• Название:

    Вст. экз. 4

  • Размер: 0.17 Мб
  • Формат: DOC
Социально-экономическое развитие в конце 17-в 18 в.
Основой экономики того времени было сельское хозяйство, тенденции развития которого влияли на ход всех общественных процессов.
В этот период земельная собственность служит для правящих сословий экономической основой их господства, гарантом независимости, условием предоставления привилегий.
Поэтому неудивительно, что теряя политическую автономию, левобережная старшина пыталась сохранить хотя бы экономическую независимость путем концентрации в своих руках значительных земельных владений.
Старшинское землевладение существовало в двух формах: частно - наследственной и временно-условной.
Наследственное не зависело от служебного положения.
Как правило, оно возникало в процессе купли-продажи, обмена, дарения и т.п., что фиксировалось в соответствующих юридических документах.
Иной была природа и способ формирования временно-условного (рангового) землевладения.
Земли выдавались за службу на определенный срок или до смерти.
Формально ранговые земли считались собственностью Войска Запорожского.
Старшинское землевладение расширялось различными способами: займанщина свободных земель; захват общественных земельных угодий; захват крестьянских земель за долги; гетманские и царские дарения; перевод ранговых земель в наследственные.
Гетманское правительство поддерживало процесс укрепления старшинского землевладения, видя в этом опору и гарантию автономии Украины.
Царское правительство также не возражало, надеясь таким образом задобрить старшину и склонить на свою сторону.
В результате в 30-е гг.18 в. более 35 % земель Гетманщины находились в частной собственности.
В период правление гетмана Д.Апостола основной земельный фонд был роздан, грань между наследственными и ранговыми владениями практически стерлась.
Увеличивается земельная собственность российских помещиков в Украине.
Владения А.Меньшикова, П.Румянцева, Г.Потемкина и других вельмож значительно превосходили владения украинских землевладельцев.
Рост крупного феодального землевладения сопровождался наступлением на земли и права казачества и крестьянства.
Им запрещалось свободно распоряжаться землей, принуждали бесплатно работать в старшинских имениях, запрещали торговать водкой, казаков принудительно переводили в посполитые.
Положение казачьего сословия ухудшалось.
Кроме военной службы, казаки принимали участие во всех войнах Российской империи, охраняли южные границы от татар, строили каналы и крепости.
Это вело к прогрессирующей деградации казачьих хозяйств.
Не имея возможности нести службу за свой счет, многие казаки выписывались из казачьего сословия и занимались промыслами, торговлей и т.д.
Еще худшим было положение крестьянства.
Барщина в конце 18 в. достигает 5 дней в неделю, увеличиваются натуральные и денежные налоги.
Логичным финалом процесса ограничения крестьянских прав стал царский указ 1783 г., который узаконил закрепощение крестьянства на ЛБУ и Слобожанщине.
В 1796 г. – Южная Украина.
Свои особенности имели аграрные отношения на ПБУ. Овладев краем в начале 18 в., Польша принялась за восстановление своих порядков.
Земли возвращаются бывшим собственникам.
Особенно быстро росло магнатское землевладение.
К середине 18 в. 40 магнатских родов контролировали 80% земель ПБУ.
Крупные земельные владения требовали значительного количества рабочих рук, которых на ПБУ катастрофически не хватало.
Поэтому магнаты создавали на своих землях слободы, где крестьян освобождались от каких-либо повинностей на 15-30 лет.
Это вызвало массовое крестьянское переселенческое движение из Галичины, Волыни, Полесья, где уже было установлено крепостничество.
Эта народная колонизация способствовала хозяйственному возрождению края.
В это время хозяйство функционировало на основе фольварково-барщинной системы.
Характерным признаком аграрных отношений в этом регионе было повторное закрепощение крестьян.
Которые после окончания льготных лет в слободах вынуждены были выполнять денежную и отработочную ренты.
В конце 17-18 в. развитие аграрного сектора определяли рутинное состояние техники и экстенсивный метод хозяйствования.
Однако возникали прогрессивные тенденции и процессы:
Повышение плодородия почв путем внесения удобрений и севооборота;
Рост роли зернового хозяйства;
Увеличения ассортимента сельхозкультур (картофель, кукуруза, табак и т.д.);
Расширение площади садов, появление новых сортов, прививки;
Развитие племенной и селекционной деятельности в животноводстве;
Углубление специализации различных регионов (ЛБУ и Слобожанщина специализировались на выращивании ржи;

Волынь – пшеницы;

Полесье – льна и конопли; земли между Днестром и Прутом – табака и т.д.);
Рост товарности сельского хозяйства.
Изменения происходили и в других секторах экономики – промышленности, торговле, финансах.
Ремесленное производство характеризовалось такими особенностями: расширение спектра ремесленных специальностей (300 в конце 18 в.); углубление специализации ремесел; вовлечение ремесла в процесс товарно-денежных отношений.
Город, будучи центром ремесла и торговли, давал феодалу доход в 5-10 раз больший, чем село.
Это вызвало форсированную урбанизацию (в 17 в. в ЛБУ 100 городов, в середине 18 в. – 200).
Ведущими промыслами в Украине были мельничество, винокурение, селитроварение, чумачество. Со временем на базе мелких крестьянских промыслов и ремесла возникают мануфактуры.
Реформы Петра І ускорили процесс становления мануфактурного производства на ЛБУ и Слобожанщине.
Уже в 20-е гг. 18 в. тут возникают крупные централизованные мануфактуры (40).
На ПБУ развитые мануфактуры возникли в 70-е гг. 18 в.
Начальные формы мануфактуры – это мелкие предприятия, в которых господствует ручная ремесленная техника, но уже существует разделение труда, начинается механизация производственных процессов.
К таким мануфактурам относились предприятия, которые производили железо (рудни), стекло (гуты), поташ (буды), бумагу, селитру (майданы) и др.
Развитые централизованные мануфактуры возникали в текстильной промышленности (Путивльская, Ряшкивская, Салтовская).
Большинство этих предприятий были казенными, посессионными, вотчинными и купеческими.
До установления крепостничества (1783) частные мануфактуры ЛБУ и Слобожанщины использовали вольнонаемный труд.
В дальнейшем эксплуатируется принудительный труд крепостных, государственных приписных крестьян или посессионных крестьян-крепостных, которые были собственностью предприятия.
Характерным признаком развития сельского хозяйства и промышленности в конце 17 – 18 в. было втягивание этих отраслей в сферу товарно-денежных отношений.
Этому процессу способствовали углубление раздела труда, постепенная дифференциация земель на промышленные и земледельческие зоны, урбанизация и т.п.
Основными местами, где происходили товарно-денежные операции, были ярмарки, базары и торги.
В конце 17 в. на ЛБУ и Слобожанщине собиралось 661 ярмарка, на ПБУ около 50. Ярмарки собирались по несколько раз в год и были приурочены к религиозным праздникам.
Крупнейшими были ярмарки в Киеве, Ромнах, Нежине, Харькове, Сумах, Львове.
Товарооборот отдельных ярмарок достигал 4 млн. рублей.
Следующим звеном системы внутренней торговли были торги, которые специализировались на продаже определенного товара (Глухов – хлеба, Ромны – табака, Львов – скота и т.п.).
Неуклонно растет количество базаров (на ЛБУ – 8 тис., на СУ – 2 тис.).
На базарах, которые собирались 1-2 раза в неделю, население продавало излишки продукции, торговало в розницу.
Каждый из элементов системы внутренней торговли способствовал хозяйственному подъему украинских земель: базары обеспечивали экономическую связь между городом и селом, торги стимулировали специализацию отдельных районов, ярмарки объединяли экономические районы Украины, создавая предпосылки для формирования национального рынка.
Таким образом, в конце 17-18 в. характерными признаками развития Украины были рост крупного феодального землевладения; обезземеливание крестьянства, его закрепощение; урбанизация; развитие промыслов и ремесла, на основе которых возникают мануфактуры; рост товарности производства; формирование национального рынка.
Включение украинских земель в состав иностранных государств, подчинение украинской экономики их влиянию и власти существенно тормозили и деформировали поступательное развитие.
Культура Украины в конце 17 - в 18 в.
Украинская революция 1648-1676 гг., поступательное развитие буржуазных отношений
пребывание украинских земель в составе различных иностранных государств, общеевропейские идеи периода позднего Ренессанса, Реформации, времен Просвещения наложили заметный отпечаток на развитие украинской культуры.
Происходят значительные изменения в сфере бытовой культуры.
Усовершенствовались орудия труда, появились ассиметричный плуг, многозубое рало.
Для изготовления ткани рядом с вертикальным распространяется горизонтальный станок.
В ремесле и промыслах активно внедряется механизация, основанная на использовании энергии ветра и воды.
Появляются новые способы передвижения.
В чумацком промысле используются большие возы – мажи и их разновидности – хуры (фуры).
Старшина заказывает для своих нужд английские и немецкие кареты и полукаретки.
Одежда свидетельствовала об имущественной дифференциации (крестьяне и казаки носили одежду из домотканого полотна, знать – из золоченых тканей импортного производства).
Мануфактурные ткани постепенно вытесняют домотканое полотно.
Своеобразным критерием уровня духовной культуры народа является состояние образования и науки.
В середине 18 в. на территории Гетманщины действовало 866 школ, т.е. одна школа на тысячу человек.
Сельские общины за свой счет содержали учителей, заботились о помещениях школ.
На хуторах детей учили путешествующие дьяки.
В период Гетманщины была сделана попытка ввести обязательное образование (1760-1762 гг., инициатива лубенского полковника И.Кулябко).
Важную роль в развитии образования играли средние учебные заведения – коллегиумы, которые были основаны в Киеве (1632), Чернигове (1700), Харькове (1727) и Переяславе (1738).
Они готовили священников, служащих, учителей.
Центром культурной жизни в Украине была Киево-Могилянская коллегия, которая в 1701 (1694) г. грамотой Петра І получила статус и права академии.
Здесь была разработана четкая система организации обучения, рассчитанную на 12 лет, которая не уступала по содержанию учебного процесса европейским университетам того времени.
В начале 18 в. здесь обучалось 2 тыс. студентов.
Долгое время КМА была единственным учебным заведением Восточной Европы.
Именно здесь сформировался один из центров философской мысли (И.Гизель, Г.Конисский, Г.Сковорода и др.), выросла литературная и поэтическая школа (К. Сакович, Л.Баранович, М.Довгалевский и др.), возник центр разработки теории украинского поэтического искусства (Ф.Прокопович, М.Довгалевский, Г.Кониский и др.).
Сакович Касиян (Калист) (прибл.1578-1647) – писатель, культурный и церковный деятель.
Родился в с.
Потеличи (Галичина), сын православного священника.
Учился в Замойской академии и Краковском университете.
В 1620-1624 гг. – ректор Киевской братской школы.
В 1625 г. перешел в униатство, в 1641 г. – в католицизм.
Долгое время был аббатом Дубенского василианского монастыря.
Его стихотворение Вирши на жалостное погребение…Петра Конашевича Сагайдачного …(1622) стало выдающимся вкладом в украинскую литературу.
Автор философских учебных пособий (1620,1626), прокатолических полемических трактатов (1641-1644).
Гизель Иннокентий (1600-1683) – историк, культурный и политический деятель.
Родился в Пруссии в немецкой реформаторской семье.
В 1642 г. закончил Киево-Могилянский коллегиум, продолжил учебу за границей.
С 1645 г. – ректор КМК. С 1650 - игумен Кирилловского, с 1652 – Николаевского монастырей в Киеве.
В 1656-1683 гг. – архимандрит Киево-Печерской лавры и управитель лаврской типографии.
Защищал интересы Украины в российско-украинских переговорах 1654 г.
Благодаря ему, Киевщина по Андруссовскому перемирию оставалась в составе России.
Автор трактата Мир с богом человеку (1669), который содержит много данных из истории Украины 17 в.
За гуманистическую направленность и критический анализ действительности это произведение в 1690 г. было запрещено Синодом.
Известно также произведение Гизеля Сочинение о всей философии (1645-1647).
КМА в то время была своеобразной кузницей кадров не только для Украины, но и для других стран, особенно России.
Значительный вклад в осуществление реформ Петра принадлежит выпускникам КМА Ф.Прокоповичу, С.Яворскому, Г.Конисскому, П.Величковскому.
Прокопович Феофан (Елисей, Елизар) (1681-1736) – писатель, ученый, культурный деятель.
Родился в Киеве в небогатой семье мелкого торговца.
Учился в Киевском и Римском иезуитских коллегиумах.
Закончил КМА. В 1704 г. вступил в Киевское братство, постригся в монахи и стал профессором, а затем и ректором КМА. В 1716 г. по приказу Петра переехал в Петербург, где стал фактически во главе Русской православной церкви.
Активный сторонник реформ Петра, был его главным помощником в духовных делах.
Именно в КМА получили образование 21 из 23 ректоров Московской академии и 95 из 125 ее профессоров.
Иной была ситуация на ПБУ и западноукраинских землях (ЗУ).
Форсированное наступление католицизма привело к упадку и закрытию многих братских школ.
Официальные власти поддерживали только иезуитские и униатские школы, которые стали средством ассимиляции украинцев.
Среднее образование почти целиком было подконтрольно ордену иезуитов, а после его ликвидации попало под влияние василиан, оставаясь при этом средством полонизации украинцев.
Важным центром науки и культуры оставался Львовский университет (1661).
Но деятельность этого заведения сурово регламентировалась, а преподавание велось на латыни.
Одной из фундаментальных основ развития культуры было книгопечатание.
В 18 в. в Украине действовало 13 типографий.
Ведущую роль играла типография Киево-Печерской лавры, которая только в 1760 г. напечатала 2 тыс. букварей. В западном регионе самой мощной была львовская типография А.Пиллера, которая выдала более 250 книг на иностранных языках, а в 1776 г. печатала первую газету в Украине – Львовскую газету на французском языке.
Значительным сдвигом в издательском деле стало внедрение гражданского шрифта (впервые в Елисаветграде в 1764 г.), после чего на кириллице печатались только церковные издания.
Этот шаг способствовал развитию народной литературы и языка.
Культурный процесс в украинских землях усложнялся языковой политикой российского и польского правительств.
В 1696 г. в Польше украинский язык был исключен из всех сфер, кроме церковной.
В 1720 г. было запрещено книгопечатание на украинском языке в КМА, а со второй половины 18 в. все учебные заведения ЛБУ постепенно перешли на русский язык.
В 18 в. определенные сдвиги произошли в сфере науки.
Предметом научных исследований стали астрономия, математика, медицина, география.
И.Галятовский изучал причинно-следственные связи таких природных явлений, как солнечное и лунное затмение, дождь, ветер, молния.
Е.Славинецкий перевел и популяризировал книгу Везалия Космография, посвященную проблемам астрономии.
Ф.Прокопович подготовил для слушателей КМА курс арифметики и геометрии и учебник Сокращения смешанной математики.
Интенсивно развивается медицина.
Многие врачи-украинцы (И.Полетика, М.Кружень, П.Погорецкий, Н.Максимович, И.Руцкой, М.Тереховский и др.) получили степень доктора медицины.
Первая в Украине полевая аптека появилась в 1707 г. в Лубнах, а уже в 1787 г. в Елисаветграде открывается первая медицинская школа.
Ученые Е.Мухин и Д.Самойлович не только описали эпидемии чумы и холеры, но и вводили прививки против оспы и другие предохранительные средства для борьбы с опасными заболеваниями.
Развиваются и общественные науки.
На рубеже 17-18 вв. усиливается процесс превращения исторических знаний в науку.
Суть этого процесса состоит в отказе от традиционного провиденционализма и поиске причинно-следственных связей исторических событий и явлений; в критическом отношении к источникам; вычленении истории из совокупности гуманитарных знаний; основание изложения истории на принципах системности и последовательности.
Яркими историческими произведениями 18 в. были казачьи летописи – Летопись Самовидца (вероятный автор Р.Ракушка-Романовский), летописи Г.Грабянки и С.Величко.
Для этих работ характерны новизна тематики и изложения, большой объем, использование многих источников. Значительными были достижения С.Величко.
Он расширил понятие украинский народ, к которому относил все общественные слои и сословия; четче очертил понятие Украина (Украина – это территория по обе стороны Днепра); показал историю Украины не изолировано, а в мировом историческом контексте.
Философия была представлена плеядой украинских ученых-мыслителей – С.Яворский, Ф.Прокопович, И.Гизель, Г.Щербацкий, Г.Сковорода.
Сковорода Григорий Саввович (1722-1794) – мыслитель, писатель, поет.
Родился в с.
Чернухи на Полтавщине.
Из казачьего рода.
Учился в КМА. В 1741-1744 гг. был певцом придворной капеллы в Петербурге.
В 1745-1750 гг. находился с миссией генерала Вишневского в Венгрии.
Преподавал поэтику в Переяславской семинарии, был учителем сына богатого помещика, совершил путешествие в Троицко-Сергиеву лавру, побывал в Москве.
В 1759-1768 гг. преподавал в Харьковском коллегиуме.
Последние 25 лет жизни путешествовал по Слобожанщине.
Г.Сковорода признавал вечность материи, объективность и реальность природы, ее постоянное развитие.
Его взгляды на общество основывались на идеях просвещения – критике социального неравенства, возвеличивания трудового человека.
Свои философские взгляды Г.Сковорода изложил в сочинениях Сад божественных песен (1756) и Басни Харьковские (1774).
Подъему украинской литературы способствовал постепенный переход от исключительно религиозных идеологических принципов к светским.
В 1798 г. вышла Энеида И.Котляревского, которая положила начало новой эпохе в развитии украинской литературы.
Поэма была первым произведением украинской литературы, написанным народным языком. Ее источники – фольклор, просветительские идеи и традиции украинской литературы.
Национальные черты приобретает театр.
В рамках традиционной школьной драмы возникают небольшие пьесы – интермедии, которые выполнялись между актами спектакля и были очень популярны.
Суть интермедии – в показе сложных проблем общественной жизни через увеличительное стекло сатиры и юмора.
Характерными чертами этих пьес были народный язык, насыщенный пословицами и поговорками; динамичность сценического действия; живой диалог актеров и т.д.
Появление интермедий свидетельствовало о развитии украинского театрального искусства в русле европейской традиции, поскольку эквивалентом украинской интермедии были комедия дель арте в Италии, фарси – во Франции, интерлюдии в Англии.
Сохранилось до наших дней более 40 интермедий.
Значение интермедий состоит в том, что они вывели на сцену украинскую песню и язык.
Развивается вертепная драма – старинный украинский народный кукольный театр (1666 г. – первое упоминание).
Как правило, вертепная драма делилась на две части: религиозную, в основе которой лежал библейский сюжет, и светскую – трагические или комические сцены из народного быта.
Во второй половине 18 в. в Украине зарождается профессиональный театр.
В 1798 г. в Харькове возникает первый театр с постоянной труппой.
Музыка.
Вырос профессионализм музыкального искусства.
Центрами музыкального образования были Глуховская певческая школа и КМА, в стенах которых получили образование Д.Бортнянский (1751-1825), М.Березовский (1745-1777), А.Ведель (1767-1808).
Используя народную песню и традиции церковного пения, М.Березовский создал изысканные по композиции совершенные по форме оперу Демофонт и сонату – первые произведения оперного и камерно-музыкального жанров в отечественной музыке.
Ведель был не только блестящим композитором, но и певцом и исполнителем.
Его творчество посвящено религиозной тематике (30 хоровых концертов).
Самые популярные – Литургия, Всенощная, Херувимская.
Выдающимся реформатором церковного пения, духовным композитором, дирижером был Д.Бортнянский.
Получив образование в Глуховской школе, он усовершенствовал свои умения в Италии и вскоре стал руководителем Придворной капеллы.
В творческом наследии композитора оперы Креонт, Алкид, Квинт Фабий, Сокол, Сын-соперник и 100 произведений церковной музыки.
Распространяются романсы – специфический жанр камерной вокальной музыки, в основе которых были народные мотивы, а их сюжеты навеяны лирическими или юмористическими размышлениями о человеческой судьбе (Всякому городу нрав и права Г.Сковороды, Дывлюсь я на небо М.Петренка, Ехал казак за Дунай С.Климовского).
Характерным признаком развития культуры украинских земель в 17-18 вв. было использование в искусстве стиля барокко.
Барокко (от итал.
Barocco - вычурный, причудливый) – это стиль в искусстве в конце 16-середине 18 в., которому присущи подчеркнутая торжественность, пышная декоративность, динамичность композиции.
Стиль барокко появился в украинских землях еще в конце 16 в., но широкое распространение получил в 17-18 вв.
На ПБУ барокко развивалось на основе европейской традиции и было близко к своему первоисточник (Успенский собор Почаевской лавры, церковь Св.
Юра во Львове).
В Гетманщине и Слобожанщине под влиянием канонов древнерусского строительства и деревянного народного конструирования сформировался оригинальный вариант, который получил название украинского (казачьего) барокко.
Жемчужинами этого стиля стали Андреевская и Покровская церкви в Киеве, Троицкий храм в Чернигове, храм Воздвиженского монастыря в Полтаве.
Украинское барокко отличалось от западноевропейского большей умеренностью в декоративности, взвешенностью форм.
Наиболее заметны местные влияния были в архитектуре, наименее – в скульптуре и живописи.
Таким образом, в конце 17 -18 в. в развитии культуры Украины произошли заметные изменения.
Характерными особенностями культурного процесса стали: разнообразие форм культурной жизни, методов и способов художественного самовыражения; рост уровня образования; вытеснение религиозной культуры светской; влияние европейских культурных процессов и тенденций.
8. Украина в первой половине 19 в.
Административно-территориальное устройство и региональное деление украинских земель в составе иностранных государств.
С целью унификации системы управления и укрепления самодержавно-политической власти на местах на украинские земли, входившие в состав России, в конце 18 в. было распространено
общероссийское административное деление.
Территорию Украины разделили на губернии и уезды.
В частности, в 1796 г. на ЛБУ была создана Малороссийская губерния, а на Слобожанщине – Слободско-Украинская.
ПБУ разделили на три губернии:

Киевскую, Подольскую, Волынскую.
В начале 19 в.
Малороссийская губерния была преобразована в одноименное генерал-губернаторство с Черниговской и Полтавской губерниями;

Новороссийскую губернию, образованную в конце 18 в. из Екатеринославской, Вознесенской и Таврической, вновь разделили на три:

Екатеринославскую, Таврическую и Николаевскую (1803 г. – переименована в Херсонскую).
После включения по Бухарестскому миру 1812 г.
Бесарабии в состав России в 1828 г. было образовано Новороссийско-Бессарабское генерал-губернаторство, в состав которого вошли Таврическая, Екатеринославская и Херсонская губернии, а также Бессарабская область (в 1873 г. преобразована в губернию).
В связи с польским восстанием 1830-1831 гг. царское правительство, стремясь укрепить свою власть на ПБУ, образовало здесь в 1832 г.
Киевское генерал-губернаторство, куда вошли Киевская, Волынская и Подольская губернии.
В 1835 г.
Слободско-Украинскую губернию переименовали в Харьковскую.
Таким образом, все украинские земли, входившие в состав России, были разделены на 9 губерний.
Вся административно-исполнительная власть в них осуществлялась губернаторами, которых назначал царь, а в уездах – исправниками.
В начале 19 в. население украинских земель в составе России не превышало 7,5 млн. человек, из которых 5,5 млн. были крепостными.
На западноукраинских землях австрийское правительство сохраняло их политико-административную раздробленность.
Закарпатье оставалось в составе Венгерского королевства и подчинялось Братиславскому наместничеству, составляя 4 округа (комитатов, а затем – жуп).
Галичина была выделена в отдельный коронный край – Королевство Галиции и Ладомерии.
Восточная часть этого королевства, населенная украинцами, была разделена на 12 округов, один из которых составляла Буковина с центром в Черновцах.
Численность населения и его этнический состав.
К середине 19 в. население украинских губерний в составе России выросло втрое – с 7,5 до 23,4 млн. чел, в том числе за счет миграции других народов.
Значительное количество украинцев проживало вне пределов этих губерний – в Курской, Воронежской, Белгородской губерниях и на Кубани.
Существенно увеличилась численность русского населения в Надднепрянщине – до 12% (чиновники, купцы, рабочие, военные).
На ПБУ наиболее многочисленным национальным меньшинством оставались поляки, евреи, немцы и др.
В Галичине украинцы составляли почти 65%, поляки – 20%, евреи -10%. Этнические различия на украинских землях Австрии совпадали с социальными.
Правящим классом в Галичине была польская шляхта, в Буковине – румынские бояре, в Закарпатье – венгерские вельможи.
Украинцы представляли собой преимущественно крестьянскую нацию с немногочисленным слоем духовной и светской интеллигенции.
Русско-турецкая война 1806-1812 гг. была вызвана реваншистской политикой Турции, рассчитывавшей на отвлечение сил России войнами против Франции (1805-1807) и Ирана (1804-1813).
В июне 1807 г. русская эскадра под командованием адмирала Сенявина разгромила турецкий флот в Афонском сражении.
На суше боевые действия шли с переменным успехом, пока в 1811 г. русские войска под командованием М.Кутузова не одержали решительные победы под Рущуком и Слободзеей.
Были начаты мирные переговоры, которые завершились в мае 1812 г. подписанием Бухарестского мирного договора, по условиям которого к России отошла Бессарабия.
Украина в русско-французской войне 1812 г.
В июне 1812 г. началось вторжение в Россию войск Наполеона, стратегический план которого предусматривал отделить Украину от России, Волынь, Северное Причерноморье, ПБУ передать своим союзникам Австрии, Турции, Польше, а на остальных украинских землях создать марионеточные государства – Наполеониды, под управлением французских маршалов.
Часть украинского дворянства, особенно на ПБУ, с нетерпением ожидала прихода Наполеона, рассчитывая с его помощью освободиться из-под власти России, но большинство опасалось, что с приходом французов падет крепостное право, и вполне искренне поддерживало российское правительство.
Почти 70 тыс. украинцев вступило в казачьи и ополченские полки.
На Полтавщине их организацией занимался И.П.Котляревский.
В боевых действиях непосредственное участие принимали 2 Бугских, 3 Полтавских и 3 Киевских казачьих полка.
Специально предназначенному для захвата Киева наполеоновскому корпусу не удалось прорваться к городу.
Мелкие отряды французской конницы, проникшие на север Черниговщины, были ликвидированы русскими войсками и дружинами самообороны. 40-тысячное Украинское ополчение защищало левый фланг русской армии во время ее контрнаступления и освободило Могилев.
Особенно прославилось украинское ополчение на территории Польши при штурме крепости Замостье.
Эскадрон херсонских казаков В.Скаржинского осуществил успешный трехнедельный рейд по территории Белоруссии и Литвы.
Ополченские и казачьи полки из Украины принимали участие и в освободительном походе русской армии по странам Европы.
Русская армия получала из Украины продовольствие, фураж, лошадей, скот, подводы.
Шосткинский завод на Сумщине поставлял армии порох, Киевский арсенал – различное оружие.
На оборону страны украинское население собрало денежные пожертвования на сумму 10 млн. рублей.
Русско-турецкая война 1828-1829 гг. была вызвана борьбой европейских держав за раздел Османской империи, переживавшей острый внутренний кризис, обострившийся в связи с греческой национально-освободительной революцией 1821-1829 гг.
Англо-франко-российский флот разгромил турецкую эскадру в Наваринском сражении (1827).
В 1828 г. начались боевые действия на суше – в Дунайских княжествах и на Кавказе.
В 1829 г. русские войска разгромили турок в битве при Кулевче, взяли Силистрию, перешли Балканы и взяли Адрианополь, выйдя на подступы к Стамбулу.
На Кавказе русские войска овладели Эрзерумом.
В сентябре 1829 г. между Россией и Турцией был заключен Адрианопольский мирный договор, по которому к России отошло Кавказское побережье Черного моря;

Греция получила независимость от Турции, а Сербия, Молдова и Валахия – автономию.
Социально - экономическое развитие украинских земель в составе Российской империи.
В начале 19 в. большая часть украинских земель (ЛБУ, ПБУ, СУ, Южная Украина) принадлежала РИ. Сельское хозяйство (с/х) было главным сектором экономики, а состояние аграрных отношений определяло динамику всего общественного развития.
Это не случайно, поскольку аграрной сфере находилось ядро феодально-крепостнической системы: основное средство производства – земля, принадлежавшая помещикам, и основная производственная сила – зависимое от помещиков или от государства крестьянство.
Развитие с\х в этот период определялось совокупностью тенденций.
Доминировало помещичье землевладение (75% всех земель).
Однако помещичьи хозяйства деградируют и приходят в упадок, о чем свидетельствуют усиление эксплуатации крестьян, низкий уровень организации труда, падение доходов и т.п.
Растет задолженность помещиков государству, под залог было оформлено 1\4 имений в Украине.
Крестьянство делилось на две группы – помещичьи и государственные.
Помещичьи крестьяне составляли большинство в СУ, ПБУ, а государственные – на ЛБУ и ЮУ. Основными формами эксплуатации были отработочная, денежная и натуральная ренты.
Хотя в 1797 г. была установлена 3-дневная барщина, на практике крестьяне работали 6 дней в неделю.
Месячина.
Инвентарная реформа.
Государственные крестьяне считались свободными.
За пользование землей они платили государству феодальную денежную ренту (до 40% доходов).
Поскольку большинство крестьян не могли уплачивать такие суммы, росли недоимки (68 млн. руб. в 1853 г.).
Страдали крестьяне и от прогрессирующего обезземеливания, которое подрывало их хозяйства.
Прожиточный минимум составлял 5 десятин на душу.
В Подольской губернии этот показатель составлял 1,2 десятины, в Киевской – 1,9, Полтавской – 2,5, Херсонской – 3,2, Черниговской – 3,6.
Таким образом, наступление помещиков на крестьянские земли не только не способствовало преодолению хозяйственного кризиса, но и углубляло ее, поскольку этот процесс разрушал основы феодального способа производства (нарушался принцип наделения крестьянина средствами производства, снижается рентабельность крестьянских хозяйств).
На эффективность с\х существенно влияли рутинное состояние техники и отсталая система земледелия.
В середине 19 в. землю обрабатывали теми же орудиями, что и веком ранее – плугом, сохой, серпом, косой.
Не менялась и система обработки земли: классическое трехполье на ПБУ, архаическая перелоговая система на Юге, и комбинация этих двух систем на ЛБУ. Все эти факторы были причиной прогрессирующего падения урожайности.
Обезземеливание, упадок крестьянских хозяйств вызвали излишек рабочей силы в аграрном секторе.
Попыткой найти выход из положения стали стихийные и организованные переселения крестьян на Поволжье, Кавказ, в Новороссийский край.
Распространяется отход крестьян на заработки.
В первой половине 19 в. начались существенные сдвиги в аграрном секторе: постепенное разрушение натурального хозяйства и эволюционный переход в хозяйственной деятельности к товарности и предпринимательству.
Помещичьи имения втягиваются в товарные отношения неравномерно.
Крупные латифундии Южной и ПБУ имели значительный рыночный потенциал – значительные площади земли и достаточное количество дармовой рабочей силы.
Поэтому они легче приспособились к товарно-денежным отношениям, чем мелкие хозяйства ЛБУ. Постепенно в товарные отношения втягиваются и крестьянские хозяйства, что углубляло процесс имущественной дифференциации крестьянства. Путем мелкого предпринимательства, ростовщичества, чумачества, посреднической торговли часть крестьян накопила капиталы, готовясь к крупной предпринимательской деятельности.
В этот период расширяется сфера применения наемного труда, углубляется отраслевая специализация, в отдельных хозяйствах более заметными становятся агротехнические сдвиги.
Глубокие эволюционные изменения происходят в промышленном развитии.
В 1830-е гг. начинается промышленный переворот, суть которого в переходе от феодальной мануфактуры к капиталистической фабрике, в замене ручного труда машинным.
До середины 30-х гг. 19 в. основными промышленными предприятиями были крестьянские промыслы, ремесленные мастерские, мануфактуры, основанные на крепостном труде и ручной технике.
Это был период заметных количественных изменений: растет количество промышленных предприятий (200 в 1793 г. и 649 в 1830 г.), количество занятых в промышленности, объемы промышленного производства.
В первой трети 19 в. начались и качественные сдвиги, которые имели серьезные последствия. Возрастает роль вольнонаемного труда (в 1828 г. 46% всех предприятий).
В 1830-е гг. начался промышленный переворот, одновременно с Германией, но позже, чем в Англии, США, Франции.
Он стимулировал процесс роста количества предприятий.
С 1825 г. по 1861 г. их число выросло в 3,6 раза.
Крепостная мануфактура вытесняется капиталистической фабрикой.
Новые машины и технологии требуют качественно новой рабочей силы – дисциплинированной, квалифицированной, заинтересованной в результатах труда.
Крепостной работник не отвечал этим критериям, и поэтому процент наемных рабочих неуклонно возрастал (1825 г. -25%;

1861 г. – 74%). Потребности экономики способствовали появлению новых отраслей – каменноугольной, машиностроительной, сахарной и др.
Изменения произошли в размещении промышленности и составе ее собственников.
Так, если до середины 1840-х гг. 3\4 предприятий принадлежали помещикам и находились в селах, то в дальнейшем их строили в городах, а собственниками становились купцы, мещане, богатые крестьяне.
Формируется специализация районов на производстве определенной промышленной продукции.
Донбасс превратился на крупный центр каменноугольной промышленности, ПБУ специализируется на производстве сахара.
Таким образом, развитие с\х украинских земель в первой половине 19 в. определяли такие тенденции: доминирование помещичьего землевладения, которое находилось в состоянии кризиса; усиление эксплуатации крестьянства, его имущественная дифференциация; применение устаревших способов ведения хозяйства; появление в аграрном секторе излишков рабочей силы; постепенное разрушение натурального хозяйства и возникновение предпринимательства.
Динамика развития промышленности определялась бурным ростом количества предприятий, промышленным переворотом, внедрением новой техники и технологий, постепенным вытеснением мануфактуры фабрикой, ростом роли вольнонаемного труда, возникновением новых отраслей промышленности, постепенным перемещением промышленных предприятий из сел в города, специализацией промышленных районов.
В своей совокупности эти тенденции составляли суть и содержание двух противоречивых, но взаимосвязанных общественных явлений: кризис, упадок, но еще определенное доминирование старых феодальных отношений и структур, которые все больше тормозят развитие общества, с одной стороны, и зарождение, становление и формирование в рамках феодализма новых капиталистических отношений – с другого.
Общественные движения.
Первая половина 19 в. – это период вызревания глубокого общественно-политического кризиса в Российской империи.
Этот кризис обусловил возникновение общественных движений целью, которых было найти выход из тяжелого положения.
Усиление эксплуатации крестьянства в условиях упадка феодально-крепостниеской системы привело к противодействию народных масс, которое приобретало активные и пассивные формы: жалобы на помещиков; отказывались отбывать барщину, платить оброк; не подчинялись властям; самовольно создавали органы самоуправления; портили панский инвентарь; поджигали имения; убегали на южные земли; поднимали открытые восстания.
В 1803 г. на ПБУ произошли массовые выступления крестьян 24 сел Черкасского уезда.
Жители с.
Подвысоцкое Уманского уезда 15 лет (1811-1826) отказывались выполнять феодальные повинности, не подчинились даже военной силе.
По неполным данным, в Украине с 1797 по 1825 гг. произошло более 100 выступлений крестьян, для которых характерными были стихийность, неорганизованность, локальный характер действий, малочисленность, вера в доброго царя и т.п.
После окончания войны с Францией среди крестьянства распространялись слухи о скорой ликвидации крепостного права и передаче помещичьих земель крестьянам.
Чтобы пресечь слухи, Николай І вынужден был в 1826 г. издать специальный манифест, которым подтверждал нерушимость крепостнических порядков.
Этот документ не остановил рост крестьянского движения.
В 1829 г. началось восстание в Шебелинской слободе и в городе Чугуеве (1819 г.) на Слобожанщине, во время которого местные крестьяне выступили против навязанного им статуса военных поселенцев.
Следующие две волны крестьянских восстаний были связаны с польским восстанием (1830-1831) и голодом 1832-1833 р.
Во время Крымской войны (1853-1856 гг.) возникла новая форма крестьянского движения, известная как Киевская казачина.
Толчком к нему стал царский манифест 29 января 1855 г. о создании народного ополчения.
Вскоре он оброс слухами о том, что все ополченцы станут казаками и после войны получат волю.
Киевская казачина стала самым массовым движением первой половины 19 в.
Она охватила более 400 сел, 180 тыс. человек и была подавлена только с помощью оружия.
В 1856 г. под влиянием очередных слухов о том, что переселенцам в Крым будут предоставлены земля и воля, возникает новое массовое движение – Поход в Таврию за волей.
Вступая в стычки с войсками и полицией, крестьяне Екатеринославщины и Херсонщины двинулись в Крым (75 тыс.).
Только с использованием войск удалось подавить это выступление.
Своеобразным феноменом стали народные выступления под руководством Устима Кармалюка.
Его борьба с крепостничеством началась в 1812 г. и отличалась длительностью, интенсивностью и бескомпромиссностью.
Кармалюка 4 раза арестовывали и ссылали в Сибирь.
Он убегал и, вернувшись на Подолье, продолжал борьбу, которая длилась 23 года.
В восстании приняли участие 20 тыс. крестьян, которые осуществили 1 тыс. нападений на помещичьи имения.
Только гибель лидера дала возможность подавить это движение.
В 1826-1847 гг. произошло 250 крестьянских выступлений, а в 1849 -1854 гг. – 104. таким образом, крестьянское движение нарастает, что было еще одним свидетельством углубления общественно-политического кризиса в обществе.
Еще одним показателем процесса роста недовольства режимом стало возникновение в украинских землях масонских лож, которые были организационными формами объединения оппозиционно настроенной либеральной элиты.
Масонство возникло в эпоху средневековья, из цеховых организаций каменщиков – строителей.
Они стали прообразом масонских лож (мастерских).
Особенно активным как религиозно-этическое течение масонство становится после Английской революции середины 17 в. идейную основу масонского мировоззрения составляли принципы всемирного братства, равенства, самопознания и самоусовершенствования людей.
В Украине первая масонская ложа возникла еще в 1742 г. в с.
Вишнивцы на Волыни, но заметный рост начался лишь в конце 18 в.
Этому способствовали Великая Французская революция, включение ПБУ в состав РИ, распространение идей Просвещения и европейского стиля жизни, война 1812 г.
Галичина и ПБУ находились под влиянием польских масонов, ЛБУ и Слобожанщина – российских.
Масонские ложи возникали преимущественно в городах, т.к. в них входили прежде всего элитные слои населения.
В начале 19 в. масонские ложи возникли в Киеве, Одессе, Житомире, Харькове, Кременчуге, Полтаве, Дубно, Львове, Самборе и др.
Особенно масонское движение усилилось после войны 1812 г.
В Харькове появляется мастерская Умирающий сфинкс, в Одессе Понт Эвксинский, в Киеве – Объединенные славяне, в Полтаве – Любовь к истине.
Членами этих объединений были военные, чиновники, помещики, деятели культуры.
По характеру деятельности ложи не были однородными.
Так, харьковская ложа не занималась политикой и действовала в рамках религиозно-этического русла.
Полтавская ложа пыталась привлечь местное дворянство к активной общественно-политической деятельности.
Типичной особенностью украинского масонства было преобладание интернационального над национальным.
Это не случайно, ведь основной целью масонства было всемирное наднациональное братство.
Однако масоны ПБУ, прежде всего поляки, выступали за восстановление польского государства.
Некоторые из украинских масонов пропагандировали идеи освобождения славянских народов и объединение их в общеславянскую федерацию под руководством Украины.
В.Лукашевич и его сторонники (Полтава) выдвинули идею отделения Украины от России и вхождение ее в состав Польши.
В 1822 г. масонство было запрещено, но движение не исчезло.
Политическая оппозиция элитных слоев, которая ощущалась в идеологии масонства, но слабо ими реализовывалась на практике, проявила себя в движении декабристов.
Основной причиной декабристского движения стал кризис феодально-крепостнической системы, а своеобразным катализатором война 1812 г., которая привела к активному распространению западноевропейских идей, более глубоким знакомством с социальным и политическим опытом Европы, ростом среди дворянств чувства собственного достоинства и значимости.
В 1816 г. в Петербурге возникает Союз спасения - тайная дворянская политическая организация, которая стремилась путем военного государственного переворота установить конституционную монархию и ликвидировать крепостное право.
В организацию входили 30 человек, среди которых братья Муравйовы, С.Трубецкой, П.Пестель, Ф.Глинка и др.
Но единства между членами Союза спасения не было: постоянно спорили, что привело к распаду организации.
На обломках Союза спасения возникла новая тайная организация – Союз благоденствия (1818-1821), которая насчитывала более 200 человек.
Затем, в 1821 г. возникает Южное общество (Тульчинская управа), в состав которого вошли П.Пестель, С.Волконский, А.Барятинский, братья Муравйовы-Апостолы и др. В 1822 г. возникает Северное общество в Петербурге (Н.Муравйов, С.Трубецкой, Е.Оболенский, М.Бестужев, М.Лунин и др.).
В 1821-1825 гг. тайные общества набирают силы, привлекают новых борцов:

СО увеличилось до 105 , а ЮО до 101 человек.
Параллельно происходит процесс теоретического осмысления путей выходу общества из кризиса, создавались модели будущего общественного устройства.
Речь идет о программных документах декабристов – Конституции Н.Муравйова (Северное общество) и Русской правде П.Пестеля (Южное общество).
Характерным признаком этих проектов были общая цель (ликвидация самодержавия, крепостного права, демократизация общества) и общее средство ее достижения – военный переворот.
Но были и существенные различия.
В более умеренной Конституции Н.Муравйов обосновывал установление конституционной монархии; введение имущественного ценза для избирателей и избираемых; раздел России на 13 федеративных штатов, два из которых – Черноморский со столицей в Киеве и Украинский со столицей в Харькове территориально совпадали с бывшей Гетманщиной и Слободской Украиной.
Русская правда П.Пестеля была более радикальной – Россия провозглашалась республикой; устанавливалась диктатура Временного правительства; вводилось всеобщее избирательное право для мужчин с 20 лет.
Но в решении национального вопроса РП была консервативнее Конституции, поскольку видела Россию исключительно как единое унитарное государство, признавая право на самоопределение только за поляками.
Одновременно с Южным обществом в Украине действовала еще одна тайная организация – Общество объединенных славян, созданная братьями Борисовыми и Ю.Люблинским в Новоград-Волынском в 1823 г. (ок.60 человек).
Основными программными документами организации были Правила объединенных славян и Клятва объединенных славян, где были сформулированы главные задачи революционеров – ликвидация крепостного права, ликвидация самодержавия, устранение деспотизма господствующего режима.
Они выдвигали идею освобождения всех славянских народов и создания славянского федеративного союза в составе России, Польши, Сербии, Далмации и др.
В сентябре 1825 г.
ООС и ЮС объединились.
Выступление планировалось на лето 1826 г. – время, когда царь должен был прибыть на маневры в Украину.
Но в ноябре 1825 г.
Александр І умер в Таганроге.
Неопределенность в вопросе о престолонаследии подтолкнула революционеров к активным действиям. 14 декабря 1825 г. в день присяги войск и Сената на верность новому царю Николаю І члены Северного общества организовали восстание в Петербурге.
Однако несогласованность действий и нерешительность революционеров привели к поражению.
Пытаясь исправить ситуацию 29 декабря 1825 г. члены Васильковской управы С.Муравйов-Апостол и М.Бестужев-Рюмин подняли восстание Черниговского пехотного полка в с.
Трилисах возле Василькова на Киевщине. Лидеры выступления составили Православный катехизис, включавший основные постулаты декабристов – ликвидация самодержавия, крепостного права, установление демократических порядков.
Но повстанцы действовали нерешительно, утратив время и инициативу. 30.12.1825 г. повстанцы были разгромлены у с.
Устиновка.
После подавления восстания декабристов политическая жизнь в Украине замерла.
Украинская общественность всего несколько раз смогла заявить о своей оппозиционности.
Следственные дела жандармского управления свидетельствуют о пропаганде революционных идей в Харьковском университете (1826-1827) и о вольнодумстве в Нежинской гимназии высших наук (1827-1830).
В 1830 г. вспыхнуло польское восстание.
Это выступление было вызвано ущемлением автономии Королевства Польского, дарованной Александром І в 1815 г.
Повстанцы изгнали русские войска из многих городов, избрали Национальное правительство во главе с князем А.Чарторыйским.
Новая власть выдвинула программу борьбы за восстановление польского государства в границах 1772 г.
Чувствуя, что своими силами победить практически невозможно, польские патриоты выдвинули лозунг За нашу и вашу свободу и обратились за помощью к народам Литвы, Белоруссии, Украины.
Однако расчеты на поддержку украинского населения оказались напрасными, поскольку поляки отстаивали сохранение крепостного права и шляхетских привилегий, что не устраивало украинское крестьянство.
Кроме того, ПБУ не получало автономии, а входило в состав Польского государства, что не устраивало украинскую элиту.
В результате русские войска во главе с генералом Паскевичем в сентябре 1831 г. взяли Варшаву, повстанцы потерпели поражение.
Таким образом, общественное движение в первой половине 19 в. разворачивалось в русле борьбы за социальное и национальное освобождение.
Растет активность крестьянства, что свидетельствует о кризисе власти. Появление масонства стало, с одной стороны, свидетельством распространения новейших европейских идей и традиций, с другой – показателем растущей оппозиционности либеральной элиты.
Главным недостатком масонства была его замкнутость.
Более радикальными и действенными были декабристы, которые не только создали тайные общества, но и разработали теоретические модели будущего общественного устройства.
Однако узкая социальная база, нерешительность, идейные разногласия и т.д. не дали им возможности реализовать свои замыслы.
Польское движение имело целью возрождение независимости Польши, но ему не удалось консолидировать антиимперские силы.
Судьба запорожцев после Полтавской битвы.
Участие 8 тыс. запорожцев в Полтавской битве на стороне И.Мазепы и шведских войск повлекло за собой разрушение Чертомлыцкой Сечи русским отрядом полковника Яковлева по приказу Петра І в мае 1709 г. Запорожцы под руководством кошевого атамана Костя Гордиенко вынуждены были перейти на земли крымского хана Девлет-Гирея.
На р.
Каменка была основана Каменская Сечь, однако уже в 1711 г. на нее двинулись войска Бутурлина и Скоропадского.
Запорожцы отошли на территорию нынешней Херсонской области, где основали Олешковску Сечь.
Пребывание под протекторатом Крымского ханства было тяжелым.
Различные татарские группировки пытались использовать казаков в борьбе за власть.
Ханы требовали участия в походах на Северный Кавказ.
Начались преследования православия.
С другой стороны, российское правительство, предвидя скорое начало новой русско-турецкой войны, стремилось привлечь запорожцев на свою сторону.
Это повлекло усиление пророссийских настроений.
Учреждение Новой Сечи.
После смерти кошевого атамана К.Гордиенко – непримиримого противника Российской империи, на Сечи победила пророссийская группировка.
В 1734 г. более 30 тыс. казаков во главе с атаманом И.Билицким возвратились под власть России и в 7 км от бывшей Чертомлыцкой Сечи на р.
Пидпильной основали Новую (Пидпильненскую) Сечь.
Во времена Новой Сечи (1734-1775) чрезвычайно оживилась хозяйственная деятельность запорожцев.
Получила развитие система паланок (5-8)– самостоятельных округов Войска Запорожского, центром которых была крепость и город вокруг нее.
Земли Войска охватывали огромную территорию степной Украины.
Нынче это почти вся территория Днепропетровской области, части Донецкой, Запорожской, Кировоградской, Луганской, Николаевской и Херсонской областей.
Запорожские земли достигали даже противоположного берега Азовского моря (Ейская коса в Краснодарском крае).
В городах – центрах паланок существовали органы власти, избираемые паланковой радой, суд, церкви, ремесленные мастерские.
Там часто действовали речные паромные переправы, проводились ярмарки и т. п.
Административный аппарат паланок был небольшим: полковник, писарь, судья, есаул, атаманы входящих в паланку слобод.
В паланках жили и крестьяне, которые имели право избирать своих атаманов.
Каждая паланка имела свой герб, особую печать.
Накануне ликвидации ЗС на ее землях проживало 100 тыс. взрослых мужчин.
ЗС вела широкую торговлю.
Сюда прибывали купцы из других стран и местностей.
Иногда даже возникали торговые объединения для торговли с Сечью.
Разрушение ЗС.
Рост экономического могущества Запорожья, отсутствие крепостничества и демократический строй беспокоили царское правительство (особенно после восстания Пугачева).
Кроме того, Екатерина ІІ стремилась использовать богатейшие земли ЗС для раздачи своим сторонникам.
После окончания русско-турецкой войны 1768-1774 гг., ликвидации Крымского ханства и обретения Россией выхода к Черному морю, отпала потребность в казачестве на территории, ставшей внутренней частью империи.
4.07.1775 г., возвращавшийся с турецкой войны 10-тысячный отряд под командованием генерала Текелия окружил ЗС, где находился небольшой гарнизон (3 тыс.) и потребовал ее капитуляции.
Из Сечи были вывезены боеприпасы, артиллерия, войсковая казна, клейноды и архив.
Все здания разрушили.
После этого 100-тысячная российская армия оккупировала запорожские земли.
В июне 1775 г. вышел указ императорского совета, по которому запорожцам было предложено записаться в крестьянское и мещанское сословия.
Была репрессирована войсковая старшина Запорожья.
Кошевой атаман Петр Калнышевский в течение 25 лет отбывал заключение в Соловецком монастыре на Белом море, войсковой судья Павел Головатый и войсковой писарь Иван Глоба были сосланы в Тобольск.
Ликвидация ЗС сопровождалась уничтожением традиционного казацкого административно-территориального уклада, введением российских административных и судебных учреждений, изменениями в социальной структуре населения – ликвидацией казацкого сословия, закрепощением крестьян, реорганизацией казацкого войска в регулярные полки русской армии.
Под властью России оказалось большинство украинских земель:

ПБУ, ЛБУ, Сл.
У, Запорожье.
Задунайская Сечь.
Существовала в 1776-1828 гг. в устье Дуная на территории, принадлежащей в то время Османской империи.
После разрушения ЗС в 1775 г. многие запорожцы, спасаясь от закрепощения, переселились в низовья Дуная, в Добруджу.
Турецкое правительство предоставило запорожцам земли между Южным Бугом и Дунаем.
В 1776 г. в устье Дуная была основана первая Задунайская Сечь (Усть-Дунайская).
По некоторым данным, она была на месте г.
Вилково, по другим – в окрестностях с.
Караорман.
В 1785 г. из-за конфликта с некрасовцами (бежавшими туда же русскими казаками-староверами) часть задунайских казаков (7 тыс. человек) переселилась в местность Сеймень в Силистрии. 8 тыс. задунайцев по приглашению австрийского императора Иосифа ІІ поселились в Банате (нынешняя Сербия), где они несли пограничную службу на австрийско-турецкой границе.
Здесь, в устье р.
Тисы была основана Банатская Сечь.
Однако жесткий контроль австрийских должностных лиц вынудил их в 1805 г. вернуться в Сеймень.
Весной 1813 г. казаки перенесли Сечь в местность Катерлёз (Катерлежская Сечь), а в 1815 г. в Верхнем Дунайце была основана наиболее известная Задунайская Сечь.
Внутренний уклад Задунайской Сечи был таким же, как и на ЗС. Высшим органом была войсковая рада, избиравшая кошевую старшину – кошевого атамана, судью, писаря, есаула, товмача-драгомана.
В раде участвовали все казаки.
На Сечи существовала школа и библиотека.
Казаки вели активную хозяйственную деятельность, занимались рыболовством, охотой, скотоводством и земледелием.
Задунайская Сечь пополнялась беглыми крестьянами и казаками из Украины.
Задунайские казаки вынуждены были участвовать в военных операциях турецкой армии против восставших сербов, греков, румынов, что противоречило их убеждениям.
В мае 1828 г., во время русско-турецкой войны 1828-1829 гг. кошевой атаман Иосиф Гладкий во главе 2-тыс. группы казаков перешел на сторону России, где они приняли русское подданство.
В ответ турецкие войска разрушили Задунайскую Сечь, перебив ее гарнизон, а 2 тыс. казаков во главе с наказным гетманом И.Баланом были брошены в тюрьму.
Войско верных казаков (Черноморское казачье войско).
Существовало в 1787-1860 гг. и было одним из крупнейших казачьих формирований, созданных на территории Украины после разрушения ЗС. Попытки заставить казаков служить в регулярных пикинерских полках не удались, поэтому в условиях подготовки к войне с Турцией, российское правительство было вынуждено сформировать из бывших запорожцев традиционное казачье войско под названием Войско верных казаков.
По приказу Екатерины ІІ в 1787 г. полковники З.Чепига и С.Билый начали формирование 2 полков по 500 казаков.
Зимой 1788 г. был издан царский указ о создании Войска верных казаков.
Князь Потемкин гарантировал предоставление земель на Керченском полуострове или на Тамани.
Войско пребывало на царской службе и подчинялось приказам российского командования.
Внутренняя автономия и традиционное казачье самоуправление сохранялись, однако все руководство войска утверждалось царскими указами.
Возглавил войско кошевой атаман Билый.
Ему передали клейноды и другую казацкую атрибутику, изъятую после разгрома ЗС в 1775 г.
В войске были возобновлены традиционные старшинские должности, деление на курени и походные команды.
Под командованием С.Билого и З.Чепиги войско принимало участие в русско-турецкой войне 1787-1791 гг.
В 1788 г. войско переименовали в Войско верных казаков Черноморских (Черноморское казачье войско) и ему была выделена территория между Южным Бугом и Днестром.
Казаки учредили несколько поселков, в частности Слободзеи (ныне Молдова).
Численность войска быстро росла (к осени 1791 г. 12,5 тыс. человек).
Войско делилось на две части – конные отряды и флотилия баркасов.
Казаки принимали участие в боях при Терновце, Бендерах, Мачине, штурмах Очакова, Березани, Хаджибея, Измаила, Килии, Исакчи, Тульчи.
Основу хозяйственной деятельности казаков составляли скотоводство, рыболовство, соляной промысел, пчеловодство, земледелие, виноградарство, огородничество и выращивание бахчевых культур.
Переселение казаков на Кубань.
В 1792 г. русское правительство для закрепления своего господства на Северном Кавказе переселило казаков на Кубань.
Казаков разместили вдоль т.н.
Черноморской пограничной линии, которая проходила от р.
Лабы по правому берегу р.
Кубань до Азовского моря.
Было переселено 25 тыс. казаков, им была выделена территория площадью 30 тыс. км. кв.
Бывшие запорожцы составляли 40 куреней, которые с середины 19 в. стали называться станицами.
Центром стал основанный в 1793 г.
Екатеринодар (ныне Краснодар).
Черноморское казачье войско пополнялось за счет переселения бывших реестровых казаков из ЛБУ, бывших слободских казаков, а также казаков расформированных украинских казачьих войск:

Усть-Дунайского, Азовского, Бужского, Екатеринославского и др. С 1808 по 1849 гг. на Кубань переселилось более 77 тыс. человек.
Ко времени своей ликвидации в 1860 гг.
ЧКВ на Кубани насчитывало 200 тыс. человек.
На Кубани за казаками сохранилась выборность старшины, запорожские названия куреней и др.
Однако после смерти последнего кошевого атамана А.Головатого в 1797 г. выборы нового атамана не проводились, а на казачье войско была распространена система офицерских званий.
ЧКВ участвовало в наполеоновских войнах 1812-1814 гг., в русско-турецкой войне 1828-1829 гг., в подавление польского восстания 1830-1831 гг., во всех военных операциях на Кавказе и в Крымской войне 1853-1856 гг.
В 1860 г.
ЧКВ вошло в состав Кубанского казачьего войска.
Возникновение Азовского казачьего войска.
В 1828 г. из казаков Задунайской Сечи во главе с кошевым атаманом Й.Гладким было образовано казачье войско на службе у российского императора, переименованное в 1831 г. в Азовское казачье войско.
Казакам были предоставлены земли на северо-западном побережье Азовского моря в Екатеринославской губернии.
Численность казаков с семьями составляла около 6 тыс. чел.
Они несли пограничную службу с помощью 29 судов и 10 конных сотен.
Войско подчинялось генерал- губернатору Новороссии, внутреннее управление находилось в руках и войскового правления (в станице Петровской, затем в Мариуполе).
В 1865 г.
АКВ было упразднено.
Казаки обращены в крестьянское сословие.