• Название:

    НЕЗАВЕРШЁННАЯ РЕФОРМАЦИЯ А. Н. Ярков. DOC

  • Размер: 0.04 Мб
  • Формат: DOC
Автор:

Ярков Андрей Николаевич, кандидат философских наук,
Религиозно-философское общество (г.
Нижний Новгород, Россия)
Культурно-просветительское общество Возрождение (г.
Партенит, Украина)

Опубликовано: // Тезисы доклада на конференцию Духовный мир человека: проблемы и перспективы, 2003 г. ПРОБЛЕМЫ НЕЗАВЕРШЁННОЙ РЕФОРМАЦИИ

1. В европейской культуре, начиная с Нового времени, наметилось резкое разделение разных областей культуры – религии, науки, философии, искусства.
Сегодня эта ситуация весьма актуальна и для нас.
Мы обнаруживаем непроходимую пропасть между ними.
Всё это вылилось в такие явления, как феномен Двух культур/Ч.Сноу/, моральной и культурной деградации, отрыве церкви от культуры, культуры от церкви, философии от тех и от других.
Для России это наиболее актуально, в связи с её кризисным положением во всех областях.

2. М.Вебер показал, что прогресс западной цивилизации и рождение капитализма тесно связаны были с духом протестантизма, с реформаторскими церквями, выведшими отношение и связи внутри культуры, на новый уровень.
Реформация дала новый виток духовности, заменившей истощившуюся католическую культуру. Такого нового витка духовности не получила в своё время Россия, реформаторское движение в которой, хотя и началось, но не смогло завершится.
Многочисленные салоны и общества, в которых намечалось рождение новой церкви, русской реформации, представленной во главе с такими именами как Л.Н.Толстой, В.С.Соловьёв, Мережковские, Н.А. Бердяев, В.В.Розанов, Е.С.Трубецкой и т.д., увы, было грубо прервано насилием революции и неприличной активностью большевизма.

3. Кроме того, если западная реформация опиралась ещё на национально-освободительные движения, восставшие против засилья римской церкви, и на экономико-политические соображения, то в России напротив, православная церковь, погрязшая в язычестве и догматизме, опиралась на националистические и государственные мотивы, что делало её почти неуязвимой для обвинений и реформ.
Только упразднение церкви вместе с государством могло хоть как-то изменить религиозную ситуацию в стране.
Но к сожалению реформа пошла совсем не в том направлении, как хотелось бы нам.

4. Потому сейчас, когда рассыпалась марксистско-ленинская идеология, в страну ринулись многочисленные протестантские церкви, занимать пустующее место.
Плохо ли это или хорошо? С одной стороны хорошо, ибо даёт и сохраняет право на свободу выбора вероисповедания, косвенно обогащает культуру, заставляет людей хоть немного думать, не даёт возможности православному авторитаризму вновь стать государственной церковью, снова погубив, тем самым, Россию.

5. С другой стороны, являются ли западные протестантские церкви действительными носителями подлинной культуры христианства? Вероятно, всякий образованный человек возмутится, если ему сказать, что баптистские, адвентистские, харизматические или свидетельские богослужения и понимания вероучений могут претендовать на действительное имя высококультурного и духовного христианства. В большинстве своём современное протестантство есть грубый, вульгарный буквализм в понимании Библии, есть бескультурие возведённое в ранг нормы, есть помесь научных и суеверных аргументов в области теологии, есть упрощённая до плачевного состояния, эстрадная эстетика и культура общения, построенная на улыбках от Карнеги.

6. В чём же причина такого состояния протестантских церквей? Мне видится она в следующем: в области религии существует два рода веры – разумная и неразумная.
Разумная вера пытается сначала понять, во что верить, а потом верить.
Неразумная, или фундаменталистская вера предлагает просто верить, или сначала поверить, а потом понять, во что веришь. Фундаментализм означает то, что в основе вероисповедания лежит какой-то авторитет, выбранный из нерациональных соображений – соображений чудес, откровений, традиции и т.п.
Но всякий фундаментальный авторитет ограничен, не обладает полнотой, не имеет общечеловеческой обязательности.
Бывают различные авторитеты – писаний, церквей, учителей, соборов, пап, апостольской преемственности, череды просветлённых учителей и т.д. Главный признак фундаменталистского учения – неспособность обоснования своего фундамента, слепое принятие и необсуждение своего авторитета, нелюбовь к философии и рассуждению.
Эта позиция приводит к целому ряду бед – к догматизму, фанатизму, подавлению познания, буквализму, примитивности культуры, сужению горизонта мысли, авторитаризму и подавлению инакомыслия.

7. Позиция же рациональной веры всегда открыта, не боится света, анализа своего учения, готова к принятию нового, вбирает в себя все существующие культуры, идеи, дабы найти в них всё лучшее.
Рациональная вера полагает своим основанием разум, конечно сознающий свои границы, но всё же как единственный инструмент и авторитет, присущий любому человеку.
Рациональная вера, имея своей целью благо человека, стремится объединить для этой цели и религию, и науку, и философию, и искусства и иные культуры, и ведёт к развитию и прогрессу в духовности и культурной жизни отдельного человека, и всего человечества в целом.

8. В связи с этим, я полагаю, что процесс начавшейся на западе реформации не был доведён до логического конца, её цель не была достигнута. До реформации авторитетом, на котором базировался христианский фундаментализм, был авторитет Церкви и Папы.
Правильность понимания христианства определялась догмами церковного вероучения, соборов и постановлений.

После реформации фундаментом стала Библия. Теперь в христианстве ссылаются на те или иные стихи Библии, чтобы обосновать свои взгляды.
Но так как буквальное прочтение Библии является бездуховным, ибо буква убивает, дух животворит /2 Кор 3;

6/, то оно порождает множество противоречий, от которого и возникли такое обилие конфессий, разделений, сект, пониманий и т.п.
Фундаменталистский подход к Библии убивает Дух, и превращает христианство в хамскую религию, не нуждающуюся ни в развитии, ни в дарах, ни в общении.
Все эти плоды мы видим на дичайших нелепостях, к которым приводят современные секты и церкви, к полному разрыву между религией и культурой, и к результирующей деградации их друг без друга.

9. Поэтому актуальную задачу нынешней ситуации я вижу в том, чтобы довершить незавершённую реформацию и передать права на вероучительство из рук церквей и писаний, в руки разума и философии, как последних авторитетных инструментов, данных нам самим Богом, чтобы мы, жили и ходили путём разума /Притчи 9;

6/, ибо мудростью устрояется дом, и разумом утверждается /Притичи 24;

3/.
Партенитское культурно-просветительское общество Возрождение, Крым HYPER13 PAGE HYPER15 2