• Название:

    Вст. экз. 6

  • Размер: 0.18 Мб
  • Формат: DOC
  • или



Общественные течения и движения второй половины 19 в.
Модернизационные реформы в России стимулировали подъем общественного движения.
Они в определенной мере демократизировали общество, вовлекли в общественную жизнь крестьянство, расширили рамки и разнообразили формы общественной активности.
Однако их непоследовательность, ограниченность, незавершенность усиливали социальную напряженность.
Хлопоманство возникло в среде полонизированной украинской шляхты ПБУ. Идеологом хлопоманов стал студент Киевского университета Владимир Антонович.
Его взгляды разделяли Т.Рыльский, Б.Познанский, К.Михальчук, П.Житецкий и др.
Чтобы продемонстрировать единство с народом, они разговаривали исключительно на украинском языке, носили национальную одежду, придерживались народных обычаев.
Они путешествовали по селам.
Собирали народные песни, сказки, пословицы, обряды.
Одновременно студенты рассказывали о славном прошлом Украины, о ее бедственном положении и возможном выходе из него (1860).
Их действия настораживали сельскую власть.
Хлопоманы попали под наблюдение полиции и вынуждены были прекратить свою деятельность и примкнуть к тем громадовцам, которые действовали в городах.
Возникновение Громад.
Громады – культурно-просветительские организации украинской интеллигенции.
Одна из первых Громад, в которую входили Н.Костомаров, П.Кулиш, В.Белозерский и др., объединившиеся вокруг журнала Основа, была создана в 1859 г. в Петербурге.
В Украине громады возникли в Киеве, Харькове, Чернигове, Полтаве, Одессе.
Киевская Громада, возглавляемая историком В.Антоновичем, выросла из организации хлопоманов.
Основные программные положения громадовцев: украинский народ является отдельной нацией, каждый сознательный украинец должен отдавать все свои силы для развития самосознания народа, ко всем братьям-славянам украинец должен относиться дружески и помогать им в борьбе с угнетателями.
Провозглашалась солидарность с политическими и социальными идеалами прогрессивной российской интеллигенции.
К Украинской громаде стали присоединяться украинские патриоты как из ПБУ, так и ЛБУ, где вначале к ее участникам относились с недоверием и считали недоляшками. Так на рубеже 50-60-х гг. в среде интеллигенции началось массовое громадовское движение, названное властями украинофильским. Деятельность громадовцев носила культурно-просветительский характер.
Они открывали воскресные и ежедневные школы, работали в них учителями, выступали с лекциями, организовывали публичные библиотеки, становились инициаторами создания гимназий, школ для подготовки народных учителей, распространяли произведения Т.Шевченко, М.Вовчок и др., организовывали составление и издание популярных книжек для народа. Деятельность громадовцев вызывала тревогу властей.
Их отождествляли с членами революционных организаций.
Заверения громадовцев в своем аполитизме и лояльности мало помогали.
В 1862 г. были арестованы и наказаны активные члены нескольких громад, закрыты воскресные школы.
Прекращена деятельность журнала Основа.
В период польского восстания 1863 г. царское правительство, опасаясь распространения сепаратизма на украинские земли, запретило деятельность Громад и ограничило использование украинского языка.
Однако в конце 60-х гг., пользуясь ослаблением административного давления, деятельность громад возобновилась.
Вступление в громады не афишировалось, заседания проходили тайно, а деятельность носила полулегальный характер.
В 1873 г. громадовцы основали Историческое общество Нестора-летописца.
В том же году начало работать Юго-Западное отделение Российского географического общества, которое выдвигало задачу всестороннего изучения родного края, собрало и издало разнообразный материал по истории, географии, природоведению, статистике и экономике края.
Проводилась работа по подготовке истории украинской литературы и украинско-русского языка.
Проведенный в 1874 г. 3-й Археологический съезд продемонстрировал высокий научный потенциал украинских ученых, большинство которых входило в громады.
Фактически печатным органом киевской громады в 1874-1875 гг. стала газета Киевский телеграф.
С усилением репрессий после смерти Александра ІІ (1881) громадовцы сосредоточились на литературной, научной или преподавательской деятельности.
Оживление деятельности громад наблюдалось в начале 80-х гг. в связи с выходом в свет журнала „Киевская старина”.
„Громады”, являясь либерально-просветительским движением, способствовали не только возникновению либеральных политических организаций, но и стояли у истоков национальных социалистических организаций.
Валуевский циркуляр 1863 г.
В июле 1863 г. министр внутренних дел П.Валуев обнародовал циркуляр, которым запретил издавать на украинском языке педагогическую, церковную, научную литературу и учебники.
В нем, в частности, заявлялось, что „никакого украинского языка не было, нет и не может быть, что есть только малорусское „наречие” русского языка.
Разрешалось писать на „украинском наречии” только художественные произведения.
Эмский указ 1876 г.
Был издан императором Александром в немецком городе Эмс.
По этому указу запрещалась украинская печать и книгоиздание, закрывалось Юго-Западное отделение Российского географического общества, запрещалось писать, петь и давать спектакли на украинском языке, печатать учебники, переводить на украинский язык произведения классиков мировой литературы.
Не разрешалось даже печатать тексты к музыкальным произведениям на малорусском наречии.
Запрещалось использовать украинский язык в начальных школах, судах и государственных учреждениях.
Переименовывались географические названия:

Малороссийская губерния была разделена на Черниговскую и Полтавскую, а Слободско-Украинская на Харьковскую.
Была закрыта газета Киевский телеграф.
Началось преследование активных деятелей украинофильского движения.
Ф.Вовк, С.Подолинский, М.Драгоманов вынуждены были выехать за границу.
Народническое движение в Украине.
В конце 60-в- 80-е гг. 19 в. в Украине, как и во всей России распространяется революционное движение.
Ведущая роль в революционном движении принадлежала народникам, создавшим в начале 70-х гг. кружки в Киеве, Одессе, Харькове.
Народники стремились вести пропаганду среди крестьян с целью поднять их на восстание.
Идеологами народничества были А.Герцен и П.Чернышевский.
Они, отрицая необходимость развития в России капиталистической стадии, считали возможным непосредственный переход к социализму через крестьянскую общину, в которой видели зародыш социализма.
В народничестве боролись два направления – революционное, т.е. достижение своих целей через революцию, и реформаторское, пропагандистское.
Особенно отчетливо различие идеологий школ народничества проявилось в 70-е гг. в деятельности таких народников, как М.Бакунин, олицетворявший революционно-бунтарское направление, П.Лавров – пропагандистское, умеренное, П.Нечаев – заговорщическо - террористическое.
В Украине действовали народовольцы А.Желябов, В.Фигнер, В.Засулич, С.Перовская и др.
Активную роль в деятельности первой народнической организации Земля и воля играли украинские народники:

И.Андрущенко, А.Красовский, А.Потебня.
После убийства народовольцами 1 марта 1881 г.
Александра ІІ и казни „первомартовцев” деятельность „Народной воли” пошла на спад.
Надежды на эффективность террора не оправдались.
В 80-90-е гг. народничество перерождается в либеральное, представители котрого в Украине – М.Левитский, Б.Гринченко, Т.Осадчий – ставили своей целью не революцию, а борьбу за реформы.
Народническое движение Украины сыграло огромную роль в борьбе против самодержавия.
Вместе с тем, террористическая деятельность народовольцев затормозила ход либеральных реформ в стране, принятие конституции и законсервировала общественный и государственный строй России вплоть до революции 1905 г.
Хождение в народ 1874 г.
Новая волна народнического движения началась в 70-е гг. хождением в народ революционеров с целью пропаганды социалистических идей и организации крестьянства на революцию.
В Украине в подготовке этого движения видную роль сыграли кружки чайковцев в Одессе и Киеве.
Хождение в народ охватило все губернии.
Народники призывали крестьян покончить с господством помещиков, отобрать у них землю и передать ее крестьянам.
Однако крестьяне массово выдавали агитаторов властям, и для многих стало ясно, что крестьянство к революции не готово.
В 1879 г.
Земля и воля раскололась на Черный передел - деревенщиков, которые хотели продолжать пропагандистскую работу в деревне, и Народную волю, которая своей целью поставила политическую борьбу против царского самодержавия заговорщическими методами и террором.
Чигиринский заговор.
Группа народников во главе с Я.Стефановичем (Южные бунтари, 1875 г.), организовав в Чигиринском уезде в 1877 г. крестьянскую Тайную дружину, сделала неудачную попытку с помощью поддельного царского манифеста призвать крестьян к восстанию против помещиков.
Народники сфабриковали царскую грамоту, в которой призвали крестьян создавать в селах тайные дружины, которые должны были в назначенное время подняться на восстание против помещиков.
Но в 1877 г. заговорщики были разоблачены и арестованы.
К следствию были привлечены 1000 крестьян.
Их руководителей осудили на каторгу и выслали в Сибирь.
Литературное товарищество им.
Т.Шевченко было организовано в 1873 г. в Львове по инициативе Г.Конисского и М.Драгоманова.
В 1882 г. оно было преобразовано в Научное Товарищество им.
Шевченко (НТШ).
В нем было три секции: историко-философская, филологическая и математико-природно-медицинская, в состав которых входили комиссии – археологическая, библиографическая, этнографическая, правовая, статистическая.
С НТШ сотрудничали М.Грушевский (председатель 1897-1913), И.Франко, И.Горбачевский, Н.Гнатюк и др.
НТШ выпустило около 100 разнообразных научных и литературных изданий (Записки НТШ, Этнографический сборник и др.).
НТШ пыталось даже создать Могилянско-Мазепинскую академию наук, но австро-венгерские власти игнорировали эту идею.
Михаил Драгоманов родился в 1841 г. в Гадяче в семье мелкого дворянина, потомка казачьей старшины.
Во время обучения в Киевском университете вступил в Киевскую громаду, где вскоре стал одним из ее лидеров.
С 1864 г. – преподаватель КУ.
МД преследовал цели превращения России в демократическую федерацию, в которой Украина получит широкую автономии, и будет развиваться по пути, проложенному передовыми странами Западной Европы (капиталистические отношения без пережитков феодализма, буржуазно-демократические институты и свободы: парламент, всеобщее избирательное право, свобода слова, печати, собраний и т.д.).
МД предлагал следующий механизм выполнения поставленных задач: создание широкого национально-освободительного движения на Украине с участием всех слоев населения, которое было бы в силах добиться от царизма демократических реформ.
В 1875 г. был уволен из КУ и выслан за границу.
В 1878-1882 гг. на средства громадовцев МД издавал первый украинский журнал за границей Громада, на страницах которого пропагандировал свои идеи, печатал социально-экономические, политические, национально-культурные, исторические и др. статьи из жизни Украины.
Там он окончательно сформулировал идею федерализма как справедливого общественного устройства государства.
Он не призывал к немедленному разрыву связей между народами России, но считал возможным их дальнейшее развитие только на началах федерализма.
Политические свободы граждан и народов должны были гарантировать политически свободные и самостоятельные в решении местных дел громады свободных людей, объединенных для общего труда на общей земле или фабрике, заводе.
МД не выступал за независимость Украины, а только за ее политическую автономию, в которой должна была воплотиться и автономия национальная, был поборником дружбы и равенства всех народов.
Он разделял взгляды Оуэна, Сен-Симона, Прудона на социализм и одновременно отвергал учение К.Маркса о научном социализме и классовой борьбе.
Не воспринимая крайностей народников (террор), МД в то же время выступал на их защиту во время репрессий.
Одновременно МД критиковал и громадовцев, призывал их перейти от просветительства и этнографизма к политической борьбе за автономию Украины.
Старые громадовцы не согласились с МД и прекратили финансирование журнала Громада.
Но МД не остановился и перенес акцент своей деятельности на западноукраинское национально-освободительное движение, через него воздействуя на интеллигенцию во всей Украине.
Со временем идеи Драгоманова заложили основу для формирования первой украинской социалистической партии на Украине.
Братство тарасовцев.
В конце 80-х гг. под влиянием идей неполитической культуры среди молодого поколения интеллигенции усилилось стремление вывести украинство на широкий путь национального развития и придать ему политическое звучание. Первой такой организацией стало БТ, организованное в 1891 г. студентами из Харькова И.Липой, Н.Байздренко, М.Базькевичем.
Наибольший успех имели тарасовцы в Харькове, где по их инициативе более 20 человек объединились в Молодую громаду.
Общество установило связи с аналогичными кружками в Полтаве, Чернигове, Киеве, Александрии, Херсоне и Одессе.
В своем программном документе Кредо молодых украинцев тарасовцы заявили о несогласии с украинофилами из-за их связей с российской культурой и о стремлении стать космофилами (любящими весь мир).
Развивалась идея единства всех украинских земель.
Важное место отводили решению экономических вопросов, справедливо считая, что только материально обеспеченный народ способен решать национально-просветительские задачи.
БТ прекратило свое существование в 1893 г. в результате арестов.
Деятельность БТ активизировала студенческое громадовское движение.
По инициативе Д.Антоновича в Киеве, а августе 1898 г. состоялся нелегальный съезд студенческих громад.
Он объединил все громады в одну Всеобщую украинскую партийную организацию и создал исполнительный комитет, который должен был координировать их деятельность.
Всеукраинский студенческий союз И.Франко назвал Молодой Украиной, считая, что ему принадлежит будущее Украины.
Народовцы и москвофилы.
В Западной Украине после поражения революции 1848 г. образовалось два течения - народовство и москвофильство.
Народовство - это либеральное политическое движение, представители которого выступали за объединение украинских земель, развитие украинского языка и литературы.
Народовцы организовали в 1861 г. товарищество Русская беседа во Львове, а в 1864 г. – украинский театр и товарищество им.
Т.Шевченко.
Центральным представительным органом народовцев была избранная в 1885 г.
Народная рада, считавшая себя преемницей Главной русской рады.
В деятельности народовцев важную роль играло культурно-просветительское товарищество Просвита.
В 1899 г. народовцы организовали Украинскую национально-демократическую партию, которая сыграла основную роль в будущем правительстве ЗУНР. Лидерами народовцев были В.Шашкевич, К.Климкович, Ф.Заревич.
Со временем в народовском движении произошло размежевание.
Часть его заняла соглашательские позиции, другая – радикальные.
В 1890 г. несколько лидеров народовцев заключили с наместником в Галичине соглашение, согласно которому народовцы обязались поддерживать политику австрийского правительства взамен за предоставление им нескольких депутатских мест в парламенте, открытие 3 украинских гимназий, увеличение численности украинских кафедр в Львовском университете и др.
После этого была провозглашена т.н. новая эра в отношениях народовцев с правительством и поляками.
Другая часть народовцев в 1899 г. объединилась с частью радикалов в Русско-украинскую радикальную партию, которая выдвигала задачи: укрепление чувства национального единства с российским украинцами, пробуждение национального духа среди украинцев Закарпатья и др.
Руководящий орган партии Народный комитет выступил с призывом к украинцам бороться за независимую Украину.
Москвофилы – наиболее правое, консервативное крыло в украинском национальном движении, объединявшее украинских помещиков, буржуазию, священников.
Лидеры – Б.Дидыцкий, И.Наумович, М.Енчковский.
Москвофилы ориентировались на Россию.
Они не признавали существования украинского народа, пропагандировали идею единой, неделимой российской народности от Карпат до Камчатки.
Они имели материальную поддержку Москвы, что позволило им создать мощную издательскую базу.
Кроме того, они имели собственные учреждения, общества, через которые пропагандировали свои идеи, пытались навязать украинцам язычие - смесь русского, украинского, польского, церковнославянского языков, которую представляли как русский или панрусский язык.
Просвита. Для развития украинского языка и культуры в 1868 г. группа из 60 студентов, близких к народовцам, во главе с А.Вахняниным создала во Львове культурно-просветительское общество Просвита, занимавшееся изучением и просвещением народа и развитием украинского театра. Деятельность Просвит способствовала существенному росту национального самосознания и патриотизма.
Под их влиянием находилась одна из наиболее популярных в Галичине газет Дело (1880-1939).
Радикальное движение в Галичине.
Радикально настроенные деятели освободительного движения Галичины в 1890 г. создали Русско-украинскую радикальную партию, которая одной из главных задач выдвигала борьбу с новоэровцами.
Партия стремилась к утверждению идеалов научного социализма, демократизации общественной жизни, использованию достижений культуры и науки для подъема национального сознания и чувства солидарности среди украинского населения.
Основателями и лидерами партии являлись И.Франко, М.Павлик, С.Данилович, М.Левицкий.
В деятельности радикалов соединялись как социалистические, так и национальные мотивы.
Украинская культура во второй половине 19 в.
Образование.
По реформе 1864 г. все начальные школы были преобразованы в начальные народные училища, которые стали общесословными и обучение в них велось по единым планам и программам (чтению, арифметике и Закону божьему).
Качество подготовки было очень низким, особенно в селах.
Часть училищ была преобразована в образцовые с 5-летним обучением, где дополнительно преподавались история, география, рисование, рукоделие и т.д.
Часть училищ открывалась земствами и называлась земскими школами, в которых преподавали прогрессивно-настроенные учителя-разночинцы. Уездные училища были преобразованы в 6-летние городские училища, готовившие выпускников для работы в промышленности, на транспорте, в канцелярии.
В них дополнительно преподавались геометрия, черчение, физика, ботаника и др.
Воскресные школы открывались громадами, где обучали и на украинском языке по расширенным программам гуманитарные и естественные дисциплины.
В 1862 г. эти школы были закрыты как рассадники украинского национализма.
Среднее образование давалось в 7-летних гимназиях, которые делились на классические (с углубленным изучением гуманитарных дисциплин, их выпускники без экзаменов принимались в университеты), и реальные, изучавшие точные и естественные науки, готовившие своих учеников в высшие технические заведения.
Высшее образование давалось в университетах Харькова (1805), Киева (1834), Одессы (Новороссийский университет) (1865), а в Западной Украине - в университетах Львова (1784 г.) и Черновцов (1875 г.).
Высшее политехническое образование давалось в Харькове – в технологическом и ветеринарном институтах, в Киеве – в политехническом, Нежине – историко-филологическом, Глухове – учительском, Львове – политехническом институтах.
Наука.
Научным центрами стали университеты и научные общества Харькова, Киева, Одессы и других городов, проводившие исследования и издававшие труды по различным областям науки.
В 1886 г. в Одессе преподаватель Новороссийского университета И.Мечников и микробиолог Н.Гамалея основали первую в Украине бактериологическую станцию и с успехом стали лечить такие инфекционные заболевания, как чума, холера, тиф, туберкулез.
За исследования в области иммунологии И.Мечников был удостоен Нобелевской премии.
Уроженец Украины, ученый-энциклопедист Н.Миклухо-Маклай за 17 лет путешествий по Океании, Юго-Восточной Азии и Австралии, накопил и обобщил богатейший этнографический материал, ставший основой новой науки – этнологии.
Главной своей целью он провозгласил: доказать миру, что все люди – люди, и сделать невозможным стремление оправдать колониальные завоевания, грабежи и насилие.
В 1881 г. уроженец Украины Н.Бенардос изобрел и применил в промышленной практике дуговую электросварку металлов.
Наиболее экономичный для своего времени паровоз сконструировал киевский инженер А.Бородин.
Н.Бекетов первым в мире стал обучать студентов Харьковского университета основам физической химии.
Там же открылась первая в Украине кафедра физической географии, которую возглавил А.Краснов, а Н.Пильчиков первым в Украине и России развил рентгенологию.
Значительную роль в популяризации и развитии научных знаний играли научные общества, которые возникли в Киеве, Харькове, Одессе.
В этот период выходят фундаментальные работы по истории М.Грушевского (История Украины-Руси), А.Лазаревского, Д.Багалия, Александры Ефименко – первой женщины, получившей степень доктора исторических наук, автора трудов История украинского народа, Очерки истории ПБУ. К обширным исследованиям истории казачества приступил Д.Яворницкий.
Деятельность Просвит.
Украинские самодеятельные культурно- просветительные организации – Просвиты находились под влиянием демократических и либеральных деятелей из среды национально сознательной украинской интеллигенции.
Активное участие в работе Просвит принимали выдающиеся деятели украинской культуры и науки Б.Гринченко, Лариса Косач (Леся Украинка), Н.Лысенко, М.Коцюбинский, А.Рудченко (Панас Мирный), Д.Дворницкий, М.Комаров.
Просвиты организовывали библиотеки и читальни, выпускали популярную литературу на украинском языке, организовывали лекции по истории и культуре Украины, спектакли и концерты.
Деятели Просвит настойчиво боролись за введение украинского языка в народное образование, пытались открыть школы с украинским языком преподавания.
Одну такую школу открыл в с.
Богдановка на Николаевщине Н.Аркас.
Власти всячески препятствовали деятельности Просвит, поскольку одним из первостепенных своих заданий просвитяне объявили развитие национального самосознания украинцев.
Вместе с тем Просвиты не замыкались в узконациональных рамках, устанавливая деловые связи с культурными деятелями других народов РИ.
Открытие новых вузов.
Возросшие потребности народного хозяйства в эпоху утверждения капиталистического строя вызвал появление новых, специализированных вузов – институтов.
Были открыты политехнические институты в Киеве и Львове, ветеринарные – в Харькове и Львове, технологический – в Харькове, сельскохозяйственный – в Одессе, горный – в Екатеринославле.
Количество студентов в трех университетах Надднепрянской Украины выросло с 1200 (1865 г.) до 4000 чел. (1895 г.). И все-таки, как и раньше, только немногим людям из недворянских и малосостоятельных семей удавалось получить высшее образование.
Открытие кафедры истории Украины в Львовском университете.
Во второй половине 19 в. западноукраинские общественные деятели провозгласили новую эру в отношении с поляками.
Единственным реальным последствием этого соглашения было открытие кафедры истории Украины во Львовском университете.
С 1894 г. ее возглавлял М.Грушевский.
В 1900 г. открыли и кафедру украинской литературы, которую возглавил К.Студинский.
В основанном в 1875 г.
Черновицком университете также действовала кафедра украинского языка и литературы, возглавляемая С.Смаль-Стоцким.
Литература.
Основной особенностью украинской литературы этого периода стало развитие направления критического реализма.
Произведения М.Вовчок (Институтка), И.Нечуй-Левицкого (Микола Джеря, Кайдашева семья, Бурлачка), Панаса Мирного (Хиба ревуть воли, як ясла повни?) преисполнены пафоса за свет правды, глубокой веры в счастливое будущее своего народа.
И.Франко первым в украинской литературе показал жизнь и социально-политическую борьбу западноукраинских рабочих.
Ю.Федькович написал большое количество произведений главным образом из жизни украинцев – гуцулов Буковины.
В этом регионе, как отмечали современники Федьковича, его творчество для утверждения и расширения украинской национального самосознания имело не меньшее значение, чем произведения Т.Шевченко для всей Украины.
Продолжал писать произведения с призывами разворачивать борьбу за свержение царского самодержавия поэт П.Грабовский, который был сослан в Сибирь за свои национально-патриотические и революционные убеждения.
Критиковал самодержавие М.Коцюбинский в серии публицистических очерков Свет и тени русской жизни.
Ненавистью к угнетателям своего народа, сочувствием к бедствиям угнетенных всех национальностей пронизано творчество Л.Украинки.
Становление национального театра.
Создателями украинской драматической классики стали М.Кропивницкий (Дай серцю волю, заведе в неволю, Доки сонце зійде, роса очі виїсть”, „Глитай або ж Павук”), М.Старицкий („Циганка Аза”, „Не судилося”, „Талан”, „Ой, не ходи, Грицю, та й на вечорниці”), И.Карпенко-Карий (Тобилевич) („Хазяїн”, „Безталанна”, „Мартин Боруля”, „Суєта”, „Житейське море”).
Каждый из них написал десятки пьес разного жанра и содержания.
Наиболее популярными были пьесы, которые затрагивали вечные проблемы человеческой морали и социальной справедливости, осуждали угнетательский строй, превозносили чувства национального достоинства, воспитывали национальное самосознание.
М.Кропивницкий и М.Старицкий стали основателями, а так же режисерами и ведущими актерами украинского профессионального театра, который был образован в 1882 г. в Елисаветграде.
Это был период реакции.
Театральные спектакли можно было показывать только с позволения губернаторов, что порой бывало очень трудно.
Киевский генерал-губернатор, например, запретил, начиная с 1883 г., на 10 лет во всех подчиненных ему 5 губерниях спектакли украинских театральных трупп.
Поэтому актерам приходилось немало гастролировать за пределами Украины (Москва, Петербург, Казань, в городах Белоруссии, Грузии, Польши).
Захватывала зрителей своим мастерством игра М.Заньковецкой.
Выступая в 1897 г. в Москве на всероссийском съезде театральных деятелей, она высказала протест против ущемления властями украинского театра, заявила о необходимости сделать этот театр действительно народным, а обязательным условием этого провозгласила, чтобы как содержание пьес, так и язык их были близки и доступны народу.
Заньковецкую поддержал и Кропивницкий:

Пора уравнять украинское слово во всех правах с русским, так как только родной язык в театре, в литературе, в церкви и в школе, неограниченный цензурой, дает возможность применять угнетенные силы с пользой и успехом на благо дорогой Отчизны.
Существенный вклад сделал Кропивницкий также в оживление театральной жизни на западноукраинских землях, когда в 70-х гг.19 в. возглавлял в Львове украинский театр культурно-просветительского общества Русская беседа.
Музыка.
В 1862 г. появилась первая украинская опера Запорожец за Дунаем С. Гулака-Артемовского.
Первой оперой на сюжет Т.Шевченко была Катерина Н.Аркаса.
Композитор П.Сокальский создал оперы Мазепа, Майська ніч”, Облога Дубна, либретто которых были созданы по произведениям А.Пушкина и Н.Гоголя.
На стихи Т.Шевченко, И.Франко, Ю.Федьковича западноукраинские композиторы М.Вербицкий, И.Воробкевич и Д.Сичинский создали песни и романсы.
А.Вахнянин стал автором первой на западноукраинских землях оперы Купало.
Как и раньше, украинские композиторы увлекались профессиональной обработкой музыкального фольклора.
В творческом наследии выдающегося украинского композитора Н.Лысенко насчитывается около 600 песен, как профессионально обработанных народных, так и написанных на тексты отечественных и зарубежных авторов.
Лысенко – создатель репертуара украинской оперной классики, в частности опер Наталка Полтавка и Тарас Бульба, первых украинских опер для детей – Коза Дереза, Пан Коцький, Зима и весна.
Композитора постоянно преследовали царские власти за его последовательную деятельность в области развития украинской национальной музыкальной культуры и за активное участие в украинском национальном движении.
Украина в начале 20 в.
Новые явления в социально-экономическом развитии.
К началу 20 в.
Украина заняла одно из ведущих мест в экономике Российской империи.
Здесь производилось 50% общероссийского производства чугуна и стали,76% рельсов, 57,2% железной руды, 67,7% угля.
Украина давала 99,5% кокса,100-ртути, 63-соды, 71-сахара, 47,5- пшеницы.
Однако большинство народа жило в условиях политического бесправия, жестокой эксплуатации, необеспеченности существования.
Тяжелое экономическое положение усугублялось политическим, духовным и национальным гнетом со стороны царского самодержавия, превратившего Россию в тюрьму народов.
Затяжной экономический кризис, вызванный как противоречиями капитализма (монополизация производства, создание финансовых пирамид, узость внутреннего рынка), так и феодальными пережитками (политическая и экономическая неравноправность сословий, сохранение помещичьего землевладения и системы отработок, выкупные платежи) поставили Россию перед угрозой революционного взрыва.
Концентрация капитала и производства.
Высокий уровень концентрации капитала и производства был характерной чертой развития промышленности в России, которая по степени концентрации производства вышла на первое место в мире (особенно Украина).
В Украине возникло огромное количество крупных акционерных обществ, которым к началу ХХ в. принадлежала вся металлургическая и горнохимическая промышленность.
Около 90% акционерных капиталов принадлежало иностранцам, следовательно, большинство прибылей утекало за границу.
Монополистические объединения, поглощая мелкие заводы, способствовали развитию больших промышленных предприятий.
В начале ХХ в. в Украине уже не оставалось металлургических заводов, выпускающих меньше 1 млн. пудов чугуна в год. Большую часть угледобычи обеспечивали крупные шахты (по 10 млн. пудов угля ежегодно).
Поощряемые экспортными премиями сахарозаводчики Бродский, Терещенко, Харитоненко, Ярошинский, Бобринский расширяли вывоз своей продукции за границу по временным демпинговым ценам, которые помогали вытеснять конкурентов на внешних рынках.
Кроме того, правительство расширило казенные заказы тем предприятиям, в существовании которых было заинтересовано
Возникновение монополистических объединений.
В 1902 г. был создан металлургический синдикат – Продамет (Общество для продажи изделий русских металлургических заводов).
Ядром синдиката были заводы Украины.
На их долю приходилось более половины всего производства металлов в стране.
В состав синдиката Продуголь (1904) вошло 18 акционерных обществ, добывавших 75% угля в Донецком бассейне.
Синдикаты Продамет и Продуголь, объединявшие горнодобывающую и металлургическую отрасли Украины, быстро вытеснили конкурентов с общероссийского рынка, заняв на нем лидирующие позиции.
Украинские заводы входили также в общероссийские синдикаты – Трубопродажа, который почти полностью монополизировал сбыт труб;

Продвагон, в 1905 г. выполнявший 96% заказов на подвижной состав железных дорог; синдикат мостостроительных заводов.
Продолжал действовать синдикат сахарозаводчиков, синдикат кирпичных заводов, солепромышленных предприятий, дрожже-винокуренных и др.
Хищническая политика синдикатов, обеспечивая входившим в них предпринимателям монопольно высокие прибыли, тормозила развитие народного хозяйства, препятствовала техническому прогрессу.
Индустриализация украинских степных регионов
Быстрое развитие промышленности способствовало дальнейшему интенсивному развитию капитализма в с\х.
К началу ХХ в.
Украина уже являлась одним из главных районов капиталистического земледелия в Европейской России с отчетливо выраженной специализацией по производству товарного зерна.
Она давала зерна больше, чем все остальные российские губернии вместе взятые.
В производстве товарного зерна было занято как помещичье, так и крестьянское хозяйство.
Капитализм, втягивая крестьянское хозяйство в товарно-денежные отношения, последовательно разрушал феодальные формы землевладения и, прежде всего его сословную ограниченность.
Земля все больше входила в рыночное обращение, превращаясь в товар и переходя от дворян к другим сословиям.
Наиболее характерным это явление было для юга Украины, где дворяне распродали свыше 3,2 млн. десятин земли (50%), на ЛБУ – 1,7 и на ПБУ – 0,9 млн.
Одновременно с разрушением феодальных форм землевладения шел процесс вытеснения остатков отработочной системы новой, капиталистической системой свободного найма.
Значительная часть помещиков перестраивала свои хозяйства на капиталистических началах.
Многие из них становились владельцами винокурен, сахарных заводов и т.п.
В хозяйствах помещиков и кулаков стали шире использоваться усовершенствованные орудия труда и машины – веялки, сортировочные и зерноочистительные машины, зерносушилки, льномялки и др.
Кроме машин в зажиточных хозяйствах внедрялись новые, более прогрессивные агротехнические системы, в частности совершался переход от трехпольного к многопольному земледелию.
Экономический кризис 1900-1903 гг. прежде всего, поразил ведущие отрасли тяжелой промышленности – металлургическую и угольную.
Накопление больших нераспроданных запасов чугуна вызвало значительное снижение цен на него.
Катастрофически падали цены и на сырье, металл, уголь и т.п.
В связи с кризисом производство чугуна в Украине сократилось на 15%, выплавка металла – на 9%, добыча железной руды – на 35%.
Промышленный кризис сопровождался сокращением железнодорожного строительства.
Выпуск паровозов на Харьковском и Луганском заводах сократился на 1/3.
На складах сахарных заводов оставалось более 6 млн. пудов нереализованной продукции.
Чтобы спасти промышленников от разорения и убытков, Государственный банк открыл широкий кредит акционерным обществам, чтобы предотвратить их банкротство, государство прибегло к расширению казенных заказов.
Однако все эти меры спасали лишь некоторые крупные предприятии, остальные в полной мере подверглись губительному воздействию кризиса.
Сотни предприятий обанкротились.
Тысячи рабочих были выброшены на улицу.
Экономический кризис ускорил вытеснение и поглощение средних и мелких промышленных предприятий крупными, подготавливая тем самым почву для дальнейшей концентрации и монополизации промышленности.
Положение населения.
Нищее и голодное село, отягощенное крепостническими пережитками, не могло стать надежной основой для создания стабильного внутреннего рынка.
За свое имущество крестьянин должен был платить значительные налоги в пользу государства.
Кроме того, он продолжал выплачивать выкупные платежи.
Малоземелье вынуждало большинство крестьян постоянно арендовать у помещиков землю за отработки.
Немало украинских крестьян в обеих империях переезжало на постоянное место жительство в города и фабричные поселки.
Тем самым они создавались излишки рабочей силы, которые давали возможность капиталистам навязывать рабочим низкую зарплату, не учитывал роста цен на основные продукты питания.
На передний край массовой социально-экономической и политической борьбы в Украине начала ХХ в. выдвинулся рабочий класс.
Этому содействовал и высокий уровень его концентрации на больших промышленных предприятиях.
Среди рабочих активно пропагандировались социалистические идеи.
Н.Михновский.
В 1900 г. один из бывших тарасовцев, харьковский адвокат Николай Михновский, издал брошюру Самостийная Украина.
Эта книга впервые на восточноукраинских землях провозглашала идеал единой, неделимой, свободной Украины от гор Карпатских до Кавказских Однако, в отличие от Галичины, где все украинские партии перешли на самостоятельные позиции, постулат политической самостоятельности Украины не принялся на восточноукраинской почве.
РУП, которая вначале приняла брошюру Н.Михновского в качестве своей программы, вскоре отказалась от нее и перешла на автономистско-федералистские позиции в вопросе самоопределения Украины.
Михновский вышел из РУП и в 1902 г. создал Украинскую народную партию, принявшую за основу постулат политической самостоятельности Украины.
Земско-либеральная оппозиция царизму.
Хотя положение о земствах обеспечивало преобладание в них помещиков, развитие капитализма вынуждало их изменять характер своего хозяйствования и признать необходимость дальнейших буржуазных реформ.
В земских учреждениях работали тысячи интеллигентов: служащих-статистиков, врачей, агрономов, что усиливало роль земства как либеральной оппозиции.
Требования либералов-земцев: расширение права земства, предоставление политических свобод, ликвидация крепостнических пережитков в законодательстве (телесные наказания), созыв общероссийского Земского собора для выработки конституции, допущение украинского языка в сферу образования, культуры и государственные учреждения.
Формами действия земской оппозиции были создание либеральной прессы, созыв съездов земских служащих, банкеты с принятием петиций к правительству о расширении гражданских прав.
В начале 1900-х гг. под видом сельскохозяйственных выставок, агрономических совещаний и др. состоялось несколько нелегальных съездов земских деятелей, где обсуждались требования о расширении прав земств, освобождении их от опеки чиновников. Наиболее сильное земское движение было в Черниговском, Полтавском, Харьковском земствах.
В 1904 г. земцы-либералы создали нелегальный Союз освобождения. 2-й съезд Союза освобождения 20.10.1904 г. утвердил тактический план, по которому предусматривалось провести в ноябре земский съезд, сессии земских собраний и банкетную кампанию, приуроченную к 40-летию судебной реформы.
В соответствии с планом 6-9 ноября 1904 г. впервые легально собрался съезд земских деятелей, который принял петицию о создании народного представительства с законодательными правами.
Банкетная кампания проходила по всем городам Украины.
Выдвигались требования созвать народных представителей, принять конституцию, расширить права земств.
После поражения в русско-японской войне 1904-1905 гг. царизм, обеспокоенный обострением положения в стране начал заигрывать с земствами.
Был ослаблен надзор за земством и либеральной прессой, возвращены из ссылки опальные земские деятели.
Под влиянием оппозиционных выступлений уже в течение 1900-1904 гг. правительство отменило телесные наказания.
Распространение марксизма.
На рубеже 19-20 вв. марксизм стал самым популярным экономическим учением.
Возникшее на его основе социал-демократическое движение ориентировалось на распространение марксистских идей научного социализма в среде рабочего класс, подготавливая, таким образом, его участие в будущей демократической революции.
Важным этапом в развитии социал-демократического движения в Украине стало создание в Петербурге В.И.Лениным Союза борьбы за освобождение рабочего класса, отделения которого возникли в Киеве и Екатеринославе (Южнороссийский союз борьбы за освобождение рабочего класса, Е.Заславский).
В 1898 г. марксисты провозгласили создание Российской социал-демократической рабочей партии.
На 2-м съезде РСДРП, состоявшемся за границей в 1903 г., были приняты программа и устав партии, однако при этом возникли две фракции – большевиков и меньшевиков, что затрудняло работу партии среди рабочих.
Образование украинских национальных партий.
1897 г. в Харькове студенты Д.Антонович, Л.Мациевич, М.Русов и Н.Михновский создали студенческую громаду, на основе которой в 1900 г. возникла Революционная украинская партия (РУП).
В 1902 г.
РУП состояла из 6 организаций: в Киеве, Харькове, Полтаве, Лубнах, Прилуках, Екатеринославле.
РУП своей целью провозгласила борьбу за национальные права и социальную революцию, защиту интересов крестьянства, которое считала основой украинской нации.
Партия имела свои нелегальные печатные органы: газету Селянин и журнал Гасло.
Благодаря РУП украинское национальное движение впервые слилось с массовым крестьянским движением.
Практически сразу в РУП выделились три направления.
Большинство членов РУП во главе с Н.Поршем, С.Петлюрой, В.Винниченко считало, что эта организация должна быть национальной партией социал-демократической ориентации, представляющей интересы украинцев и объединяющей в своей идеологии национализм и марксизм.
Группа Н.Михновского выступала за самостийную Украину под лозунгом Украина для украинцев. Группа М.Меленевского считала, что РУП должна отказаться от национальной ориентации и стать автономной частью РСДРП. Нарастание социальной борьбы в канун российской революции 1905-1907 гг. ускорила размежевание группировок внутри партии.
В 1902 г. группа Михновского вышла из состава РУП и организовала Украинскую народную партию, стоявшую на радикальных позициях борьбы за независимое украинское государство.
В 1904 г. группа Меленевского образовала Украинский социал-демократический союз (Спилку), которая в 1905 г. на правах региональной организации вошла в состав РСДРП (меньшевиков).
В 1905 г. оставшаяся часть РУП была переименована в Украинскую социал-демократическую рабочую партию.
Лидеры УСДРП В.Винниченко, Н.Порш, Д.Антонович, С.Петлюра выдвигали требование демократизации общественного строя, автономии Украины в составе будущей Российской федеративной республики.
Конфискации крупной земельной собственности.
В 1904 г., часть членов РУП, увлеченных идеей крестьянского социализма, создала Украинскую демократическую партию во главе с национально ориентированными либералами А.Лотоцким и Е.Чекаленко.
В партии сразу начались разногласия, Б.Гринченко, С.Ефремов, М.Левицкий, Д.Дорошенко в 1905 г. вышли из УДП и создали Украинскую радикальную партию.
Обе партии стояли на либерально-национальных позициях.
Они выступали за конституционную монархию с предоставлением автономии Украине, земельную реформу, демократические свободы.
Общероссийские политические партии в Украине.
В Украине активно действовали общероссийские политические партии.
РСДРП действовала среди пролетариата крупных промышленных центров Украины.
Лидерами партии были Г.Плеханов, В.Ульянов (Ленин), Ю.Мартов, в Украине – Г.Петровский, Ф.Сергеев (Артем).
В 1905 г.
РСДРП в Украине насчитывала 15 тыс. членов, в т.ч. 4,5 тыс. большевиков.
Партия социалистов-революционеров (ПСР, эсеры) образовалась в 1900 г. на основе соединения народнических идей с марксизмом.
Руководители партии В.Чернов, в Украине – В.Дорошенко, в качестве своей основной социальной опоры видели крестьянство.
Эсеры широко практиковали террор как средство воздействия на царский режим.
В 1902-1904 гг. эсеры убили свыше 1200 представителей режима.
Конституционно-демократическая партия (КДП, кадеты, Партия Народной Свободы) была образована в 1905 г. на основе земских организаций.
Во главе стояли известные ученые и общественные деятели:

П.Милюков, П.Струве, А.Кизиветтер и др.
Целью партии была конституционная монархия с 2-палатным парламентом.
В национальном вопросе провозглашалась свобода культурного развития для всех национальностей в рамках единой и неделимой России.
В Украине членами КДП были И.Лучицкий, В.Науменко, Ф.Штейнгель, М.Василенко и др.
Союз 17 октября (октябристы) возник в конце 1905 г. как организация буржуазии, земских деятелей в поддержку царского режима, провозгласившего 17 октября 1905 г. под воздействием революции Манифест, в котором даровался ряд демократических свобод и учреждалась Государственная Дума, как совещательный орган при царе.
Лидеры партий – А. Гучков, П.Рябушинский, Д.Шипов, М.Родзянко выступали за сохранение царской власти, единой России, конституционной монархии.
Союз русского народа - русская шовинистическая организация во главе с А.Дубровиным, В.Пуришкевичем, М.Марковым – возникла в ходе революции 1905 г. в Киеве.
Своей целью она ставила борьбу с евреями и другими национальными меньшинствами, которые провозглашались внутренними врагами государства.
Принимала активное участие в еврейских погромах и убийствах представителей интеллигенции.
Кооперативное движение в Украине возникло как составная часть национального движения, направленная на защиту экономических интересов крестьянства, составляющего подавляющее большинство украинского народа.
Одним из первых его организаторов был студент Харьковского университета Н.Левитский, пропагандировавший среди крестьян Юга Украины различные формы производственной и потребительской кооперации. Он организовал первую земледельческую артель, а затем разработал общие экономические, правовые и моральные принципы организации и существования земледельческих организаций.
Царские власти стремились ограничить кооперативное движение, осуществляя над ним постоянный негласный контроль и препятствуя открытию новых кооперативных обществ и артелей.
Еще больший размах кооперативное движение приобрело в Западной Украине, где власти не препятствовали его развитию. Под руководством молодых национально сознательных юристов, священников, учителей население городов и сел организовывало кредитно-ссудные и потребительские кооперативы, строило народные дома, общественные лавки, амбары, кассы, читальни.
Митрополит А.Шептицкий прямо обязал Греко-католических священников возглавлять кооперативные организации на местах.
Под руководством К.Левицкого кооперативную деятельность развернуло общество Просвита.
Центральным органом кооперативного движения в Восточной Галиции стало организованное в 1904 г.
Краевое ревизионное общество.
На Буковине такие же функции выполняла с 1903 г.
Крестьянская касса, объединявшая десятки кооперативов (руководил С.Смаль-Стоцкий, профессор Черновицкого университета).
В Закарпатье кооперативы пытался организовать епископ Ю.Фирцак (так называемая Верховинская акция), однако там это движение не получило развития.
Украина в годы революции 1905-1907 гг.
Целью революции 1905-1907 гг. была ликвидация пережитков феодализма в России (самодержавие, помещичье землевладение и выкупные платежи, неравноправность сословий, национальное угнетение и др.) и установление буржуазно-демократической республики.
Революция началась 9 января 1905 г. мирной демонстрацией в Санкт-Петербурге, расстрелянной войсками (кровавое воскресенье).
В знак протеста начались забастовки в пролетарских центрах Украины.
В январе-марте 1905 г. бастовало 170 тыс. чел.
Массовые выступления крестьян вылились в погромы помещичьих имений, стихийный раздел земель и т.п.
Революционная борьба в октябре 1905 г. переросла в общероссийскую политическую стачку, которая парализовала силы правительства и вынудила царя издать манифест о гражданских свободах и созыве законодательной Думы как совещательного органа при царе с привлечением к выборам всех слоев общества (17 октября 1905 г.).
После этого буржуазия, считая, что цель достигнута, отошла от революции.
Опираясь на ее поддержку, царизм начал репрессии против революционеров.
Вооруженные восстания.
В Украине подготовкой вооруженных восстаний занимались активисты различных партий (большевики, эсеры, анархисты).
Восстание на броненосце Потемкин.
Восстание на Черноморском флоте готовила Севастопольская матросская централка, куда входили матросы – члены различных партий.
На Потемкине подпольную организацию возглавляли большевик Г. Вакуленчук и анархист А.Матюшенко. 14.06.1905 г. на броненосце стихийно вспыхнуло восстание.
Вакуленчук погиб, командование взял на себя Матюшенко.
Через несколько дней из-за нехватки угля, еды и пресной воды команда сдалась 25 июня в румынском порту Констанце.
Восстание П.Шмидта. 15-16 ноября 1905 г. в Севастополе восстали моряки 12 кораблей.
Восстание возглавил лейтенант П.Шмидт, по убеждениям – революционер-демократ.
Восставшие потребовали от царя созвать Учредительное собрание.
После 13-часового боя восстание было подавлено.
П.Шмидт был расстрелян.
Выступление Б.Жадановского (выступление саперов) . 18.11.1905 г. в Киеве почти 1000 революционно настроенных солдат вышли на демонстрацию.
К ним присоединились 4 тыс. рабочих.
На Галицкой площади демонстрация была расстреляна, Жадановский был тяжело ранен, попытка соорудить баррикаду не удалась.
Общие потери с обеих сторон – 250 убитых и раненых.
Декабрьское восстание 1905 г. Революция достигла своего наивысшего подъема в ходе декабрьского восстания рабочих крупных промышленных центров в декабре 1905 г.
Восстание, начатое в Москве, перекинулось на промышленные центры Украины:

Харьков, Екатеринослав, Александровск, Горловку.
16-17 декабря 1905 г. в Горловке восстало до 4 тыс. рабочих.
После 6-часового боя, потеряв 300 человек, восставшие были разгромлены царскими войсками.
После поражения восстания начался спад революции.
Сокращалось количество забастовок и крестьянских выступлений.
Карательные экспедиции.
Получив поддержку буржуазии, царизм начал переходить в контрнаступление.
Стали закрываться государственные предприятия.
Усилились репрессии против революционеров.
После разгрома декабрьского вооруженного восстания во многих городах все лица в рабочей одежде расстреливались на месте.
Было убито около 4 тыс. чел.
Советы рабочих депутатов были разгромлены, рабочие дружины разоружены, тысячи участников восстания арестованы, часть расстреляна, остальные – сосланы в Сибирь.
Армейские карательные отряды были брошены против крестьянского движения.
Нарастание национального движения на западноукраинских землях.
Революция 1905-1907 гг. оказала огромное влияние на западноукраинское население.
В 1905-1907 гг. проходили манифестации в честь революционного празднования 1 Мая, выступления за всеобщее избирательное право.
Число забастовок в Галичине выросло в 4 раза, а в Буковине – в 20. Резко возросло крестьянское движение.
Крестьяне требовали передачи им земли, введения всеобщего избирательного права, отказывались собирать урожай на помещичьих землях.
Усилилось национально-освободительное движение.
Повсеместно требовали открытия средних школ с украинским языком обучения, украинского университета, воссоединения всех украинских земель в едином суверенном демократическом государстве.
Правительство Австро-Венгрии перешло к репрессиям.
Было арестовано 12 тыс. крестьян, на границе с Россией дополнительно поставлено три корпуса.
Украинские требования были проигнорированы.
Возникновение массовой украинской прессы.
С 1898 г. издавалась газета Киевские отклики (Киев), орган группы прогрессивной интеллигенции.
В ее работе участвовали И.Лучицкий, М.Василенко, В.Короленко, С.Ефремов, С.Петлюра и др.
Газета была посвящена украинским проблемам и имела большой для того времени тираж – 25 тыс. экземпляров, ее читали на заводах, в селах, в студенческой среде.
После Манифеста 17 октября, объявившего о свободе слова, появился ряд новых украинских изданий.
Первым из них был журнал Хлебороб, издававшийся братьями Шеметами в Лубнах.
В 1906 г. в Киеве, Харькове, Одессе и др. городах Украины, а также в Петербурге и Москве выходило 18 украинских газет и журналов.
После подавления революции 1905-1907 гг. началось наступление самодержавия на украинскую прессу, стоявшую на демократических позициях.
С началом Первой мировой войны царизм окончательно запретил все периодические издания на украинском языке.
В 1915 г. на всей территории Украины не осталось ни одной газеты или журнала на украинском языке.
Деятельность Просвит.
Просвиты - украинские самодеятельные культурно-просветительные организации, руководимые демократическими и либеральными деятелями из среды национально сознательной украинской интеллигенции.
Активное участие в работе Просвит принимали: в Киеве – Б.Гринченко, Л.Косач, Н.Лысенко;

Чернигове – М.Коцюбинский;

Полтаве – П.Мирный;

Екатеринославле – Д.Яворницкий;

Николаеве – Н.Аркас.
Просвиты стремились развить национальное самосознание, для чего устраивали библиотеки и читальни, налаживали выпуск литературы на украинском языке, организовывали лекции и спектакли, создавали школы с украинским языком преподавания.
Царские власти препятствовали деятельности Просвит.
После поражения революции 1905-1907 гг. были запрещены Просвиты, издание литературы и чтение публичных лекций на украинском языке.
Из изданных в Украине в 1913 г. 5283 названий книг только 175 вышло на украинском языке.
Борьба в Государственной думе за автономию Украины и украинизацию образования.
В числе фракций І и ІІ Государственных дум действовала Украинская думная громада.
В І Думе (избранной весной 1906 г.) она насчитывала свыше 45 человек, руководил адвокат Илья Шраг.
Украинские революционные партии, за исключением радикальной и демократической, бойкотировали выборы, поэтому большинство членов Украинской громады прошли в Думу как представители общероссийских партий, в частности кадетов, трудовиков и др., или как беспартийные.
Для пропагандирования своих взглядов они создали журнал Украинский вестник. Основными требованиями Украинской громады были: предоставление политической автономии Украине в этнографических границах и введение украинского языка в школах, судах, администрации.
По аграрному вопросу в громаде не было единого мнения.
Ее либеральные члены поддерживали кадетский проект, который предусматривал передачу крестьянам части помещичьей земли за выкуп.
Крестьянские депутаты отстаивали проект трудовиков, т.е. конфискацию помещичьей и национализацию всей земли.
Во ІІ Думе (избранной в январе 1907 г.) Украинская думская громада объединяла 47 депутатов, издавала свой журнал Вести из Думы и газету Рідна справа”. Громада добивалась автономии Украины, амнистии для политических заключенных, свободы слова, печати, украинизации школы и государственного управления.
Для того чтобы иметь подготовленных педагогов, громада требовала образования кафедр украинского языка, литературы и истории в университетах, введения украинского языка в учительских семинариях.
По аграрному вопросу, как и прежде, громада не имела единого взгляда – ее члены поддерживали законопроекты своих партий.
Руководство громады, стоявшее на национально-либеральных позициях, надеясь осуществить свою программу путем реформ.
Поэтому оно проявляло стремление к сотрудничеству с царским правительством и либеральными русскими партиями.
Через 102 дня работы, 3 июня 1907 р. вторая Государственная дума была распущена.
Земельная реформа П.Столыпина (1906-1911) и ее влияние на Украину.
Революция подтолкнула царский режим к аграрным реформам.
Автором и инициатором этих реформ был Председатель Совета Министров П.А.Столыпин.
Аграрная Столыпинская реформа имела своей целью ликвидировать некоторые феодальные платежи, которые тормозили развитие деревни и создавали в ней взрывоопасную ситуацию: выкупные платежи, крестьянское малоземелье, общинное землепользование.
Путем проведения реформы правящие круги стремились отвлечь крестьян от борьбы за помещичьи земли и закрепить у них частнособственнические настроения.
Система мероприятий реформы включала:
Отмену выкупных платежей (с января 1907 г.)
Разрушение общины.
Указ 9 ноября 1906 г. разрешал крестьянам выходить из общины с закреплением за ними в частную собственность той земли, которой они пользовались в общине
Насаждение системы хуторов и отрубов, т.е. выделение из общины наиболее зажиточной части крестьянства, предоставление ей льгот и права дополнительной покупки земель через систему земельных банков.
Эта мера преследовала две цели: с одной стороны создать в деревне новый мощный слой земельных собственников, обязанных своим благосостоянием царскому режиму, которые бы служили опорой самодержавия на селе, а с другой лишить общину ее наиболее авторитетной и антипомещически настроенной верхушки
Переселенческую политику, с помощью которой предполагалось ослабить проблему малоземелья, переселив часть крестьянства в Сибирь, на Урал и т.п.
Отмену ряда наиболее несправедливых ограничений крестьянского сословия в отношении государственной службы, телесных наказаний, права выбора места жительства и др.
Особенностью этой реформы было то, что она проводилась сверху правительственным лагерем и максимально учитывала интересы помещиков.
Для оказания помощи крестьянам в создании хуторов был создан Крестьянский поземельный банк, который скупал помещичьи земли и продавал крестьянам (при этом скупка и продажа производилась по завышенным ценам).
Столыпинская реформа была после отмены крепостного права в 1861 г. следующим шагом на пути превращения феодальной монархии в буржуазную, ускорив развитие капиталистических отношений на селе.
Она в принципе сохраняла преимущественно т.н. прусский путь развития с\х через постепенную эволюцию крупных помещичьих хозяйств в капиталистические, но расширяла возможности и для американского пути (развитие фермерского хозяйства), так как ускоряла процесс капитализации крестьянских хозяйств.
В Украине из общины вышли 468 тыс. дворов (30,2%).
Причем на ПБУ и в Полтавской губернии общинное землевладение исчезло совсем.
В ходе проведения переселенческой политики Украина дала наибольшее количество (ок. 1 млн.) переселенцев в Сибирь.
Около половины из них не получив обещанной помощи повернули обратно.
В целом аграрная политика Столыпина не достигла поставленных целей, поскольку она не успела разрушить экономической основы феодальных отношений – помещичье землевладение.
Распространение идей независимости Украины.
Национально-освободительное движение характеризовалось разнородным социальным составом.
В нем принимали участие рабочие, крестьяне, представители помещиков и буржуазии, интеллигенции.
В национально-освободительном движении было три основных направления.
Национально-либеральное направление представляло Товарищество украинских поступовцев (возникло в 1908 г.) (Л.Юркевич, Д.Донцов, М.Грушевский, С.Петлюра), издававшее журнал Дзвін.
Оно выражало идеи классового мира на национальной основе.
Добивалось постепенной культурной, а затем и политической автономии Украины.
Консервативное направление (В.Липинский, В.Шемет.
Н.Локоть) свою главную задачу видело в разрешении преподавания на украинском языке в начальной школе, выпуск исторической и художественной литературы, восстановление достоинства нации.
Группа самостийников во главе с Н.Михновским отстаивала идею полной независимости Украины.
Украинская культура и духовная жизнь в начале ХХ в.
Образование.
Правящие круги России и Австро-Венгрии не были заинтересованы в развитии украинской культуры, опасаясь связанного с этим роста политического и национального самосознания.
Поэтому неграмотность среди сельского населения восточной Украины достигала 75-85%. В начале ХХ в. из 6240 сел Галиции 2214 не имели нормальных школ, а 981 – никаких школ.
Средних школ в Галиции насчитывалось 49, из них с украинским языком преподавания – 4. На Буковине существовала только одна украинская гимназия.
В Закарпатье школьное обучение велось на венгерском языке.
На всей территории Украины не было ни одного вуза с украинским языком преподавания.
В Наднепрянщине не было введено декларированное царским правительством обязательное начальное образование.
Здесь на тысячу человек приходилось только 67 учеников.
Даже после отмены Валуевского циркуляра и Эмского указа под влиянием революции 1905-1907 гг. русский царизм так и не дал разрешения преподавать в школах на украинском языке.
Проигнорировали царские власти и требование студентов ввести в Киевском, Харьковском, Одесском университетах историю Украины, украинское языкознание и литературу.
Профессора, явочным порядком начавшие преподавать эти дисциплины, подвергались преследованиям.
Литература.
Украинская литература развивалась под влиянием усиления национального и социального движения.
Главенствующим в ней было революционно-демократическое направление.
Поэт Александр Олесь (Кандыба, 1878-1942) политизировал свое творчество, поставив его на службу развитию украинской культуры.
Украинские писатели-демократы, сами будучи активными участниками освободительного движения, подчинили ему свое творчество.
Повесть М.Коцюбинского Фата Моргана - это настоящая эпопея социальной борьбы в украинском селе накануне и во время революции 1905-1907 гг.
Рассказы Коцюбинского воспевают мужество борцов за свободу народа, клеймят тех, кто остался в стороне от острых социальных и межнациональных конфликтов.
М.Коцюбинский призывал украинских писателей разрабатывать темы философские, социальные, психологические, исторические и др., не ограничиваться описанием жизни крестьянства, обращать внимание и на другие слои общества, на интеллигенцию, фабричных рабочих, армию, мир артистический и др.. Это желание в значительной степени реализовал талантливый писатель В.Винниченко.
В многочисленных рассказах и повестях (Біля машини”, „Федько – халамидник”, „Голота”, „Солдатики” и др.) ярко показана тяжелая жизнь крестьян, изображена предпринимательская деятельность украинской буржуазии, ужасы солдатчины и царских тюрем.
После поражения революции произведения В.Винниченко (романы Чесність з собою”, „Рівновага”, „Заповіти батьків”, пьесы „Щабли життя”, „Дисгармонія” и др.) пополняются образами интеллигенции, разуверившейся в идеалах социализма, попавшей под влияние упаднической психологии и жизненных инстинктов.
Мастер психологической новеллы В.Стефаника напечатал четыре сборника своих произведений (Синяя книжка, Каменный крест, Дорога, Мое слово).
Основная масса героев Стефаника – это сельская беднота.
Близкими по содержанию к творчеству Стефаника были рассказы его земляков из Галиции – писателей Марка Черемшины и Леся Мартовича.
К лучшим произведениям мировой литературы о крестьянстве относится повесть О.Кобылянской Земля.
С огромной художественной силой тут раскрыта психология крестьян, их непреодолимое стремление работать на своей собственной земле.
Музыка.
Выдающийся украинский композитор Н.Лысенко писал песни на слова украинских и мировых классиков, сделал сотни обработок народных песен.
Но немало выдающихся произведений Лысенко так и не увидело свет.
В частности, власти не дали разрешения на постановку оперы Тарас Бульба.
Режим постоянно притеснял творчество Лысенко за его активное участие в национальном движении.
Н.Лысенко в 1904 г. основал в Киеве музыкально-драматическую школу, которая готовила дирижеров, хормейстеров и исполнителей на народных музыкальных инструментах, а также певцов и режиссеров.
Воспитанник этой школы К.Стеценко стал непосредственным продолжателем традиций Лысенко в украинской музыкальной культуре.
Активной музыкально-просветительской деятельностью занимались Н.Леонтович и А.Кошиц.
В Галичине Филарет Колеса подготовил и издал несколько сборников украинских обрядовых песен, специально исследовал мелодику украинских народных дум, а С.Людкевич под влиянием революции1905-1907 гг. написал монументальную кантату Кавказ на слова известной поэмы Т.Шевченко.
Живопись.
Блестящий живописец, участник украинского национального движения Иван Труш создал галерею портретов известных деятелей украинской культуры И.Франко, Л.Украинки, В.Стефаника, Н.Лысенко и др.
По его инициативе была организована первая всеукраинская художественная выставка во Львове в 1905 г.
Благодаря широко представленным на ней произведениям художников как западных, так и восточных земель Украины, выставка стала яркой демонстрацией единства художественной культуры одного народа, искусственно разделенного на две части.
Полотна Н.Пимоненко, в которых поэтически воспеты Украина и ее народ, не раз экспонировались не только на всероссийских выставках, но и в Париже, Берлине, Мюнхене.
Ряд художников (Фотий Красицкий, Афанасий Сластен и др.) активно сотрудничали в первом украинском массовом сатирическом журнале Шершень, издаваемом в Киеве во время революции 1905-1907 гг. Тогда же группа одесских художников под руководством Кирьяка Костанди осуществила издание сатирического иллюстрированного журнала Дзвін.
Архитектура.
В развитии архитектуры господствовал стиль модерна, в котором нередко использовались украинские мотивы.
Так, образцом украинского национального стиля в архитектуре было построенное в 1907 г. по проекту архитекторов В.Кричевского и К.Жукова здание Полтавского земства.
Мотивы украинской народной архитектуры были использованы и в проектах зданий, построенных в начале ХХ в.: общества Днистер во Львове (И.Левицкий), первого в мире крытого рынка – Бессарабского в Киеве (Г.Гай), мемориального храма под Берестечком на Волыни (В.Максимов), Народного дома в Дрогобыче (А.Лушпинский).
Наука.
В 1904 г. в Петербурге на русском языке был издан Очерк истории украинского народа М.Грушевского, переизданный в 1906, 1911 и 1913 гг.
Украинский вариант книги под названием Ілюстрована історія України” выходил также в Петербурге в 1911 и 1917 гг. Автор определял эти работы как своеобразный конспект его фундаментальной Истории Украины-Руси (12 т.), выход в свет которой было событием не только научным, но и политическим.
В изучении истории Слободской Украины ведущее место занимал Дмитрий Багалей – автор фундаментальных работ по истории Харькова и Харьковского университета, а также работ по истории развития украинской культуры на Слобожанщине.
Митрофан Довнар-Запольский опубликовал ряд монографий по истории народного хозяйства Великого княжества Литовского и русских земель периода средневековья и начал научную разработку декабристоведения (Тайное общество декабристов, Идеалы декабристов).
Первостепенную роль в развитии украинских гуманитарных наук и национального самосознания сыграли вышедшие в период революции 1905-1907 гг. четырехтомный Словарь української мови”, составленный Б.Гринченко, и трехтомная „Українська граматика” Агатангела Крымского.
В Австро-Венгерской империи мирового призвания добились украинские ученые – профессора университетов в Вене, Праге, Инсбруке:

Иван Пулюй – работами в сфере физики и электроники, И.Горбачевский – работами по химии, М.Борисевич – как выдающийся медик-окулист и др.
В Наднепрянщине Даниил Заболотный первым в мировой науке открыл пути распространения чумы и предложил эффективные способы борьбы с этой страшной болезнью.
Академик В.Вернадский первым научно обосновал целостность Вселенной, разработал учение о ноосфере, внес значительный вклад в исследование почв и полезных ископаемых Украины.
В развитие физики и радиофизики большой вклад внес профессор Харьковского университета Д.Рожанский – основоположник харьковской школы радиофизиков.
Мировой известностью пользовались труды по теоретической механике академика С.Тимошенко, географов П.Тутковского, В.Линского, геолога Г.Медвецкого, физика М.Пильчикова и др.
Выдающийся физик В.Грабовский стал одним из основателей теории и практики телевидения.
Впервые обнаружил рентгеновское излучение И. Пулюй.
М.Курако сумел построить в Донбассе по собственным новаторским проектам доменные печи, которые не уступали западноевропейским.
Развитие авиации.
В 1908 г. в Одессе был создан первый в России авиаклуб.
Его члены С.Уточкин и М.Ефимов в 1910 г. совершили первые в России полеты на аэроплане над морем.