• Название:

    40. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ. СОЗНАТЕЛЬНОЕ...

  • Размер: 0.05 Мб
  • Формат: DOC
Сознание человека— это врождённая высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.
Сознание в психологии — это целостная форма доступного в данный момент времени содержания психики.
Сознание - способность адекватно воспринимать окружающую реальность.
Сознание - специфически человеческая форма идеального отражения и духовного освоения действительности.
Идеалистическая философия истолковывает сознание как нечто не зависящее от объективного мира и созидающее его.
Объективный идеализм (Платон, Гегель и др.) превращает сознание в божественную, таинственную сущность, оторванную и от человека, и от природы, видя в нем первооснову всего сущего.
Субъективный идеализм (Беркли, Мах и др.) рассматривает сознание индивида, вырванного из всех общественных связей, как единственную реальность, а все предметы - как совокупность представлений отдельного человека.
Материализм понимает сознание как отражение действительности и связывает его с механизмами высшей нервной деятельности.
Воззрения домарксовских материалистов были ограниченными: они истолковывали человека как природное, биологическое существо, игнорировали его общественную природу, практическую деятельность, превращали сознание в пассивное созерцание мира (Созерцательность).
Специфические особенности марксистского понимания сознания заключаются в следующем:
1) Сознание общественно по своей природе.
Оно возникает, функционирует и развивается как компонент практической деятельности общественного человека.
2) Человек мыслит с помощью мозга.
Деятельность высокоорганизованной нервной системы мозга является условием возникновения и развития человеческого сознания.
3) Сознание предметно, т.е. направлено на бытие.
Познать, освоить предмет, раскрыть его сущность - в этом заключается смысл сознания.
4) Сознание включает в себя не только отражение объективного мира, но и осознание человеком своей психической деятельности (Самосознание).
5) Вместе с тем сознание не сводимо ни к мышлению, ни к актам самосознания, а охватывает как абстрагирующую деятельность мышления, так и продуктивное воображение.
Кроме того, сознание включает в себя интуицию и человеческие эмоции, волю, совесть и т.д.
Итак, сознание есть совокупность, средоточие психических функций человека.
6) Сознание тесно связано с языком.
В нем оно находит свое материальное воплощение.
Материализуясь в языке, продукты деятельности сознания могут быть переданы последующим поколениям.
Язык есть лишь одна из форм материализации сознания, оно воплощается и в предметах культуры - продуктах труда, произведениях искусства и пр.
7) Наряду с теоретическим отражением действительности сознание включает в себя ценностные установки личности, её социальные ориентации и пр.
8) Существуют различия между обыденным сознанием (им люди руководствуются в повседневной жизни) и научным сознанием, между индивидуальным сознанием и общественным сознанием, выражающем интересы классов, групп, общества в целом.
Формы общественного сознания - наука, искусство, мораль и т.д. - несводимы к индивидуальному сознанию.
9) Функция сознания заключается не только в том, чтобы верно ориентировать человека в окружающей действительности, но и в том, чтобы через отображение способствовать преобразованию реального мира.
Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания.
Но они не исчерпывают всей структурной полноты сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент.
Именно благодаря сосредоточености внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.
Св-ва созн:
-универсальность - в с. могут быть отражены любые явления
-избирательность - с. избирает 1 эл-т своим объектом
-объктивность - отражает так, как надо
-целеполагание-прежде мыслить, чем думать
-активность;
-тв-во
В широком смысле понятие бессознательное представляет собой совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта.
В ряде психологических теорий бессознательное - особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания.
Термин "бессознательное" используется также для характеристики индивидуального и группового поведения, действительной цели, последствия которого не осознаются.
Между сознанием и бессознательностью, тем не менее, нет непреодолимой преграды, и вместе они составляют тот внутренний мир, которым обладает каждый из нас.
Бессознательное представляет собой форму психического отражения, в которой образ действительности и отношение субъекта к этой действительности представлены как одно нерасчлененное целое: в отличие от сознания в бессознательном отражаемая реальность сливается с переживаниями субъекта.
В следствие этого, в бессознательном отсутствуют произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и рефлексивная оценка их результатов

Бессознательное в работах Фрейда
Экспериментальная разработка понятия бессознательного была впервые проведена Зигмундом Фрейдом, показавшим, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия влечений.
Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах и творчестве.
Известно, что главным регулятором человеческого поведения служат влечения и желания субъекта.
Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний.
Это направило его на поиски средств избавления своих анализантов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями.
Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.
Бессознательное в работах Юнга
В дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено.
В частности Карл Густав Юнг в рамках созданной им научной дисциплины — аналитической психологии — ввёл термин коллективное бессознательное, и существенно изменил его значение по сравнению с психоанализом.
По мнению Юнга, существует не только бессознательное субъекта, но и семейное, родовое, национальное, расовое и коллективное бессознательное.
Коллективное бессознательное несет в себе информацию психического мира всего общества, в то время как индивидуальное — информацию психического мира конкретного человека.
В отличие от психоанализа, юнгианство рассматривает бессознательное как совокупность статичных паттернов, образцов поведения, которые являются врожденными и лишь нуждаются в актуализации.
Так же бессознательное делится на латентные, временно неосознаваемые и подавленные, вытесненные за границы сознания процессы и состояния психики.
Принципиально иначе бессознательное понимается в психоанализе.

Бессознательное в работах Лакана
Французский психоаналитик Жак Лакан предложил гипотезу, что бессознательное структурировано как язык, именно поэтому психоанализ — в отличие от психотерапии и психологии — работает с речью пациента, с его включённостью в мир значений, с его субъективным становлением в языке.
Одной из психоаналитических техник, разработанных Лаканом стала клиника означающего: в самом основании субъекта лежит его встреча со словом, поэтому и возможен перевод, перезапись внутри психического аппарата, а talking cure может выступать действенным терапевтическим механизмом даже в самых тяжёлых психотических случаях.
Вместе с тем, нельзя понимать тезис Лакана буквально и настаивать на том, что бессознательное — это и есть язык, а психоанализ представляет собой своеобразную языковую игру между аналитиком и анализантом.
Тезис Лакана представляет собой метафору: бессознательное подобно языку, работает по схожим правилам, но не исчерпывается законами лингвистики, поэтому и клиника означающего является лишь одним из возможных методов работы с бессознательным, развиваемых в современных лакановских школах.

Бессознательное в исследованиях советской школы
В советской психологии проблема бессознательного разрабатывается особенно в связи с теорией установки Д. Н. Узнадзе.
Психофизиологические аспекты бессознательного, изучавшиеся И. М. Сеченовым и И. П. Павловым, исследуются в связи с анализом сна и гипнотических состояний, корковых и подкорковых образований, явлений автоматизма в трудовой и спортивной деятельности и т. д.
В последнее время обсуждаются возможности применения кибернетических представлений и методов моделирования бессознательного.