, 984—985, называет демонов разновидностью воздушных существ, имеющих в иерархии духов третий и четвёртый ранги и занимающих своё место после звёзд и богов.
По его мнению, демоны третьего ранга исполняют функции посредников, и потому их следует особенно почитать в молитвах (см.ангел).
Демоны четвёртого ранга состоят только из воздуха и эфира и потому как бы близко от нас они не находились, они остаются неразличимыми.
В то же время они относятся к роду умеющему быстро учиться и обладающему хорошей памятью.
Всех демонов Платон называет толкователями и интерпретаторами всех вещей между собой и высочайшими из богов, учитывая то, что средний разряд созданий может легко парить над землёй и во всей вселенной.
Так же Платон утверждает, что демоны бесспорно должны существовать, когда речь заходит о верованиях отдельных личностей или целых обществ, имеющих происхождение в общении с некоторыми из них — через явление в ночных снах, оракулы и пророческие голоса, улавливаемые как больными, так и здоровыми, или через открываемое при конце жизни — и они были, и ещё будут впоследствии истоками многих распространённых культов.
Таким образом, отдельные демоны могут выступать в роли божеств различныхкультов.
С этой точки зрения интересно вспомнить упоминание в Лемегетонео Белиале, который после освобождения из кувшина Соломона принял некий образ, и в этом образе отвечал всем тем, кто приходил поклониться ему как богу, и приносил жертвы.
Согласноталмудическомупреданию, демоны были созданы Богом в сумерки после первой субботы.
Прежде чем он успел доделать их, наступила ночь, и потому демонам не досталось тел.
Они занимают промежуточное положение между ангелами и людьми, обитая в воздухе между землёй и луной, предпочитая нечистые и пустынные места.
Христианская традиция считает демонов злыми слугами Сатаны, обитающими в аду, но способными бродить по свету, разыскивая готовые к падению души.
И демоны, и ангелы играют важную роль в магической традиции запада.
Многочисленныегримуарыпронизаны оккультной демонологией и ангелологией, восходящими своими корнями кгностицизмуикаббале.
В магических книгах указаны имена, печати и подписи духов, их обязанности и возможности, а так же способы их вызывания и подчинения воле мага.
Классификация демонов

Классифицировать демонов довольно трудно, поскольку зачастую возможности и природа разных духов переплетаются и оказываются взаимосвязанными.
В целом можно выделить несколько основных групп:
Гении— демоны-хранители, приставленные к человеку, предмету или местности.
Сюда могут быть отнесены различные персонажифольклоравроделеших,водяных,домовых, домашних духовведьм(фамилиары),нимфидриадхранители дворцов древних культур вродешеду, и хранители самого человека вродеангела-хранителя.
Непривязанные к конкретному месту духи, вроде стихийных духов:гномов,эльфов,русалок,сатирови т.п.
Архонты— демоны, выступающие в роли персонификации сил природы икосмоса, которые поддерживают неизменным порядок естественных вещей или служат бессмертными прототипами для всех существ на земле (что роднит их с понятиемархетипаиидейв философии).
К такого рода существам могут быть отнесеныдеканыизгерметическихсочинений.